Генезис идей свободного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1. Концепция свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо………………………….

1.2. Трактовка идей Руссо в теории образования и практической деятельности Л.Н. Толстого………………………………….………………………………….

1.3. Развитие идей свободного воспитания Толстого в отечественной и советской педагогике………………………………………………………………

1.4. Идеи свободного воспитания в реформаторской педагогике……………...

1.5. Особенности свободного воспитания современной действительности….

Заключение……………………………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………….

 

Двухчастная структура: курсовая работа состоит из двух глав, каждая глава – из параграфов. Первая глава – это, как правило, «объектная» глава, где раскрывается проблематика работы в наиболее общем плане, а также данная глава может содержать методологические параграфы, если того требует исследование. Кроме того, первая глава в зависимости от специфики темы может содержать разворачивание проблематики на теоретическом уровне, вторая же глава предполагает практическую ориентацию. Вторая глава – это, как правило, «предметная» часть работы, где с учетом изложенного в первой главе проблематика курсовой раскрывается в суженном плане или же на уровне практики. Подобная структура характерна для практически ориентированных работ по дидактике, теории и методике воспитания, а также для философско-образовательных работ, требующих реконструкции объекта исследования или же актуализации историко-педагогического знания. Например, курсовая работа на тему «Организация внеклассной воспитательной работы по предмету в школе (на примере обучения математике)» может иметь следующую структуру:

Стр.

Введение…………………………………………………………………………..

Часть 1. Теоретические основы организации внеклассной воспитательной работы в школе………………………………………………

1.1. Понятие воспитательной работы…………………………………………..

1.2. Сущность и система внеклассной воспитательной работы………………

Часть 2. Специфика организации внеклассной воспитательной работы в процессе обучении математики

2.1. Сущность, основные формы и методы внеклассной работы по математике

2.2. Особенности организации исследовательской деятельности по проблеме внеклассной работы по математике………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………

Библиографический список……………………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………….

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ

КУРСОВЫХ РАБОТ

Поиск информации по теме

Первый этап деятельности студента при выполнении курсовой работы - поиск соответствующих источников информации по изучаемой теме. Основные источники: книги, методические пособия и разработки, статьи в научных и научно-методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференций, веб-страницы в Интернете.

При изучении публикаций по теме необходимо пользоваться научными библиотеками. Массовые библиотеки предназначены для повышения общеобразовательного уровня читателей и по составу своих фондов, как правило, недостаточны для учебной и научной работы. Научные библиотеки, в отличие от массовых, призваны удовлетворять запросы читателей, связанные с их творческой, научной деятельностью. Для подготовки курсовой работы могут использоваться, прежде всего, университетская библиотека, центральная региональная (областная, краевая, республиканская) библиотека, а также некоторые специализированные библиотеки, которые существуют в больших городах. При необходимости следует пользоваться также центральными библиотеками: Российской государственной библиотекой (РГБ), Российской национальной библиотекой (РНБ), Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ), Библиотекой Академии наук (БАН).

Российская государственная библиотека (РГБ) (до 1992 г. Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина) - главная библиотека страны. РГБ - общегосударственное хранилище отечественных и зарубежных книг, журналов и других материалов, в том числе рукописных книг, диссертаций. Читателем библиотеки может стать любой гражданин с высшим образованием. Постоянное место жительства не имеет значения при записи. О конкретных документах, необходимых при записи в библиотеку, полезно узнать заранее. Адрес: 101000, Москва, ул. Воздвиженка, 3/5. Тел. 202-57-90. Е-mail: nbrоз@гsl.гu; htt://www.rsl.ru. Отдел диссертаций: 141400, Московская обл., Химки-6, ул. Библиотечная, 15. Справки по тел. 202-57-90.

Российская национальная библиотека (РНБ) в Санкт-Петербурге (бывшая Государственная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина) - одно из богатейших книгохранилищ мира. На протяжении многих десятилетий библиотека выполняла функции главной (республиканской) библиотеки Российской Федерации. Адрес: 191069, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 18. Тел. 110-58-02. Е- mail: оffice@nlr.ru; htt://www.nlr.ru.

