Управление инновационными проектами ( БИЛЕТ №9)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

Идеи, замыслы и технические решения, а также реализующие их проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:

− модернизационный (псевдо-инновации), когда конструкция прототипна или базовая технология кардинально не изменяются. Например, расширение размерных рядов и гаммы изделий, установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля;

− новаторский (улучшающие инновации), когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего. Например, добавление новых качеств, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий;

− опережающий (базисные инновации), когда конструкция основана на опережающих технических решениях. Например, введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся;

− пионерский (базисные инновации), когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции. Например, композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии.

Уровень значимости проекта, а впоследствии и всей инновационной программы, определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

Виды инновационных проектов по основным типам:

1. По периоду реализации проекта: краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (более 5 лет);

2. По характеру целей проекта: конечные и промежуточные;

3. По виду удовлетворяемых потребностей ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;

4. По типу инноваций, могут быть введение нового или усовершенствованного продукта, создание нового рынка, освоение нового источника сырья или полуфабрикатов, реорганизация структуры управления;

5. По уровню принимаемых решений, могут носить международный федеральный, региональный, отраслевой и фирменный характер;

6. С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

а) монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

б) мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

в) мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

Состав стадий и этапов проекта определяется его отраслевой и функциональной принадлежностью.

Между проектом и внешней средой осуществляется связь и перемещение элементов, участвующих в работе по его реализации. Внешняя среда формируется политическими, экономическими, социальными и научно-техническими факторами.

Проект тесно связан с научно-техническим обеспечением, а именно достижения в предметной области проекта и привнесение ноу-хау. Проект объединяет знания и опыт по реализации определенных идей, при этом формируется зона реализации проекта, в которой принимаются решения по управлению проектом, и способствует реализации персонала проекта, который является частью трудовых ресурсов вообще. Проект ориентируется на законодательно-правовые основы, что составляет правовую зону проекта, на их основе заключаются контракты и другие правовые документы. Финансирование проекта создает финансовую зону и ориентируется на инвестиционный рынок.

Проект объединяет знания и опыт по разработке самого проекта и формирует зону разработки проекта, в которой разрабатывается вся проектная документация. Зона разработки проекта тесно взаимодействует и формирует материальное хозяйство, которое образует зону закупок и поставок. Проект объединяет опыт и методы строительства, формируя зону строительства, то есть непосредственно здания и сооружения. Зона строительства предполагает наличие участка строительства, а он образует зону землепользования[1].

Проект объединяет инженерные знания и опыт, формируя зону инжиниринга, которая занимается технологическим процессом, а технологический процесс ориентирован на конкретное производство и тем самым формируется производственная зона. Прединвестиционная стадия проекта тесно связана со сферой бизнеса и внешней средой. В заключительной фазе, когда уже получена продукция, проект связан с зоной сбыта и конкретно с рынком сбыта.

Основными участниками инновационного проекта являются:

1. Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта (юридические, физические лица);

2. Инвестор – юридические, физические лица, которые вкладывают деньги (заказчик и инвестор могут совпадать);

3. Проектировщик – разработчик проекта;

4. Поставщик – организация, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение;

5. Руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту;

6. Команда проекта, создается на период работ.

Непосредственно же древообразная структура позволяет распределить общий объем работ по проекту на поддающиеся управлению независимые блоки, которые передаются под управление специалистам. Комплекс взаимосвязей между работами часто называют логической структурой проекта, поскольку он определяет последовательность выполнения работ. Структурирование помогает решить следующие задачи: разделение объекта на поддающиеся управлению блоки; распределение ответственности; оценка необходимых затрат средств, времени, материальных ресурсов; создание единой базы для планирования, составления смет и контроля за затратами; увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов; переход от общих целей к конкретным заданиям.

