Инновации в организации: понятие, виды, практическая значимость
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Впервые термин инновация ввел австрийский ученый Й. Шумпетер в 30-е годы 20 века.

По мнению И. Шумпетера, под инновациями понимается введение нового продукта или качественное совершенствование прежнего, внедрение нового метода производства, открытие нового рынка, приобретение нового источника сырья, осуществление новой организации производства.

Инновации могут быть (по Й. Шумпетеру) в виде:

• новой продукции,

• новой технологии производства,

• маркетинговой инновации те нового рынка сбыта,

• нового материала,

• организационной инновации, обеспечивающей монопольное положение предприятия.

Руководство Осло (1992 г., г. Осло – столица Норвегии), совместно разработанное Евростатом и ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), является частью непрерывно эволюционирующего семейства руководств, посвященных измерению и интерпретации данных, относящихся к науке, технологиям и инновациям.

Инновация (Руководство Осло, 2010 г.) есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях.

Некоторые авторы выделяют разницу:

Инновация – это продукт (товар или услуга) научной деятельности, в результате применения которого в производстве происходят коренные изменения, влекущие за собой кардинальные организационно- распорядительные и производственно-технологические преобразования.

Нововведение – совершенствование определенной части технологического или производственного процесса, не требующее остановки производства и значительных экономических затрат. Нововведение не изменяет организационные и производственно-технологические процессы. Оно направлено как на улучшение процесса изготовления, так и на совершенствование конечного продукта (товара или услуги).

Новация (лат. novation — изменение, обновление) - какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п. Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий и производственный процесс; организационной, производственной и другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендации, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д.

Инновационная деятельность — деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригод­ного в практическом использовании. В полном объеме инноваци­онная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потре­бителей — реализацию инноваций.

Инновационный менеджмент — совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Инновационный процесс — процесс преобразования научных знаний в инновацию.

Ноу-хау — совокупность технических, технологических, коммерческих, организационных знаний, необходимых для организации произ­водства. В отличие от секторов производства ноу-хау не патенту­ется, так как в значительной части состоит из определенных прие­мов, навыков, производственного опыта. Ноу-хау наряду с патен­тами, товарными знаками, авторскими правами считается собст­венностью предприятия, фирмы. В качестве товара ноу-хау сопут­ствует продаже патентов и лицензий, но может реализоваться са­мостоятельно. Обмен ноу-хау может осуществляться путем пере­дачи технической документации, организации обучения персона­ла, участия специалистов в производственном процессе.

Государственная инновационная политика — определение органами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации целей ин­новационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Инновационная политика — комплекс мер, направленных на разви­тие инновационной деятельности.

Инновационный проекткомплекс мероприятий научно-техни­ческого, организационно-экономического, маркетингового харак­тера, направленных на коммерциализацию научной идеи.

 

Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организа­ции) — совокупность различных видов ресурсов, включая матери­альные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Интеллектуальная собственность — исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятель­ности и приравненные к ним средства индивидуализации юриди­ческого лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак и т.п.). Боль­шинство объектов интеллектуальной собственности как результа­ты творческого труда имеют авторов, чьи имена сопровождают данные объекты. Товарные знаки и иные обозначения индивидуа­лизируют субъекты и продукты обычного труда — товары, услуги.

Инновационная сфера — область деятельности производителей и по­требителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационная инфраструктура — организации, способствующие осу­ществлению инновационной деятельности (инновационно-техно­логические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).

Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, регио­нальная, межрегиональная, отраслевая) — комплекс инновацион­ных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, испол­нителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффек­тивное решение задач по освоению и распространению принци­пиально новых видов продукции (технологий)

Период окупаемости — показатель эффективности инновационных инвестиций, характеризующий срок, в течение которого они пол­ностью окупятся. Рассчитывается делением общей суммы инве­стиций в инновации на среднегодовой денежный поток, приве­денный к настоящей стоимости.

Изобретением является техническое решение в любой области относящееся к продукту (в частности устройству, веществу, штам­му микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действии над материальным объектом с помощью материальных средств).

Полезной моделью является техническое решение относящееся к устройству.

Промышленным образцом является художественно конструктор­ское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.

Патент удостоверяет приоритет авторство изобретения полезной модели или промышленного образца и исключительное право на них.


[1] См.: Шапиро В.Д. Управление проектами. М., 2006, С. 121.


Дата: 2019-02-25, просмотров: 195.