Виды норм международного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К1. По форме:

Обыч­ные нормы создаются на основе молчаливого согласия.

Договорные нормы создаются на основе межгосударственного письменного соглашения.

Вспомогательные нормы создаются на основе решений международных организаций.

К2. В зависимости от предмета регулирования различаются:

· Нормы относительно порядка заключения, реализации и исполнения международных договоров — право международных договоров;

· Нормы, определяющие правовое положение космического пространства, Луны и других небесных тел, — космическое право;

· Нормы, предусматривающие меры по обеспечению международного мира и безопасности, — право международной безопасности и т. д.

К3. По субъектно-территориальной сфере действия

Универсальные нормы охватывают своим участием большинство государств мира и имеют общеобязательную силу. Основной формой выражения этих норм являются международные обычаи. Таковы, например, Устав ООН, нормы о нераспространении ядерного оружия и др.

Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ).

Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между Украиной и КНР о выдаче преступников). В большинстве случаев они содержатся в двухсторонних договорах.

К3. В зависимости от функционального назначения:.

· Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов.

· Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм.

К4. По характеру субъективных прав и обязанностей

· Обязывающие нормы, фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии);

· Запрещающие — предписывающие воздерживаться от совершения определенных действий (например, не производить бактериологическое оружие),

· Управомочивающие — предусматривающие возможность совершения указанных действий (например, право каждого государства на исследование и использование космического пространства).

К5. По методу регулирования:

Императивные нормы не допускают отклонения от универсальных норм даже путем соглашения между государствами и не признают действительными противоречащие им обычаи и договора.

Диспо­зитивные нормы допускают отступления от универсальных норм по соглашению во взаимоотноше­ниях сторон.

К6. Материальные - устанавливающие права и обязанности участников правоотношений.

Процессуальные - регламентирующие организационно-процедурные аспекты реализации материальных норм (например, порядок деятельности международных органов, судебных учреждений, согласительных комиссий и т. п.).

По времени действия: срочные и бессрочные. Применяется к международным договорам.

По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выделять нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты.

Нормы-принципы устанавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств, все государства обязаны добросовестно выполнять обязательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, других источников международного права.

Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в МП. Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном содействии в предотвращении таможенных правонарушений, «таможенное законодательство» - это все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, каждый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения; «никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

4.Реализация и толкование норм международного права.

Под реализацией понимается осуществление участниками международных правоотношений установленных в международно-правовых нормах правил.

Юридическими формами осуществления международно-правовых норм являются соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение — это способ действия главным образом норм-запретов. Устанавливая запрет совершения геноцида (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него), МПН тем самым предписывают субъектам воздерживаться от указанного поведения.

Путем исполнения реализуются чаше всего нормы-обязанности. На основании ст. 3 Международного пакта о гражданских и политических правах, участвующие в Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в Пакте.

В форме использования чаше всего реализуются нормы-правомочия. Например, ст. 29 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека закрепляет право граждан принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Применение как форма реализации международных норм сочетает в себе различные поведенческие акты.

Толкование – это выяснение содержания нормы, её целей, связей с иными нормами и ее юридических характеристик.

Толкование неразрывно связано с применением. Оно предшествует применению и сопутствует ему. Посредством толкования субъекты выясняют содержание нормы и возможные последствия её применения. В ходе применения руководствуются достигнутым пониманием и корректируют его в свете определенных нормой целей. Толкование в процессе применения способствует устранению неточностей, допущенных при создании нормы, а также уточнению ее содержания в меняющихся условиях.

Толкование норм международного права представляет собой науку и искусство, требует использования широкого спектра знаний: юриспруденции, логики, истории, грамматики, теории систем и информатики, политологии, а также специальных отраслей, например экономики и др.

Виды толкования принято различать по субъектам толкования. Наиболее авторитетным является аутентичное толкование, т.е. такое, которое осуществляется самими сторонами. Его результаты имеют такую же силу, как и сама норма; они оформляются в ясно выраженном виде (договор, декларация, коммюнике) либо находят отражение в согласованной практике.

Все более важными субъектами толкования выступают международные органы и организации. Среди них судебные органы – Международный Суд ООН, арбитражи. Нередко в самих договорах содержится постановление о том, что в случае спора о понимании договора он передается на рассмотрение суда или арбитража.

Судебное толкование обязательно только для сторон и только по данному делу. Тем не менее, толкование, осуществляемое таким органом, как Международный Суд, активно используется в качестве дополнительного средства толкования в международной практике. Особенно значительна интерпретационная деятельность организаций в отношении собственных уставов. Она позволяет приспосабливать эти акты к новым условиям. Должностные лица международных организаций подчеркивают значение такого рода толкования. Весьма показательно в этом плане принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом ООН. Формально это был акт толкования принципов Устава, а фактически важнейший после принятия Устава шаг в развитии содержания основ международного права. Свою юридическую силу положения этой декларации обрели лишь в результате последующего признания за ними таковой государствами, т.е. в качестве норм обычного права.

Тенденция к совершенствованию положений Устава ООН в последние годы получила дальнейшее развитие. Достаточно указать на такой факт, как учреждение Советом Безопасности международных уголовных трибуналов, что никак не предусмотрено Уставом. Тем не менее, Совет принял статуты трибуналов, а государства молчаливо с этим согласились.

