МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ВГСПУ»)
Кафедра педагогики
Методические рекомендации
По ВЫПОЛНЕНИЮ курсовОЙ работЫ
По педагогике
Волгоград - 2017
Рецензенты:
М.В. Корепанова, док-р пед. наук, проф.;
Е.Е. Чудина, канд.пед.наук, доц.
Научный редактор
чл.-кор. РАО, док-р пед. наук, проф. Н.К. Сергеев
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по педагогике / Макарова И.А.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по педагогике позволят обучающимся понять назначение курсовой работы, ознакомят с ее основными характеристиками и порядком выполнения.
Предназначены для студентов педагогического вуза всех специальностей (очного и заочного отделения), бакалавров, а также для слушателей института повышения квалификации.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………….
Выбор темы курсовой работы…………………………………………………..
Этапы написания работы………………………………………………………
Структура курсовой работы……………………………………………………..
Логика написания курсовой работы……………………………………………
Актуальность
Проблема исследования
Тема исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Цель исследования
Задачи исследования
Методы исследования
Практическая значимость
Теоретическая часть исследования……………………………………………..
Правила цитирования
Практическая часть исследования………………………………………..…..
Описание результатов исследования
Заключительная часть исследования…………………………………………...
Оформление списка литературы…………………………………………….….
Оформление приложения……………………………………………………….
Рекомендации по использованию опросных методов
Критерии оценки курсовой работы………………………………………..…...
Процедура защиты курсовой работы
Библиографический список……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец титульного листа курсовой работы…………………………………….
Образцы оглавлений курсовых работ……………………………………………
Электронные источники для написания курсовых работ……………….…….
Примерная тематика курсовых работ по педагогике………………….……..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Овладение студентами программным материалом вуза необходимо, но этого недостаточно для специалиста в быстро меняющем информационном мире, необходимо постоянно совершенствовать свои знания, вырабатывать навыки исследователя, широкий теоретический кругозор. Процесс обучения в вузе должен больше опираться на самостоятельную деятельность студентов, близкую к исследовательской. В процессе научно-исследовательской деятельности формируются важнейшие профессиональные навыки и умения будущего учителя, например, умения изучать личность школьника (наблюдать, анкетировать, вести беседу, ставить эксперимент и анализировать его результаты). Владение этими умениями позволит будущему педагогу проникнуть в духовный мир школьника, узнать его интересы, способности.
В последнее время все большее число студентов приобщается к научно-педагогическим исследованиям, как проводимым во внеучебное время, так и включенным в учебный процесс. Причем, если участие в СНО, конференциях молодых исследователей, лабораториях, школе молодого исследователя и других формах внеучебной научной работы желательно, но не строго обязательно для каждого студента, то учебно-исследовательская работа охватывает всех студентов.
Так, среди многих способов приобщения студентов к учебно-исследовательской деятельности важное место занимает подготовка и написание курсовой работы.
Подготовка курсовой работы по педагогике играет большую роль в профессиональном формировании молодого специалиста.
Выполнение курсовой работы, которое представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя частной специальной задачи исследования изучаемого педагогического курса, позволит ему приобщиться к новейшим достижениям науки и практики, разовьёт у студента многие ценные личностные качества (прежде всего такие, как целеустремленность, самостоятельность, чувство ответственности, инициативность и др.)
При написании курсовой работы студент знакомится с логикой научных исследований в области педагогики, учится анализировать психолого-педагогическую литературу, пользоваться теоретическими и эмпирическими методами исследований.
В процессе подготовки курсовой работы студент совершенствует умения и навыки использования приобретенных психолого-педагогических знаний, научной и справочной литературы, ГОСТов, таблиц, а также овладеет необходимой техникой обработки полученных данных современными методами математической статистки.
ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями, рассматривается и утверждается на заседаниях кафедры. При разработке тематики учитываются актуальные проблемы педагогического образования, содержание учебных дисциплин, направление работы кафедры, студенческих научных обществ, а также интересы и склонности студентов.
При выборе темы курсовой работы студентам следует руководствоваться:
· своими возможностями и научными интересами;
· глубиной знания по выбранному направлению;
· желанием выполнить работу теоретического, практического или опытно-экспериментального характера;
· возможностью преемственности курсовой работы с выпускной квалификационной работой.
После утверждения темы важно продумать и составить план ее изучения и написания вместе с научным руководителем.
ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ РАБОТЫ
Этапы написания работы
· Выбор темы
· Составление плана работы
· Работа с литературой, сбор фактического материала по теме
· Написание работы
· Сдача работы научному руководителю
· Работа студента над замечаниями научного руководителя и подготовка к защите работы
Этапы написания работы - это консультации с преподавателем кафедры, осуществляющим руководство курсовой работой:
1 консультация. На данном этапе студент должен:
1. Уточнить тему курсовой работы.
2. Составить первичный список литературы по изучаемой теме.
3. Представить первый вариант плана исследования, который обсуждается с руководителем.
4. Начать сбор и анализ информации по теме исследования.
