Культурология в системе социогуманитарного знания. Этапы развития культурологической мысли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Культурология в системе социогуманитарного знания. Этапы развития культурологической мысли.

 Культурология изучает сущность и структуру культуры, процесс ее возникновения, развития и функционирования; национально-этническое своеобразие культур народов мира; общечеловеческие ценности культуры и творческие достижения человечества; становление духовного мира личности и возможности ее самореализации; деятельность социальных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества. Культурология, как самостоятельная наука формируется к началу XX века, но предпосылки складываются в недрах философии. Периодизация этапов становления культурологии может вестись по разным основаниям. Выделяют доклассический (античность, средневековье); классический (XIV – конец XIX века); неклассический (первая половина XX века); постнеклассический (конец XX века) этапы.  В. Розин выделяет следующие периоды становления культурологии: философский (здесь конституируется сама идея культуры); эмпирическое изучение явлений культуры; построение культурологии как научной дисциплины; развертывание прикладных исследований. Вместе с тем многие исследователи считают, что периодизация культурологии в известной мере может основываться на хронологии исторических типов культуры: древность и античность, средневековье, Возрождение, Новое время, современность.

 

Основные понятия и задачи культурологии. Общие и специфические методы исследования культуры

Категории культурологии – фундаментальные понятия о закономерностях развития культуры, культурных процессах и связях, выделяемые культурологами в целях разработки методологии культурологии и методов познания изучаемых культурных явлений.

 

Первая задача культурологии — изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности.
Вторая ее задача — выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи.
Третья задача культурологии — исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры.
Четвертая задача культурологии — выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества. В силу вышесказанного культуру можно изучать по разному, разными методами и культурология вынуждена заимствовать у других наук методы исследования. В настоящее время культурология пользуется следующими методами изучения культуры:

- исторический

- герменевтический

- феноменологический

- структуралистский

- функциональный

- лингвистический

- семиотический

- метод математического моделирования

Исторический метод предполагает исследование культуры хронологически, с момента возникновения (зарождения) и до упадка, исчезновения Герменевтический метод предполагает изучение культурных объектов как неких текстов, определения культуры, говорящих своим языком Феноменологический метод – описательный метод, предполагает рассматривать явления духовной культуры, которой они порождены.

 


3 Культура как феномен и предмет изучения. Многозначность понятия культура. История становления понятия культура.

 

Понятие "культура" относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Вряд ли существует другое понятие, имеющее такое множество смысловых оттенков. Объясняется это прежде всего тем, что культура выражает глубину и необъятность человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна и сама культура.

       В научной литературе встречается множество определений понятия культура. Подчас высказывается мнение, что найти полноценное определение, вбирающее все аспекты этого разностороннего понятия, невозможно.

Попытки осмысления культуры предпринимались задолго до того, как сложилась наука культурология. Стремление понять и обозначить феномен культуры положило начало зарождению этой науки, точнее явилось истоком, питавшим поиски ее исходных понятий.
Понятие «культура» (лат. - cultura) родилось в Древнем Риме и первоначально означало «возделывание, обработка земли», т. е. было связано с земледелием, сельским хозяйством. Древнеримский оратор и философ Марк Тулий Цицерон в работе «Туску- ланские рукописи» (45 г. до Н. э.) понятие «культура», обозначающее обработку почвы, использовал в переносном смысле, как возделывание человеческого ума в процессе обучения и воспитания. Считая, что глубокий ум возникает благодаря философским рассуждениям, он характеризовал философию как культуру ума. Однако не всякая человеческая деятельность ведет к творению культуры. Воспроизведение, копирование известных правил, образцов (например, однообразное массовое производство, повседневная разговорная речь) - это тоже деятельность, но не она приводит к созданию культуры, а творческая деятельность человека, которая невозможна без разума, без продвижения к смыслу, без создания нового. Творческие способности человека, являясь его сущностными силами, неодинаковы по степени развития, поскольку существуют генетические различия между людьми и различны условия их бытия. Можно выделить два уровня творческих способностей человека.

 

           

 

 






Функции культуры

Главная функция феномена культура - гуманистическая, человекотворческая, все остальные функции из нее вытекают. Одной из основных функций культуры является функция трансляции, передачи социального опыта, информативная функция. Эта функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического процесса.