Интерпретационная деятельность организаций вносит новые существенные моменты в механизм функционирования международного права. Принимаемые акты содействуют достижению единообразия в понимании норм. Толкование осуществляется на постоянной основе, регулярно, при участии большого числа государств. Результаты обладают авторитетом, как участвующих государств, так и самой организации. Поэтому перед нами – новая процедура толкования, обладающая большой силой воздействия на международное право.

Толкование, осуществляемое государствами, а также международными органами и организациями, называют официальным толкованием. Его разновидностями являются также нормативное и казуальное толкования. Нормативное толкование касается общего содержания нормы и относится ко всем случаям ее применения. Казуальное толкование выясняет содержание нормы применительно к конкретному случаю. Мы уже встречались и с таким видом толкования, как нормативно-рекомендательное, под которым понимается общее толкование норм, осуществляемое международными органами и организациями с помощью резолюций, обладающих силой рекомендаций.

Помимо официального существует и неофициальное толкование, субъектами которого могут быть общественные, политические организации, журналисты и др. Особой разновидностью неофициального толкования является толкование доктринальное, осуществляемое учеными и их организациями. Его влияние на практику определяется обоснованностью научного анализа, включая обобщение практики. Эта роль доктринального толкования нашла отражение в Статуте Международного Суда ООН, где говорится, что Суд применяет «доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм» (ст. 38, п. d).

Особым авторитетом пользуется доктринальное толкование, осуществляемое международными научными организациями, такими как Ассоциация международного права и Институт международного права.

5.Контроль в МП.

Международный контроль – деятельность участников международного правоотношения по проверке соблюдения обязательств субъекта и содействие их выполнению.

Главное в контрольной деятель­ности — установление фактических обстоятельств и их оценка с точки зрения соответствия требованиям норм права, т. е. про­верка. Она осуществляется путем сопоставления информации о деятельности государства (или иных субъектов) либо путем сравнения деятельности с требованиями норм права.

Стадии контроля:

· Определение субъекта международного контроля, подконтрольного объекта, установление его международного правовых обязательств, форм и методов контроля;

Сбор и оценка информации о соблюдении подконтрольным объектом своих обязательств. Сбор информации — это получение сведений о реализации международно-правовых норм всеми законными средствами: наблюдением; аэрофотосъемкой (если она разрешена догово­ром); использованием искусственных спутников Земли, сейс­мического оборудования и других технических средств; инспек­тированием; обменом информацией и специальными доклада­ми; участием в работе совещаний и т. д.

Оценка информации — это сопоставление деятельности с требованиями норм. Контроль может осуществляться либо индивидуально, т. е. с помощью национальных средств, либо совместно, посредством использования международного институционного механизма: международных органов, организаций, комиссий, комитетов и др. (Комитет по правам человека, Комитет экспертов МОТ, Ко­миссия по наркотическим средствам ЭКОСОС, Международ­ный комитет по контролю над наркотиками, МАГАТЭ и др.). Значительная часть международных договоров содержит спе­циальные нормы о контролировании действительного положе­ния в области реализации обязательств. Государства рассматривают контроль как одно из основных средств обеспечения соблюдения договоров. Практика идет по сути усиления роли контроля, и это закономерно: когда на повестке дня стоит решение глобальных вопросов, расширение согласия и сотрудничества невозможно без надлежащих мер проверки.

· Подведение итогов и оценка поведения подконтрольного объекта;

· Принятие решений, рекомендаций, предписаний по достижению соблюдения обязательств;

· Принятие мер ответственности в отношении государства– правонарушителя.

Вид международного контроля характеризует его субъектов. По этому основанию можно выделять контроль, осуществляемый:

— государствами (например, инспекции на объекты по уничтожению химического оружия согласно Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Париж, 13 января 1993 г.));

— международными организациями (контроль МАГАТЭ за нераспространением ядерного оружия по Договору о нераспространении ядерного оружия (1968 г.));

— специально созданными международными органами (контроль ЕСПЧ);

— специально созданными межгосударственными органами (контроль Совета сотрудничества по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой (1994 г.)).

Формы контроля свидетельствуют о порядке организации контрольных функций субъектов контроля. В МП закреплены следующие формы контроля:

уведомления (Договоренность между Правительством РФ и Правительством США о сотрудничестве в области усиления контроля за переносными зенитными ракетными комплексами (2005 г.));

отчеты о выполнении договоров и рекомендаций (Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.));

доклады (согласно Договору о безъядерной зоне южной части Тихого океана (1985 г.));

рекомендации (Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992 I.)):

обмен информацией (Соглашение о мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами, не являющиеся стратегическими баллистическими ракетами (1997 г.));

расследования (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.);

консультации (Договор по открытому небу 1992 г.);

инспекции (Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г.);

посещение объектов (Протокол к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.);

наблюдатели (Итоговый документ Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе 1986 г.);

петиции (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.);

рассмотрение споров (Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г.);

национальные технические средства (Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г.).

6.Возникновение международного права и периодизация истории его развития.

