В статистике под индексом понимается относительный показатель, характеризующий изменение сложного явления, состоящего из соизмеримых или несоизмеримых элементов. Индекс выражает соотношение величин какого – либо явления во времени, пространстве или сравнение фактических данных с планом, прогнозом, нормативом.
В теории индексов приняты следующие обозначения:
i – индивидуальный индекс;
I- общий индекс;
q - количество (объем) какого-либо товара в натуральном выражении
p - цена единицы товара;
z- себестоимость единицы продукции;
t - затраты времени на производство единицы продукции (трудоемкость);
Экономические индексы классифицируются по следующим признакам:
1) По степени охвата явления индексы бывают индивидуальными и общими (сводными).
Индивидуальные индексы служат для характеристики изменения отдельных элементов сложного явления. Они рассчитывается по формуле:
(6.1)
где α – индексируемая величина, в качестве которой может выступать любой статистический показатель.
Общие индексы отражают изменение обобщенных величин по всей совокупности. Методика расчета общих индексов сложнее и зависит от характера индексируемых показателей, наличия исходных данных и целей исследования.
2) По базе сравнения индексы делятся на две группы: динамические и территориальные. Динамические индексы отражают изменение явления во времени, бывают цепными и базисными. Территориальные индексы применяются для межрегиональных сравнений, то есть в статике.
3) По форме построения общие индексы подразделяются на агрегатные и средневзвешенные.
4) По учету связи исследуемого признака с другими признаками индексы бывают простыми и аналитическими.
Простой индекс является оценкой только динамики признака без учета связи его с другими признаками. Индекс называется аналитическим, если изучаемый признак рассматривается во взаимосвязи с другими признаками.
5) По периоду исчисления индексы подразделяются на годовые, квартальные, месячные, недельные, ежедневные.
Экономическое содержание индекса предопределяет методику его расчета. Построим три индекса: товарооборота, физического объема продукции и цен. Товарооборот, или стоимость товарной продукции, это произведение количества продукции в натуральном выражении (q) на ее цену (p):
Индекс товарооборота - это отношение общей стоимости различных видов продукции текущего периода к общей стоимости продукции в базисном периоде и определяется по формуле:
(6.2)
Этот индекс показывает во сколько раз (или на сколько процентов) возросла (уменьшилась) стоимость продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.
Разность между числителем и знаменателем показывает абсолютное изменение товарооборота в натуральных единицах измерения:
(6.3)
Индекс физического объема продукции - это индекс количественного показателя:
(6.4)
Индекс физического объема продукции показывает, во сколько раз увеличился (уменьшился) физический объем продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Разность между числителем и знаменателем индекса показывает абсолютное изменение товарооборота за счет изменения физического объема продаж:
(6.5)
Индекс цен - это индекс качественного показателя. В этом индексе индексируемой величиной будет цена, а весом – количество продукции в натуральном выражении:
(6.6)
Индекс цены показывает во сколько раз возрос (уменьшился) уровень цен в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Разность между числителем и знаменателем индекса цены показывает абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом за счет изменения уровня цен:
(6.7)
Между индексами и абсолютными изменениями существует такая же взаимосвязь, как и между самими явлениями:
(6.8)
(6.9)
Если известны качественные и количественные признаки по каждому виду продукции или объекту, то аналогично строятся индексы:
Валовой продукции: (6.10)
Издержек производства: (6.11)
Затрат труда: (6.12)
Дата: 2019-02-25, просмотров: 1049.