2 консультация. На данном этапе студент должен представить:
1. Первый вариант введения с определением актуальности, объекта, предмета цели, задач и методов исследования.
2. Дополненный список литературы: книги, статьи, материалы конференций; аналитические обзоры ведущих специалистов в данной области; нормативные, статистические, отчетные документы по теме исследования.
3. Структуру основной части работы: названия глав и параграфов.
4. Собранный первичный материал по теме.
3 консультация. На данном этапе студент должен представить:
1. Черновой вариант основной части курсовой работы и заключения.
2. Самостоятельные исследования по изучаемой теме.
3. Материалы для презентации.
4 консультация (допуск к защите). На данном этапе студент должен представить:
1. Чистовой вариант курсовой работы.
2. Материалы для презентации.
3. Текст выступления.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Что содержится во введении?
Введение отражает основные характеристики работы: его актуальность, проблему выбранной темы; тема исследования; объект и предмет исследования; его цель; задачи исследования; практическую значимость; используемые методы. Общий текст введения не должен превышать 3 страниц.
Актуальность исследования
Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное исследование, Вы тем самым освещаете его актуальность. Актуальность должна отражать потребность общества; потребность теоретическую, т.е. обнаруженная проблема разрабатывается современными учеными и т.п.; и практическую, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где вы проводите свое прикладное исследование. Основными аспектами актуальности педагогического исследования могут быть:
· необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
· потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;
· потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;
· потребность в разработке методов (технологий), имеющих более широкие возможности (эффективности психологического воздействия, обучения, воспитания и т.д.);
· потребность в разработке рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования педагогических знаний.
В этой части исследования рассматривается также оценка вклада в решение проблемы предшествующих исследований (И. О. Фамилия исследователя и его вклад)…
Тема исследования
Формулируя тему исследования, мы отвечаем на вопрос: как назвать то, чем мы собираемся заниматься?
Проблема исследования
Проблема исследования - это «знание о незнании», сформулированное в виде вопроса.
Формулировка проблем исследования направляет его планирование и объясняет, зачем исследование вообще было проведено.
Социальная проблема (основания, проявления, актуальность)
Специально-педагогическая проблема, как один из источников социальной (основания, проявления, актуальность)
Объект исследования
Объект исследования – это педагогическая реальность, которая подвергается изучению, на которую направлен научный поиск.
Стоит иметь в виду, что объект и предмет исследования определяются еще и его типом: фундаментальным или прикладным. В самом общем виде различие между ними сводится к тому, что фундаментальное исследование отчетливо ориентировано на раскрытие законов развития изучаемого предмета, в то время как прикладное - на способы применения знания об этих законах на практике. Цель всякого прикладного исследования - непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества.
Предмет исследования
Предмет исследования - сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы.
Цель исследования
Цель исследования - ожидаемый результат Вашей работы, который позволит разрешить обозначенную проблему.
Цель любого исследования, как правило, начинается с глаголов:
· выяснить…
· выявить…
· сформировать…
· обосновать…
· провести…
· определить…
· создать…
· построить…
Задачи исследования
Целевая организация любой деятельности, в том числе научно-исследовательской, предполагает выработку определенной последовательности действий - шагов для достижения поставленной цели, каждый из которых имеет свою собственную цель, или «подцель», по отношению к общей цели исследования.
Формулируя задачи исследования, нужно не описывать свои действия (анализ литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, формулирование выводов и т.п.), а раскрывать, для чего Вы осуществляете каждое из этих действий, и как это способствует достижению общей цели исследования.
При формулировке задач исследования следует использовать следующие глаголы:
1. Уточнить понимание …
2. Обосновать /разработать…
3. Создать …
4. Определить..
5. Провести апробацию /внедрить…
6. Дать рекомендации..
Методы исследования
Все исследовательские методы можно разделить на:
· теоретические: анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы др.;
· эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), изучение педагогической документации, анализ творческих работ и выполнения тестовых заданий, наблюдения, сравнение, обобщение педагогического опыта, диагностический и формирующий эксперименты по исследованию возможностей отдельных педагогических средств и их групп, формирующий эксперимент и др.;
· статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов и др.
Практическая значимость
Практическая значимость как фундаментального, так и прикладного исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практической деятельности. Это обычно также один из пунктов выводов.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (___ источников), приложений (___)
ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Список используемой литературы
При составлении списка использованной литературы следует придерживаться библиографических норм описания (образцы см. ниже).
Источники располагаются по алфавиту фамилий авторов, а при их отсутствии - по названию книги. Фамилии и инициалы редакторов научных сборников отделяются от названия одной косой чертой. Если приводится статья из журнала или сборника, то название журнала (сборника) обязательно приводится после двух косых черт.
Сначала приводятся работы, опубликованные на русском языке, затем - на иностранных языках. Список литературы в курсовой работе обычно включает не менее 30 наименований.
Кроме печатных публикаций в список литературы могут быть включены и рукописи, в том числе дипломные и диссертационные работы. На все помещенные в список литературы источники должны быть ссылки в тексте.