Возникновение международного права связано с появлением государств. Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов:

Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов:

Древний Мир. Межгосударственные правовые нормы начинают складываться с возникновением первых рабовладельческих государств на базе имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Основными чертами межгосударственных правовых норм Древнего мира являлись:

1) правила из догосударственного межплеменного «права», закрепленные в обычаях и договорах;

2) религиозность;

3) регионализм;

4) обычай как главный источник международного права.

В межплеменном общении обычай являлся стабильным средством регулирования долговременных отношений экономического характера и гарантией неизменности приобретаемых в результате выгод. Право и религия в период античности были едины, и это проявлялось в заключении договоров, соглашений, в создании международных обычаев, в процедуре объявления войны, ее ведения; религиозность прослеживалась в дипломатии. Благодаря религии установился принцип международной ответственности (процедура приема и обмена посольствами, ведение переговоров, заключение договоров, правила обмена дарами). Неравенство субъектов являлось также одной из особенностей международного права Древнего мира. Международному праву были известны принципы справедливости и равенства. Речь шла об установлении справедливых отношений, основанных на равенстве (Кодекс Хаммурапи, переписка месопотамских правителей). Понимание войны и отношение к ней в Древнем мире также были неоднозначны. Война являлась главным средством ведения внешней политики древнейших стран. Но надо отметить и то, что Древнему миру были известны институты нейтралитета и невмешательства (Древняя Греция). Особенностью этих институтов являлось то, что нейтралитет был возможен только во время войны, а невмешательство – и в мирное время. Если в Египте во время войны господствовал неограниченный произвол (побежденные и их имущество как добыча переходили в собственность победителя), то в Индии Законы Ману закрепляли гуманные правила ведения войны: запрещалось убивать просящих милостыню, сдавшихся в плен добровольно, спящих и безоружных. Эти так называемые гуманные правила ведения войны предусматривало и законодательство Моисея. Дополнительной гарантией соблюдения права стали военные репрессалии, происходившие из принципа коллективной ответственности. Положения ответственности включались в тексты международных актов и были связаны с религиозными нормами и стандартами.

В Древнем мире заключались и мирные договоры (если война не заканчивалась полным покорением одного из государств), а также договоры о покровительстве, которыми предусматривались сдача оружия, выдача противной стороной вождей и заложников. Были известны Древнему миру и договоры о перемирии, которые подписывались командующим армией, консулом или легатом и подлежали ратификации. Подводя итог вышесказанному, надо подчеркнуть следующее: Древний мир не создал науки международного права, те или иные правила, которые действовали на практике, не могли быть названы системой международного права, и те союзы, которые существовали, нельзя назвать международными союзами. В круг вопросов межгосударственных отношений, подлежавших договорно-правовому урегулированию, входили соглашения о союзе, взаимной помощи, нейтралитете, государственных границах, об обмене спорными территориями, о порядке раздела военной добычи, праве убежища, правилах торговли, праве контроля за каботажным плаванием. Известными были институты признания государств, арбитража, посредничества, нейтралитета и т.д.

Средние века. Отличительными чертами этого периода являлись:

– регионализм;

– преобладание обычных норм над договорными;

 –существенное влияние церкви на процесс формирования норм международного права.

Для данного периода характерно и то, что войны были постоянными. Постоянство войн и развитие государственности вынуждали государства вступать в разнообразные международные отношения, в основном речь шла о мирных отношениях и торговле. Это было время, когда церковь взяла верх над государством. Кроме того, Церкви удалось содействовать образованию института постоянных посольств. Неприкосновенность посла подтверждалась и каноническим правом (1582 г. – свод канонического права). Церковные соборы принимали постановления, направленные на ограничение способов и средств ведения войны, торговли оружием1. Хотя и не запрещалось убивать пленных, раненых, но известны были такие ограничения, как запрещение убивать безоружных и просящих милостыню. Постепенно стал использоваться институт выкупа пленных. Те же действия были и со стороны мусульман: война с иноверцами считалась священной; допускалось опустошение вражеской страны; убийство пленных, освобождение их осуществлялось за выкуп, в лучшем случае – рабство; запрещалось истязать женщин, детей, больных; слово, данное врагу, должно было честно соблюдаться. Со временем войны стали подразделяться на законные и незаконные. Участниками войны считались все взрослые мужчины (обычно с 14 лет). В Средневековье не проводилось различия между военными и мирным населением. Что касается Руси, то нельзя не упомянуть о таких обычаях, как объявление войны заранее («иду на вы» – предупреждение киевских князей) и неприкосновенность мирных жителей. Если в первые века феодализма в основном заключались многочисленные устные договоры, сопровождавшиеся клятвой, рукопожатием, то позднее устанавливается форма письменного заключения договора. Средневековью был известен институт гарантий. Одним из средств выполнения договоров являлась религиозная клятва. Со временем религиозная клятва становилась недостаточной и государства прибегали к таким мерам, как поручительство, взятие заложников или обмен ими, залог ценностей или даже территорий, т.е. к своего рода гарантиям исполнения договора. Известны институты «хранителей договоров». В Средние века была известна формула суверенитета: верховная власть государства; независимость государства во внешних делах; верховенство государства во внутренних делах. Суверенитет понимался как выражение верховенства и независимости главы государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Средневековье характеризовалось и тем, что в случае проживания на территории феодала без специального разрешения иностранец превращался в крепостного, а его имущество переходило в собственность феодала. В Средние века появилось понятие «береговое право», согласно которому прибрежный владелец получал право собственности на корабли, потерпевшие кораблекрушение у его берегов, а экипажу и пассажирам грозили плен или обязательство выкупа. Что касается морской торговли, то ее развитие в Средние века обусловило появление норм, касающихся ведения морских войн. К примеру, получил развитие институт каперства. Необходимо отметить, что переход от международного права античности к международному праву Средних веков занял ряд столетий, но мы ограничимся лишь перечислением институтов, которые получили развитие в упомянутый период: институт правосубъектности, институт посольства, институт консульского права, институт нейтралитета, институт залога и гарантий договоров со стороны третьих лиц и др. Характерной чертой развития международного права в Средние века являются также вопросы правового режима иностранцев, правового режима открытого моря, формирования понятий исторических морей и заливов, территориального моря, правового режима пленных1. Все это сыграло положительную роль в развитии принципов и норм международного права будущих веков.

