Конкурентоспособность предприятий сервиса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономические изменения конкурентной среды предприятия требуют от него выявления, формирования и практического использования конкурентных преимуществ как первичного звена системы обеспечения его конкурентоспособности. Именно поэтому значительное количество исследователей сегодня пытается дать определение конкурентных преимуществ предприятия и систематизировать источники их формирования. Однако при этом достаточно много ученых исследуют суть и источники формирования конкурентных преимуществ только для отдельных отраслей или видов предприятий или только по отдельным направлениям их деятельности. Так, Афонина И.А. рассматривает источники формирования конкурентных преимуществ[1] , Кибалов Е.Б. рассматривает инновационные факторы формирования конкурентных преимуществ предприятий и посвятил свое исследование проблемам сути и источников формирования конкурентных преимуществ[4].

Исследователи в настоящее время изучают отдельные источники формирования конкурентных преимуществ или факторы конкурентоспособности предприятий отдельных отраслей деятельности, однако, целесообразным является систематизация существующих исследований и выработки единой теоретической базы о сути конкурентных преимуществ и источников их формирования на предприятиях различных типов и видов деятельности.

Еще от зарождения начальных форм производственной деятельности перед людьми стоял вопрос «Как и производить для того, чтобы продукция была кому-то нужна и могла реализоваться или обменяться? ». Отвечая на этот вопрос тот или иной производитель, сам того не осознавая формировал для своей продукции и своей производственной деятельности определенный набор конкурентних преимуществ. Анализ научной литературы позволил сделать вывод, что ученые по-разному пытаются трактовать данное понятие, не всегда верно понимая его сущность. Отметим, что конкурентным преимуществом предприятия является его положение на рынке, которое позволяет ему преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей [1].

Конкурентные преимущества - это характеристики, свойства услуги или торговой марки, которые создают для предприятия определенные преимущества над прямыми конкурентами. Эти характеристики могут быть самыми разнообразными и принадлежать как к самому продукту, так и к дополнительным товарам или услугам, сопутствующих базовый.

Главным условием формирования конкурентных преимуществ на рынке обслуживания , к примеру, является ценность услуги. Она является результатом отношения к ней потребителей, определяется через их специфический опыт, статус, потребительские требования. Поэтому важным моментом для появления конкурентного преимущества услуги является не просто наличие определенной особенности, присущей услуге, а ее соответствие потребностям конкретного сегмента рынка. Необходимо также помнить, что конкурентные преимущества носят временный характер, тесно связан с сопутствующим сервисом, а так же циклом жизни товара и непрерывным изменением конъюнктуры рынка.

Экономические изменения конкурентной среды предприятия требуют от него выявления, формирования и практического использования конкурентных преимуществ как первичного звена системы обеспечения его конкурентоспособности. Именно поэтому значительное количество исследователей сегодня пытается дать определение конкурентных преимуществ предприятия и систематизировать источники их формирования с учетом сервиса.

Обобщение определений сервиса позволило выявить преимущества и недостатки и определить сервис как подсистему маркетинговой деятельности предприятия, обеспечивающую комплекс услуг, связанных с проектированием, производством, сбытом и эффективным использованием товара потребителем на всех стадиях жизненного цикла товара. Это определение учитывает долгосрочный характер отношений производителя и потребителя, которые могут изменяться во времени, функции сервиса распространяются на весь «срок жизни» товара, а не ограничиваются только стадиями реализации и эксплуатации товара.

Сервисное обслуживание - это совокупность функций и видов деятельности предприятия, они обеспечивают связь «предприятие -потребитель» как материальный и коммуникативный потоки товара в соответствии с требованиями рынка. Все это формирует тесные связи между промышленным производством и услугами, приводя к тому, что труд и обслуживание людей на предприятиях во многих случаях организованы по типу индустриального производства. Таким образом, сервисная деятельность современного типа приобретает индивидуализированный характер, ориентируясь на личные и групповые запросы потребителей. Но при этом она во многом определяется индустриальным производством. Все это позволяет говорить о производстве сервисного продукта в развитых странах или о наличии у них индустрии сервиса. Многообразие функций, которые выполняют различные предприятия в сфере обслуживания, вызвало многообразие трактовок понятия «сервис», каждое из которых характеризует особенности конкретной функции сервиса.

Существует несколько мнений по поводу градации сервиса. Так, различают три этапа - до поступления изделия потребителю, гарантийное и послегарантийное обслуживание [5]. Сервис подразделяют на два основных этапа - предпродажный и послепродажный, а последний на гарантийный и послегарантийный [4].Классификация сервисных услуг представлена на рис . 1. Услуги разделены на две категории: предпродажные, включающие подготовку к продаже и услуги по продаже, и послепродажные, состоящих из гарантийных и постгарантийных [6]. Также в работе [7] сервис по временным параметрам подразделяется на предпродажный и послепродажный, а последний - на гарантийный и послегарантийный.

Сервисные услуги  
Предпродажные услуги  
Послепродажные услуги  
Подготовка к продаже  
Услуги во время продажи  
Гарантийные услуги  
Послегарантийные услуги  

Рис.  – Виды сервиса по временному фактору [6]

Таким образом, общепринятым является деление сервиса предприятия по временным факторам на гарантийный и послегарантийный, принципиальная разница между которыми заключается в том, что в период гарантийного обслуживания все работы предусмотренные стандартом обслуживания, договором или законодательством осуществляются производителем бесплатно, а после окончания гарантийного периода - за счет потребителя. В результате анализа классификацию сервиса промышленного предприятия можно представить в виде схемы, представленной на рис.__2.

Способность предприятия победить в конкурентной борьбе зависит от наличия у него значительных преимуществ по сравнению с конкурентами.

 

Рис. _ – Классификация сервиса промышленного предприятия [5]

Итак, конкурентными преимуществами предприятия является совокупность комбинаций имеющихся у него ресурсов (сырьевых, пространственных, трудовых, управленческих, технологических, информационных, маркетинговых и др.) и способов их использования, которые обеспечивают ему широкие возможности производства и реализации продукции по сравнению с его конкурентами. Именно эти ресурсы и выступают источниками формирования его конкурентных преимуществ, а потому особое значение для обеспечения успешной деятельности каждого предприятия имеет налаживание системы управления формированием и обеспечением эффективного использования имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ в процессе ведения хозяйственной деятельности. Однако, учитывая то, что сервис относится к маркетинговым ресурсам, можно с уверенностью утверждать, что он может быть источником формирования конкурентных преимуществ предприятия в современных экономических условиях.

Контрольные вопросы

1. Что такое конкуренция? Какие существуют виды конкуренции?

2. Какие конкурентные силы действуют на предприятие, согласно модели М. Портера?

3. Какие конкурентные стратегии вы знаете?

4. Для чего нужно изучать конкурентов?

5. Какие методы относятся к методам недобросовестной конкуренции?

6. На ваш взгляд, что первично: конкурентоспособность предприятия или конкурентоспособность его товара?

7. Как связаны качество и конкурентоспособность товара?

8. Что отражает зона толерантности потребителя в отношении качества товара?

9. Какую роль играют нормативные, экономические и технические показатели качества товара для его конкурентоспособности?

10. Какие методы могут использоваться при исследовании конкурентоспособности товаров или услуг?

11. Каковы отличительные особенности конкурентоспособности предприятий сервиса?

 



Дата: 2019-02-25, просмотров: 264.