Феодализм как явление всемирной истории. Эпоха классического зрелого Средневековья стала временем максимального развития средневековых феодальных институтов. Собственность феодалов на землю являлась основой общества. Она принадлежала как непосредственно феодалам (в Европе), так и феодальному государству (как это было в ряде восточных стран). Крестьяне являлись только держателями обрабатываемой земли, предоставляемой им феодалами в виде наделов в постоянное пользование. Сочетание собственности феодалов на землю с мелким самостоятельным хозяйством крестьян являлось характерной чертой феодальной экономики. Наличие у крестьян средств производства, необходимых для ведения самостоятельного хозяйства, заставляло феодалов эксплуатировать их лишь путем внеэкономического принуждения, то есть прибегая в той или иной мере к насилию. Только таким путем феодалы могли реализовать свое право на землю. Личная зависимость крестьян от феодалов и вытекающее из нее внеэкономическое принуждение составляли, таким образом, типичную черту феодального строя. Формы и степень личной зависимости крестьян были самые различные, начиная от крепостничества (суровой крепостной неволи) и кончая простым оброчным обязательством или некоторыми правовыми ограничениями (сословной неполноценностью).
Эволюция феодальных отношений в Западной Европе привела к возникновению новой формы феодальной земельной собственности – бенефиция, дававшегося пожизненно под условием несения его владельцем определенной вассальной службы (чаще всего военной) в пользу того феодального сеньора (господина), который дал ему бенефиций. С развитием феодального общества бенефиций из пожизненного владения превратился в наследственное и приобрел черты, характерные для феода. Феод, или лен, – это наследственное земельное владение, связанное с обязательным несением военной службы и выполнением некоторых других обязанностей феодалом по отношению к вышестоящему сеньору. Феод – вполне сложившаяся, наиболее развитая и законченная форма феодальной собственности на землю. Общественный строй, основу которого составляла земельная собственность в виде феодов, и стал называться со временем феодальным.
Соответствующие формы феодального землевладения существовали и на Востоке. Например, в Персии, Ираке, Средней Азии формой феодального землевладения, соответствующей бенефицию и феоду (лену), являлись икта (на разных этапах ее развития), а позднее союргал.
Служебные, поземельные отношения складывались в систему феодальной иерархии, то есть в определенную систему подчинения внутри самого класса феодалов, основанную на владении ими землей и на эксплуатации феодально-зависимых крестьян. Феодальная собственность на землю имела, таким образом, иерархическую структуру.
Непосредственная феодальная эксплуатация осуществлялась различными способами и выражалась в виде так называемой феодальной ренты. Она представляла собой совокупность различных повинностей, которые крестьяне несли в пользу своих хозяев. Рента выступала в трех формах: барщина (отработочная рента), натуральный оброк (продуктовая рента), денежный оброк (денежная рента). Вторая и третья формы в эпоху развитого феодализма начинали преобладать. Причем преобладание в первую очередь денежного оброка привело к глубоким изменениям в положении крестьян, к более быстрому освобождению их от личной зависимости, к интенсивному социальному расслоению крестьянской массы, а также к крупным изменениям в положении господского хозяйства. В свою очередь, преобладающей формой феодальной ренты на Востоке являлась не барщина, а рента продуктами, отчасти же денежная рента, взимаемая с крестьян государственными чиновниками. При наличии продуктовой ренты крестьяне в странах Востока сохраняли большую свободу передвижения, чем прикрепленные к земле крестьяне европейских стран.
Феодальные отношения определяющим образом влияли на развитие государственных и общественных процессов. Изучаемый период своеобразен различными тенденциями в эволюционной исторической практике. Рассмотрим их.
Во-первых, католической церковью были организованы восемь крестовых походов. Они оказали огромное влияние на дальнейшее развитие Европы, поскольку ускорили преобразовательные процессы в жизни европейского общества. В частности:
а) уход на Восток самых беспокойных элементов рыцарства содействовал усилению централизации в европейских странах. Начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия и др.);
б) изменились позиции католической церкви (от первоначального повышения авторитета центра католичества до начала упадка престижа церкви в результате поражений крестоносцев и корыстолюбия пап). В то же время для людей Средневековья был характерен страх перед вторым пришествием Христа и Страшным судом, которых не раз ожидали в состоянии массовой истерии и паники;
в) пребывание на Востоке изменило образ жизни европейской знати и привело к росту их потребностей, стремлению иметь больше денег. Это стимулировало начавшийся во многих странах Европы процесс перехода к денежной форме ренты;
г) активное развитие получила европейская торговля. Была сокрушена монополия арабских и византийских купцов и установлена гегемония итальянских городов. Эти города теперь стали играть роль посредников между Востоком и Европой;
д) произошли изменения в ментальности европейцев. Крестовые походы сопровождались значительными людскими потерями. В то же время христиане познакомились с более развитой восточной культурой и многое переняли. Они стали более терпимы к другим религиям и народам, смогли критически осмыслить и саму христианскую религию. Кроме того, после крестовых походов Европа стала более цивилизованной. Стало ослабевать крепостное право. Нараставшее сопротивление со стороны мусульман обратило взоры католической Европы на другой Восток – прибалтийские и русские земли, заселенные язычниками и православными христианами;
е) усилилось распространение ересей (то есть отклонений от церковных догматов). Еретики указывали, что многие священники, включая самого папу, не соблюдают то, что проповедуют, живут в роскоши, ведут распутную жизнь, вмешиваются в дела государств. Еретики призывали вернуться к устоям ранней христианской церкви, когда ее служители были бедны и гонимы, но зато показывали всем образец праведности. Они не хотели молиться в «испорченных» храмах, платить церковную десятину. В начале XIII в. в некоторых районах на севере Италии и юге Франции еретики составляли большинство населения. Служители церкви осуждали ереси в проповедях, накладывали проклятия на еретиков. Однако главным способом борьбы с ересями стали преследования и наказания. Папы создали церковный суд – святую инквизицию (расследование). Человек, попавший в руки инквизиции, подвергался самым изощренным пыткам. Обычным наказанием для еретиков стало их публичное сожжение заживо на костре. Иногда сжигали сразу по 100 и более человек. Помимо еретиков, инквизиция преследовала и людей, заподозренных в связях с дьяволом – ведьм и колдунов. Многие сотни тысяч женщин погибли в Западной Европе на кострах из-за нелепых обвинений.
Во-вторых, наблюдался процесс повышения личной свободы и экономической заинтересованности населения. В результате развития товарно-денежных отношений укреплялись города (средний город – 4–6 тыс.; очень крупные – Париж, Милан, Флоренция – по 80 тыс. человек), их жители вступали в борьбу с сеньорами, в подчинении у которых они находились (поскольку города возникали, как правило, в пределах тех или иных феодальных владений). Противостояние принимало в разных странах в зависимости от условий их исторического развития различные формы – от открытых вооруженных выступлений (коммунальные революции) до выкупа горожанами городских привилегий и вольностей у феодалов за деньги. Так, в XIII в. независимость в сборе налогов обрели около половины всех городов Англии (200 городов). Органы власти независимых городов были выборными.
Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. В числе наиболее богатых были ростовщики и менялы (определяли качество и полноценность монеты, производили обмен денег и перевод их из одного города в другой, брали на сохранение свободные капиталы и предоставляли кредиты). В начале классического Средневековья в Северной Италии наиболее активно развивалось банковское дело.
Важным, все время увеличивавшимся слоем городского населения были ремесленники. Постепенно от работы на заказ они переходили к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры. В Европе начинают носить шерстяную одежду вместо меха и льна. Здесь в XII в. были изготовлены механические часы, в XIII в. – большие башенные часы, в XIV в. – карманные часы. Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны «диких» ремесленников (в Париже было более 350 цехов).
В течение всей своей истории цехи вели с верхами города борьбу за доступ к управлению. Городские верхи, называемые патрициатом, объединяли представителей земельной аристократии, богатых купцов, ростовщиков. Нередко действия влиятельных ремесленников были успешны, и они включались в состав городских властей. Одновременно с этим к концу зрелого Средневековья цеховая организация промышленного производства постепенно исчерпывает себя. Строгая регламентация ремесла начинает сдерживать внедрение технологических нововведений, без которых немыслим прогресс в сфере материального производства. Появляется новая форма организации промышленного производства – мануфактура.
Постоянно разъезжали по странам, городам с товарами купцы, которые, как правило, знали иностранные языки. Центрами внешней торговли в Западной Европе тогда были Северное, Балтийское и Средиземное моря. Из Западной Европы вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. С Востока на Запад везли в основном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу, драгоценные камни, слоновую кость, вино, фрукты, пряности, ковры. Ввоз в Европу в целом превышал вывоз. Крупнейшим участником внешней торговли Европы были ганзейские города (около 80; наиболее крупные: Гамбург, Бремен, Гданьск, Кельн). В дальнейшем Ганза, расцвет которой приходился на XIV в., постепенно теряет свое политико-экономическое могущество и вытесняется английской компанией купцов-авантюристов, ведшей интенсивную заморскую торговлю.
Постоянно в пути были и лица духовного звания – епископы, аббаты, монахи, которым приходилось посещать церковные соборы. Они ощутимо вмешиваются в дела национальных государств. Из каждого государства в Рим уходило громадное количество денег.
В-третьих, был осуществлен духовный взлет в эпоху Возрождения. В XIV–XV вв. в культурной жизни Европы происходят большие перемены, связанные с быстрым прогрессом науки, литературы, искусства. Это явление получило название Возрождения (эпоха Ренессанса началась в конце XIV в. в Италии). Деятели Возрождения считали, что после гибели Античности наступил период упадка – Средние века. И только теперь начинается возрождение античной образованности, науки, культуры. В Италии сохранилось многое из античного наследия, и сюда бежали, спасаясь от турок, образованные люди из Византии. С XIV в. любители античности развивали в первую очередь в литературе идеи гуманизма (признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей). Позже их самих начали называть гуманистами. Центрами гуманизма становятся Флоренция (центр живописи), Венеция, Милан.
Формировались условия для развития национальных языков и культуры, естественно-научных знаний, науки и искусства (литература Ф. Петрарки, Д. Бокаччо; достижения ученых Н. Коперника, Г. Галилея, Ф. Бэкона; художников Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и др.). В то же время разрушение традиционного жизненного уклада порождало первые утопические социалистические идеи, представленные Т. Мором, Т. Кампанеллой. Создателем европейского способа книгопечатания считается немец Иоганн Гутенберг, издавший в середине XV в. Библию.
В конце XII–начале XIII в. в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы появились первые университеты. Формируется университетская наука – схоластика (ее важнейшая черта – безграничная вера в силу разума в процессе познания мира), которая со временем все более становится догмой (ориентировалась на одну только логику, но не на эксперименты). Ее положения считаются непогрешимыми и окончательными. Постоянный культурный университетский обмен приводил к тому, что о национальных достижениях сразу же становилось известно в разных странах. Так, «Декамерон» итальянца Джованни Боккаччо был быстро переведен на все языки Европы.
В-четвертых, формируется европейский тип государственной власти, вынужденной считаться с обществом и идти с ним на компромиссы. Создавалась обстановка диалога в политической жизни. В Англии в 1215 г. была провозглашена Великая хартия вольностей, нацеленная на защиту свободных людей от произвола властей.
Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот период начинается практическое осуществление принципа разделения властей и возникают первые парламенты – сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. Ранее всего такой парламент – кортесы появился в Испании (конец XII – начало XIII в.). В 1265 г. парламент начинает свое существование в Англии. В XIV в. парламенты уже были созданы в большинстве стран Западной Европы. За ними постепенно закреплялись законодательные функции и намечалось определенное противостояние с королями.
Впервые в XIII в. в Италии начинают формироваться политические партии (затем – в XIV в. во Франции).
В-пятых, идет жестокая борьба феодальных монархий (королевств) со своеволием многочисленных вассалов, раздробленностью (война Алой и Белой Розы между сторонниками двух ветвей правящей английской династии в XV в.; в результате этой войны Англия потеряла четвертую часть своего населения). У власти появились союзники (бюргеры – Германия, буржуа – Франция). Обостряется классовая борьба (пример – крестьянская война Уота Тайлера и Джона Болла 1381 г. в Англии). Несмотря на поражения, крестьянские восстания ускоряли освобождение крестьян от крепостного права. Помимо того, в середине XIV в. на Европу обрушилась эпидемия чумы («черная смерть»). Наибольший урон чума нанесла простому народу. Так, население Франции сократилось почти вдвое.
В-шестых, полыхают межгосударственные войны. В ходе Столетней войны 1337–1453 гг. между Англией и Францией борьбу французского народа против оккупантов возглавила простая крестьянская девушка Жанна д' Арк, вставшая во главе войск (попала в плен и сожжена англичанами). В результате Реконкисты (отвоевание на Пиренеях христианских территорий) на месте мусульманских владений сложились два королевства – Испания и Португалия.
В-седьмых, начало османских завоеваний, падение Византии в 1453 г. Штурм Константинополя произошел в мае 1453 г. Большинство его защитников пало в бою. В их числе был и последний византийский император Константин XI Палеолог. Мехмед II объявил город своей столицей под названием Стамбул. Так появилась новая агрессивная держава турок-османов. После победы над сербами на Косовом поле в 1389 г. они подчинили Сербию и Болгарию. Вассалом султана стало Крымское ханство.
Еще одна, по счету восьмая, фундаментальная характеристика европейского средневекового общества – это определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами культуры Средневековья были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью. Все выставлялось напоказ. Так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу.
