Прекращение контрмер. Контрмеры должны быть прекращены как только ответственное государство выполнит свои обязательства, связанные с международно-противоправным деянием, согласно части второй.
36. Ответственность государства за правомерную деятельность как особый вид международной ответственности.
Согласно общему правилу фактическим основанием ответственности будет международное правонарушение. Но в международном праве предусмотрены и случаи ответственности за совершение определенных действий, которые сами по себе будут правомерными. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. и ст. 110 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. допускают возможность осмотра иностранных торговых судов военными кораблями, когда есть достаточные основания подозревать, что судно занимается пиратством либо несанкционированным вещанием и т. п. Но если подозрения оказываются необоснованными, судну должны быть возмещены причиненные убытки или ущерб.
Чаще всего такую ответственность устанавливают за виды деятельности, связанные с источником повышенной опасности, с большой степенью риска, - освоение космоса, использование атомной энергии и технологии, которая может привести к загрязнению окружающей среды.
Данный тип ответственности не имеет оснований в обычном праве, не будет общим принципом ответственности и существует только в договорном праве. Иначе говоря, абсолютная ответственность не распространяется на случаи, не регламентированные специальными договорами.
Ответственность наступает только на основании договора. Нет договора - нет ответственности.
Косвенный ущерб не возмещается вообще.
Государство может во внутригосударственном порядке предъявить регрессные иски к тем юридическим или физическим лицам, которым была поручена эксплуатация этих объектов. Договоры об ответственности за правомерную деятельность могут заключаться до нанесения ущерба в ее результате, или после. Обычно они как самостоятельные соглашения не выделяются, являются частью других соглашений.
37. Международная ответственность международных организаций и международная ответственность физических лиц.
Ответственность международных организаций возникает из нарушения ими международных обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права.
Международные организации несут ответственность за несоблюдение уставных и других обязанностей своими органами и международными должностными лицами, за причинение ущерба своими действиями государствам, другим международным организациям и физическим лицам.
В Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, была установлена солидарная ответственность, однако при соблюдении следующих условий: а) любая претензия о компенсации за ущерб предъявляется в первую очередь международной организации, осуществляющей запуск объекта; б) если организация в течение шести месяцев не компенсировала суммы причиненного ущерба, то государство-истец может поставить вопрос об ответственности государств — членов организации.
Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а физические лица — уголовную ответственность. Совершение лицом преступных действий во исполнение приказа (своего правительства или начальника) не освобождает его от уголовной ответственности. Официальный статус лица (глава государства или правительства) не освобождает его от уголовной ответственности.
Международное право исходит из неприменения срока давности к ответственности за международные преступления. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года указывает, что представители государственных властей и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо от времени совершения преступления.
Если по соответствующему соглашению не создано специального международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано либо предать его суду, либо выдать другому государству, на территории которого было совершено преступление и которое явилось основной жертвой преступления.
38. Понятие и виды территорий в международном праве.
Под территорией (от лат. terra – земля, суша) в международном праве принято понимать различные пространства земного шара (его сухопутную, водную поверхности, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Все эти виды территорий представляют собой пространственную сферу действия норм международного права.
В состав государственной территории входят:
•сухопутная территория (поверхность суши), включая острова;
•водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море;
•земные недра;
•воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.
Согласно Конституции, территория РФ «включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» (ч. 1 ст. 67). Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне. В Конституции говорится, что «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и
нормами международного права» (ч. 2 ст. 67). В определении объема прав государства в отношении шельфа и экономической зоны главная роль принадлежит международному праву, а не праву внутреннему. Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Важной частью государственной территории, источником природных богатств являются недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией, а также недра континентального шельфа.
Глубина недр неограниченна и теоретически распространяется до центра Земли.
К внутренним водам относятся определенные морские воды, а именно:
•воды портов;
•воды заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат данному государству;
•воды заливов, бухт, лиманов и проливов, исторически принадлежащих данному государству
•воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат данному государству.
В зависимости от особенностей правового режима все пространства Земли, космическое пространство, включая находящиеся в нем Луну и другие небесные тела, принято подразделять на три вида:
1) государственная территория;
2) пространства с международным правовым режимом;
3) пространства со смешанным правовым режимом
Территория государства – это его сухопутные, водные и воздушные пространства, а также недра под ними, в пределах которых государство осуществляет свою суверенную власть и юрисдикцию.