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ) - многоотраслевая библиотека широкого гуманитарного профиля. Адрес: 109189, Москва, ул. Николоямская, 1. Тел. 297-62-81, 915-35-47, 915-35-03. Е- mail: vgbil@kibfl.ru; htt://www. kibfl.ru.

Библиотека Российской Академии наук (БАН) в Санкт-Петербурге - старейшая из библиотек нашей страны, основана в 1714 году. Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Биржевая линия, 1. Тел. 218-35-92. Е-mail: imb@info.rasl.spb.ru.

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского Российской Академии образования (ГНПБ РАО). Адрес: 109017, Москва, Б. Толмачевский пер., 3. Тел. 239-05-85, Е-mail: gnpbu@ gnpbu.ru; htt://www. gnpbu.ru.

Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (НБ МГУ). Адрес: 119899, Москва, Воробьевы горы. Е-mail: inf@lib.msu.su; htt://www. lib.msu.ru.

Среди отечественных университетских библиотек выделяются своими богатейшими фондами научные библиотеки Московского, Санкт-Петербургского, Саратовского, Томского, Ростовского, Воронежского и других университетов. Их адреса, также как адреса других библиотек России можно найти в справочнике «Большие и малые библиотеки России» (2000).

Поиск книг по интересующей проблеме обычно начинают со справочно-библиографического отдела и систематического каталога библиотеки. Каждая библиотека имеет собственный справочно-библиографический аппарат. Ее каталоги и картотеки содержат оригинальную информацию. При сходных фондах отечественных изданий каталоги научных библиотек могут отличаться по структуре и содержанию. Поэтому поиск информации в различных библиотеках может дать разные результаты. Читать же, пользоваться фондами можно в той библиотеке, которая покажется более удобной для работы с книгой.

Для более широкого поиска информации о книгах по проблеме можно использовать книжную летопись, реферативные журналы, аналитические обзоры, бюллетени. Информацию о них дает библиограф. Для подготовки курсовых работ важнейшие из них следующие;

• «Книжная летопись» - старейший и самый известный в стране и за рубежом библиографический указатель. Основной выпуск выходит еженедельно. Содержит более 50 тыс. в год библиографических записей книг и брошюр, вышедших на всех языках мира (массово-политическая, научная, художественная, учебная литература, словари, энциклопедии, научно-популярные издания, книги для детей и юношества). Приложения - ежеквартальные именной, географический и предметный указатели; ежегодный указатель серийных изданий. Дополнительный выпуск (авторефераты диссертаций) издается с 1981 г., выходит ежемесячно. Содержит записи авторефератов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по всем отраслям знаний.

• «Ежегодник книги» содержит библиографические записи книг и брошюр, изданных за определенный год. Выходит в двух томах. Том 1-й - общественно-политическая, учебная, детская и художественная литература, издания по искусству, культуре и языкознанию. Том 2-й - книги и брошюры по естествознанию, технике, промышленности, сельскому хозяйству, транспорту, связи, торговле, медицине и пр. Указатели: именной, заглавий книг на языках (кроме русского), переводных изданий, предметный.

• «Летопись журнальных статей» выходит еженедельно. Содержит библиографические записи статей, документальных материалов, произведений художественной литературы из 2660 журналов, периодических, продолжающихся и непериодических сборников, выходящих на русском языке. Приложение - ежегодный указатель «Список журналов, периодических, продолжающихся и непериодических тематических изданий, статьи из которых учтены в ... году».

Большую ценность в информационном поиске представляют такие информационные издания как реферативные журналы (РЖ), экспресс-информация (ЭИ), сигнальная информация (СИ). В РЖ публикуются рефераты, аннотации и библиографические описания, в ЭИ освещаются современные достижения науки и техники за рубежом в виде расширенных рефератов. СИ - библиографическое пособие, предназначенное для оперативного информирования специалистов о публикациях по определенной отрасли (теме, проблеме) в отечественных и зарубежных изданиях.