Средневековье часто было жестоким. Обычным делом являлись казни, и в отношении преступников не было середины – их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики, и для эмоционального воздействия на зрителей придумывались ужасные и мучительные наказания. Для множества простых людей казни служили развлечением, а средневековые авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний.
Другими типичными чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность. Данные качества сочетались с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными, прекрасными и возвышающими всех – детей и взрослых, мужчин и женщин.
Средневековье – время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения.
Развитие стран Востока. Восток в это время был представлен, как и в период древности, цивилизациями циклического типа. Он также отличается своеобразием эволюционных черт.
Во-первых, продолжалось циклическое повторение периодов становления, усиления и краха власти и социума. Так, только в раннем Средневековье на территории Индии было более двух десятков государств, которые распадались, затем снова формировались. Крупным образованием становится Делийский султанат, объединивший в рамках мусульманского государства в XIII в. значительную часть Индии. Несмотря на распространение ислама, основная масса населения осталась верной индуизму. Борьба индуизма и ислама, несовместимость жизненных обычаев, норм поведения, определяемых этими религиями, вела к ослаблению султаната.
Во-вторых, преобладание государственной власти-собственности над частной, жесткий приоритет государства и вертикальных связей в обществе. Государство как институт противостояло частному собственнику, видя в его чрезмерном усилении угрозу для своего существования (в том числе для доходов казны) и для стабильности структуры в целом (например, китайские реформы канцлера Ван-Аньши).
Характерной особенностью восточных цивилизаций была военно-ленная система землевладения. В Османской империи, империи Великих Моголов при сохранении собственности государства на землю и жаловании ее служилым людям последние должны были сами нести службу в войсках султана, шаха, представлять определенное число конников в зависимости от доходности своих земель.
Суть восточных взаимоотношений была однозначной: все государственное первично, а частное вторично. Никто из восточных собственников никогда не мыслил себя иначе, как покорным власти подданным. Если ситуация выходила из нормы, то в ход пускался механизм реформ, экспроприировавший зарвавшихся собственников.
Несколько иначе развивалась в рассматриваемый период Япония. Здесь со временем центральная власть ослабевала, росла роль феодальной знати и частных владений. Правители провинций стремились добиться полной самостоятельности. В целях борьбы с восставшими и недопущения уходов с земли крестьян их владельцы стали создавать отряды воинов-рыцарей. С течением времени последние стали превращаться в замкнутое сословие воинов-самураев (буси). Самураи были воинами, которые получали от правителя области или другого знатного человека землю за свою службу. Таким образом, в Японии возникли порядки, напоминавшие феодальные.
В основе жизни самурая лежали законы бусидо («Путь воина») – своеобразный кодекс воинской этики, свод норм поведения, включающий в себя прежде всего классическую конфуцианскую идею верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь. Самурай, отправляясь в поход, давал три клятвы: забыть свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Стойким обычаем было самоубийство самурая после гибели господина. Между группировками самураев шли беспрерывные войны. Они подрывали хозяйство и целостность страны. С конца XII в. начинается история правлений в стране сегунов (главнокомандующих), оттеснивших от власти императоров.
Государство выступало главным гарантом стабильности в обществе. В Китае, например, первостепенное внимание уделялось проблеме подготовки и принципам комплектования кадров чиновников в соответствии с требованиями конфуцианства: выдвижение мудрых и способных, за которых отвечали те, кто их рекомендовал; конкурс претендентов на должность (система экзаменов).
В-третьих, консерватизм социальной структуры, основой которой стала система замкнутых корпоративных общин. Традиционный восточный социум был не в меньшей мере, чем государство, заинтересован в сохранении устойчивой консервативной стабильности.
Так, в Индии кастовая система, освященная индуизмом, была основой социальной структуры. Принадлежность к той или иной касте была связана с рождением человека и определяла его статус на всю жизнь. Эта система выдержала проверку временем. Появление в XIII в. исламских государств в Индии не смогло изменить индуистско-кастового общества. Индия отвергла ислам и в основном осталась индийско-индуистской страной.
В-четвертых, расширение влияния религиозных систем (индо-буддизма, ислама, этико-идеологической системы конфуцианства и др.). Причем каждая религия по-своему формировала ментальность человека и общества. Так, в Индии в противовес буддизму шло постепенное реформирование и восстановление древней брахманистской религии, на основе которой возникает индуизм. В индуизме отсутствовали церковная иерархия и церковный аппарат. Каждый брахман по праву рождения становился духовным наставником верующих, которым под страхом гнева богов предписывалось ему повиноваться. Индуизм постепенно вытеснил буддизм, который получил распространение в основном за пределами Индии.
В Китае в период раннего феодализма господствующие позиции занимает конфуцианство, ставшее фактически идеологией патриархальной монархии. Конфуцианство оправдывало иерархические и патриархальные «пять отношений»: между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, между друзьями. Специального конфуцианского жречества в Китае не было. Правилам исполнения обрядов обычно сына учил отец. Конфуцианство поддерживало культ императора, его предков, но считало, что император должен управлять страной через конфуциански образованных чиновников. Для них был предусмотрен трудный государственный экзамен. Только после его сдачи можно было получить государственную должность.
В-пятых, это противодействие экономической, политической и ментальной экспансии Европы. Так было во времена крестовых походов европейцев, так было и в последующие столетия.
В-шестых, своеобразная и яркая восточная культура в период Средневековья. Цивилизациями Востока создавались огромные духовные и материальные ценности. Это относится к достижениям астрономии, медицины, литературы, философии, что было на порядок выше европейской науки того времени.
В-седьмых, господство транзитной торговли, кочевой образ жизни. Торговые связи по Великому шелковому пути шли по трансаравийской дороге вдоль моря и соединяли европейские страны с Индией, Китаем и другими восточными государствами. Зачастую, покидая привычные места своего обитания и вступая в тесный контакт с земледельцами, тем более становясь правителями завоеванных земледельческих стран, кочевники слезали с коней и переставали быть кочевниками, во всяком случае, в лице своих потомков.
Образование монгольской державы. В начале XIII в. на востоке Азии возникло мощное в военном отношении государство монголов, со временем увеличившее свою территорию от Тихого океана до Восточной Европы. Столица – Каракорум (в Монголии, недалеко от нынешней ее столицы Улан-Батора). Основой экономики было кочевое скотоводство. Чингисхан и его потомки создали мощнейшую армия того времени, основу которой составляла маневренная легкая конница.
В ходе объединения племен было истреблено родственное монголам племя татар. Отметим, что соседние народы называли татарами всех монголов. В Европе их называли так в связи с тем, что они напоминали выходцев из ада (по-гречески ад – тартарос). Чингисхан начинал свои войны всего лишь с 13 тыс. воинов. К концу его жизни монголы подчинили себе 720 народов. По опросам многих журналистов, Чингисхан назван «человеком второго тысячелетия», оказавшим огромное влияние на ход мирового развития.