Образцы библиографического описания литературы:
1. Книга под фамилией автора:
Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
2. Книга под заглавием:
Психологические механизмы целеобразования / Под ред. О. К. Тихомирова. - М. : Наука, 1997. - 231 с.
3. Статья из журнала:
Корнилова, Т. В. О проблеме переструктурирования базовых курсов по психологии (на примере «Введения в психологический эксперимент») / Т. В. Корнилова // Психологический журнал. - 2000. - № 1. - С. 6 - 12.
4. Статья из сборника:
Фестингер, Л. Введение в теорию диссонанса / Л. Фестингер // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. - М., 1984. С. 97 - 110.
5. Произведение из собрания сочинений:
Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 4: Детская психология. - С. 248 - 265.
6. Автореферат диссертации:
Гозман, Л. Я. Теоретические предпосылки и методы эмпирического исследования межличностной аттракции: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Гозман Леонид Яковлевич. - Ленинград, 1983. - 21с.
7. Материалы на электронных носителях оформляются, по возможности, так же, как и материалы на бумажных носителях. К общему оформлению добавляются следующие пункты: [Электронный ресурс]; сайт, с которого документ закачан; (дата, когда был закачан документ).
ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения к курсовой работе оформляются на отдельных листах, причем каждое приложение должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение I». В приложениях представлены формы, которые содержат обильный цифровой и фактический материал, как правило, первичный.
В приложениях, в том же порядке, в котором они упоминаются в работе, приводятся:
· описания применявшихся автором диагностических методик;
· монографические характеристики учащихся;
· характеристика класса;
· описания фрагментов педагогической деятельности;
· отобранный предметный материал (в схемах, таблицах, рисунках и фотографиях);
· тематические и поурочные планы, разработки занятий и т.д.
Рекомендации по использованию опросных методов
Опросные методы: устные - беседа, интервью; письменные - анкетирование.
Типы вопросов.
1. Содержательные и функциональные. Содержательные направлены на получение информации об явлениях и взаимосвязях. Функциональные используются для оптимизации, упорядочения течения опроса. Виды функциональных вопросов: 1) функционально-психологические (используют для снятия напряжения); 2) вопросы-фильтры (задаются перед содержательными, чтобы определить, относится ли респондент к той группе людей, для которой предназначен вопрос); 3) контрольные вопросы (используются для проверки данных).
2. Прямые и косвенные вопросы. Прямые вопросы – такие, при которых объект интереса исследователя совпадает с содержанием вопроса (Нравится ли Вам профессия педагога-психолога?). Косвенный вопрос, когда содержание вопроса и объект интереса исследователя расходятся (Согласны ли Вы, что профессия педагога-психолога одна из лучших?).
3. Открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы в свободной анкете предполагают любой ответ. Их применяют для предварительной ориентировке в мнениях. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного ответа среди нескольких имеющихся вариантов. Такие ответы легче подвергать статистической обработке. Закрытые вопросы могут быть альтернативные, когда на один вопрос имеется лишь два ответа: «да», «нет». Полузакрытый вопрос предоставляет возможность наряду с выбором готового ответа дать свой вариант.
Типичные ошибки при составлении вопросов: скрытые подсказки желаемого ответа; сверхдетализированность вопроса; двусмысленность вопросов; отсутствие логической связи вопросов друг с другом, их последовательности и взаимозаменяемости.
Беседа может быть индивидуальной, групповой и коллективной. Предварительно определяется программа: цель, объект, предмет разговора, отдельные вопросы и место проведения. Интервью – беседа лица, проводящего интервью по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для исследования и обобщения. Содержание беседы или интервью оформляется в виде опросника. Результаты устного опроса фиксируются стенографически или при помощи технических средств, позволяющих сделать аудио- или видеозапись.
Анкета – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкета применяется при выяснении мнений, оценки событий, выявления взаимоотношений, отношения учащихся к видам деятельности и различным поручениям. В анкете задается серия вопросов (в 3-4-х классах не более 4, в 6-8-х до 7-8, в 9-10-х допустимы опросные листы, требующие раздумья и письменного ответа в пределах 15 минут). В анкете существует жесткая логическая структура. Вопросы специально подобраны, заранее тщательно продуманы, предварительно апробированы на небольшой группе испытуемых (5-6 человек).
Этапы разработки анкеты:
1. Определение содержания анкеты. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок.
2. Выбор нужного типа вопросов (открытые - закрытые, основные - функциональные).
3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.
И анкетирование, и интервьюирование можно использовать для определения результатов опытно экспериментальной работы.
После проведения опроса (в форме беседы, интервью или анкетирования) создается Протокол, например:
Протокол №
Дата проведения: | |
Время проведения: | |
Место проведения: | |
Количество опрашиваемых: | |
Количество всего присутствующих: | |
Организатор: |
Результаты опроса подвергаются количественной (статистической) или качественной обработке; могут быть представлены в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем и т.д.
Отлично
Содержание работы: проанализирована основная литература по проблематике курсовой работы; суждения и выводы носят самостоятельный характер; структура работы логична, материал излагается научно и доказательно; научный аппарат адекватен цели исследования и непротиворечив; отмечается творческий подход к раскрытию темы курсовой работы.