Существенно расширяют знания об источниках библиографические списки, помещаемые в конце книг и статей. Достаточно полный перечень информации по соответствующей теме содержат, как правило, списки литературы в кандидатских и докторских диссертациях. Диссертации можно найти в местах их хранения (в РГБ и ГЦНМБ), а также по месту защиты - в библиотеке соответствующего научного учреждения или учебного заведения.

Поскольку курсовые работы являются формами учебной и научной работы, основой для их написания должны служить публикации учебного и научного характера - книги и статьи соответствующего содержания и жанра. Материалы научно-популярных книг и журналов, публицистические статьи, художественная, религиозная и эзотерическая литература используются только в качестве вспомогательных источников для раскрытия темы.

При изучении источников по теме следует помнить, что книги и статьи могут иметь разную адресацию: от этого зависят их стиль и содержание.

Первый тип публикаций - это научные книги и статьи, предназначенные для коллег - профессиональных педагогов. Они пишутся, как правило, строго научным языком, и в их задачу входит сообщение новых данных по какой-либо проблеме. Студенты могут испытывать трудности при чтении таких книг по причине недостаточного знания существа описываемой проблемы и используемой терминологии.

Второй тип публикаций - это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они пишутся также научным языком, хотя степень сложности и доступности изложения, количество используемой научной терминологии должно соответствовать типу студентов, для которых это учебное пособие предназначено. Основная задача, на которую ориентируются авторы такого рода книг, - систематизированное изложение какой-либо области психологического знания. Поэтому изучение литературы полезно начинать с учебников и учебных пособий.

Третий тип публикаций - справочники и словари, где в определенной системе объясняются термины и понятия, а также некоторые разделы педагогического знания. Обращение к ним также целесообразно на первом этапе работы, поскольку в них можно найти типичные определения понятий, классификации явлений, описание основных педагогических закономерностей.

Четвертый тип публикаций это научно-популярные книги и статьи, предназначенные для широкого круга читателей. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической проблемы, написаны научно-популярным языком и не предполагают знания читателем профессиональной педагогической терминологии. Научные термины или доступно разъясняются, или заменяются более простыми языковыми оборотами. Задача автора такой книги - популяризация педагогических знаний, повышение педагогической культуры читателя.

В зависимости от количества авторов и структуры книги выделяют следующие типы педагогических изданий: монография, коллективная монография, сборник, научных трудов. Монография — книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященного одному вопросу. В том случае, когда она написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сборник научных трудов содержит несколько статей по ряду проблем сходной тематики, но не объединенных общей идеей или структурой исследования.

Полезно поиск информации по теме начать со знакомства с учебниками и словарями, в которых обычно отражаются наиболее признанные учеными и устоявшиеся знания. Затем можно переходить к изучению научных монографий, статей в научных журналах и сборниках трудов.

Для сообщений о результатах исследований педагоги используют также периодические издания, например журналы. Преимущество журнальной статьи - в оперативности публикации. Она содержит лаконичное изложение целей, задач, методики, результатов и выводов по изученной исследователем проблеме. Существует большое количество научных журналов, выпускаемых издательствами. Наиболее известными в России являются журналы «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Педагогические технологии», «Вопросы педагогики», «Дошкольное воспитание» и др. Последний номер журнала за каждый год обычно содержит перечень статей, опубликованных в течение года. Поэтому знакомство с этим номером облегчает библиографический поиск по интересующей читателя проблеме.

Знакомство с книгами и статьями в журналах, целесообразно начинать с последних лет издания, чтобы в первую очередь познакомиться с современным состоянием проблемы и изучить последние библиографические обзоры по теме. В них также можно найти ссылки на других авторов, на другие книги и статьи по теме, изданные ранее. Это позволит расширить сферу библиографического поиска. Количество ссылок на каких-либо авторов в разных источниках позволит выяснить наиболее авторитетных специалистов в области вашего исследования. Более ранние работы станут понятнее, если вы будете знать о современном состоянии изучения проблемы.