Причины и направления монгольской экспансии. С 1211 г. Чингисхан начал свои завоевания с нападения на Китай (в 1215 г. занят Пекин), за 1219–1221 гг. была превращена в руины цветущая Средняя Азия и разбито государство Хорезм-шахов. Монголы были этносом, обладавшим, по терминологии Л.Н. Гумилева, неслыханным до того запасом пассионарной энергии. Благодаря организации и энергии народ численностью около одного миллиона человек подчинил себе территории с населением в 100 млн человек. Монгольская экспансия XIII в. имела огромное влияние на развитие человечества. Ее можно сравнить с варварскими нашествиями V в., которые опрокинули Римскую империю и положили конец Древнему миру. Монголы были номадами (кочевниками) и рассматривали оседлое население как объект грабежа. В последние десятилетия XIII в. Китай окончательно оказался под властью монголов, а великий хан Хубилай стал китайским императором монгольской династии Юань (1280–1368). Это было едва ли не самое тяжелое время для Китая. Под властью монгольской династии Китай находился более столетия. Жестокое угнетение и ограбление населения завоевателями не раз вызывали восстания. В XIV в. в результате мощного народного движения власть монголов была свергнута. Вождем восстания был крестьянин Чжу Юаньчжан. Он был провозглашен Сыном Неба. Началось правление династии Мин (1368– 1644).
Восток Средневековья являлся для европейцев символом богатства и утонченной роскоши. Жизненный уровень там вплоть до XVIII в. был выше, чем на Западе, города по своей численности превосходили европейские.
Вопросы и задания
1. Какие исторические источники о средневековой европейской и восточной государственной и общественной жизни вы знаете?
2. Что такое феодальная иерархия? Как она создавалась?
3. Что привлекало деятелей Возрождения в культуре Античности? Почему они считали Средневековье «темным» периодом в истории Европы и как пытались примирить христианство и античное наследие?
4. В чем особенности средневековой картины мира?
5. Какие внешние и внутренние противоречия ослабляли Византию и почему эта мощная держава погибла?
6. В чем сходство и различие восточных конфессиональных систем?
2. Русь между Европой и Востоком в условиях ордынского
Владычества
Тринадцатое столетие стало переломным в отечественной истории. В это время коренным образом меняется геополитическая ситуация, массив древнерусских земель распадается на части и история каждой из этих частей пойдет своим путем.
В XIII в. Руси пришлось испытать завоевания и с востока, и с запада. Их характер зависел от уровня развития народов-завоевателей. Если европейские захватчики, достигшие высокого уровня социального и политического развития, старались плотно осесть на покоренных территориях, заселить их выходцами из коренных земель, то у монголов была другая цель: максимально использовать пространства Восточной Европы в качестве пастбищ, пополнить за счет Руси контингент рабов и выкачать как можно больше средств в виде различных повинностей (дани). Третий вариант напоминает расширительную политику литовских князей, в ходе которой внутреннее устройство древнерусских земель оставалось практически без изменений.
Трагедия на Калке. В процессе роста Монгольского государства Чингисхан передал своему старшему сыну Джучи во владение земли в бассейне Иртыша и далее на запад, «куда ступит нога монгольского коня», наметив, таким образом, план завоевательных походов в сторону Европы. До начала 30-х гг. XIII в. монголы, занятые войнами в Китае и Средней Азии, проводили активную стратегическую разведку будущего театра военных действий, собирали сведения о политическом положении, экономическом и военном потенциале европейских стран.
Весной 1223 г. 30-тысячный отряд под предводительством молодого талантливого полководца Джэбэ и умудренного опытом старого Субэдэя в ходе разведывательного похода вторгся через Закавказье в половецкие степи. Собранное русско-половецкое войско, перебив ранее монгольских послов, потерпело страшное поражение в решающей битве с туменами (от слова «тьма») 31 мая 1223 г. на р. Калке неподалеку от побережья Азовского моря. Восхищение монгольских полководцев вызвали действия галицкого князя Мстислава Удалого, владимиро-волынского – Даниила Романовича, дравшихся в самой гуще дружинников. Это было последнее накануне нашествия Батыя военное предприятие, в котором приняло участие большинство русских князей. Но из-за феодальных распрей в походе не участвовал сильнейший тогда на Руси князь Юрий Всеволодович Владимирский. Поражению способствовало и отсутствие единого командования, несогласованность действий и распри между князьями даже во время боя. Схваченных и раненых князей бросили на землю, на них положили доски, на которые уселись во время победного пира монгольские военачальники. С берегов Калки на Русь вернулась лишь десятая часть русской рати. Произошедшее поражение не привело к сплочению русских земель перед новой более страшной опасностью, а было воспринято как печальный эпизод, случайный набег неведомого народа, который исчез так же быстро и неожиданно, как и появившегося.
В 1235 г. съезд монгольской знати (курултай) в Каракоруме поручил сыну Джучи Батыю возглавить общемонгольский поход на запад для завоевания европейских стран. Вал нашествия разгромил булгар, подчинил половецкие орды. Русские князья, зная о готовившемся нападении, но занятые своими усобицами, ничего не сделали для объединения сил перед лицом общего врага.
Нашествие Батыя. Зимой 1237 г. после нескольких дней осады пала Рязань, обращенная после разграбления в пепелище. В сказании о Евпатии Коловрате сохранена легенда о подвиге «рязанского вельможи». После возвращения из Чернигова уже после монгольского погрома родных очагов он с отрядом в 1700 человек нагнал врагов и начал их «немилосердно истреблять». Все храбрецы погибли, но перебили немало ордынцев.
Следом настала очередь Владимиро-Суздальского княжества. Его князь Юрий Всеволодович попытался встретить противника у приграничной Коломны. Здесь в «сече великой» погибла почти вся владимирская рать, что фактически предопределило судьбу самой Северо-Восточной Руси. Только на пятый день штурма в январе 1238 г. захватчики овладели Москвой (ее обороняли сын великого князя Владимир Юрьевич и воевода Филипп Нянка) и полностью ее уничтожили. В феврале монголы ворвались через проломы в крепостной стене во Владимир. Его последние защитники погибли в огне подожженного захватчиками Успенского собора. Битве за Владимир, героизму народа и русских воинов было посвящено «Слово о погибели Русской земли», написанное в 1239–1245 гг. За один только февраль 1238 г. монголы взяли 14 городов. В марте в кровопролитной битве на р. Сити вместе в великим князем Юрием Всеволодовичем погибли последние владимирские полки, спешно собранные из жителей северных городов и остатков разбитых ранее дружин.