Классическое право. Английская буржуазная революция, сопровождаемая гражданскими войнами (1642-1649 гг.), дала толчок к возникновению других «буржуазных революций XVIII в. в странах Западной Европы и Северной Америки. Это привело к новым буржуазным международным отношениям, а значит, и к качественному преобразованию международного права.

Подписанный 24 октября 1648 г. Вестфальский трактат сформулировал новые ранее не существовавшие международно-правовые принципы, ставшие доминирующими почти на два последующих столетия: политического равновесия, независимости светской власти от власти духовной, равенства государств. Он также сформулировал декларативную теорию признания, предусмотрел применение коллективных санкций против агрессоров, мирные средства разрешения споров, внес изменения в правовой режим рек, трансформировал статус консулов и т.д. Трактат подготовил переход к качественно новому периоду в развитии международного права.

Основные черты этого периода следующие:

1) договор становится главным источником норм международного права;

2) демократизация международного права;

3) становление колониальных систем;

4) война как нежелательный, но в целом законный способ разрешения международных разногласий.

Эта эпоха отмечена открытием новых земель, бурным развитием мореплавания, международной торговли и широкомасштабными колониальными захватами. Истории известно также установление полуколониальных режимов в Китае, Турции, Персии, Египте, Марокко, Тунисе и в других странах. А поэтому нельзя здесь говорить о признании демократических принципов международного права сразу, поскольку существовали периоды прямого отхода от них, где восстановлению подлежала вся старая межгосударственная практика.

Международное право XX века. В 1919 г. была учреждена универсальная международная организация – Лига Наций, Статут которой являлся составной частью Версальского договора. Лига Наций создавалась для обеспечения международного мира и безопасности и формально просуществовала до 1946 года. Однако ее существование не предотвратило агрессии Италии против Эфиопии 1935—1936 гг., Советско-финского вооруженного конфликта, Второй мировой войны.

Важный вклад в борьбу с фашизмом и в решение вопросов после­военного устройства мира внесли Московская (1943г.), Тегеранская (1943 г.), Ялтинская (1945г.) встречи руководителей союзных держав.

На конференциях в Думбартон-Оксе (1944г.) и Сан-Франциско (1945г.) были разработаны основные положения Устава ООН, который и был подписан 26 июня 1945г. Устав ООН закрепил семь принципов международного права и зафиксировал организационно-правовой механизм системы универсальной безопасности.

Универсальная система безопасности была дополнена региональными системами – Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация Варшавского договора (ОВД), Организация американских государств (ОАГ) и др. Эти организации, несмотря на «холодную войну» и обострение международной напряженности в 50-60-е гг., сыграли свою роль в предотвращении глобальных вооруженных конфликтов.

70-е годы XX столетия были отмечены началом процесса разрядки международной напряженности и бурным развитием региональной, прежде всего европейской, интеграции. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) положил начало процессу сближения европейских государств различных систем, формированию системы мер доверия.

В 1960 - 1970 гг. была проведена серьезная работа по кодификации международного права. В это время, в частности, были заключены конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, дипломатическом и консульском праве, космическом праве и др.

80-е гг. были отмечены дальнейшим смягчением международной напряженности и совер-шенствованием международно-правовой регламентации таких отраслей международного права, как морское право, право международной безопасности, гуманитарного право и др

Серьезные изменения в международных отношениях произошли в 90-х гг. На месте бывшего Союза ССР возникли новые самостоятельные государства, было создано Содружество Независимых Государств. С прекращением существования Союза ССР и распадом социалистической системы в Европе и Азии запылали очаги серьезных международных конфликтов. Изменилось и соотношение сил на международной арене.

Образование в 1945г. Организации Объединенных Наций положило начало современному международному праву. Хотя четкие границы между этапами развития международного права провести невозможно, поскольку образование норм международного права может быть охарактеризовано как постоянный процесс создания новых норм, изменения действующих и прекращения устаревших норм международного права, современное международное право существенным образом отличается от предыдущего. Прежде всего следует отметить, что современное международное право в значительной степени развивается под влиянием ООН.