Познавательная (гносеологическая) функция культуры связана с возможностью человека освоить накопленный социальный опыт множества поколений людей. Потребность этой функции заключается в стремлении человека создать собственную картину мира. Познание является необходимым элементом жизнедеятельности человека. 

Нормативная (регулятивная) функция культуры связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности человека. Обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в обществе, приводить в соответствие с общественными интересами и нормами действие отдельных социальных групп и индивидуумов.

Защитная функция культуры является следствием необходимости сбалансированного отношения человека и окружающей его среды (в том числе и природной). Расширение поля деятельности человека влечет за собой все новые и новые опасности, что требует создания культурой неких защитных механизмов (медицина, экологические службы, технические и технологические достижения и т.д.).

6 Культорогинез как исходная проблема культурологии. Основные концепции культорогинеза. (дать характеристику одной из них по выбору студента)

Одним из общепризнанных видов социальной и исторической динамики культуры является культурогенез. Культуроге-нез, есть начало зарождения и развертывания культуры, начинается с того момента, когда под влиянием определенных факторов в психике первобытного человека произошли качественные изменения. Эти изменения проявились, нас самперед, в том, что отдельные важные аспекты существования человека перестали подчиняться универсальным природным законам и руководствоваться исключительно инстинктами есть первобытный человек начала выходить за пределы ин инктивного животного способа бытия.  Сущность культурогенеза выражается в процессе постоянного саморазвития культуры, осуществляется в результате трансформации уже существующих форм и систем и путем рождения новых феноменов, которые не существовали и в культуре ранее. Культурогенез не исчерпывается лишь фактом возникновения культуры, это процесс постоянного развития и модернизации культурных феноменев.

1.Религиозная концепция. Все, в том числе человек, созданы по образу и подобию Бога. Культура является проявлением божественного дара в человеке.

2 Космологическая концепция. Разум и культура были занесены на Землюс других планет.

3 Орудийно-трудовая теория культурогенеза (Ф. Энгельс). Согласно теории происхождение культурного и социального связано с процессом становления человеческого труда, благодаря которому природа стала культурной средой человека. Человек выделился из животного мира, и культуру породила деятельность человека. Пространство культуры значительно расширяется благодаря механизму воспроизводства человеческой деятельности. При этом человек выступает как общественное существо. Появлению языка, речи, мышления, сознания, культуры способствовало сознание искусственных орудий труда.

4 Психоаналитическая теория (З. Фрейд). Культурогенез раскрывается через тотемизм, древнейшую форму религии. Культура начинается с системы запретов – табу. Совесть – качество, выделяющее человека из мира животных. Согласно Фрейду, люди, после совершения первородного греха, объединились в род, появились первые моральные нормы, запрещающие кровосмесительные браки. Любая культура возникает вследствие подавления первичных потребностей, наложением запретов на природные инстинкты. Основную задачу культуры Фрейд видит в защите человека от природных сил (инстинктов, холода, дождя и т.д.).

5 Игровая концепция (Хейзинг, Гадамер, Финк). Культура берет свое начало в игре. Игра – это человеческая необходимость, любая его деятельность имеет вид игры. Основа появления культурных форм лежит в иллюзиях и духовных чаяниях человечества, в его мечтах и идеалах.
6 Символическая концепция (Э. Кассирер). Человек биологически более слабое существ, чем животное. Неосознанное подражание животным привело к выработке специфической системы ориентиров, которые дополняют инстинкты и надстраиваются над ними. Происходит символическое приспособление к миру.


Культура социальной организации и регуляции. Содержание хозяйственной, правовой политической культуры

Так как деятельность бывает материальная и духовная, то и культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят: производственную культуру, организационную культуру, воспроизводство самого человека, физическую культуру, экологическую. К духовной культуре – интеллектуальную, психическую деятельность человека, все формы общественного сознания, духовные ценности, общение

Культура социальной организации и регуляции: хозяйственная, правовая, политическая культуры.