В намерениях Батыя был поход на богатый Новгород. После падения Торжка завоеватели устремились к городу. Но наступившая распутица сделала дороги непроходимыми (конное войско монголов не могло передвигаться по лесисто-болотистой местности). Возникли трудности с кормом для лошадей. По преданию, у Игнач-камня, не дойдя сто верст до Новгорода, Батый приказал повернуть назад. Существуют и другие объяснения поворота врага от Новгорода: Бату-хан не смог разгромить соединенные силы Северо-Восточной Руси в одном-двух сражениях и был обескровлен, несмотря на численное и тактическое превосходство. Также есть версия, что новгородцы просто откупились.
Необъятные леса Северо-Восточной Руси казались монголам враждебными. Поэтому войска Батыя, обремененные богатой добычей, бесчисленными обозами, пленными, направились в поволжские степи, уничтожая уцелевшие города. Вместе с тем их попытка захватить Смоленск была сорвана смоленскими полками, отбросившими захватчиков от стен города. Здесь, по преданию, отличился некий юноша Меркурий («прехрабро скакал по полкам, как орел летает по воздуху»).
Беспримерный подвиг совершили жители небольшого городка Козельска, семь недель отбивавшие штурмы подошедших под его стены полчищ Батыя. Монголы овладели городом ценой невиданных для них потерь, и только тогда, когда в рукопашных схватках погибли почти все его защитники, «злой город» был по приказу Батыя стерт с лица земли, вплоть до уничтожения младенцев.
Осенью 1240 г. Батый начал нашествие на Юго-Западную Русь и Восточную Европу, в ходе которого пали Черниговское, Переяславское, Киевское княжества. Оборону Киева в декабре возглавил присланный князем Даниилом Романовичем с небольшой дружиной воевода Дмитр, но вся тяжесть борьбы легла на плечи простого киевского люда. Последние защитники отступили под защиту стен Десятинной церкви. Ее старые своды не выдержали и обрушились, похоронив под собой людей. Навсегда исчезли и многие рукописные книги. Среди них, очевидно, имелись ценнейшие летописи и другие памятники, подобные, возможно, «Слову о полку Игореве».
Захват Галицко-Волынской земли почти без паузы перерос в наступление монголов в Центральную и Южную Европу. Несмотря на мужественное сопротивление народов, были опустошены Польша, Венгрия, Чехия, страны Балканского полуострова и к лету 1242 г. монголы вышли к границам Северной Италии и Германии. Здесь они столкнулись с другим типом материальной культуры и вооружения. Им пришлось иметь дело с хорошо укрепленными каменными замками и тяжеловооруженной рыцарской конницей.
В самый решающий момент, когда Европа застыла в ужасном ожидании (казалось, возвращались худшие времена Великого переселения народов), Батый повернул коней в южнорусские степи. Это свидетельствовало о том, что монголы выдохлись окончательно – большие потери, особенно в русских землях, сильно их ослабили. Бату-хан заплатил за свои победы немалую цену.
В степях Нижнего Поволжья к 1243 г. была основана ставка Сарай-Бату, столица огромного государства – Золотой Орды (близ современной Астрахани). Земли ее тянулись от Иртыша до Дуная, от Северного океана до Кавказа. Из Сарая на Русь и были отправлены к князьям посланцы Батыя с требованием признания верховной власти хана и изъявления покорности. Князья не нашли и не имели сил для сопротивления. Русские княжества лишились своего суверенитета и оказались под контролем Монгольской империи. Сами результаты нашествия были исключительно тяжелыми. Прежде всего резко сократилось население русских земель. Многие города оказались уничтоженными, запустел Киев, в котором осталось не более 200 домов. Из 74 городов на Руси около 50 были разорены захватчиками, в 14 из них жизнь в последующем не возобновилась, а 15 превратились в небольшие села.
Русь своей трагической судьбой и подвигом спасла Западную Европу от погрома, подобного тому, что потерпела сама.
Оценка. А.С. Пушкин: «России определено было высокое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией».
Трагедийное величие совершенного Русью подвига несомненно для европейской цивилизации. Она же отплатила ей тем, что послала завоевателей к ее рубежам.
Таким образом, новая политическая обстановка в XIII в., крестовый поход европейских рыцарей на Русь, нашествие монголов поставили под вопрос дальнейшее существование русского народа и его культуры, заставляли сделать определенный цивилизационный выбор: куда повернуться лицом – на Восток или Европу. От этого выбора зависела судьба страны на многие столетия. Русь оказалась как бы между жерновами Востока и Запада, приняла оба их вызова.
Борьба Руси против военно-политической и религиозной экспансии Запада. Ослабление Руси нашествием Батыя привело к оживлению агрессивных замыслов европейских соседей.
Запад в лице католической церкви стремился обратить Русь в католическую веру или добиться унии (союза) православной и католической церквей, в отличие от монголов, которые не вмешивались в дела православия. К тому же западное нашествие угрожало власти русских князей.
Среди причин, побудивших германских рыцарей к экспансии, были прежде всего стремление к захвату территорий и богатств Прибалтики и северо-западной Руси, установлению контроля над торговыми путями в Византию и Арабский халифат, получение от этого огромных прибылей. Именно в эту пору появился призыв-лозунг германцев «Drang nach Оsten» (натиск на Восток). В 1202 г. специально для ведения боевых действий на территории северо-западной Руси была создана военно-религиозная организация «Орден меченосцев».
По согласованию с Орденом движение на Новгород предприняли и шведы. Координатором этой двойной агрессии стал сам папа Римский.
В ожесточенной и кровавой войне с захватчиками активно участвовали князь Ярослав Всеволодович и его сыновья – Александр и Андрей. Именно им пришлось делать поистине исторический выбор: или вступить в союз с католической Европой, чтобы совместно бороться против монгольских завоевателей, или, не надеясь на западную помощь, подчиниться Орде и рассчитывать на то, что, как говорили русские люди, «даст Бог, Орда переменится».
Враждебные шведские корабли появились на Неве в одно время со стягиванием Батыевых сил под Киевом. В июле 1240 г. в битве на р. Неве княживший в Новгороде Александр разбил шведское войско герцога Биргера (зять короля), потеряв в бою лишь 20 человек. За эту победу Александр получил почетное звание «Невский» и был позже причислен к лику святых Русской православной церковью.
Разгром шведов имел большое значение для судеб как русских, так и прибалтийских земель. Прежде всего были пресечены совместные планы немцев и шведов по захвату северо-западной Руси. Шведские хроники сообщали, что король дал письменную клятву не ходить больше на Русь. Победа русских еще раз авторитетно подтвердила их права на выход к Балтийскому морю (что позволяло торговать с европейскими странами).
Попытки шведских завоевателей продолжили немецкие рыцари. Они еще за четыре десятилетия до этих событий захватили земли ливов, латышей и эстов. В 1237 г., когда началось нашествие Бату-хана на Русь, рыцари объединили свои силы. Слились две их военно-религиозные организации: Орден меченосцев и Тевтонский, образовав Ливонский орден. К нему на помощь шли крестоносцы из разных европейских стран. Их поддержала и благословила папская курия, называя православных «сатанистами».
