Анализ кредиторской и дебиторской задолженности организации. Обоснование и выбор кредитной политики коммерческой организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Целью анализа является определение размеров дебиторской и кредиторской задолженности, их состав, структура и динамика, а также выявление влияний изменений в расчетных операциях на финансовое состояние предприятия.

При проведении анализа состояния дебиторской задолженности пользуются данными бухгалтерского баланса предприятия (ф. № 1) разделом II, разделами V и VI, а также приложением к балансу (ф. № 5, раздел 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность»).

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчётных лиц за выданные им под отчёт денежные суммы и др.). Это отвлечение денежных средств в расчеты. Организации и лица, которые являются должниками данной организации, называются дебиторами

Кредиторская задолженность – это задолженность данного предприятия другим предприятиям и лицам: по платежам в бюд-жет и внебюджетные фонды, поставщикам, подрядчикам, персоналу и другим кредиторам. В широком смысле к кредиторской за-долженности можно отнести также и задолженность банкам и другим предприятиям по погашению полученных от них кредитов и займов (как краткосрочных, так и долгосрочных)..

 

Для анализа дебиторской и кредиторской задолженности необходимо рассчитать следующие показатели, сопоставляя их с предыдущим периодом:

1. Удельный вес дебиторской задолженности предприятия:

2. Оборачиваемость в расчетах:

3. Период погашения дебиторской задолженности в днях:

4. Отношение дебиторской задолженности к выручке от реализации:

5. Доля сомнительной задолженности в общем объеме задолженности:

По этой же методике рассчитываются показатели кредиторской задолженности. При анализе причин финансовых затруднений рекомендуется детально рассмотреть факторы, оказавшие влияние на сохранение собственных оборотных средств, накопления сверхнормативных оборотных остатков товарно-материальных ценностей и возникновение дебиторской задолженности. Рассмотрим кредиторскою задолженность.

Кредиторская задолженность делится на краткосрочную и долгосрочную кредиторскую задолженность (долгосрочные и краткосрочные пассивы).

Управление дебиторской задолженностью осуществляется через механизм кредитной политики, которая является элементом общей системы управления оборотным капиталом компании. В свою очередь, проблема кредитования покупателей представляет собой лишь часть более общей стратегической задачи - выбора позиции компании на рынке; именно стратегия будет определять характер работы компании с дебиторами.

Цель разработки кредитной политики - повышение эффективности инвестирования в дебиторскую задолженность и, в конечном счете, обеспечение поддержания лояльности клиентов. В этом случае может быть решен ряд ключевых задач: увеличение продаж, снижение риска возникновения безнадежных долгов, минимизация стоимости кредитных ресурсов, формирование деловой репутации, повышение конкурентоспособности компании на рынке.

Кредитная политика принимается на год (в крупных компаниях она может пересматриваться один раз в квартал).

При разработке кредитной политики обязательно учитывается финансовое состояние самой компании, предоставляющей товарные кредиты, а также особенности покупателей (например, крупные сетевые операторы работают с поставщиками только на условиях отсрочки платежа).

Оформляется кредитная политика в виде внутрикорпоративного регламента "Положение о дебиторской задолженности" и утверждается руководителем компании; контроль за исполнением данного документа осуществляется финансовым менеджером или руководителем службы финансового контроля.

Механизм кредитной политики состоит из нескольких элементов. Таким образом, условия кредитования контрагента определяются кредитной политикой компании, которая может быть достаточно жесткой или мягкой.

Жесткая (консервативная) кредитная политика - установление высоких стандартов кредитоспособности потребителя, короткого кредитного периода, минимальной отсрочки платежа. Цель - снижение уровня возможных рисков. Угрозы - уменьшение числа покупателей, падение объемов продаж.

Мягкая (агрессивная) кредитная политика - экспресс-анализ финансового состояния партнера, мягкие условия кредитования. Цель - расширение круга покупателей, удержание старых клиентов, рост товарооборота. Угрозы - рост финансовых рисков, снижение конкурентоспособности в связи с необходимостью страхования рисков.

Умеренная кредитная политика - взвешенный подход. Цель - удержание клиентов. Способ реализации - углубленный анализ финансового состояния партнеров, прогнозирование возможных финансовых рисков.

Выбор типа кредитной политики определяется сложившейся конъюнктурой товарного рынка, этапом жизненного цикла, на котором находится компания, потенциальной способностью наращивать объемы производства и реализации в результате предоставления кредита, финансовыми возможностями компании (инвестирования в дебиторскую задолженность), отношением собственников и менеджеров к уровню допустимого операционного и финансового риска. В любом случае следует иметь в виду, что жесткий вариант кредитной политики отрицательно влияет на рост объемов продаж и формирование устойчивых партнерских отношений, в то время как мягкий ее вариант может вызвать сверхнормативное отвлечение денежных средств, рост расходов по взысканию просроченных долгов и, как следствие, снижение платежеспособности компании и падение рентабельности оборотного капитала.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 375.