Поскольку главной задачей международного сообщества является обеспечение международного мира и безопасности, основным средством для осуществления этой задачи выступает ООН. Несмотря на то, что вооруженные конфликты так и не исчезли с лица Земли, заслуги ООН в области поддержания мира значительны.

Современное международное право отличается по ряду признаков от классического.

Субъектами международного права признаются все государства, а не только цивилизованные, как это предусматривалось классическим международным правом. Современное международное право признало также, что его субъектами являются межгосударственные организации, хотя их правосубъектность является производной, вторичной и отличается существенным образом от правосубъектности государств. Право государств на войну запрещено. Государства могут обращаться только к мирным средствам разрешения международных споров.

Если основным источником предыдущих международно-правовых систем являлись обычаи, то в современный период возросла роль международных договоров. Осуществлена кодификация многих отраслей международного права, например, дипломатического и консульского права, права международных договоров, международного морского права и др.

Таким образом, отличительными чертами современного международного права являются: 1) антивоенная направленность; 2) антиколониальная сущность; 3) значительный количественный рост договорных норм; 4) возникновение обусловленных научно-технической революцией новых отраслей международного права (право международной безопасности; космическое, экологическое, экономической право, права человека и т.д.); 5) резкое расширение пространственной сферы действия международного права (весь земной шар, его суша, недра, мировой океан, воздушное и космическое пространство и небесные тела).

7.Основные черты современного международного права.

Современное международное право – это право мира, и его становление шло от классического международного права – права войны и мира.

Современное международное право функционирует в слож­ной среде, так как формирующие и реализующие это право государства имеют значительные различия в общественно-по­литическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами "из­бавить грядущие поколения от бедствий войны", обеспечить поддержание международного мира и безопасности, "содейст­вовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе" (формулировки преамбулы Устава ООН), раз­вивать дружественные отношения между государствами "неза­висимо от политических, экономических и

социальных систем и от уровня их развития" (формулировка Декларации о прин­ципах международного права, касающихся дружественных от­ношений и сотрудничества между государствами в соответст­вии с Уставом ООН).

Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности чело­вечества. Устав ООН выразил решимость государств "прояв­лять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как доб­рые соседи".

Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет "привязку" к каждому отдельному государству в том смысле, что на основе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними каждое государство создает и свою меж­дународно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им локальных норм.

Современное международное право является основой ме­ждународного правопорядка, обеспечиваемого коллективными и индивидуальными действиями самих государств. При этом в рамках коллективных действий складывается более или менее стабильный санкционный механизм, представленный прежде всего, Советом Безопасности ООН, а также соответствующими региональными органами. Этот международный механизм взаи­модействует с внутригосударственным механизмом.

Дадим общую характеристику современному международному праву, или праву мира, свойственным ему чертам.

1. Запрещены нормы права войны, нет права победителя, военных контрибуций и военных репрессалий, военной интервенции и аннексии, нет права завоевания. Нарушение этих норм подводится под одну черту – агрессия, т.е. применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. По современному международному праву агрессия является преступлением номер один.

2. Современное международное право – это антиколониальное право; в международном праве провозглашен принцип равноправия и самоопределения народов. В связи с этим положен конец колониализму и он объявлен международным преступлением.

3. Современное международное право носит общедемократический характер, это право всех государств, или общее международное право, нормы которого регулируют отношения между всеми государствами независимо от их политического, экономического, социального, культурного строя, от того, в каком регионе мира они находятся, независимо от их территории, населения, экономической и военной мощи. С позиции международного права государства, народы и нации не делятся на цивилизованные и нецивилизованные. В настоящее время сложилось организованное международное сообщество государств с его конституцией – Уставом ООН.

4. С принятием Устава ООН и последующих международно-правовых актов сформировались универсальные нормы международного права, т.е. общепризнанные принципы и нормы, имеющие обязательную силу для всех государств. Это императивные общеобязательные правила, или нормы jus cogens (неоспоримое право).

5. Нормы современного международного права обладают приоритетом и верховенством в международном сообществе. Изменились соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права. Многие конституции государств (в том числе и Конституция РФ – ст. 15) провозгласили, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы государств. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, то применяются правила международного договора1. 6. Современное международное право – это право безопасности и мирных средств при разрешении международных споров. Сложились новые реальные механизмы обеспечения мира и коллективной безопасности на универсальной (ООН) и региональной (ОБСЕ и др.) основе. В системе безопасности закреплены нормы о неприменении силы, разоружении, запрещении испытаний оружия массового уничтожения, нормы, устанавливающие безъядерный и ненасильственный мир.

7. В современном международном праве появилась норма «общего наследия и достояния человечества»; такие нормы закреплены в международном космическом и морском праве, в праве охраны окружающей среды.

8. Нормы современного международного права изменили своего адресата: если раньше они были обращены к государствам, то сейчас – в пользу прав человека. Сложился так называемый гомоцентризм, т.е. защита прав и свобод человека стоит на первом месте. Прошли времена, когда индивид исключался из системы международноправового регулирования. Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международном праве, его право на обращение в международные инстанции, в том числе судебные, а также несение им ответственности по нормам международного права – все это входит в международно-правовой статус индивида.