5 апреля 1242 г. произошло решающее сражение между русской ратью и немецкими рыцарями на льду Чудского озера (Ледовое побоище). Новая победа Александра Невского позволила в этом же году заключить мир с ливонцами и приостановить экспансию Ордена на Русь в один из самых трагических моментов ее истории. В настоящее время день Ледового побоища отмечается как День воинской славы. Пленники-крестоносцы, привязанные к конским хвостам, увидели так желанный им Новгород, но не в качестве победителей. После этого был заключен мир, по которому Орден отказался от всех захваченных ранее новгородских земель.
Помимо вышеназванных противников, галицко-волынские земли терзали поляки и венгры. Более того, в годы, последовавшие за монгольским вторжением, резко усилились литовские набеги на русские земли. Об этом свидетельствовал путешественник Плано Карпини, ехавший в 1245 г. из Волыни в Киев: «Мы ехали постоянно в смертельной опасности из-за литовцев, которые часто делали набеги на земли Русии, и так как большая часть людей Русии была перебита татарами и отведена в плен, то они поэтому отнюдь не могли оказать им сильного сопротивления». В середине XIII в., когда литовские племена объединились в одно государство во главе с Миндовгом, начался переход от набегов для захвата добычи и пленных к занятию русских городов литовскими дружинниками.
В результате создавшейся тяжелейшей геополитической ситуации окончательный выбор северо-восточной Руси сделала православная вера наших соотечественников. Она оказалась в пользу Востока, в тот период монголов, которые являлись мощной военной силой. Именно Александр Невский выработал спасительную стратегию выживания русского народа в самый ответственный исторический момент. Союз с монголами означал прочный тыл для борьбы с западной экспансией. Александр Невский четыре раза ездил в Золотую Орду и получил там ярлык на великое Владимирское княжение (великий князь в 1252–1263 гг.), проводил единственно спасительную для русских людей политику: «Меч на Западе, мир на Востоке». В сражениях с западными врагами Александр Невский не потерпел ни одного поражения. Он стремился закончить военный конфликт мирным договором и одним из первых в Европе выдвинул принцип нерушимости границ.
Улус Джучи. Система ордынского господства. Признание русскими князьями власти хана Батыя означало установление ордынского ига – системы политического и экономического господства над русскими землями правителей Золотоордынского государства. В политическом отношении русские княжества сохраняли государственность, автономию (в отличие от завоеванных монголами стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья с их благоприятными природными условиями для экстенсивного кочевого скотоводства; на русских территориях не действовал правовой кодекс монголов – «Яса»). Князья, как и прежде, управляли подвластным населением. Однако прежней полноты власти уже не было. Деятельность князей находилась под контролем представителей хана, которого на Руси называли царем. Прежний порядок наследования сохранялся, однако хан Золотой Орды мог лишить неугодного князя престола, сместить или даже убить его. Каждый из князей подтверждал свои права получением ярлыка – ханской грамоты. Для этого надо было совершать поездки в столицу Орды.
Несмотря на распад Великого княжества Владимирского, князь, получивший ярлык на правление здесь, продолжал считаться главой Северо-Восточной Руси (его в качестве «старейшего» признавала и Орда; Владимир как бы замещал Киев в качестве номинальной столицы) и имел право представлять русские земли в Орде. Поэтому не случайно, что за данный ярлык развернулась жестокая борьба между русскими князьями.
Опираясь на опыт Китая и Средней Азии, монголы создали разветвленную и эффективную систему экономической эксплуатации порабощенных народов. С населения взимались харадж (поплужное – подать с плуга), тамга (торговая пошлина) и пр. Приходилось кормить ордынских послов, чиновников, баскаков (командиров воинских отрядов), поставлять воинов и подводы для ханских войск. Русские вместе с другими подневольными народами вынуждены были участвовать в походах Орды. Очередная просьба Александра Невского в Орде не брать с Руси новую партию ратников закончилась его отравлением (как и его отца во всемонгольской ставке). Умер он по дороге домой, в Городце на Волге. Его привезли во Владимир и здесь похоронили. Оплакивала Александра Невского вся Русь. Орде была выгодна смерть Александра, и политика сталкивания претендентов на великокняжеский престол после его смерти продолжалась. Наследники Александра начали между собой многолетнюю борьбу за власть. Война следовала за войной, и князья не стеснялись приводить с собой на Русь ордынские отряды. Владимиро-Суздальская Русь постепенно рассыпалась на мелкие уделы.
Собираемая ежегодно на Руси и отправляемая хану дань получила название ордынского выхода. Вначале она собиралась натурой, но затем была переведена на деньги («серебро»), что привело к утечке монет в Орду и почти полному прекращению денежного обращения внутри русских земель. Единицей обложения служило каждое городское и сельское хозяйство. Сбор дани был отдан ханами на откуп мусульманским купцам (бесерменам), которые облагали население дополнительными произвольными поборами, кабалили крестьян и продавали несостоятельных должников в рабство на восточных невольничьих рынках. Помимо выхода, населению приходилось идти на разного рода чрезвычайные сборы и подношения (так называемые запросы, поминки). Но особенно обременительны были княжеские поездки в Сарай, куда нельзя было показываться без богатых даров-почестей хану и его многочисленному окружению.
В основе системы ордынского владычества на Руси лежало насилие. Для этого в русские земли посылались военные отряды, возглавляемые баскаками, выполнявшими двоякую роль: они следили за князьями и сбором выхода, подавляли всякий намек на сопротивление жителей городов и деревень.
Первым признал Батыеву власть Ярослав Всеволодович, брат убиенного князя Юрия. Отец Невского унаследовал великокняжескую власть в Северной Руси и через несколько лет стал жертвой интриг и противоречий в монгольской верхушке (был вызван в Каракорум и здесь отравлен; в свою очередь Бату-хан утвердил «старейшим» над всеми русскими князьями Александра Ярославича Невского, приехавшего к нему на поклон). Дело в том, что огромная Монгольская держава (от Тихого океана до Дуная, от Северного океана и сибирской тайги до монгольских степей и закавказских гор) довольно быстро распалась на улусы: улус великого хана со ставкой в Каракоруме; Чагатайский (Средняя Азия и соседние земли), Хулагу (к югу от Каспия, Закавказье), улус Джучи, старшего из сыновей Чингисхана (иначе – Золотая Орда).
Верховным правителем выступал хан, сидевший в Каракоруме, остальные ему подчинялись. Но вскоре начались распри, усобицы, и правители улусов все более обособлялись от главной ставки, превращались в самостоятельных распорядителей своих обширных владений.
