Пути овладения техникой и ее совершенствование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для того чтобы совершенствовать систему движений, надо ее сначала сформировать. Поскольку и формирование и совершенствование есть по сути перестройка системы, граница между ними условная. Формирование системы можно считать в основе завершенным, когда она позволяет достаточно полно использовать двигательные возможности.

Формирование системы движений происходит при многократной смене задач ознакомления, освоения и применения – каждый раз на более высоком уровне требований.

Ознакомление с упражнением (до возникновения ясности обучения) включает: теоретическое понимание внешней картины и особенно механизма движений; зрительное восприятие выполнения действия или его элементов; двигательное ощущение при попытках выполнения с помощью подводящих упражнений или сразу изучаемого движения. Рассказ, показ и проба – три пути создания модели изучаемого упражнения, психологической структуры, зрительного образа, синтеза двигательных ощущений – формирование двигательного образа в целом.

Освоение разучиваемого упражнения (до появления возможности его безотказного выполнения) происходит аналитико-синтетическим путем в зависимости от особенностей упражнения, подготовленности ученика, быстроты и прочности освоения и других факторов. Работа по частям – создание сначала подсистем, а потом их объединение (интеграция). Работа по элементам – создание в общем виде целого, а потом его расчленение (дифференциация), совершенствование деталей. Оба приема могут чередоваться, неоднократно сменяя друг друга.

Применение упражнения для получения результата направлено на повышение эффективности движений и обеспечение надежности их выполнения.

После завершения (в основном) формирования системы движений наступает длительный путь становления и совершенствования технического мастерства (ограниченный только концом спортивной карьеры). Если при овладении техникой необходимо было сформировать систему движений, то здесь требуется ее неуклонное прогрессивное совершенствование. Оно тесно связано с повышением функциональных возможностей, развитием двигательных качеств. Для совершенствования мастерства нужно лучше использовать возможности спортсмена и целенаправленно повышать их.

Становление спортивного мастерства происходит, как и овладение техникой, также неравномерно, по этапам. Например, при совершенствовании динамической структуры вначале наблюдается поисково-приспособительная деятельность (1 стадия). Спортсмен учится решать задача экономично, акцентируя мышечные усилия и используя значительные реактивные силы в тех фазах, где это наиболее целесообразно. Во второй стадии активного взаимодействия со средой спортсмен с высокой эффективностью использует свои возросшие двигательные возможности. В третьей стадии – стадии подчинения внешних сил – наиболее успешно использует их для решения задачи. В эти три стадии физическое совершенствование и умение использовать свои возможности нарастают неравномерно. Лишь в третьей стадии темпы роста в обоих направлениях сближаются. Сопряженное воздействие в физической и технической подготовке способствует росту результатов на высшем уровне.

 

5.4. Контроль в технической подготовке

 

Выполнение заданий подвергается контролю с целью оценки. Сопоставление задания и оценки выполнения служит основой для следующего задания. Контроль со стороны тренера и использование аппаратуры способствует развитию самоконтроля спортсмена. Самостоятельность деятельности спортсмена по мере роста квалификации повышается. Необходимо систематически переходить к самозаданиям, самоконтролю и самооценке. Только это дает необходимую надежность выполнения в соревновательных условиях.

Очень полезно сопоставлять данные технического самоконтроля с показателями приборов. Это помогает развить самоконтроль и самооценку и повысить уверенность спортсмена в степени их объективности.

Контроль можно вести по многим кинематическим и динамическим характеристикам движений и по результатам действия. В каждом случае надо обоснованно выбирать контролируемые параметры – те характеристики, которые отражают существенные особенности качества выполнения. Приборы могут давать информацию сразу после выполнения упражнения (срочная информация) или непосредственно во время выполнения (экспресс-информация). Информация может регистрироваться (запись) или передаваться индикатором (наблюдение за прибором). Трудоемкие способы обработки информации, дающие только отсроченную информацию, связаны с длительной фотохимической или математической обработкой.

Различные методы контроля помогают решению его основных задач. Простейшая задача – получить меру выполненного движения. Эта задача дополняется сопоставлением задания и выполнения. Расхождения между ними указывают на направление задания в следующей попытке. Сравнение ряда попыток характеризует разброс отклонений. Сопоставление отклонений с результатом упражнения определяет пределы допустимых отклонений. Сравнение всех полученных данных обуславливает оценку эффективности вариантов техники.

Прослеживание на протяжении известного периода времени за сдвигами под влиянием разных средств и методов позволяет установить соответствие методики поставленным задачам технической подготовки.

На основе дополнительной информации возможна выработка показателей технического самоконтроля, столь необходимых для самостоятельности спортсмена в управлении своей техникой.


* Инерция – это свойство материального тела оказывать сопротивление изменению скорости. Такое сопротивление возможно только потому, что тела обладают определенной массой, которую считают количественной мерой инертности.

* Сарколемма (от греч. sarkos – мясо, lemma – кожица) – тонкая оболочка, покрывающая гладкомышечные клетки, поперечнополосатые волокна и волокна сердечной мышцы

** Фасция (от лат. fascia – повязка, бинт) – соединительнотканная оболочка, покрывающая органы, сосуды, нервы и образующая футляры для мышц

*** Актин и миозин – белки, который образуют осн. сократит. элемент мышц - актомиозин

* от греч. «изо» – равный, «метр» – мера, длина

** приставка «ан» – от греч. «не», «без»

*** от греч. «ауксано» – изменяю.

* Синергисты – от греч. synergos – вместе действующий

* Фибрилла (от новолат. fibrilla – волоконце, ниточка), нитевидные белковые структуры в клетках и тканях животных. В мышцах – сократимые образования.

* Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. – М.: Физкультура и спорт, 1971.


Дата: 2019-02-25, просмотров: 345.