Источники международного права (договор и обычай)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Постоянными или временными

Постоянными субъектами являются государства. Нация, борющаяся за свое освобождение, выступает как временный субъект лишь на период борьбы и создания независимого государства.

Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общностью территории, экономической жизни, психологического склада, языка и культуры.

Право на самоопределениеправо наций (народов) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства

Способы осуществления права наций и народа на самоопределение :

· создание суверенного независимого государства

· свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним

· установление любого другого политического статуса

Право на отделение и создание собственного государства (либо присоединение к другому) признается:

· за народами и нациями несамоуправляемых территорий

· за народами, имеющими право на выход согласно Конституции государства

· за народами, проживающими в государстве, которое ограничивает в правах или лишает права на самоопределение определенные нации и народы

Международная организация – это объединение, созданное государствами на основе международного договора для выполнения каких-либо функций или достижения определенных целей, имеющее систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью. Правосубъектность международной организации – производная (вторичная) и специальная.

Основные признаки международной организации:

· Учреждается на основе договора

· Имеет соответствующую организационную структуру

· Обладает автономной волей в рамках делегированных ей государствами-учредителями полномочий

· Наличие обособленных прав и обязанностей

· Участие в создании норм международного права

· Обладание дипломатическими привилегиями и иммунитетом

· Международно-правовая ответственность

11. Государство как основной субъект международного права.

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть.

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства.

Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще не признанное государство имеет право защищать свою целостность и свою независимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, как следствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится, законодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ведомствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов». В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью. Признание государства всего лишь означает, что государство, которое его признает, принимает правосубъектность другого государства со всеми правами и обязанностями, установленными международным правом. Признание является безусловным и бесповоротным. Признание государства может быть прямым или автоматическим. Последнее становится следствием любого действия, которое подразумевает намерение признать новое государство.

Ни одно государство не имеет право вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства. Юрисдикция государств в пределах национальной территории распространяется на всех жителей. Граждане и иностранные лица, находящиеся под такой же защитой закона и национальных органов власти и иностранных лиц, не могут претендовать на другие или более обширные права, чем те, которыми обладают граждане. Основной интерес государств состоит в сохранении мира. Различия любого характера, возникающие между ними должны решаться признанными мирными методами.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость. Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства.

Территория является неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства.

Государства-участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

12. Правопреемство государств: международно-правовое регулирование.

Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому.

Основным договорным источником по вопросу правопреемства государств в отношении договоров является Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.

Правопреемство государств как таковое не затрагивает:

а) границ, установленных договором; или

b) обязательств и прав, установленных договором и относящихся к режиму границы.

Правопреемство государств как таковое не затрагивает:

a) обязательств, касающихся пользования любой территорией или ограничений в отношении пользования ею, установленных договором в пользу какой-либо территории иностранного государства и рассматриваемых как неотъемлемо относящиеся к указанным территориям;

b) прав, установленных договором в пользу какой-либо территории и касающихся пользования или ограничений в отношении пользования любой территорией иностранного государства и рассматриваемых как неотъемлемо относящиеся к указанным территориям.

Правопреемство в отношении международных договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16 Венской конвенции от 1978 г.).

Правопреемство в отношении государственной собственности предполагает, что переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсаций, если иное не предусмотрено соглашением между сторонами.

Правопреемство в отношении государственных архивов предполагает, что государственные архивы переходят к новому независимому государству от государства-предшественника полностью.

Правопреемство в отношении государственных долгов зависит от того, какое государство является правопреемником: часть государства-предшественника, два объединившихся государства или новое независимое государство. Долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику, размер долга зависит от вида государства-правопреемника.

13. Институт признания в международном праве.

Под признанием в международном праве понимается односторонний акт государства, которым оно выражает свое согласие с появлением нового субъекта международного права и декларирует свое намерение считать его таковым.