Первого золотоордынского правителя сменил хан Берке, а сам улус разделился на 14 уделов. При Берке началась исламизация правящей верхушки. А монголы, смешавшиеся с половцами и другими тюркоязычными народами и племенами, усвоили их язык, обычаи, культуру. Жителей Золотой Орды уже устойчиво именовали татарами – по имени одного из забайкальских племен, в свое время враждебного Чингисхану и покоренного им. Воинов-татар его полководцы ставили во время сражений в передние ряды атакующих, и побежденные народы быстро стали считать все разношерстные тумены победителей татарскими.
Берке, порвавший связи с Каракорумом, провел перепись покоренных земель, продолжавшуюся несколько лет (1257–1259). Монгольские писцы – «численники» («число» – перепись) «клали в число» жителей по десяткам, сотням, тысячам и десяткам тысяч, с них брали налоги по этим спискам. Освободили только лиц духовного звания (с помощью русских священников, по расчетам татарских правителей, легче будет управлять их христианской паствой).
Начало освободительной борьбы. Батыев погром не сломил волю русского народа к сопротивлению завоевателям. Золотоордынским ханам потребовалось еще более десяти лет, чтобы закрепить свое господство над Русью. Отказывались признать зависимость от Орды западные и северо-западные земли, которых почти не затронуло нашествие. Быстро оправлялась от погрома Юго-Западная Русь. Даниил Галицкий демонстративно отказался явиться в Орду за ярлыком и готовился к продолжению борьбы с ней. В начале 50-х годов владимирский великий князь Андрей Ярославич (1249–1252) попытался объединить все враждебные Орде силы, заключив антиордынский союз с Даниилом Галицким и тверским князем Ярославом Ярославичем. Никоновская летопись приводит гордые слова главы владимирцев о том, что лучше бежать в чужие земли, чем служить ордынцам. Но под Переяславлем ордынская рать «царевича» Неврюя разбила наспех собранные полки Андрея Ярославича и Твери. Даниилу Галицкому удалось отразить карательный удар другого «царевича» – Куремсы, но после 1259 г. в связи с новым нашествием Даниил был вынужден признать свою зависимость от хана.
После бегства князя Андрея Ярославича за рубеж князем владимирским стал Александр Ярославич Невский (1252–1263), который в отношениях с ханами стремился исходить из реального соотношения сил Руси и Орды в тот период. Основной задачей Руси Александр Невский считал борьбу против агрессии крестоносцев с запада. Одновременно он стремился поддерживать с ханами мирные отношения, не давать поводов для новых вторжений и набегов и, восстанавливая подорванные производительные силы и хозяйство страны, исподволь копить силы для будущей освободительной борьбы. Этот курс Невского в отношениях с Ордой надолго стал определяющим для владимирских, а затем московских князей. К соглашению с Ордой призывала и церковь, получившая от ханов охранные грамоты на церковное имущество (тарханы) и освобождение от дани. Золотоордынская политика веротерпимости была вызвана не столько религиозным равнодушием первых ханов-язычников, сколько рациональными соображениями управления. Более того, в Сарае, где находилось немало русских пленников, с согласия правителей Золотой Орды была образована особая православная епархия.
В условиях княжеской политики строгого исполнения обязательств перед Ордой менялся на многие десятилетия сам характер освободительной борьбы русского народа, который не покорялся завоевателям даже в самых сложных условиях. Эта борьба приняла во второй половине XIII в. характер стихийных народных восстаний против ордынских переписчиков, сборщиков дани, произвола и бесчинств приезжавших из Орды баскаков, ханских послов. Так, активное сопротивление переписи оказали новгородцы в 1257 и 1259 г., что привело к определенным уступкам ханов. В результате в великом северном городе в дальнейшем никогда не было ни представителей хана – баскаков, ни откупщиков ордынской дани – бесерменов, и Новгород самостоятельно собирал «ордынский выход». В 1262 г. во всех крупных городах Русской земли (в Ростове, Суздале, Ярославле, Устюге Великом, во Владимире) пронеслись народные восстания, многие сборщики дани были убиты. В дальнейшем городские восстания конца XIII – первой четверти XIV в. активно способствовали ликвидации баскачества на Руси. В то же время эпизодические выступления князей, народных масс городов против ордынских ратей и отдельные частные успехи не могли серьезно ослабить Орду. Для свержения ига была необходима общерусская борьба с завоевателями. Но на Руси еще не было центра, вокруг которого могли бы сплотиться для решительного боя с Ордой русские силы.
Итоги и последствия нашествия и ига. Установленный на Руси «оккупационный режим» определяющим образом повлиял на течение отечественной истории. Фактически «иго», по меткому замечанию Карла Маркса, «не только давило, оно оскорбило и иссушало самую душу народа».
Возникло новое психологическое состояние народа, которое можно было бы назвать «национальной депрессией». Великая скорбь от разрушений и убийств сопровождалась чувством горькой обиды и унижения. Недаром писатель-современник свой рассказ о монгольском нашествии назвал «Словом о погибели Русской земли». Все происходившее способствовало изменению представления русских людей об окружающем внешнем мире, он стал восприниматься по преимуществу как чуждая, враждебная сила, от которой постоянно исходит опасность. Отсюда – стремление отгородиться от этого мира, ограничить свои контакты с ним. Антагонизм Древней Руси с кочевым миром к XIII в. был традиционным, но бедствия монгольского нашествия способствовали его дальнейшему обострению. Именно в это время борьба богатырей за освобождение Руси от ордынского ига стала одной из главных тем русского героического эпоса. Новым стал и острый антагонизм с западным, «латинским» миром, который не был характерен для более ранних столетий, но для древнерусского общества стал естественной реакцией на враждебные действия со стороны западных соседей. С этого времени разнообразные связи со странами Западной Европы резко сокращаются, ограничиваясь главным образом сферой торговых отношений. Церковь осталась единственным общенациональным общественным институтом. Появилась идея богоизбранности русского народа.
Начался длительный упадок в социально-политическом и культурном развитии русских земель. Резко сократилось их население. Многие города оказались уничтоженными, запустел Киев. Одновременно прекратилось каменное строительство, были уничтожены вече. И это в то время, когда города Европы богатели и освобождались из-под власти феодалов. Замедлилось развитие сельского хозяйства. В ущерб земледелию повышалась роль охоты как показатель неуверенности в завтрашнем дне, возрастал спрос на меха. Произошла консервация холопства, исчезавшего в Европе.
Ослабели, более того разорвались связи между отдельными русскими землями, в том числе северо-восточных и юго-западных территорий, захваченных впоследствии поляками и литовцами. Более того, на территориях Северо-Восточной и Северо-Западной Руси стала складываться великорусская народность; на землях, вошедших в состав Великого княжества Литвы и Польши, – украинская и белорусская.
Усиливалась характерная для Востока и делалась традиционной для Руси государственная власть-собственность, ограничивающая развитие частной собственности.