Политическая культура— система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений и выражающих их символов, которые служат для упорядочения политического опыта и регулирования политического поведения. К основным элементам политической культуры относят политический опыт, политическое сознание и политическое поведение. Политическая культура — это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, касающихся взаимоотношений граждан и власти. К политической культуре относятся: 1) знания о политике; 2) оценка политических явлений, оценочные мнения о том, как должна осуществляться власть; 3) эмоциональная сторона политических ориентаций; 4) признанные в данном обществе образцы и нормы политического поведения. Политическая культура — явление динамичное, ее содержание и форма находятся в постоянном развитии. Формирование политической культуры осуществляется в процессе взаимодействия разнообразных ценностных ориентаций и форм политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, отражающих характерные черты цивилизационного развития общества и государства.

Культура хозяйственная – особая социализированная сфера культуры, связанная с формированием, организацией и воспроизведением отношений между членами общества, складывающихся в процессе их совместной деятельности, направленной на жизнеобеспечение, на удовлетворение их первичных потребностей в пище и жилище, а также потребностей в иных товарах и услугах.

Правовая культура

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности.

Пантеон

Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии — спасителя. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа сын божий воплотился в человеке. Образ мессии — Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I в. и в первой половине II в. н. э., появились жизнеописания основоположника новой религии — Евангелия. В этот, первый, период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313 г. император Константин (272— 337) издал в Медиолане (современный Милан) эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Таким образом, христианство было признано равноправной религией и постепенно превратилось в государственную. В 325 г. Константин созвал в Никее первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры. Во второй половине IV в. был окончательно сформирован Новый завет, в состав которого вошли четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния апостолов, Послания, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Тогда же начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Особо следует отметить, что торжество христианской религии сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.

Восточная Римская империя продолжала существовать до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 1476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, Античности, началом Средневековья.

Культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.

Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. До сих пор он используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства — религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

Римская культура с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.

 

Академизм и романтизм в русской живописи первой половины XIX века

Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Официально признанным методом был классицизм (академизм). Академия художеств строго требовала следовать канонам классицизма.

Академизм – это вечная, классическая традиция, которую каждый художник впитывает и реализует в своем творчестве в меру своего таланта. Чертами академизма отмечено творчество великих русских художников — К.П. Брюллова и А.И. Иванова.

В картине Брюллова «Последний день Помпеи» представлено огромное разнообразие человеческих характеров, раскрытых с помощью языка жестов и поз. Брюллов - непревзойденный мастер моделировки объема: с помощью светотени ему удается достичь иллюзии полной трехмерности.

Для А.А. Иванова делом всей жизни стало его произведение «Явление Христа народу». Как и Брюллов, Иванов много лет провел в Италии, изучая античное искусство. На полотне запечатлено огромное многообразие мотивов движения, жеста, групповых «постановок». Скульптурная объемность фигур достигнута с помощью выразительного контура, световой насыщенности тонов, которыми «выстраивается» на холсте человеческое тело.

Новизну привнес в русское искусство романтизм – европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII — XIX веков. В России романтизм приобрел свою особенность: в начале века он имел героическую окраску, а затем – трагическую.

Ярче всего романтизм проявил себя в портретном искусстве. Самым значительным портретистом первой трети XIX в. был О. А. Кипренский. В 1804 г. он создал одно из самых интересных своих произведений – портрет Адама Швальбе. В творчестве Кипренского сформировался своеобразный тип камерного портрета, с проникновенной глубиной раскрывающего духовную жизнь человека.

Замечательным живописцем, создателем своеобразного национально-романтического течения в русской живописи был А.Г. Венецианов. Венецианов создал уникальный стиль, соединив в своих произведениях традиции столичного академизма, русский романтизм начала XIX в. и идеализацию крестьянской жизни. Он стал родоначальником русского бытового жанра.

 

Еще один известный представитель русской живописи – А.О. Орловский. Художнику были интересны свободные, сильные люди, национальные особенности различных народностей. В своих картинах Орловский порой изображал характерные, острые сцены.

Художник-портретист Василий Андреевич Тропинин выражал своих персонажей будничнее и проще, что свидетельствует о следовании художником характерных для того времени новых тенденций к демократизации искусства. Он написал самый известный и реалистичный портрет А.С.Пушкина в 1827 г.