Пространства с международным правовым режимом, напротив, характеризуются тем, что на них не распространяются суверенные права ни одного государства, вследствие чего они находятся в общем пользовании всего человечества (для их обозначения некоторыми авторами используется термин «международная территория общего пользования»). Традиционно к ним относят открытое море и воздушное пространство над ним, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство с находящимися в нем небесными телами, Антарктику и воздушное пространство над ней.
Третью группу составляют пространства со смешанным правовым режимом (к ним относят континентальный шельф и морскую экономическую зону), которые не входят в состав государственных территорий и не находятся под полным суверенитетом государств, но примыкающие к ним (прибрежные) государства осуществляют там ряд своих суверенных прав на разведку и разработку их природных ресурсов, а также на охрану природной среды этих районов. Объем и содержание этих прав определяются как нормами международного права (в частности, Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.), так и законодательством прибрежных государств.
39. Государственная территория: понятие, состав, юридическая природа. Государственные границы.
Государственная территория – это часть поверхности Земли и непосредственно примыкающие к ней воздушное пространство и недра, принадлежащие определенному государству, в пределах которых оно осуществляет свои суверенные права. Именно государственный суверенитет лежит в основе правовой природы государственной территории и качественно отличает ее от других территориальных категорий. В ст. 4 Конституции РФ подчеркивается, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Проявлением суверенной власти государства является территориальное верховенство, означающее полноту и исключительность публичной власти государства в пределах своей территории. Территориальное верховенство предоставляет государству возможность как осуществлять свои властные функции над всеми лицами и организациями, пребывающими в пределах государственной территории, устанавливать там определенный правопорядок, так и использовать эту территорию в своих интересах и согласно своим законам, осуществляя исключительное публично-правовое владение территорией. Государство может допустить на своей территории действие законов и правил иностранного государства, но лишь с собственного согласия и в той мере, в какой это ему необходимо. От территориального верховенства государства следует отличать его юрисдикцию, понимаемую как право судебных и административных органов рассматривать и разрешать дела, отнесенные к их компетенции, в пределах государственных границ.
Пространственным горизонтальным пределом государственной территории служат границы государства. Прохождение линий государственной границы обычно определяется международными соглашениями с сопредельными странами, хотя в практике межгосударственных отношений встречаются и так называемые исторические границы, которые не закреплялись в договоре граничащих государств, но длительное время соблюдаются ими на практике, вследствие чего формируется международно-правовой обычай относительно положения такой границы. Какие же пространства входят в состав государственной территории? Прежде всего это сухопутная территория государства, границы которой обозначаются на местности в соответствии с международными соглашениями и внутригосударственным законодательством. Так, в Российской Федерации действует Закон о государственной границе, ст. 5 которого регламентирует подходы к определению данных пространственных пределов. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:
а) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
б) на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации;
в) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.
Следующий элемент – недра, находящиеся под сухопутной территорией государства. Вопрос об их подземных пределах пока не урегулирован. Вопреки высказанному некоторыми юристами мнению о том, что глубинным пределом недр является центр Земли, и даже об отсутствии такого предела Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» определяет последние как «часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».
К водной территории государства относятся реки, озера, водохранилища, проливы и другие водоемы, расположенные внутри государственных границ. Если государство является прибрежным, то в его водную территорию включаются также внутренние морские воды (воды портов, бухт, заливов, в том числе исторических) и территориальное море, т.е. примыкающая к побережью данного государства морская полоса шириной до 12 морских миль (согласно ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).
Наконец, к воздушной территории государства относится часть воздушного пространства Земли, которая находится над его сухопутной и водной территориями. Высотный предел воздушного пространства в настоящее время конвенционно не определен. В отечественной доктрине широкое признание получила точка зрения о формировании в международном праве обычной нормы, определяющей верхнюю границу воздушного пространства государства как воображаемую плоскость, отделяющую его от космического пространства – международной территории общего пользования (ориентировочно 100–110 км от поверхности Земли).
Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.
Режим Государственной границы включает правила:
содержания Государственной границы;
пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Судоходство на пограничных реках, озерах и иных водных объектах с пересечением Государственной границы без захода в порты (на рейды) Российской Федерации и сопредельных государств регулируется договорами Российской Федерации с сопредельными государствами.
Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, российские суда при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, при плавании в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов без захода в порты (на рейды) Российской Федерации обязаны выполнять следующие требования пограничных органов:
показать свой флаг, если он по какой-либо причине не был поднят;
изменить курс, если он ведет в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения;
сообщить о целях захода на территорию Российской Федерации;
при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно запрещаются (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации):
а) заход в порты (на рейды) Российской Федерации, не открытые Правительством Российской Федерации для захода иностранных судов;
б) заход в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения;
в) остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения;
Воздушным судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство Российской Федерации запрещаются (кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом):
а) посадка в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых Правительством Российской Федерации для международных полетов;
б) вылет из аэропортов, с аэродромов Российской Федерации, не открытых Правительством Российской Федерации для международных полетов. В отдельных случаях при выполнении специальных международных полетов вылет воздушных судов из Российской Федерации, а также их посадка после влета в Российскую Федерацию могут производиться в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых для международных полетов, только по разрешениям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области использования воздушного пространства Российской Федерации, согласованным с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области безопасности, обороны, таможенного дела, осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
в) залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения;
Российские воздушные суда, осуществляющие доставку людей, грузов и товаров с территории Российской Федерации на искусственные острова, установки и сооружения, расположенные в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации, либо с указанных искусственных островов, установок и сооружений на территорию Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу вне выделенных воздушных коридоров без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанным российским воздушным судам запрещается осуществлять влет в воздушное пространство иностранных государств, посадку (прием на борт) лиц, прошедших пограничный контроль при убытии с территории Российской Федерации, а также лиц, не прошедших пограничный контроль при прибытии на территорию Российской Федерации, выгрузку (погрузку) любых грузов, товаров, валюты, животных на суда (с судов), в отношении которых осуществлен пограничный и таможенный контроль при убытии с территории Российской Федерации, а также на суда (с судов), в отношении которых не осуществлен пограничный и таможенный контроль при прибытии на территорию Российской Федерации, если иное не установлено Правительством Российской Федерации или не вызвано необходимостью спасания людей, судов либо другими чрезвычайными обстоятельствами, о которых командир российского воздушного судна незамедлительно информирует пограничные и таможенные органы.
При выполнении полетов между территорией Российской Федерации и искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации, вылет воздушных судов с территории Российской Федерации и их посадка после влета на территорию Российской Федерации могут производиться с аэродромов, вертодромов и посадочных площадок Российской Федерации, в том числе не открытых для международных полетов.
Не является нарушением правил пересечения Государственной границы вынужденное пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию Российской Федерации, вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, осуществляемые в силу следующих чрезвычайных обстоятельств:
несчастного случая;
аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна (в том числе воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях;
доставки спасенных людей;
оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств. Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:
1) в пограничной зоне:
въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;
хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности;
2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации:
учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;
промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.
Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.
Въезд в пункты пропуска через Государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами.
40. Правовой режим международных рек.
В общем смысле под международными реками понимают реки, протекающие по территориям двух или более стран или разделяющие территории государств. Иногда их подразделяют на:
а) международные судоходные реки, имеющие выход к морю;
б) трансграничные реки, которые протекают по территориям нескольких государств без выхода устья реки к морю;
в) пограничные реки (по ним проходит граница между прибрежными государствами).
Однако такая классификация в значительной мере условна, так как одни и те же международные реки могут быть отнесены к различным их типам. Особое значение имеют судоходные реки, имеющие прямое сообщение с морем и используемые для международных водных перевозок различными, в том числе и неприбрежными, странами. Поэтому первые нормы, касающиеся международно-правового режима таких рек (Дунай, Рейн, Нигер, Амазонка, Меконг и др.), в основном регламентировали вопросы их судоходного использования. Так, свобода судоходства по основным речным путям Западной Европы была признана еще Венским конгрессом в 1815 г. Впоследствии были подготовлены и заключены специальные международные соглашения в отношении таких рек, как Рейн (1868 г.) и Дунай (1948 г.). Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г., заключенная придунайскими странами, в ст. 1 предусматривает, что «навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении
Суда, плавающие по Дунаю, имеют право с соблюдением правил, установленных соответствующими придунайскими государствами, заходить в порты, производить в них погрузочные и разгрузочные операции, посадку и высадку пассажиров, а также пополнять запасы топлива, предметов снабжения и т.д.