9. Тенденцией в современном международном праве является расширение сфер правотворческой и правореализующей деятельности. За последние десятилетия кодифицированы новые отрасли международного права, неизвестные ранее: это право международной безопасности, права человека, космическое и экологическое право, право научно-технического прогресса, информационное право и др. Динамика правотворчества продолжается. Помимо норм материального права формируются нормы международного процессуального права, например нормы, регулирующие порядок заключения международных договоров, мирного разрешения международных споров, оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Реализация норм международного права осуществляется не только международными органами. Все больше тенденция идет к тому, что нормы международного права применяются национальными судами и другими правоохранительными органами.

10. В современном международном праве сформировались нормы о международной правовой ответственности государств. Если по нормам международного классического права государства не несли реальной ответственности, то право мира применяет принудительные меры к государствам, совершившим международные преступления и иные правонарушения. С другой стороны, в международном праве появился массив норм, регулирующих сотрудничество государств по предупреждению преступности, привлечению к ответственности физических лиц, совершивших преступления международного характера. В 1998 г. на конференции в Риме учрежден МУС, который начал работать 1 июля 2002 г.

11. Современное международное право носит трансграничный характер; происходит эволюция суверенитета государств, т.е. государства передают свои права в пользу международных организаций и наднациональных (надгосударственных) органов. Это видно на примере европейских сообществ и создания ЕС. В этом регионе сформировалось европейское право. Таковы основные черты современного международного права.

8.Понятие и виды источников международного права. Краткая характеристика основных источников МП.

Источники международного права в формально-юридическом смысле – это официально признанные государствами и другими субъектами международного права внешние формы, в которых объективируются и находят свое выражение и закрепление международно-правовые нормы, характеризующиеся особым способом (методом) их создания и закрепления.

Выделяют 2 вида источников:

· Основные (международный договор и международный обычай).

· Вспомогательные (решения международных организаций, судебные решения, доктрины учёных в области международного права).

Международный договор – соглашение между субъектами международного права, относительно установления, изменения или прекращения международных прав и обязанностей.

Особенности международного договора:

· Характеризуется как основной источник МП.

· Имеет письменную форму, как правило. Соглашения в устной форме (так называемые джентльменские) также могут использоваться субъектами для установления их взаимных обязательств. Во всяком случае, Венская конвенция 1969 г. не исключает возможности заключения договоров в такой форме.

· Представляет результат согласованной воли различных государств;

· Представляет собой соглашение субъектов международного права.

Международный обычай – длительно повторяемое в аналогичной ситуации правило поведения, которое молчаливо признаётся и выполняется субъектами в их международной практике в качестве обычной международно-правовой нормы.

Особенности международного обычая:

· Имеет неписанный характер;

· Нормативное содержание форм на протяжении длительного времени;

· Находит отражение в правоприменительной практике судебных органов;

· В основе лежит принцип суверенитета и равенства государств.

Общие черты:

· Создаются в результате согласованных действий субъектов МП.

· Имеют идентичную юр. Природу – согласование воль субъектов

· Носят общеобязательный характер. Ни один субъект не может отказаться от выполнения принятых на себя обязательств.

· Неисполнение требований договора и прав обычая ведёт к предъявлению претензий, наступлению МО.

Различия:

· Договор возникает из активной деятельности субъектов МП, а обычай не только из активных, но и пассивных действий.

· Договор имеет письменную форму, а обычай неписанную.

· Договор имеет чётко выраженный во времени процесс (создание, вступление в силу и т.д.), время возникновения обычая отследить сложно.

· Договор может быть подтверждён проц. Толкованием, обычай нет.

9.Краткая характеристика вспомогательных источников МП.

Судебные решения. Согласно ст. 38 Статута Международного суда ООН судебные решения отнесены к вспомогательным средствам для определения правовых норм. В подп. «d» п. 1 данной статьи говорится, что Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет «с оговоркой, указанной в ст. 59, судебные решения в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм». В действительности решения судов являются актами правоприменения, так как они обязательны лишь для участвующих в деле сторон и не должны изменять или дополнять действующее международное право. Они могут давать толкование международно-правовых норм, помогать выявлению их содержания, т.е. выступать в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Вместе с тем нельзя отрицать того, что они могут быть основой для создания впоследствии норм обычного права или международного договора, если к такому соглашению придут государства. Требует оценки проблема квалификации решений судов как судебных прецедентов. Анализ деятельности современных международных судебных органов показывает, что ряд судебных органов, таких как ЕСПЧ, Суд Европейских сообществ, Экономический суд СНГ и некоторые другие, использует свои решения в качестве прецедентов. К числу особенностей прецедентных решений международных судебных органов относят: производность прецедентных норм от договорных и обычных международно-правовых норм; локальную сферу распространения (только в отношении государств, связанных «основной» международно-правовой нормой); право суда изменять и отменять свои прецеденты. Представляется, что нормативно-юридическое значение прецедента в практике международных судебных органов не может преувеличиваться, поскольку они не наделены правотворческими функциями. Таким образом, решения Международного суда ООН не являются частью процесса создания или изменения норм. Решения Суда входят в процесс нормообразования как часть международной практики в том, что касается констатации наличия норм международного права или их толкования2. Следовательно, общую оценку судебного решения в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм следует распространить и на прецедентные решения международных судебных органов.