В зависимости от объема признания разграничивают две формы признания: de jure и de facto. Под признанием de jure понимают полное и окончательное признание государства или правительства. Признание de facto означает неполное, неокончательное признание и имеет место в случаях, когда нет определенности в вопросе образования и дальнейшего существования государства либо правительства. В международной практике часто возникают ситуации, когда государства либо правительства, не признающие друг друга, сталкиваются с необходимостью вступления в контакты для решения различных вопросов. В таких случаях имеет место признание ad hoc, т.е. разовое признание для решения конкретных вопросов, не влекущее официального признания. Признание нового государства – это акт, в котором выражается намерение признающего вступать в стабильные международно-правовые отношения с признаваемой стороной.

Исторически сформировались две теории признания: конститутивная и декларативная. Согласно первой государство становится субъектом международного права лишь в силу признания. В соответствии с конститутивной теорией признание государства конституирует (создает) его международную правосубъектность, переводя из состояния фактического существования в юридическое.

Данной теории противостоит декларативная теория, согласно которой государство становится субъектом международного права вне зависимости от его признания, а лишь в силу самого факта своего образования. Признание же не наделяет государство качеством субъекта международного права, а является лишь констатацией его международной правосубъектности и способствует полноценному вхождению в систему межгосударственных отношений.

Статья 6. Хранение отходов

Все отходы, подлежащие вывозу из района действия Договора об Антарктике или удалению каким-либо иным способом, хранятся таким образом, чтобы избежать их рассеивания в окружающей среде.

Статья 8. Планирование управления ликвидацией отходов

1. Каждая Сторона, осуществляющая деятельность в районе действия Договора об Антарктике, разрабатывает применительно к этой деятельности систему классификации удаления отходов как основу для регистрации отходов и содействия исследованиям, направленным на получение оценки воздействия на окружающую среду научной деятельности и вспомогательной логистической деятельности. С этой целью производимые отходы классифицируются следующим образом:

а) сточные воды и жидкие бытовые отходы (Группа 1);

b) другие жидкие отходы и химические вещества, включая топливо и смазки (Группа 2);

с) твердые отходы, подлежащие сжиганию (Группа 3);

d) другие твердые отходы (Группа 4);

е) радиоактивные вещества (Группа 5).

2. С целью дальнейшего уменьшения воздействия отходов на окружающую среду Антарктики каждая такая Сторона подготавливает свои планы по управлению ликвидацией отходов (включая сокращение, хранение и удаление отходов), ежегодно рассматривает их действие и приводит их в соответствие с новыми требованиями. В этих планах для каждого постоянного участка, для передвижных лагерей в целом и для каждого судна (кроме небольших судов, являющихся частью операций, осуществляемых на постоянных участках или на судах и с учетом существующих планов управления для судов), конкретно указываются:

а) программы расчистки существующих площадок для удаления отходов и заброшенных рабочих площадок;

b) осуществляемые и планируемые мероприятия по управлению ликвидацией отходов, включая окончательное удаление;

с) осуществимые и планируемые мероприятия по анализу воздействия на окружающую среду отходов и управления ликвидацией отходов; и

d) другие шаги, направленные на уменьшение любых воздействий отходов и управления ликвидацией отходов на окружающую среду.

3. Каждая такая Сторона составляет перечень мест, где в прошлом осуществлялась деятельность (например, полигоны, топливные склады, передвижные базы, разбившиеся самолеты), насколько это возможно до того, как эта информация будет полностью утеряна, чтобы такие места могли учитываться при планировании будущих научных программ (Например, программ исследования химии снега, содержания загрязняющих веществ в лишайниках или программ бурения ледяных кернов).

Статья 5. Сброс мусора

1. Запрещается выбрасывание в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора, но не ограничиваясь ими.

2. Запрещается выбрасывание в море других видов мусора, включая изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки, золу, сепарционные, обшивочные и упаковочные материалы.

3. Разрешается выбрасывание в море пищевых отходов, пропущенных через измельчитель или мельничное устройство при условии, что такой сброс, за исключением случаев, предусмотренных Приложением V МАРПОЛ 73/78, производился как можно дальше от берега и шельфовых ледников, но в любом случае не ближе 12 морских миль от ближайшего берега или шельфового ледника. Такие измельченные или размолотые пищевые отходы должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм.