Создание и реализация проекта включают следующие этапы:

1. Формирование инвестиционного замысла (идеи);

2. Исследование инвестиционных возможностей;

3. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта;

4. Подготовка контрактной документации;

5. Подготовка проектной документации;

6. Строительно-монтажные работы;

7. Эксплуатация объекта;

8. Мониторинг экономических показателей.

Под этапом формирования инвестиционного замысла (идеи) понимается задуманный план действий. На этом этапе необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.

Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

К объектам инвестиций могут быть отнесены строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг, комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы).

Процесс организации инновационной деятельности на предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

1. Определение цели управления инновацией.

2. Выбор стратегии менеджмента инновации.

3. Определение приемов управления инновацией.

4. Разработка программы управления инновацией.

5. Организация работ по выполнению программы.

6. Контроль за выполнением намеченной программы.

7. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией.

8. Корректировка приемов менеджмента инновации.

 

Основные разделы бизнес-плана инновационного проекта:

Титульный лист

Аннотация

Меморандум о неразглашении

Оглавление

Раздел 1. Возможности фирмы (резюме).
Раздел 2. Определение инновационного проекта.
Раздел 3. Характеристика товаров (услуг).
Раздел 4. Рынки сбыта товаров (услуг).
Раздел 5. Конкуренция на рынках сбыта.
Раздел 6. План маркетинга.
Раздел 7. План производства.
Раздел 8. Организационный план.
Раздел 9. Юридическое обеспечение проекта.
Раздел 10. Экономический риск и страхование.
Раздел 11. Стратегия финансирования.
Раздел 12. Финансовый план.
Приложение.

Грант (grant) — средства, безвозмездно передаваемые спонсором организации или частному лицу для осуществления конкретного инновационного проекта.

Содержание заявки на грант:

1. Титульный лист.

2. Аннотация.

3. Анкета руководителя гранта.

4. Анкеты соискателей гранта.

5. Описание проекта (цель, задачи, этапы, научно-технический задел, уровень разработки, краткое описание проекта, результаты от внедрения проекта по этапам).

6. Календарный план.

7. Смета расходов.

8. Электронная заявка.

9. Копии.

 

Источники финансирования инновационного проекта:

Источники финансирования инновационной деятельности можно

разделить на собственные и привлеченные.

1. Собственные средства нераспределенная прибыль, выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества устойчивые пас­сивы, амортизация.

Кроме того, организации и предприятия, входящие в крупные структуры (финансово-промышленные группы концерны, ассоциации и др.) и осуществляющие инновационные проекты, финансируются за счет этих структур.

К собственным источникам могут быть приравнены также средства, полученные от заказчиков продукции, которая будет полу­чена в результате инновации.

2. Привлеченные источники финансирования инновационной деятельности:

a) Средства, полученные на финансовом рынке (продажа акций, облигаций, других ценных бумаг организации; кредиты банков и других инвестиционных организации; финансовый лизинг).

b) Средства, полученные в результате их перераспределения (бюджетные ассигнования; средства внебюджетных инновационных фондов; страховые средства, получаемые в возмещение по наступившим рискам от страховых компании).

c) Иностранные инвестиции - вложения капитала иностран­ными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской деятельности на территории России с целью получения дохода.

d) Венчурное финансирование вложение финансовых ресурсов в рискованный проект или рискованное предприятие.

e) «Бизнес ангелы». Это - богатые люди, вкладывающие деньги заработанные в других секторах бизнеса, в перспективные проекты на условиях анонимности и участия в управлении.

 

Инновационные риски возникают в процессе выбора идеи инновационного проекта, разработки инновационного проекта, осуществления мероприятий по инновационному проекту, включая реализацию инновационной продукции (услуги).

Перечень инновационных рисков:

неправильный выбор инновационной идеи

• неправильный выбор направления воплощения инновационной идеи;

• патентный

• производственный

• организационный

• экономический

• маркетинговый

• экологический

• социальный

• недобросовестная конкуренция













Дата: 2019-02-25, просмотров: 194.