Актуальность работы вытекает из потребности общества, современных научно-педагогических и образовательных реалий. Степень разработанности в литературе логично и доказательно обосновывается как во введении, так и в ходе всей работы.
Степень самостоятельности: авторская позиция, проявляющаяся в сопоставлении уже известных подходов к решению проблемы; предложение собственных оригинальных решений; отсутствует плагиат. Даны четкие указания, какие идеи принадлежат автору курсовой работы, а какие ученым – философам, психологам, педагогам и специалистам.
Оригинальность выводов и предложений: выводы содержат новые варианты решений поставленной проблемы.
Качество используемого материала: первоисточники, авторитетные источники по данной проблематике; источники на иностранном языке; опытные данные, качественно собранные и обработанные в соответствии с требованиями, предъявляемыми к опытным и экспериментальным работам.
Уровень грамотности: владение общенаучной, общепедагогической и специальной педагогической терминологией; отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок.
Хорошо
Содержание работы: проанализирована литература по проблематике курсовой работы, содержатся самостоятельные суждения и выводы, теоретически и опытно доказанные; структура работы логична, материал излагается доказательно; в научном аппарате содержатся некоторые логические расхождения.
Актуальность работы вытекает из потребности общества, современных научно-педагогических и образовательных реалий, логично и доказательно обосновывается.
Степень самостоятельности: отсутствует плагиат.
Оригинальность выводов и предложений: выводы содержат как новые, так и уже существующие варианты решений поставленной проблемы.
Качество используемого материала: первоисточники, авторитетные и вторичные источники по данной проблематике.
Уровень грамотности: владение общепедагогической и специальной педагогической терминологией; стилистические, речевые и грамматические ошибки присутствуют в незначительном количестве.
Удовлетворительно
Содержание работы: проанализирована литература по проблематике курсовой работы, однако суждения и выводы не являются самостоятельными; имеются незначительные логические нарушения в структуре работы, материал излагается ненаучно и часто бездоказательно; в научном аппарате содержатся существенные логические нарушения.
Актуальность работы вытекает из потребности общества, современных научно-педагогических и образовательных реалий, однако слабо обосновывается во введении и не раскрывается в ходе всей работы.
Степень самостоятельности: компилятивность.
Оригинальность выводов и предложений: выводы содержат уже существующие варианты решений поставленной проблемы.
Качество используемого материала: вторичные источники по данной проблематике, учебники.
Уровень грамотности: слабое владение общепедагогической и специальной педагогической терминологией; стилистические, речевые и грамматические ошибки.
Неудовлетворительно
Содержание работы: не проанализирована литература по проблематике курсовой работы, суждения и выводы отсутствуют; логика работы нарушена, материал излагается бездоказательно.
Актуальность работы не обосновывается.
Степень самостоятельности: наличие плагиата.
Оригинальность выводов и предложений: выводы отсутствуют.
Качество используемого материала: вторичные источники по данной проблематике, учебники.
Уровень грамотности: употребление общепедагогической и специальной педагогической терминологии сигнализирует о незнании студентом основ педагогических наук; большое количество стилистических, речевых и грамматических ошибок.
Студенты, чьи работы были оценены неудовлетворительно, имеют право на выбор новой темы или доработку прежней, при этом им определяется новый срок ее исполнения.
Принятые курсовые работы хранятся на кафедре в течение трех лет, впоследствии списываются по акту. Лучшие из них могут быть рекомендованы для участия в студенческих конференциях, конкурсах и олимпиадах.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ВГСПУ»)
Институт иностранных языков
Кафедра педагогики
Курсовая работа
по дисциплине «Педагогика»
направления 44.03.01 «Педагогическое образование»,
профессионально-образовательного профиля подготовки бакалавров «Иностранный язык»
«Прошла защиту» Исполнитель:
Оценка________________________ Цыпочкина Е.К. (гр. ИЯ-САБ-21)
Дата _________________________ _______________________________
Преподаватели Научный руководитель:
____________________________ Иванов П.С., канд. пед. наук, доцент
_____________________________ _______________________________
Волгоград – 2017
Стр.
Введение………………………………………………………………………….
Стр.
Введение…………………………………………………………………………..
Часть 1. Теоретические основы организации внеклассной воспитательной работы в школе………………………………………………
1.1. Понятие воспитательной работы…………………………………………..
1.2. Сущность и система внеклассной воспитательной работы………………
Поиск информации по теме
Первый этап деятельности студента при выполнении курсовой работы - поиск соответствующих источников информации по изучаемой теме. Основные источники: книги, методические пособия и разработки, статьи в научных и научно-методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференций, веб-страницы в Интернете.