Сравнительно новым источником информации по педагогике стал Интернет. Для успешного поиска информации в нем важно знать адреса соответствующих сайтов и веб-страниц.

Вопреки распространенному представлению, исчерпывающей (т.е. охватывающей все области педагогической науки) и систематически обновляемой психолого-педагогическо-библиографической информации с бесплатным доступом в Интернете нет. К числу полезных для научной работы информационных массивов относятся:

www.healthgate .com

http://www.yahoo.com/Scince/Pedagogical

http://maple.lemoyne.edu/hevern/psychref.html

http://www.grohol.com/web.htm

http://sosig.esrc.bris.ac.uk/

Среди русскоязычных следует отметить интернет-сайт Издательского дома «1 Сентября» www.1september.ru

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИКЕ

1. Гуманизм и гуманитарность педагогической деятельности.

2. Особенности профессиональной деятельности учителя на современном этапе.

3. Профессионально-личностная компетентность учителя.

4. Теоретическая готовность в структуре профессиональной компетентности учителя.

5. Практическая готовность в структуре профессиональной компетентности учителя.

6. Профессиональная культура современного педагога.

7. Ценностные ориентации учителя как компонент педагогической культуры.

8. Этика педагогического труда.

9. Эстетика педагогического труда.

10. Карьера и профессионализм учителя.

11. Роль имиджа в карьере педагога.

12. Профессионально-личностное саморазвитие учителя.

13. Коммуникативная культура педагога.

14. Задачный характер профессиональной педагогической деятельности.

15. Профессиональное самовоспитание педагога.

16. Профессиональное саморазвитие будущего учителя.

17. Исследовательская деятельность современного учителя.

18. Целевые ориентиры обучения подростков современной школы.

19. Проектирование ситуаций успеха в урочной и внеурочной работе.

20. Ситуация успеха как фактор развития познавательного интереса.

21. Проблемные ситуации как средство стимулирования познавательной активности учащихся.

22. Личностно развивающая дидактическая ситуация как основа построения целостного процесса обучения.

23. Проектная деятельность учащихся на уроке и во внеклассной работе.

24. Формирование ключевых компетенций средствами учебного предмета (указать предмет).

25. Функции педагогической импровизации на уроке.

26. Особенности использования интерактивных методов на уроке.

27. Формирование у учащихся умений самооценки и самоанализа.

28. Формирование инициативности учащихся в условиях дидактической игры.

29. Использование инновационных педагогических технологий для развития познавательной активности учащихся.

30. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках (указать предмет).

31. Исследовательские задания (работы, проекты) как средство развития творческого потенциала учащихся.

32. Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся.

33. Развитие самостоятельности учащихся в исследовательской деятельности.

34. Использование дидактических технологий на уроках (указать предмет).

35. Интерактивное обучение на уроках (указать предмет).

36. Диалог как способ формирования коммуникативной грамотности учащихся.

37. Стратегии работы учителя с одаренными учащимися.

38. Система педагогической поддержки талантливых детей.

39. Информационно-технологическое сопровождение традиционного урока.

40. Дифференцированный подход в обучении: история становления и развития.

41. Дистанционное образование: перспективы развития.

42. Проблемы и перспективы становления профильной школы.

43. Современные модели образования: теории и концепции.

44. Педагогическое целеполагание как основа целостного педагогического процесса.

45. Педагогическая ситуация и педагогическая задача в структуре профессиональной деятельности учителя (или классного руководителя).

46. Педагогическая диагностика в деятельности классного руководителя.

47. Воспитательная деятельность классного руководителя.

48. Стили руководства ученическим коллективом.

49. Ситуации творчества в детском коллективе.

50. Методы и приемы организации взаимодействия между учащимися в классном коллективе.

51. Коллективный анализ и самооценка совместной деятельности в классном коллективе.