С именем П.А. Федотова связан важный этап становления реалистической живописи XIX века. В своих картинах живописец показывал жизнь горожан: среди персонажей его произведений были купцы, офицеры, чиновники, бедняки. Федотов большое значение придавал наблюдениям окружающей его жизни, много делал набросков с натуры.

 

Культурология в системе социогуманитарного знания. Этапы развития культурологической мысли.

 Культурология изучает сущность и структуру культуры, процесс ее возникновения, развития и функционирования; национально-этническое своеобразие культур народов мира; общечеловеческие ценности культуры и творческие достижения человечества; становление духовного мира личности и возможности ее самореализации; деятельность социальных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества. Культурология, как самостоятельная наука формируется к началу XX века, но предпосылки складываются в недрах философии. Периодизация этапов становления культурологии может вестись по разным основаниям. Выделяют доклассический (античность, средневековье); классический (XIV – конец XIX века); неклассический (первая половина XX века); постнеклассический (конец XX века) этапы.  В. Розин выделяет следующие периоды становления культурологии: философский (здесь конституируется сама идея культуры); эмпирическое изучение явлений культуры; построение культурологии как научной дисциплины; развертывание прикладных исследований. Вместе с тем многие исследователи считают, что периодизация культурологии в известной мере может основываться на хронологии исторических типов культуры: древность и античность, средневековье, Возрождение, Новое время, современность.

 

Основные понятия и задачи культурологии. Общие и специфические методы исследования культуры

Категории культурологии – фундаментальные понятия о закономерностях развития культуры, культурных процессах и связях, выделяемые культурологами в целях разработки методологии культурологии и методов познания изучаемых культурных явлений.

 

Первая задача культурологии — изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности.
Вторая ее задача — выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи.
Третья задача культурологии — исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры.
Четвертая задача культурологии — выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества. В силу вышесказанного культуру можно изучать по разному, разными методами и культурология вынуждена заимствовать у других наук методы исследования. В настоящее время культурология пользуется следующими методами изучения культуры:

- исторический

- герменевтический

- феноменологический

- структуралистский

- функциональный

- лингвистический

- семиотический

- метод математического моделирования

Исторический метод предполагает исследование культуры хронологически, с момента возникновения (зарождения) и до упадка, исчезновения Герменевтический метод предполагает изучение культурных объектов как неких текстов, определения культуры, говорящих своим языком Феноменологический метод – описательный метод, предполагает рассматривать явления духовной культуры, которой они порождены.

 


3 Культура как феномен и предмет изучения. Многозначность понятия культура. История становления понятия культура.

 

Понятие "культура" относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Вряд ли существует другое понятие, имеющее такое множество смысловых оттенков. Объясняется это прежде всего тем, что культура выражает глубину и необъятность человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна и сама культура.

       В научной литературе встречается множество определений понятия культура. Подчас высказывается мнение, что найти полноценное определение, вбирающее все аспекты этого разностороннего понятия, невозможно.

Попытки осмысления культуры предпринимались задолго до того, как сложилась наука культурология. Стремление понять и обозначить феномен культуры положило начало зарождению этой науки, точнее явилось истоком, питавшим поиски ее исходных понятий.
Понятие «культура» (лат. - cultura) родилось в Древнем Риме и первоначально означало «возделывание, обработка земли», т. е. было связано с земледелием, сельским хозяйством. Древнеримский оратор и философ Марк Тулий Цицерон в работе «Туску- ланские рукописи» (45 г. до Н. э.) понятие «культура», обозначающее обработку почвы, использовал в переносном смысле, как возделывание человеческого ума в процессе обучения и воспитания. Считая, что глубокий ум возникает благодаря философским рассуждениям, он характеризовал философию как культуру ума. Однако не всякая человеческая деятельность ведет к творению культуры. Воспроизведение, копирование известных правил, образцов (например, однообразное массовое производство, повседневная разговорная речь) - это тоже деятельность, но не она приводит к созданию культуры, а творческая деятельность человека, которая невозможна без разума, без продвижения к смыслу, без создания нового. Творческие способности человека, являясь его сущностными силами, неодинаковы по степени развития, поскольку существуют генетические различия между людьми и различны условия их бытия. Можно выделить два уровня творческих способностей человека.

 

           

 

 






Дата: 2019-02-25, просмотров: 268.