Перевозки пассажиров и грузов в местном сообщении и перевозки между портами одного и того же государства не могут производиться судами под иностранным флагом иначе, как в согласии с национальными правилами соответствующего придунайского государства.
При прохождении транзитных грузов по участкам, где оба берега реки Дуная принадлежат одному и тому же государству, это государство имеет право опечатывать или ставить под охрану таможенного надзора транзитный товар. При этом данное государство имеет право требовать от капитана или судовладельца письменной декларации только о том, провозит ли он товар, ввоз которого запрещен данным государством, но без права запрещения транзита этого товара. Эти формальности не могут вызвать ни досмотра товара, ни замедления транзита. За представление неправильной декларации капитан или судовладелец подлежит ответственности по законам государства, которому была сделана декларация.
Если река Дунай составляет границу между двумя государствами, то суда, плоты, пассажиры и транзитный товар освобождаются при следовании по реке от всех таможенных формальностей.
Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается.
Плавание по Дунаю военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами.
Суда, заходящие в порты для производства погрузочно-разгрузочных работ, будут иметь право пользоваться погрузочно-разгрузочными механизмами, приспособлениями, складами, складскими площадями и т.п. на основе соглашений с соответствующими транспортно-экспедиторскими учреждениями.
При этом при установлении размера оплаты за произведенные работы не будет допускаться никакой дискриминации.
Не будут считаться дискриминацией льготы, которые в соответствии с торговыми обычаями даются в зависимости от объема работ и характера груза.
Никакие сборы за транзит как таковой с судов, плотов, пассажиров и товаров устанавливаться не будут.
41. Правовой режим Арктики и Антарктики.
Под Арктикой (от греч. arktikos – северный) принято понимать северную полярную область Земли, включая окраины Евразии и Северной Америки, Северный Ледовитый океан с находящимися в нем островными образованиями.
Это означает, что суверенитет и юрисдикция приполярных государств могут распространяться не на всю акваторию соответствующих секторов Арктики, а лишь на ту часть вод Северного Ледовитого океана и его подводных пространств, которые омывают или примыкают к сухопутным образованиям этих стран, — на внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую и исключительную экономическую зоны, на континентальный шельф, международный район морского дна, а также на ряд существующих здесь проливов, перекрываемых территориальным морем соответствующей прибрежной страны или не используемых в качестве мировых морских коммуникаций.
Важной составляющей частью юридического статуса Арктики является правовой режим национальной транспортной коммуникации России — Северного морского пути, положение которого в части прохождения по внутренним морским водам, территориальному морю России и ее исключительной экономической зоне аналогично правовому положению норвежской судоходной прибрежной магистрали. Как и последняя, Северный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями России, играет чрезвычайно важную роль в экономической жизни российского Крайнего Севера да и всей страны в целом, наконец, использование Северного морского пути исключительно судами под российским (ранее — советским) флагом не вызывало отрицательной реакции со стороны других государств и может рассматриваться как молчаливое признание приоритетных прав нашей страны на эту коммуникацию.
Запрещение деятельности
связанной с минеральными ресурсами
Любая деятельность, связанная с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований, запрещается.
Охрана местной флоры и фауны
1. Изъятие или вредное вмешательство запрещается, за исключением случаев, когда на это выдается разрешение.
2. В таких разрешениях указывается разрешенная деятельность, включая сведения о том, когда, где и кем она должна проводиться, и они выдаются только в следующих обстоятельствах:
а) для получения образцов для научных исследований или научной информации;
b) для получения образцов для музеев, гербариев, зоологических и ботанических садов или других образовательных и культурных заведений и целей;
3. Выдача таких разрешений ограничивается для обеспечения того, чтобы:
а) количество изымаемых местных млекопитающих, птиц или растений не превышало количества, совершенно необходимо для выполнения задач, указанных в пункте 2 выше;
b) убивать только небольшое количество местных млекопитающих или птиц, и чтобы ни в коем случае количество убиваемых млекопитающих или птиц из местных популяций не превышало количество, которое в сочетании с другими разрешенными изъятиями может быть нормально восстановлено путем естественного воспроизводства в течение последующего сезона; и
с) сохранить разнообразие видов, а также среду обитания, необходимую для их существования, и равновесие экологических систем, существующих в районе действия Договора об Антарктике.
