13. Экономическое содержание и формы концентрации капитала в торговле: горизонтальная и вертикальная интеграция.
Понятие концентрации имеет узкое и широкое значение. В узком смысле понятие концентрации применимо к отдельному предприятию, как монопрофильному, так и многопрофильному по номенклатуре производимой продукции. В широком смысле понятие концентрации целесообразно использовать преимущественно по отношению к различным типам корпораций. При различных вариантах концентрации должны использоваться разные показатели ее уровня и разные критерии оценки эффективности концентрации.
Концентрация и централизация капитала и производства, укрупнение размеров хозяйствующих единиц - это первые причины, обуславливающее процесс фундаментальной трансформации.
Другими причинами, сокращающими сферу господства рыночной организации, по нашему мнению, являются:
1) действие объективной тенденции возрастания затратности и убывания доходности в результате ограниченности ресурсов,
2) возрастание роли инфраструктуры,
3) информации,
4) новых товаров,
5) увеличение затрат на трансакции в результате роста количества экономических субъектов, размеров экономической системы и информационного потока.
Рассмотрим указанные причины подробнее.
Действие объективной тенденции возрастания затратности и убывания доходности в результате ограниченности ресурсов. Данная тенденция может не требовать в целом более крупных хозяйствующих субъектов, так как только им под силу становится использовать возрастающую массу предметов труда, которые с течением времени обходятся человечеству дороже (переход к более бедным месторождениям и разработка ресурсов, находящихся дальше от мест традиционного использования).
Возрастание роли инфраструктуры. Инфраструктурные объекты - наиболее капиталоемкие, требующие к тому же значительных текущих затрат. Их сооружение не представляется возможным в рамках только рыночной экономической организации без использования контрактной системы и все более крупных фирм. Обслуживание инфраструктурных объектов под силу только сверхкрупным компаниям с развитой внутрифирменной иерархией (большинство из них являются естественными монополиями, так как инфраструктура часто является объектом естественных монополий (трубопроводы,транспортные системы, линии электропередач и проч.)).
Возрастание роли информации. Информационные системы являются частью инфраструктуры, поэтому все, что справедливо применительно к инфраструктуре, справедливо и применительно к ним. Здесь самостоятельным аспектом является именно возрастание роли информации. Поэтому вполне уместно говорить и об информационном обществе, и об информационных технологиях, и т. д.
Роль новых товаров. Разработка, подготовка к производству, массовое производство товаров с принципиально новыми свойствами вряд ли под силу мелкому и среднему капиталу. Это удел крупных и сверхкрупных компаний (есть даже такая монополистическая политика - “быть второй”, т. е. быть за спиной некрупной компании - инноватора и успеть вовремя перехватить у нее производство нового товара). Само же производство новых товаров также требует и контрактных трансакций, и отношений внутрифирменной иерархии.
Ученые обычно выделяют три основные разновидности корпоративной интеграции:
– горизонтальная интеграция – означает установление фирмой контроля над другими самостоятельными фирмами, находящимися на одной и той же стадии производственного процесса. В этом случае организуется фирма, напоминающая картель, т.к. объединяются предприятия, заключающие соглашение о цене, объеме производства, разделе рынка сбыта, стремящиеся монополизировать рынок. Это вызывает особый интерес со стороны государственных органов по антимонопольной политике;
– вертикальная интеграция – определяет установление компанией контроля над другими самостоятельными фирмами, находящимися на последовательных стадиях производственного процесса. В этом случае объединяются компании, добывающие сырье и выпускающие первичную продукцию, перерабатывающие их и даже самостоятельно реализующие продукцию на рынке. На таком рынке также устанавливается контроль над собственностью предприятия или его поведением, но при этом объединяемые единицы относятся к разным стадиям технологической цепочки;
– конгломеративная (универсальная, многоотраслевая, диверсифицированная) интеграция представляет собой установление контроля двумя или более разными фирмами, функционирующими на разных продуктовых рынках. Следовательно, диверсифицированная компания – это многопродуктовая компания, работающая на различных рынках.
14. Содержание и организация планирования хозяйственной деятельности предприятий отрасли, виды и система планов.