Доктрина международного права. Статут Международного суда ООН относит доктрину к вспомогательным средствам для определения правовых норм. В соответствии с подп. «d» п. 1 ст. 38 Статута Международный суд ООН при подготовке решений и консультативных заключений применяет доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, что свидетельствует о признании судом ее роли в применении международного права. Однако взгляды даже самых квалифицированных ученых не могут рассматриваться в качестве источников международного права, поскольку они не обладают ни нормативностью, ни юридической обязательностью. Вместе с тем нельзя отрицать того, что доктрина оказывает влияние на позицию государств при разработке международных соглашений и тем самым косвенно влияет на формирование и прогрессивное развитие международного права. Коллективное мнение юристов разных стран получает отражение в документах таких организаций, как Ассоциация международного права, Институт международного права.

Односторонние акты государств. К таким актам относятся1: признание (государств, правительств, границ), юридически обязательные заявления (об отказе от испытаний ядерного оружия, о применении ядерного оружия первым и т.п.), вынесение протеста, отказ от претензий, присоединение к договору, выход из договора, оговорки, обещания, ноты и др. Комиссия международного права ООН при разработке критериев классификации актов государств (в своем проекте конвенции об односторонних актах государств) использовала три общепризнанные категории: акты, посредством которых государство принимает на себя обязательства (обещание и признание); акты, посредством которых государство отказывается от какого-либо права (отказ); акты, посредством которых государство подтверждает какое-либо право или притязание (протест). В соответствии с рассматриваемыми актами государство берет на себя определенные обязательства. Таким образом, государства могут принять к сведению одностороннюю декларацию и довериться ей, и тем самым они получают право потребовать, чтобы обязательство, будучи создано, соблюдалось».

Решение международной организации - это волеизъявление государств-членов в составе компетентного органа (этой организации), которое осуществляется в соответствии с правилами проведения процедуры волеизъявления и положениями устава данной организации. Акты или итоговые документы международных организаций могут иметь разноплановый характер и различную юридическую силу. С точки зрения процесса нормотворчества они подразделяются на юридически обязательные и рекомендательные. Так, Совет Безопасности (СБ) ООН может принимать юридические акты двоякого рода: рекомендации, т. е. акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми государству предлагается сообразовывать свои действия, и юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Основной формой принимаемых СБ рекомендаций и обязательных решений являются резолюции, которых принято более 700. Все более заметную роль в последнее время стали играть заявления председателя СБ (их число превысило 100).

Принимаемые международными организациями заключительные акты или итоговые документыв зависимости от их содержания и политико-правовой значимости сами могут непосредственно служить источником международного права. Например, Заключительный акт ОБСЕ 1975 г. и другие итоговые документы ОБСЕ. Ряд специализированных учреждений принимают имеющие различные названия нормативные регламенты, которые устанавливают нормы поведения, обязательные для государств в области, входящей в компетенцию данной международной организации (Всемирный почтовый союз (ВПС), Межд. союз электросвязи, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и т.д.). Регламенты принимаются двумя основными способами - молчаливым согласием (например, санитарные регламенты ВОЗ) или явно выраженным одобрением, например ратификацией (ВПЗ).

Рекомендательные резолюции становятся часто первоначальными правилами, которые в итоге превращаются в обычные нормы общего права. Кроме того, декларированные положения рекомендательных резолюций входят в международное право, трансформировавшись в договорные нормы. Например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН сыграли первостепенную роль в создании комплекса договоров по правам человека, Договоры о нераспространении ядерного оружия и т. д. Сказанное относится и к специализированным учреждениям ООН - Международной организации труда (МОТ), ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) и т. д. К тому же они могут сопровождать открываемый для подписания международный договор, который по вступлении его в силу явится полноценным источником международного права.

Доктрины юристов-международников представляют собой взгляды специалистов в области международного права на проблемы международного права и имеют значение для толкования норм международного права и их дальнейшего совершенствования. Статья 38 Статута Международного суда (о том, что Суд при решении дел может применять «доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм») говорит лишь о роли доктрины в применении международного права.

10. Понятие и виды субъектов международного права.

Cубъекты международного права – это носители субъективных прав и обязанностей в силу норм международного права, не находящиеся под чьей либо юрисдикцией к созданию выполнению и обеспечению норм международного права.

В международном праве традиционно в качестве субъектов международного права признаются лишь следующие образования: государства; народы; международные межгосударственные (межправительственные) организации; государствоподобные образования.

Признаки:

· они должны быть активными участниками правоотношений;

· обладать международными правами и обязанностями;

· участвовать в создании норм международного права.

В международном праве традиционно различают основные (первичные) и производные (вторичные) субъекты международного права. К первым относят государства и нации и народы, борющиеся за независимость. К производным субъектам причисляют международные организации и государствоподобные образования. Их возникновение, объем полномочий и участие в международных отношениях зачастую определяются первичными субъектами международного права. В зависимости от участия в нормотворческом процессе можно выделить правообразующиеправоприменяющие) и неправообразующие (только правоприменяющие) субъекты международного права. К первым можно отнести государства, международные организации и в некоторой степени народы, а также государствоподобные образования, а ко вторым – индивидов, части федераций и автономные территории унитарных государств, а также отдельные международные судебные органы. Вполне допустима также классификация субъектов международного права и по другим критериям.