При изучении публикаций по теме необходимо пользоваться научными библиотеками. Массовые библиотеки предназначены для повышения общеобразовательного уровня читателей и по составу своих фондов, как правило, недостаточны для учебной и научной работы. Научные библиотеки, в отличие от массовых, призваны удовлетворять запросы читателей, связанные с их творческой, научной деятельностью. Для подготовки курсовой работы могут использоваться, прежде всего, университетская библиотека, центральная региональная (областная, краевая, республиканская) библиотека, а также некоторые специализированные библиотеки, которые существуют в больших городах. При необходимости следует пользоваться также центральными библиотеками: Российской государственной библиотекой (РГБ), Российской национальной библиотекой (РНБ), Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ), Библиотекой Академии наук (БАН).
Российская государственная библиотека (РГБ) (до 1992 г. Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина) - главная библиотека страны. РГБ - общегосударственное хранилище отечественных и зарубежных книг, журналов и других материалов, в том числе рукописных книг, диссертаций. Читателем библиотеки может стать любой гражданин с высшим образованием. Постоянное место жительства не имеет значения при записи. О конкретных документах, необходимых при записи в библиотеку, полезно узнать заранее. Адрес: 101000, Москва, ул. Воздвиженка, 3/5. Тел. 202-57-90. Е-mail: nbrоз@гsl.гu; htt://www.rsl.ru. Отдел диссертаций: 141400, Московская обл., Химки-6, ул. Библиотечная, 15. Справки по тел. 202-57-90.
Российская национальная библиотека (РНБ) в Санкт-Петербурге (бывшая Государственная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина) - одно из богатейших книгохранилищ мира. На протяжении многих десятилетий библиотека выполняла функции главной (республиканской) библиотеки Российской Федерации. Адрес: 191069, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 18. Тел. 110-58-02. Е- mail: оffice@nlr.ru; htt://www.nlr.ru.
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ) - многоотраслевая библиотека широкого гуманитарного профиля. Адрес: 109189, Москва, ул. Николоямская, 1. Тел. 297-62-81, 915-35-47, 915-35-03. Е- mail: vgbil@kibfl.ru; htt://www. kibfl.ru.
Библиотека Российской Академии наук (БАН) в Санкт-Петербурге - старейшая из библиотек нашей страны, основана в 1714 году. Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Биржевая линия, 1. Тел. 218-35-92. Е-mail: imb@info.rasl.spb.ru.
Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского Российской Академии образования (ГНПБ РАО). Адрес: 109017, Москва, Б. Толмачевский пер., 3. Тел. 239-05-85, Е-mail: gnpbu@ gnpbu.ru; htt://www. gnpbu.ru.
Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (НБ МГУ). Адрес: 119899, Москва, Воробьевы горы. Е-mail: inf@lib.msu.su; htt://www. lib.msu.ru.
Среди отечественных университетских библиотек выделяются своими богатейшими фондами научные библиотеки Московского, Санкт-Петербургского, Саратовского, Томского, Ростовского, Воронежского и других университетов. Их адреса, также как адреса других библиотек России можно найти в справочнике «Большие и малые библиотеки России» (2000).
Поиск книг по интересующей проблеме обычно начинают со справочно-библиографического отдела и систематического каталога библиотеки. Каждая библиотека имеет собственный справочно-библиографический аппарат. Ее каталоги и картотеки содержат оригинальную информацию. При сходных фондах отечественных изданий каталоги научных библиотек могут отличаться по структуре и содержанию. Поэтому поиск информации в различных библиотеках может дать разные результаты. Читать же, пользоваться фондами можно в той библиотеке, которая покажется более удобной для работы с книгой.
Для более широкого поиска информации о книгах по проблеме можно использовать книжную летопись, реферативные журналы, аналитические обзоры, бюллетени. Информацию о них дает библиограф. Для подготовки курсовых работ важнейшие из них следующие;
• «Книжная летопись» - старейший и самый известный в стране и за рубежом библиографический указатель. Основной выпуск выходит еженедельно. Содержит более 50 тыс. в год библиографических записей книг и брошюр, вышедших на всех языках мира (массово-политическая, научная, художественная, учебная литература, словари, энциклопедии, научно-популярные издания, книги для детей и юношества). Приложения - ежеквартальные именной, географический и предметный указатели; ежегодный указатель серийных изданий. Дополнительный выпуск (авторефераты диссертаций) издается с 1981 г., выходит ежемесячно. Содержит записи авторефератов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по всем отраслям знаний.
• «Ежегодник книги» содержит библиографические записи книг и брошюр, изданных за определенный год. Выходит в двух томах. Том 1-й - общественно-политическая, учебная, детская и художественная литература, издания по искусству, культуре и языкознанию. Том 2-й - книги и брошюры по естествознанию, технике, промышленности, сельскому хозяйству, транспорту, связи, торговле, медицине и пр. Указатели: именной, заглавий книг на языках (кроме русского), переводных изданий, предметный.
• «Летопись журнальных статей» выходит еженедельно. Содержит библиографические записи статей, документальных материалов, произведений художественной литературы из 2660 журналов, периодических, продолжающихся и непериодических сборников, выходящих на русском языке. Приложение - ежегодный указатель «Список журналов, периодических, продолжающихся и непериодических тематических изданий, статьи из которых учтены в ... году».
