Формы культуры элитарная народная и массовая
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три социальные формы существования культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается профессионалами. Предназначена для образованных или высших слоев общества. Включает изящные искусства, классическую музыку и классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства».

Народная культура создается анонимными творцами из народа, не имеющими профессиональной подготовки. Отражает духовные поиски народа. Включает мифы, легенды, сказки, поговорки, пословицы, песни, танцы.

Массовая, или общедоступная, культура. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. По сравнению с элитарной и народной культурой массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью. В отличие от элитарной культуры массовая культура обладает большей аудиторией. В сравнении с народной культурой массовая культура всегда авторская. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни.

Массовая культура реагирует на любое новое событие и стремится его отразить, удовлетворяет сиюминутные запросы людей. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры такого не происходит.

Массовая культура – это не просто культура, предназначенная для большинства, это особый механизм, цель которого – внедрить в общество определенные нормы социального поведения, вкусы, потребности, мировоззренческие установки. В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». «Средний класс» – это стержень индустриального общества. Массовая культура не столько заполняет досуг и снимает напряжение и стресс у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирует потребительское сознание.

Современная массовая культура, приобщая человека к культуре, одновременно выполняет важнейшую функцию социокультурной регуляции.

К массовой культуре ХХ века относят:

· общеобразовательную школу и так называемую «индустрию детства» (детская литература, игрушки, детские клубы и лагеря), благодаря которым приводится к единообразию воспитание и обучение подрастающих поколений;

· средства массовой информации, которые растолковывают «рядовому человеку» смысл происходящих событий, а также поступков и суждений политических деятелей и формируют, таким образом, общественное мнение;

· рекламу и моду, которые вырабатывают в сознании людей стандартные представления о престижном образе и стиле жизни, создают спрос на определенные предметы потребления и социальные блага;

· «индустрию досуга», которая включает в себя массовую художественную литературу (приключенческую, детективную, фантастическую, «бульварную»), развлекательное кино, шоу-бизнес, комиксы, эстрадную музыку, туризм и т.д.

Человек с самого детства включается в сферу воздействия массовой культуры.

Культура социальной организации и регуляции. Содержание хозяйственной, правовой политической культуры

Так как деятельность бывает материальная и духовная, то и культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят: производственную культуру, организационную культуру, воспроизводство самого человека, физическую культуру, экологическую. К духовной культуре – интеллектуальную, психическую деятельность человека, все формы общественного сознания, духовные ценности, общение

Культура социальной организации и регуляции: хозяйственная, правовая, политическая культуры.

Политическая культура— система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений и выражающих их символов, которые служат для упорядочения политического опыта и регулирования политического поведения. К основным элементам политической культуры относят политический опыт, политическое сознание и политическое поведение. Политическая культура — это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, касающихся взаимоотношений граждан и власти. К политической культуре относятся: 1) знания о политике; 2) оценка политических явлений, оценочные мнения о том, как должна осуществляться власть; 3) эмоциональная сторона политических ориентаций; 4) признанные в данном обществе образцы и нормы политического поведения. Политическая культура — явление динамичное, ее содержание и форма находятся в постоянном развитии. Формирование политической культуры осуществляется в процессе взаимодействия разнообразных ценностных ориентаций и форм политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, отражающих характерные черты цивилизационного развития общества и государства.

Культура хозяйственная – особая социализированная сфера культуры, связанная с формированием, организацией и воспроизведением отношений между членами общества, складывающихся в процессе их совместной деятельности, направленной на жизнеобеспечение, на удовлетворение их первичных потребностей в пище и жилище, а также потребностей в иных товарах и услугах.

Правовая культура

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 264.