Постоянными или временными

Постоянными субъектами являются государства. Нация, борющаяся за свое освобождение, выступает как временный субъект лишь на период борьбы и создания независимого государства.

Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общностью территории, экономической жизни, психологического склада, языка и культуры.

Право на самоопределениеправо наций (народов) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства

Способы осуществления права наций и народа на самоопределение :

· создание суверенного независимого государства

· свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним

· установление любого другого политического статуса

Право на отделение и создание собственного государства (либо присоединение к другому) признается:

· за народами и нациями несамоуправляемых территорий

· за народами, имеющими право на выход согласно Конституции государства

· за народами, проживающими в государстве, которое ограничивает в правах или лишает права на самоопределение определенные нации и народы

Международная организация – это объединение, созданное государствами на основе международного договора для выполнения каких-либо функций или достижения определенных целей, имеющее систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью. Правосубъектность международной организации – производная (вторичная) и специальная.

Основные признаки международной организации:

· Учреждается на основе договора

· Имеет соответствующую организационную структуру

· Обладает автономной волей в рамках делегированных ей государствами-учредителями полномочий

· Наличие обособленных прав и обязанностей

· Участие в создании норм международного права

· Обладание дипломатическими привилегиями и иммунитетом

· Международно-правовая ответственность

11. Государство как основной субъект международного права.

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть.

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства.

Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще не признанное государство имеет право защищать свою целостность и свою независимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, как следствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится, законодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ведомствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов». В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью. Признание государства всего лишь означает, что государство, которое его признает, принимает правосубъектность другого государства со всеми правами и обязанностями, установленными международным правом. Признание является безусловным и бесповоротным. Признание государства может быть прямым или автоматическим. Последнее становится следствием любого действия, которое подразумевает намерение признать новое государство.

Ни одно государство не имеет право вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства. Юрисдикция государств в пределах национальной территории распространяется на всех жителей. Граждане и иностранные лица, находящиеся под такой же защитой закона и национальных органов власти и иностранных лиц, не могут претендовать на другие или более обширные права, чем те, которыми обладают граждане. Основной интерес государств состоит в сохранении мира. Различия любого характера, возникающие между ними должны решаться признанными мирными методами.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость. Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства.

Территория является неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства.

Государства-участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

12. Правопреемство государств: международно-правовое регулирование.

Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому.

Основным договорным источником по вопросу правопреемства государств в отношении договоров является Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.

Правопреемство государств как таковое не затрагивает:

а) границ, установленных договором; или

b) обязательств и прав, установленных договором и относящихся к режиму границы.

Правопреемство государств как таковое не затрагивает:

a) обязательств, касающихся пользования любой территорией или ограничений в отношении пользования ею, установленных договором в пользу какой-либо территории иностранного государства и рассматриваемых как неотъемлемо относящиеся к указанным территориям;

b) прав, установленных договором в пользу какой-либо территории и касающихся пользования или ограничений в отношении пользования любой территорией иностранного государства и рассматриваемых как неотъемлемо относящиеся к указанным территориям.

Правопреемство в отношении международных договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16 Венской конвенции от 1978 г.).

Правопреемство в отношении государственной собственности предполагает, что переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсаций, если иное не предусмотрено соглашением между сторонами.

Правопреемство в отношении государственных архивов предполагает, что государственные архивы переходят к новому независимому государству от государства-предшественника полностью.

Правопреемство в отношении государственных долгов зависит от того, какое государство является правопреемником: часть государства-предшественника, два объединившихся государства или новое независимое государство. Долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику, размер долга зависит от вида государства-правопреемника.

13. Институт признания в международном праве.

Под признанием в международном праве понимается односторонний акт государства, которым оно выражает свое согласие с появлением нового субъекта международного права и декларирует свое намерение считать его таковым.

В зависимости от объема признания разграничивают две формы признания: de jure и de facto. Под признанием de jure понимают полное и окончательное признание государства или правительства. Признание de facto означает неполное, неокончательное признание и имеет место в случаях, когда нет определенности в вопросе образования и дальнейшего существования государства либо правительства. В международной практике часто возникают ситуации, когда государства либо правительства, не признающие друг друга, сталкиваются с необходимостью вступления в контакты для решения различных вопросов. В таких случаях имеет место признание ad hoc, т.е. разовое признание для решения конкретных вопросов, не влекущее официального признания. Признание нового государства – это акт, в котором выражается намерение признающего вступать в стабильные международно-правовые отношения с признаваемой стороной.

Исторически сформировались две теории признания: конститутивная и декларативная. Согласно первой государство становится субъектом международного права лишь в силу признания. В соответствии с конститутивной теорией признание государства конституирует (создает) его международную правосубъектность, переводя из состояния фактического существования в юридическое.

Данной теории противостоит декларативная теория, согласно которой государство становится субъектом международного права вне зависимости от его признания, а лишь в силу самого факта своего образования. Признание же не наделяет государство качеством субъекта международного права, а является лишь констатацией его международной правосубъектности и способствует полноценному вхождению в систему межгосударственных отношений.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 361.