Планирование – важнейшая функция экономического управления торговым предприятием в рыночной экономике.
Отказ от централизованного планирования повлек резкое ухудшение экономического положения большинства торговых предприятий.
Планирование – это:
1. умение увязать ресурсы предприятия с его рыночными целями;
2. важнейший способ управления экономикой, регулирование темпов ее развития;
3. комплекс работ по составлению и организации выполнения планов экономического и социального развития, осуществляемый на разных уровнях управления экономикой.
Планирование в торговле – экономическая деятельность людей по управлению и регулированию товарного обращения.
Планирование на уровне предприятия – это разработка и корректировка планов, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного субъекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
Функции планирования на уровне торгового предприятия:
1. выделение целей предприятия и установление его соответствия целям развития национального хозяйства, а также развитию социальных и рыночных процессов;
2. определение параметров и темпов хозяйственных процессов на торговых предприятиях;
3. планомерное распределение и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения общих и частных целей хозяйствующего субъекта.
Таким образом, планирование – это формирование стратегических задач и текущих целей фирмы, разработка ее политики, определение ожидаемых результатов и расчет предполагаемых технико – экономический показателей плана.
Сущность планирования:
· оно базируется на выборе из множества возможных альтернатив развития фирмы в будущем;
· планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно корректируются цели и задачи развития фирмы; определяются пути и способы их достижения; разрабатываются и увязываются планы, отражающие различные стороны ведения экономики фирмы;
· отправной точкой планирования фирмы является достижение целей фирмы, предусматривающей получение и обеспечение высоких результатов ее хозяйственной деятельности.
Алгоритм планирования на торговом предприятии:
· определение целей и задач развития предприятия;
· анализ хозяйственной и рыночной деятельности предприятия;
· прогнозирование возможных вариантов увязки ресурсов предприятия и его целей;
· разработка окончательного плана;
· контроль за исполнением плана и его корректировка.
В настоящее время разрабатываются краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бизнес – планы.
Основой предприятия является бизнес – план. Он оказывает предпринимателям помощь в конкуренции.
Задачи бизнес – плана:
· изучить емкость и перспективы развития потребительского рынка;
· оценить расходы торгового предприятия;
· определить варианты ценообразования, позволяющие за счет доходов определить намечаемую прибыль;
· обнаружить возможные негативные стороны и способы устранения.
Бизнес – план рекомендуется составлять на несколько лет с выделением показателей по годам.
Разделы бизнес – плана:
· описание главных видов деятельности;
· оценка емкости потребительского рынка;
· маркетинговые задачи (реклама, стимуляторы продажи товаров);
· материально – техническая база (собственная и арендованная);
· персонал предприятия;
· финансовый план, который представляет собой баланс доходов и расходов предприятия.
Долгосрочный план – составляется на срок 3 или 5 лет и является прогнозом стратегического характера. Стратегическое планирование на разработку комплекса мер по расширению емкости потребительского рынка (фирмы, потреб. союзы, крупные кооперативы, универсальные магазины).
Составная часть долгосрочного плана – различные программы развития материально – технической базы.
Среднесрочный план – развитие торговли может быть установлено на 2 года.
Краткосрочный план – составляется на каждый очередной год, а внутригодовые планирования содержат задания по кварталам. Текущие планы охватывают основные показатели деятельности торгового предприятия.
Показатели деятельности торгового предприятия.
Любой план работы предприятия находит отражение в конкретных показателях; правильное вычисление и экономическая обоснованность показателей определяет научный характер планирования и эффективность планирования.
Требования, предъявляемые к показателям:
· адекватность – отражать реальные процессы;
· достаточность – обеспечивает точность отражения планируемого процесса;
· измеримость – возможность количественного измерения показателей;
· динамичность – обоснование планируемых расчетов и учетом их развития в динамике;
· достоверность – объективность, правдивость;
· определенность- однозначность в понимании;
· документальность – обеспечение связи с отчетностью предприятия.
Необходимость высокого уровня обоснованности планов и рост эффективности торговли предопределяет систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании, можно подразделить на количественные и качественные, объемные и удельные, натуральные и стоимостные.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 234.