4. Если вещество или материал, на который распространяется настоящая статья, смешан с другим веществом или материалом для сброса или удаления, в отношении которого имеются другие требования по удалению или сбросу, применяются более строгие требования к удалению или сбросу.

5. Положения пунктов 1 и 2 выше не применяются к:

а) сбросу мусора в результате повреждения судна или его оборудования при условии, что до и после случившегося повреждения были приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения или сведения к минимуму такого сброса; или

b) аварийной потере синтетических рыболовных сетей при условии, что были приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения такой потери.

6. В случае необходимости стороны требуют ведения журналов регистрации операций с мусором.

Статья 6. Сброс сточных вод

1. За исключением случаев, когда это может необоснованно сказаться на деятельности в Антарктике:

а) каждая Сторона исключает любой сброс в море необработанных сточных вод ("сточные воды" определяются в Приложении IV МАРПОЛ 73/78) в пределах 12 морских миль от берега или шельфовых ледников;

b) далее указанного расстояния накопленные в сборных танках сточные воды не сбрасываются мгновенно, а постепенно и, по возможности, когда судно находится в пути, имея скорость не менее 4 узлов.

Настоящий пункт не применяется к судам, которым разрешается иметь на борту не более 10 человек.

2. При необходимости Стороны требуют ведения журнала регистрации операций со сточными водами.

Договор установил режим нейтрализованной и демилитаризованной территории. Антарктика используется только в мирных целях. Запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие. Закреплена свобода научных исследований. Сфера действия Договора включает не только материк, но и все шельфовые ледники, а также участки открытого моря. Надо полагать, что Договор распространяется и на континентальный шельф.

 

42. Право международных договоров как отрасль современного законодательства.

Право международных договоровотрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок заключения, действия и прекращения международных договоров.

Международный договор - это явно выраженное соглашение между двумя или несколькими субъектами международного права, регулирующее их отношения путем создания взаимных прав и обязанностей в политической, культурной и других областях. Международный договор является основным источником международного права.

Основными источниками права международных договоров являются:

· Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.;

· Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.;

· Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

Необходимо иметь в виду, что положения, касающиеся порядка заключения, исполнения и денонсации международных договоров РФ, содержится также в Конституции РФ и Федеральном законе РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.

Венская конвенция 1969 г. подчеркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различия их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие как порядок заключения международных договоров, их значение для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга государств, право государств на участие в универсальных договорах, функции депозитария и другие важные вопросы права международных договоров. Конвенция 1969 г. является основным источником права международных договоров:

Предмет права международных договоров: порядок и стадии заключения международных договоров; формы международных договоров; толкование международных договоров; условия вступления международных договоров.

Принципы:

· Добросовестное выполнение своих международных обязательств всеми государствами;

· Неукоснительное выполнение своих международных обязательств независимо от внутренних и внешних сношений.

· Договоры, заключаемые государством не должны противоречить друг другу.

· Форма договора не умаляет его обязательств;

· Разрыв дипломатических отношений не препятствует соблюдению ими договора.

43. Понятие и виды международных договоров.

«Договор» означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования;

Классификация и виды международных договоров.

1. По количеству участников:

· двусторонние;

· многосторонние.

2. По вопросам, в них рассматриваемых:

· общие многосторонние договоры; Конвенции по охране авторских прав - многосторонние международные договоры, устанавливающие обязательства государств - их участников- по охране авторского права на произведения, принадлежащие гражданам других государств-участников или впервые опубликованные в этих государствах. Наиболее представительные международные конвенции по охране авторских прав - Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (последняя редакция - 1971 г.) и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. Конвенция о ядерной безопасности (Вена, 21 сентября 1994 г.)

· договоры, имеющие глобальное значение;

· специальные договоры.

3. По территориальному влиянию:

· универсальные; в них участвуют практически все государства-члены мирового сообщества (например, Устав ООН);

· региональные; в них участвуют государства определенного географического региона, на который распространяется действие настоящего договора (например, участниками Европейской конвенции о гражданстве 1997 года является европейские государства-члены Совета Европы)

· локальные. В них участвуют государства внутри определенного географического региона (например, договоры о создании Еврорегионов).