52. Педагогическое сопровождение ученического самоуправления.

53. Методика подготовки и проведения коллективно-творческих дел в классе.

54. Классный час как единица воспитательного процесса.

55. Педагогические условия создания ситуаций выбора в воспитательном процессе.

56. Специфика деятельности детской (молодёжной) общественной организации (выбрать одну из Волгоградских общественных организаций).

57. Организация взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся.

58. Взаимодействие школы и родителей в воспитании детей.

59. Эстетическое воспитание в школе.

60. Формы работы классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

61. Формирование патриотизма как качества личности современного школьника.

62. Духовно-нравственное воспитание учащихся в современной школе.

63. Воспитание у школьников культуры межнационального общения.

64. Формирование ЗОЖ школьников на уроках (указать предмет).

65. Экологическое воспитание школьников на уроках (указать предмет).

66. Деловые игры как средство профессиональной ориентации учащихся.

67. Учитель и учащийся как субъекты целостного учебно-воспитательного процесса.

68. Социально-педагогические проблемы учительского труда: история и современность.

69. Общечеловеческое и национальное в образовании.

70. Современность «Великой дидактики» Я.А. Коменского.

71. Просветительская деятельность Дж. Локка.

72. П.Ф. Лесгафт о гуманистической школе.

73. Теория детского коллектива А.С. Макаренко.

74. В.А. Сухомлинский о «всемогущей радости познания».

75. Поиск национального образовательного идеала в педагогической науке и практике дореволюционной России.

76. Становление и развитие идей свободного воспитания в Западной Европе.

77. Гимназическое образование в дореволюционной и современной России.

78. Проблема подготовки народного учителя в трудах отечественных педагогов.

79. Передовой педагогический опыт, его значение в развитии педагогической практики.

80. Система образования в современной России: тенденции развития.

81. Инновации в образовательном процессе школы и вуза.

82. Особенности негосударственных образовательных учреждений.

83. Проблемы модернизации российского образования.

84. Педагогический университет в Российском образовательном пространстве.

85. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса.

86. Особенности семейного воспитания в современных условиях.

87. Особенности социализации ребенка в семье.

88. Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка.

89. Освоение ценностей материнского воспитания старшеклассницами.

90. Роль отца в современной семье.

91. Гендерное воспитание в начальной школе.

92. Воспитание гендерной культуры старшеклассников.

93. Воспитание культуры взаимоотношений девочек и мальчиков в оздоровительном лагере.

94. Технологизация современного образования.

95. Технологическая культура современного учителя.

96. Технологичность мышления современного учителя.

97. Объекты технологизации в образовательном процессе средней школы (на примере Вашего предмета).

98. Технологизация контрольно-оценочной деятельности учителя на уроках (указать предмет).

99. Технологичность процедур оценивания учебных (личностных) достижений учащихся.

100. Оценка качества школьного образования.

101. Диагностико-проектировочная деятельность педагога в современной школе.

102. Особенности управленческой деятельности в личностно-ориентированной школе.

103. Воспитательная система школы как органическая часть целостного учебно-воспитательного процесса.

104. Соотношение нормативного и творческого в работе учителя.

105. Правовая поддержка педагогов в системе образования.

106. Правовая поддержка обучающихся в системе образования.

107. Защита прав детства в правовых документах.

108. Исторические аспекты развития контроля и оценки в образовании.

109. Контроль и оценка в современном образовании, основные инновационные тенденции.

110. Развитие педагогического тестирования в России и за рубежом.

111. Мониторинг качества школьного образования.

112. Технология рейтинговой системы контроля знаний учащихся.

113. Единый образовательный интернет-портал: от концепции до технологии.

114. Особенности развития учащихся в условиях традиционных и компьютерных коммуникаций.

115. Психолого-педагогические аспекты экзамена в средней школе.

116. ЕГЭ как стандартная процедура оценки учебных достижений выпускников - плюсы и минусы.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 197.