Стратегия — это детальный всесторонний комплексный долгосрочный план достижения поставленных целей, который обеспечит переход организации на качественно иной (новый) уровень развития.
Инновационная стратегия — комплексный план достижения инновационных целей. Разрабатывается на уровне национальной экономики, отрасли, компании, предприятия.
Инновационные стратегии предприятия разрабатываются для достижения целей:
• обеспечение конкурентной позиции предприятия,
• реакция на влияние внешней среды,
• средство занять другую ранее не занимаемую рыночную нишу,
• средство ухода от конкуренции путем создания новой рыночной ниши
Типы инновационных стратегий:
1. Наступательная. Высокие затраты на нововведения
2. Оборонительная. Затраты на нововведения ниже, чем у лидера
3. Имитационная. Затраты на нововведения средние
4. Зависимая. Незначительные затраты на нововведения
5. Традиционная. Затраты на нововведения минимальные
6. Оппортунистическая. Затраты на нововведения зависят от тактических соображений
Рыночные стратегии:
1. Стратегия замещения выбирается, когда рынок достиг насыщения (демпинг, имитация поведения конкурентов и профилизация). Профилизация в определенной мере связана со стратегией «фокусирования» и предполагает фокусирование внимания потребителей на особых характеристиках торговой марки.
2. Стратегия расширения направлены на расширение объема спроса за счет новых групп потребителей или на интенсификацию спроса путем увеличения объема потребления данного товара существующими группами потребителей.
3. Стратегия конкурентная избирается при стремлении добиться преимущества в издержках производства и сбыта, дифференциации продукции, концентрации на определенных видах деятельности.
4. Стратегия маркетинга широкого проникновения избирается с целью быстрого выхода на рынок и захвата максимально возможной его доли.
5. Стратегия роста означает, что фирма должна ежегодно превышать плановые показатели по стратегическим целям по сравнению с уровнем предыдущего года.
6. В стратегии ограниченного роста план показателей по стратегическим целям устанавливается от достигнутого и означает его корректировку с учетом инфляции.
7. Стратегия сокращения используется, когда уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом.
Тип компании (классификация X. Фризевинкеля) и биологический подход к классификации конкурентного поведения Л.Г. Раменского:
Виолентная — стратегия ориентирующаяся на снижение издержек производства за счет массового выпуска сравнительно недорогих, но вполне доброкачественных товаров. Девиз виолентов: «Дешево, но прилично».
Патиентная — стратегия, ориентирующаяся на выпуск ограниченного количества дорогой высококачественной продукции, реализуемой по очень высокой цене ограниченному кругу потребителей.
Коммутантния — стратегия, реализуемая малыми предприятиями предполагающая приспособление к удовлетворению небольших по объему потребностей рынка. Как правило, малые предприятия, придерживающиеся этой стратегии, не располагают научно-техническими заделами.
Эксплерентная — стратегия, ориентированная на радикальные нововведения, а фирмы, ее реализующие, являются пионерами на рынке.
Окончательно принимая ту или иную стратегию в качестве руководства к действию, менеджмент компании должен учитывать четыре фактора:
1. Риск. Какой уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из принимаемых решений?
2. Знание прошлых стратегий и результатов их применения. Это позволит фирме более успешно разрабатывать новые стратегии;
3. Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент;
4. Реакция на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами компании, но часто владельцы могут оказывать силовое давление на его изменение. Руководству компании стоит иметь в виду этот фактор.
Стратегия технологического лидера характеризуется постоянной разработкой технологических (продукт и процесс-) инноваций. Основным мотивом является признание продукта или технологии как образца с продолжением лидерства путем модификаций и других инноваций, направленных на более полный охват рынка и снижение издержек.
Стратегия следования за лидером (оборонительная) предполагает инновационное развитие реакционного характера — реакция на изменение во внешней среде в частности, инновации конкурентов. Она базируется на максимально быстрой абсорбции инноваций и расширении рыночной базы Выгода стратегии в том, что предприятие может концентрироваться на продуктах (работах, услугах), уже получивших признание рынка.
Стратегия диверсификации предполагает развитие комплексных инноваций в различных сферах — усовершенствование старой продукции, расширение модификационного ряда, технологии, маркетинге, финансах, сбыте, организационных структурах, переработки информации, социальной, экологической областях, использование новых принципов и методов формирования ценовой политики, изменение имиджа предприятия, создание новых целевых сегментов.
Стратегия имитации базируется на использовании известных технологий и их необходимом развитии в соответствии с требованиями специфического рынка. Она предусматривает только опытно конструкторские работы для освоения приобретаемых лицензий и ноу-хау.
Выбор инновационной стратегии зависит от:
• рыночной стратегии организации (предприятия),
• научно-технического уровня производства,
• технического уровня производимой продукции (работ или услуг),
• темпов обновления продукции (работ или услуг),
• уровня квалификации персонала,
• размера и эффективности использования капитала,
• финансово экономического состояния организации (предприятия).
Разработка стратегии компании включает этапы:
• SWOT -анализ (анализ сильных и слабых сторон компании возможностей и угроз),
• разработка и анализ альтернатив стратегического развития компании,
• формирование стратегических целей,
• подготовка программы реализации выбранной стратегии развития.
Базой разработки инновационной стратегии является теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция предприятия и проводимая им научно-техническая политика.
Упрощенная модель выбора стратегии разработана Бостонской консультативной группой и определяет ее выбор в зависимости от доли рынка и темпов роста в отрасли.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 262.