4. По доступности участия в международном договоре:

· открытые; в них участвует и к ним вправе присоединиться любая заинтересованное государство. Такие договоры, как подчеркивается в Венской декларации об универсальности 1969 года, «должны быть открыты для всеобщего участия»;

· закрытые. у них круг участников заранее определено.

IV. В зависимости от субъекта, который заключает договор:

- Межгосударственные договоры (заключаемых от имени государства);

- Межправительственные договоры (заключаются от имени правительства)

- Межведомственные договоры (от имени органов исполнительной власти государства - его министерств и ведомств).

V. В зависимости от формы договора:

договор в письменной форме - большинство международных договоров в настоящее время заключается в такой форме;

договор в устной форме - так называемая «джентльменское соглашение», встречается довольно редко. ее примером может служить джентльменское соглашение о правилах процедуры III Конференции ООН по морскому праву, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 16 ноября 1973 года.

Многосторонний международный договор - договор, в котором участвуют более двух субъектов международного права в качестве самостоятельных сторон договора. Многосторонние международные договоры подразделяются на:

- универсальные, представляющие интерес для всего международного сообщества;

- региональные, представляющие интерес для государств отдельного региона;

- договоры коллективной самообороны и др.

Двусторонний международный договор - договор, который заключают между собой две стороны, или договор, в котором с одной стороны имеются несколько участников, а с другой - один или также несколько участников. Как правило, к двустороннему международному договору не делается оговорок, т.к. в таком случае другой стороне фактически предлагается согласиться с новым текстом, возникшим не в результате договоренности.

Примеры двухсторонних международных договоров:

1)Соглашение между торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Японской

коммерческой арбитражной ассоциацией (Москва - Токио, 8 сентября 1995 г.)

2) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии от 07.09.2000 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношение налогов на доходы"

Совет ЕС

Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне.

Состав:

· В Совет входят министры иностранных дел государств-членовЕвропейского Союза.

· Каждое государство имеет по одному месту, но с различным числом т.н. взвешенных голосов. Заседания совета проходят за закрытыми дверями, но по инициативе Европейского парламента объявляются результаты голосования.

· В Совете Европейского Союза в течение шести месяцев поочерёдно председательствует представитель одного из государств-членов. В силу действующих принципов (сбалансированности, пропорциональности, субсидарности), Совет обязан воздержаться от принятия решения, если один из членов Союза выразит несогласие по существу принимаемого решения, обосновывая свое возражение тем, что его принятие нанесет ущерб национальным интересам его страны.

· Вопросами политического характера занимается Совет, созываемый в составе министров иностранных дел или специальных министров, ведающих европейскими делами.

· При решении экономических вопросов Совет собирается на уровне министров экономики,

· При решении финансовых вопросов - на уровне министров финансов,

В течение года в среднем проходят 100 сессий.

Полномочия Совета.

· координация общей экономической политики государств-членов,

· принятие обязательных решений, исполнение которых делегируется Комиссии;

· ведение социальной сферы (здравоохранение, образование и т.д.);

· принятие и осуществление финансовых решений;

· ведение внешней политики и политики безопасности;

· руководство в сфере борьбы с преступностью;

· обеспечение координации полиции и сотрудничество в судопроизводстве;

· определение валютной политики, принятие нормативно-правовых актов.

С 1 ноября 2014 г. квалифицированное большинство определяется как не менее 55% членов Совета, включая как минимум пятнадцать из них, представляющих государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения Союза.

Блокирующее меньшинство должно включать, как минимум, четырех членов Совета; в противном случае квалифицированное большинство считается достигнутым.

Важное место в деятельности Совета Европейского Союза принадлежит Председателю (Президенту)Совета, им является государство-член. (Австрия).

Совет заседает публично, когда он проводит обсуждение и голосование по проектам законодательных актов. С этой целью каждая сессия Совета подразделяется на две части, посвящаемые, соответственно, обсуждению законодательных актов Союза и незаконодательной деятельности.