Большую ценность в информационном поиске представляют такие информационные издания как реферативные журналы (РЖ), экспресс-информация (ЭИ), сигнальная информация (СИ). В РЖ публикуются рефераты, аннотации и библиографические описания, в ЭИ освещаются современные достижения науки и техники за рубежом в виде расширенных рефератов. СИ - библиографическое пособие, предназначенное для оперативного информирования специалистов о публикациях по определенной отрасли (теме, проблеме) в отечественных и зарубежных изданиях.
Существенно расширяют знания об источниках библиографические списки, помещаемые в конце книг и статей. Достаточно полный перечень информации по соответствующей теме содержат, как правило, списки литературы в кандидатских и докторских диссертациях. Диссертации можно найти в местах их хранения (в РГБ и ГЦНМБ), а также по месту защиты - в библиотеке соответствующего научного учреждения или учебного заведения.
Поскольку курсовые работы являются формами учебной и научной работы, основой для их написания должны служить публикации учебного и научного характера - книги и статьи соответствующего содержания и жанра. Материалы научно-популярных книг и журналов, публицистические статьи, художественная, религиозная и эзотерическая литература используются только в качестве вспомогательных источников для раскрытия темы.
При изучении источников по теме следует помнить, что книги и статьи могут иметь разную адресацию: от этого зависят их стиль и содержание.
Первый тип публикаций - это научные книги и статьи, предназначенные для коллег - профессиональных педагогов. Они пишутся, как правило, строго научным языком, и в их задачу входит сообщение новых данных по какой-либо проблеме. Студенты могут испытывать трудности при чтении таких книг по причине недостаточного знания существа описываемой проблемы и используемой терминологии.
Второй тип публикаций - это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они пишутся также научным языком, хотя степень сложности и доступности изложения, количество используемой научной терминологии должно соответствовать типу студентов, для которых это учебное пособие предназначено. Основная задача, на которую ориентируются авторы такого рода книг, - систематизированное изложение какой-либо области психологического знания. Поэтому изучение литературы полезно начинать с учебников и учебных пособий.
Третий тип публикаций - справочники и словари, где в определенной системе объясняются термины и понятия, а также некоторые разделы педагогического знания. Обращение к ним также целесообразно на первом этапе работы, поскольку в них можно найти типичные определения понятий, классификации явлений, описание основных педагогических закономерностей.
Четвертый тип публикаций это научно-популярные книги и статьи, предназначенные для широкого круга читателей. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической проблемы, написаны научно-популярным языком и не предполагают знания читателем профессиональной педагогической терминологии. Научные термины или доступно разъясняются, или заменяются более простыми языковыми оборотами. Задача автора такой книги - популяризация педагогических знаний, повышение педагогической культуры читателя.
В зависимости от количества авторов и структуры книги выделяют следующие типы педагогических изданий: монография, коллективная монография, сборник, научных трудов. Монография — книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященного одному вопросу. В том случае, когда она написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сборник научных трудов содержит несколько статей по ряду проблем сходной тематики, но не объединенных общей идеей или структурой исследования.
Полезно поиск информации по теме начать со знакомства с учебниками и словарями, в которых обычно отражаются наиболее признанные учеными и устоявшиеся знания. Затем можно переходить к изучению научных монографий, статей в научных журналах и сборниках трудов.
Для сообщений о результатах исследований педагоги используют также периодические издания, например журналы. Преимущество журнальной статьи - в оперативности публикации. Она содержит лаконичное изложение целей, задач, методики, результатов и выводов по изученной исследователем проблеме. Существует большое количество научных журналов, выпускаемых издательствами. Наиболее известными в России являются журналы «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Педагогические технологии», «Вопросы педагогики», «Дошкольное воспитание» и др. Последний номер журнала за каждый год обычно содержит перечень статей, опубликованных в течение года. Поэтому знакомство с этим номером облегчает библиографический поиск по интересующей читателя проблеме.
Знакомство с книгами и статьями в журналах, целесообразно начинать с последних лет издания, чтобы в первую очередь познакомиться с современным состоянием проблемы и изучить последние библиографические обзоры по теме. В них также можно найти ссылки на других авторов, на другие книги и статьи по теме, изданные ранее. Это позволит расширить сферу библиографического поиска. Количество ссылок на каких-либо авторов в разных источниках позволит выяснить наиболее авторитетных специалистов в области вашего исследования. Более ранние работы станут понятнее, если вы будете знать о современном состоянии изучения проблемы.
Сравнительно новым источником информации по педагогике стал Интернет. Для успешного поиска информации в нем важно знать адреса соответствующих сайтов и веб-страниц.
Вопреки распространенному представлению, исчерпывающей (т.е. охватывающей все области педагогической науки) и систематически обновляемой психолого-педагогическо-библиографической информации с бесплатным доступом в Интернете нет. К числу полезных для научной работы информационных массивов относятся:
www.healthgate .com
http://www.yahoo.com/Scince/Pedagogical
http://maple.lemoyne.edu/hevern/psychref.html
http://www.grohol.com/web.htm
http://sosig.esrc.bris.ac.uk/
Среди русскоязычных следует отметить интернет-сайт Издательского дома «1 Сентября» www.1september.ru
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИКЕ
1. Гуманизм и гуманитарность педагогической деятельности.