4. Любые виды местных млекопитающих, птиц и растений, перечисленные в Дополнении А к настоящему Приложению, объявляются "Особо охраняемыми видами" и пользуются особой охраной Сторон.
5. Разрешение на изъятие Особо охраняемых видов не выдается, за исключением тех случаев, когда изъятие:
а) необходимо для научных целей;
b) не влечет опасности для выживания или восстановления этих видов или местной популяции; и
с) производится с использованием, где это целесообразно, методов, не приводящих к смертельному исходу.
6. Любое изъятие местных млекопитающих и птиц осуществляется таким образом, чтобы это причиняло как можно меньше боли и страданий.
Внедрение неместных видов паразитов и болезней
1. Внедрение на суше или шельфовом леднике или в воде в районе действия Договора об Антарктике любых видов животных или растений, которые не являются местными для данного района, допускается только в соответствии с разрешением.
2. Собаки не должны ввозиться на сушу или шельфовые ледники, а собаки, находящиеся в настоящее время в этих районах, должны быть вывезены до 1 апреля 1994 года.
3. Разрешения в соответствии с пунктом 1 выше выдаются только на ввоз животных и растений, перечисленных в Дополнении В к настоящему Приложению, и в них указываются виды, количества и, в соответствующих случаях, возраст, пол и меры предосторожности, которые необходимо принять, чтобы не допустить их побега или контакта с местной фауной и флорой.
4. Любое растение или животное, в отношении которых выдано разрешение в соответствии с пунктами 1 и 3 выше, вывозятся из района действия Договора об Антарктике до того, как истечет срок действия разрешения, или удаляются путем сжигания или другими столь же эффективными способами, исключающими риск для местной фауны и флоры. В разрешении должно содержаться это обязательство, Любое другое растение или животное, ввезенное в район действия Договора об Антарктике, которое не является местным для этого района, включая потомство, вывозится или удаляется путем сжигания или другими столь же эффективными способами с целью его стерилизации, если не установлено, что оно не создаст угрозы для местной флоры и фауны.
6. Каждая Сторона требует соблюдение мер предосторожности, включая те, что указаны в Дополнении С к настоящему Приложению, для предотвращения внесения микроорганизмов (например, вирусов, бактерий, паразитов, дрожжей и грибков), не присутствующих в местной фауне и флоре.
Удаление отходов путем вывоза
из района действия Договора об Антарктике
1. Нижеперечисленные отходы, произведенные после вступления в силу настоящего Приложения, вывозятся из района действия Договора об Антарктике производителем таких отходов:
а) радиоактивные вещества;
b) электрические батареи;
с) топливо, как жидкое, так и твердое;
d) отходы, содержащие опасные количества тяжелых металлов и остротоксичные или вредных устойчивых соединений;
е) поливинилхлорид (ПВХ), пенополиуретан, пенополистирол, резина и смазочные масла, пропитанная древесина и другие продукты, содержащие добавки, которые могут привести к вредным выбросам в случае их сжигания;
f) все другие пластмассовые отходы, за исключением полиэтиленовых контейнеров с низкой плотностью (например, мешки для хранения отходов) при условии, что такие контейнеры будут сжигаться в соответствии со Статьей 3 (1);
g) топливные бочки; и
h) другие твердые, несжигаемые отходы;
при условии, что обязательства по вывозу бочек и вредных несжигаемых отходов, содержащихся в подпунктах (g) и (h) выше, не применяются к ситуациям, когда вывоз таких отходов любым возможным способом приведет к более вредным воздействиям на окружающую среду, чем сохранение их на прежнем месте.
2. Жидкие отходы, иные, чем в указанные в пункте 1 выше, а также сточные воды и жидкие бытовые отходы в максимально возможной степени вывозятся из района действия Договора об Антарктике производителем таких отходов.
3. Нижеперечисленные отходы вывозятся из района действия Договора об Антарктике производителем таких отходов за исключением случаев, когда они сжигаются, обрабатываются в автоклаве или перерабатываются иным образом, чтобы сделать их стерильными:
а) остатки скелетов ввезенных животных;
b) лабораторные культуры микроорганизмов и болезнетворных растительных организмов; и
с) ввезенные птичью продукты.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 287.