План председательства в Совете : Cтрана, являющаяся председателем на текущий момент

Год 1 января — 30 июня 1 июля — 31 декабря
2000 Португалия Франция
2001 Швеция Бельгия
2002 Испания Дания
2003 Греция Италия
2004 Ирландия Нидерланды
2005 Люксембург Великобритания
2006 Австрия Финляндия
2007 Германия Португалия
2008 Словения Франция
2009 Чехия Швеция
2010 Испания Бельгия
2011 Венгрия Польша
2012 Дания Кипр
2013 Ирландия Литва
2014 Греция Италия
2015 Латвия Люксембург
2016 Нидерланды Словакия
2017 Мальта Эстония
2018 Болгария Австрия
2019 Румыния Финляндия
2020 Хорватия Германия
2021 Португалия Словения
2022 Франция Чехия
2023 Швеция Испания
2024 Бельгия Венгрия
2025 Польша Дания

Источники международного права (договор и обычай).

6. Объект международного права. Объект международного правоотношения – это все то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения. Это могут быть, например, вопросы территории в мирном договоре; действия или воздержание от действий – договоры о взаимопомощи, обязательства по нейтралитету (не пропускать иностранные войска через свою территорию).

2.Система международного права.

Система международного права- это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов:

Таким образом можно выделить 4 элемента:

· Основополагающие принципыэто руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. (принцип воздержания от угрозы силой её применения; принцип разрешения международных споров мирными средствами; принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства; принцип сотрудничества государств; принцип равноправия и самоопределение народов; принцип суверенного равенства государств; принцип добровольного выполнения обязательств; принцип нерушимости границ; принцип территориальной целостности государств; принцип уважения прав человека и основных свобод.

· Нормы – правила поведения, созданные путём согласования воль государств и субъектов МП.

· Институт – регулирует определённую область отношений (института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.).

· Отрасль – регулирует отношения субъектов МП в определённой области. (морское, дипломатическое, право международных договоров и т. д.). Каждая отрасль представляет собой самостоятельную систему, которая может считаться подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права.

3.Понятие и виды норм МП.

Международно-правовая норма (МПН) — это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами. МПН закреплены в источниках МП.

Особенности:

1) предмет регулирования — межгосударственные отношения и связанные с ними отношения других субъектов;

2) порядок создания — согласование позиций государств и иных субъектов;

3) форма закрепления — соответствующая согласительному характеру содержания правил поведения (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций);

4) обеспечение реализации норм, как правило, самими государствами - создателями индивидуально или коллективно, в том числе посредством созданных ими международных организаций и органов, при этом особое значение имеют меры, содействующие добровольной реализации норм

+ нормативность, обязательность, формальная определенность

Создание норм МП представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий два этапа:

1) согласование воль субъектов МП относительно правила поведения;

2) выражение субъектами МП согласия на юридическую обязательность согласованных правил поведения.

В сфере международных отношений отсутствуют специальные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами.

Формирование позиции государства начинается с осознания своих интересов и потребностей, а также понимания возможности защитить их с помощью других государств или совместно с ними.

Позиции государств могут не совпадать. Переговоры – средство достижения согласия.

Отказ государства от какой-то части своих требований вообще (уступка) или в связи с соответствующим отказом других государств (компромисс) означает лишь отказ от защиты (удовлетворения) части своих интересов посредством данного конкретного соглашения. Это отказ ради достижения соглашения.

Две стадии международного нормотворческого процесса могут быть неразрывны во времени. Если договор вступает в силу с момента подписания, то его подписание — это одновременно и согласие с содержанием правил поведения, зафиксированных в нем, и признание этих правил в качестве обязательных, т. е. правовых норм. То же можно сказать в отношении договоров, заключенных в виде обмена документами (нотами, письмами), актов международных организаций и конференций, принимаемых путем голосования или консенсуса (если государства выразили намерение считать их юридически обязательными).

В тех случаях, когда требуется специальная процедура выражения согласия государства на обязательность правил поведения (ратификация, утверждение) и вступления в силу международного договора (например, сдача на хранение депозитарию определенного количества ратификационных грамот), разрыв во времени между первой и второй стадиями может быть значительным.

Специфика создания обычных норм международного права заключается в том, что правила поведения складываются в результате единообразной деятельности государств, их устойчивой практики.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 282.