2. Особенности профессиональной деятельности учителя на современном этапе.
3. Профессионально-личностная компетентность учителя.
4. Теоретическая готовность в структуре профессиональной компетентности учителя.
5. Практическая готовность в структуре профессиональной компетентности учителя.
6. Профессиональная культура современного педагога.
7. Ценностные ориентации учителя как компонент педагогической культуры.
8. Этика педагогического труда.
9. Эстетика педагогического труда.
10. Карьера и профессионализм учителя.
11. Роль имиджа в карьере педагога.
12. Профессионально-личностное саморазвитие учителя.
13. Коммуникативная культура педагога.
14. Задачный характер профессиональной педагогической деятельности.
15. Профессиональное самовоспитание педагога.
16. Профессиональное саморазвитие будущего учителя.
17. Исследовательская деятельность современного учителя.
18. Целевые ориентиры обучения подростков современной школы.
19. Проектирование ситуаций успеха в урочной и внеурочной работе.
20. Ситуация успеха как фактор развития познавательного интереса.
21. Проблемные ситуации как средство стимулирования познавательной активности учащихся.
22. Личностно развивающая дидактическая ситуация как основа построения целостного процесса обучения.
23. Проектная деятельность учащихся на уроке и во внеклассной работе.
24. Формирование ключевых компетенций средствами учебного предмета (указать предмет).
25. Функции педагогической импровизации на уроке.
26. Особенности использования интерактивных методов на уроке.
27. Формирование у учащихся умений самооценки и самоанализа.
28. Формирование инициативности учащихся в условиях дидактической игры.
29. Использование инновационных педагогических технологий для развития познавательной активности учащихся.
30. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках (указать предмет).
31. Исследовательские задания (работы, проекты) как средство развития творческого потенциала учащихся.
32. Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся.
33. Развитие самостоятельности учащихся в исследовательской деятельности.
34. Использование дидактических технологий на уроках (указать предмет).
35. Интерактивное обучение на уроках (указать предмет).
36. Диалог как способ формирования коммуникативной грамотности учащихся.
37. Стратегии работы учителя с одаренными учащимися.
38. Система педагогической поддержки талантливых детей.
39. Информационно-технологическое сопровождение традиционного урока.
40. Дифференцированный подход в обучении: история становления и развития.
41. Дистанционное образование: перспективы развития.
42. Проблемы и перспективы становления профильной школы.
43. Современные модели образования: теории и концепции.
44. Педагогическое целеполагание как основа целостного педагогического процесса.
45. Педагогическая ситуация и педагогическая задача в структуре профессиональной деятельности учителя (или классного руководителя).
46. Педагогическая диагностика в деятельности классного руководителя.
47. Воспитательная деятельность классного руководителя.
48. Стили руководства ученическим коллективом.
49. Ситуации творчества в детском коллективе.
50. Методы и приемы организации взаимодействия между учащимися в классном коллективе.
51. Коллективный анализ и самооценка совместной деятельности в классном коллективе.
52. Педагогическое сопровождение ученического самоуправления.
53. Методика подготовки и проведения коллективно-творческих дел в классе.
54. Классный час как единица воспитательного процесса.
55. Педагогические условия создания ситуаций выбора в воспитательном процессе.
56. Специфика деятельности детской (молодёжной) общественной организации (выбрать одну из Волгоградских общественных организаций).
57. Организация взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся.
58. Взаимодействие школы и родителей в воспитании детей.
59. Эстетическое воспитание в школе.
60. Формы работы классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
61. Формирование патриотизма как качества личности современного школьника.
62. Духовно-нравственное воспитание учащихся в современной школе.
63. Воспитание у школьников культуры межнационального общения.
64. Формирование ЗОЖ школьников на уроках (указать предмет).
65. Экологическое воспитание школьников на уроках (указать предмет).
66. Деловые игры как средство профессиональной ориентации учащихся.
67. Учитель и учащийся как субъекты целостного учебно-воспитательного процесса.
68. Социально-педагогические проблемы учительского труда: история и современность.
69. Общечеловеческое и национальное в образовании.
70. Современность «Великой дидактики» Я.А. Коменского.
71. Просветительская деятельность Дж. Локка.
72. П.Ф. Лесгафт о гуманистической школе.
73. Теория детского коллектива А.С. Макаренко.
74. В.А. Сухомлинский о «всемогущей радости познания».
75. Поиск национального образовательного идеала в педагогической науке и практике дореволюционной России.
76. Становление и развитие идей свободного воспитания в Западной Европе.
77. Гимназическое образование в дореволюционной и современной России.
78. Проблема подготовки народного учителя в трудах отечественных педагогов.
79. Передовой педагогический опыт, его значение в развитии педагогической практики.
80. Система образования в современной России: тенденции развития.
81. Инновации в образовательном процессе школы и вуза.