В Орде русские князья усваивали новые, неизвестные на Руси формы политического общения («бить челом», то есть лбом). Понятие абсолютной, деспотической власти вошло в политическую культуру Руси на примере власти ордынского хана. Этому способствовало и то, что подавляющее число княжеских дружинников – советников и помощников полегло на поле брани. Вместе со старой и погибшей знатью уходили и традиции сюзеренно-вассальных отношений. Теперь по мере формирования нового слоя элиты утверждались отношения восточного типа – подданства. Сами русские князья, низведенные до положения бесправных слуг хана, постепенно переносили тираническую модель взаимоотношений на своих подданных. Самодержавная власть, утвердившаяся позднее в едином Русском государстве, унаследует, таким образом, многие золотоордынские восточные черты.
Под влиянием азиатских правовых норм и способов наказаний у русских карающей силой становится не общество, а государство в лице палача. Именно в это время Русь узнала «китайские казни» – кнут, обрезание частей тела (носа, ушей), пытки на дознании и следствии. Это было совершенно новое отношение к человеку по сравнению с временами Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
В условиях ига происходило ограничение прав женщин, характерное для восточного патриархального общества. Если на Западе процветал средневековый культ женщины, рыцарский обычай поклоняться Прекрасной даме, то на Руси девушек стали запирать в высокие терема, оберегая от общения с мужчинами. Замужние женщины должны были определенным образом одеваться (обязательно носить платок), были ограничены в имущественных правах, в быту.
Участились браки русских князей с татарскими «царевнами». Появилось стремление подражать обычаям ханского двора. Все это порождало заимствование восточных обычаев, распространившихся от верхов общества до его низов.
Влияние кочевых традиций на русских землях наиболее ярко проявилось в военной сфере. Князья начинают вооружать свои дружины по татарскому образцу. Русские воины сели на быстрых степных коней и научились стрелять из тяжелого монгольского лука («саадака»). Они носили татарские стеганые доспехи («тигиляи») и рубились кривыми татарскими саблями. Возможно, что именно у татар русские военачальники-бояре переняли «местничество» – обычай «рядиться» из-за служебных назначений. В русский язык незаметно вошли такие тюркские слова, как «атаман», «караул», «есаул», «нагайка». Если А.С. Пушкин писал, что в русский язык перешло едва ли полсотни татарских слов, то сегодня их насчитывают около 250. Заимствования коснулись не только военной области, но и сфер торговли, ремесел и быта: базар, магазин, товар, таможня, амбар, кирпич, телега, ковер, диван, утюг, карандаш, колбаса и других. Заимствованы были названия тканей, одежды (восточные «кафтаны», «халаты», «шубы», «тулупы», «сарафаны»).
Постепенно русские земли не только в политическом, но и до определенной степени в культурном отношении становились периферией Великой Степи. По крайней мере, у европейцев, вновь познакомившихся с бытом Руси в XV–XVII вв., было много оснований именовать эту землю «Татарией». А.И. Герцен полагал, что «именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе». Все это имело судьбоносное последствие для нашей страны.
Но, несмотря на все сказанное, сохранялось главное у наших соотечественников – они продолжали жить в едином социокультурном пространстве, основополагающими скрепами которого были русский язык, православная вера. Именно эти составляющие стали спасительными факторами для нашего Отечества.
Дискуссия о роли ига в становлении Русского государства. Почти 250 лет (1240–1480 гг.) просуществовало ордынское иго на Руси. Такое масштабное событие не могло не отразиться на национальном самосознании русских, их исторической позиции о характере воздействия ордынского ига на последующую российскую эволюцию. Еще Н.М. Карамзин писал о положительном влиянии власти хана на политическое развитие Руси, поскольку междоусобные войны пошли на спад и верховная власть сосредоточилась в одних руках. Вместе с тем карамзинскую интерпретацию ордынского влияния продолжили лишь немногие отечественные ученые. А по версии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, монгольского ига вообще не было. С их точки зрения, взаимодействие русских княжеств с Золотой Ордой больше напоминало союзнические отношения: Русь платила дань (причем ее размер был не столь велик), а Орда взамен обеспечивала безопасность границ ослабленных и разрозненных русских княжеств. В свою очередь, Л.Н. Гумилев подменял иго военными рейдами монголов на русские территории.
Большинство же историков считало и считает, что нашествие и установившееся затем ордынское иго стали национальным бедствием, изменившим весь ход русской истории. В их числе С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, советская историческая школа (Б.А. Рыбаков и др.). По их мнению, одновременно с хозяйственным упадком происходили процессы дальнейшего политического дробления, огрубления нравственных устоев. Продолжался распад великого Владимиро-Суздальского княжества на ряд удельных княжеств. Политическую раздробленность Руси поддерживали монголы, натравливая князей друг на друга, проводя политику террора в ходе карательных экспедиций, физически устраняя авторитетных, а потому и опасных князей. Лишь в последней четверти XIII в. ордынцы не менее 15 раз совершали крупные военные вторжения на Русь.
Самым опустошительным нашествием, которое русские летописцы сравнивали с Батыевым, была «Дюденева рать» в Северо-Восточную Русь в 1293 г., когда монголы вновь «всю землю пусту сотворили». Мнение большинства подтверждают слова великого А.С. Пушкина, считавшего, что монголы мало чем обогатили Русь: «Татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля». Тем самым ордынское иго не просто затормозило русское развитие, но и отбросило его назад. В темпах развития русские земли стали все более отставать от западноевропейских стран. Стал постепенно формироваться фактор, надолго определивший ход отечественной истории, – стремление любой ценой, в короткие сроки преодолеть отставание и сравняться с передовыми европейскими государствами.
В конечном итоге монгольское нашествие как бы разделило древнерусскую историю надвое. В домонгольский период социально-экономическое и духовное развитие Руси было сходно с другими европейскими странами. В целом по общеевропейской схеме развивались и феодальные отношения: от преобладания государственных форм земельной собственности к усилению вотчинных (хотя и медленнее, чем в Западной Европе). После нашествия этот процесс стал затухать, происходила консервация государственных форм. Во многом это было связано с необходимостью выплаты в Орду огромной дани. Данные структурные деформации привели в конечном итоге к изменению типа феодального развития страны.
Вопросы и задания
1. Укажите общее и особенное в генезисе феодализма в Европе и на Руси.
2. Какие современные страны входили (целиком или частично) в империю Чингисидов в XIII в.?
3. Почему дружина Александра Невского сумела разбить шведов и крестоносцев, но всех сил Руси не хватило для отражения нашествия монголов?
4. Почему Даниил Галицкий занял иную позицию по отношению к Орде, чем Ярослав Суздальский? Почему Даниил не поплатился жизнью или изгнанием за свою политику (как Михаил Черниговский или Андрей Владимирский)?
5. В чем своеобразие повседневной жизни русского человека в этот период?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 448.