82. Особенности негосударственных образовательных учреждений.
83. Проблемы модернизации российского образования.
84. Педагогический университет в Российском образовательном пространстве.
85. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса.
86. Особенности семейного воспитания в современных условиях.
87. Особенности социализации ребенка в семье.
88. Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка.
89. Освоение ценностей материнского воспитания старшеклассницами.
90. Роль отца в современной семье.
91. Гендерное воспитание в начальной школе.
92. Воспитание гендерной культуры старшеклассников.
93. Воспитание культуры взаимоотношений девочек и мальчиков в оздоровительном лагере.
94. Технологизация современного образования.
95. Технологическая культура современного учителя.
96. Технологичность мышления современного учителя.
97. Объекты технологизации в образовательном процессе средней школы (на примере Вашего предмета).
98. Технологизация контрольно-оценочной деятельности учителя на уроках (указать предмет).
99. Технологичность процедур оценивания учебных (личностных) достижений учащихся.
100. Оценка качества школьного образования.
101. Диагностико-проектировочная деятельность педагога в современной школе.
102. Особенности управленческой деятельности в личностно-ориентированной школе.
103. Воспитательная система школы как органическая часть целостного учебно-воспитательного процесса.
104. Соотношение нормативного и творческого в работе учителя.
105. Правовая поддержка педагогов в системе образования.
106. Правовая поддержка обучающихся в системе образования.
107. Защита прав детства в правовых документах.
108. Исторические аспекты развития контроля и оценки в образовании.
109. Контроль и оценка в современном образовании, основные инновационные тенденции.
110. Развитие педагогического тестирования в России и за рубежом.
111. Мониторинг качества школьного образования.
112. Технология рейтинговой системы контроля знаний учащихся.
113. Единый образовательный интернет-портал: от концепции до технологии.
114. Особенности развития учащихся в условиях традиционных и компьютерных коммуникаций.
115. Психолого-педагогические аспекты экзамена в средней школе.
116. ЕГЭ как стандартная процедура оценки учебных достижений выпускников - плюсы и минусы.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ВГСПУ»)
Кафедра педагогики
Методические рекомендации
по ВЫПОЛНЕНИЮ курсовОЙ работЫ
По педагогике
Волгоград - 2017
Рецензенты:
М.В. Корепанова, док-р пед. наук, проф.;
Е.Е. Чудина, канд.пед.наук, доц.
Научный редактор
чл.-кор. РАО, док-р пед. наук, проф. Н.К. Сергеев
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по педагогике / Макарова И.А.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по педагогике позволят обучающимся понять назначение курсовой работы, ознакомят с ее основными характеристиками и порядком выполнения.
Предназначены для студентов педагогического вуза всех специальностей (очного и заочного отделения), бакалавров, а также для слушателей института повышения квалификации.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………….
Выбор темы курсовой работы…………………………………………………..
Этапы написания работы………………………………………………………
Структура курсовой работы……………………………………………………..
Логика написания курсовой работы……………………………………………
Актуальность
Проблема исследования
Тема исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Цель исследования
Задачи исследования
Методы исследования
Практическая значимость
Теоретическая часть исследования……………………………………………..
Правила цитирования
Практическая часть исследования………………………………………..…..
Описание результатов исследования
Заключительная часть исследования…………………………………………...
Оформление списка литературы…………………………………………….….
Оформление приложения……………………………………………………….
Рекомендации по использованию опросных методов
Критерии оценки курсовой работы………………………………………..…...
Процедура защиты курсовой работы
Библиографический список……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец титульного листа курсовой работы…………………………………….
Образцы оглавлений курсовых работ……………………………………………
Электронные источники для написания курсовых работ……………….…….
Примерная тематика курсовых работ по педагогике………………….……..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Овладение студентами программным материалом вуза необходимо, но этого недостаточно для специалиста в быстро меняющем информационном мире, необходимо постоянно совершенствовать свои знания, вырабатывать навыки исследователя, широкий теоретический кругозор. Процесс обучения в вузе должен больше опираться на самостоятельную деятельность студентов, близкую к исследовательской. В процессе научно-исследовательской деятельности формируются важнейшие профессиональные навыки и умения будущего учителя, например, умения изучать личность школьника (наблюдать, анкетировать, вести беседу, ставить эксперимент и анализировать его результаты). Владение этими умениями позволит будущему педагогу проникнуть в духовный мир школьника, узнать его интересы, способности.
В последнее время все большее число студентов приобщается к научно-педагогическим исследованиям, как проводимым во внеучебное время, так и включенным в учебный процесс. Причем, если участие в СНО, конференциях молодых исследователей, лабораториях, школе молодого исследователя и других формах внеучебной научной работы желательно, но не строго обязательно для каждого студента, то учебно-исследовательская работа охватывает всех студентов.
Так, среди многих способов приобщения студентов к учебно-исследовательской деятельности важное место занимает подготовка и написание курсовой работы.
Подготовка курсовой работы по педагогике играет большую роль в профессиональном формировании молодого специалиста.
Выполнение курсовой работы, которое представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя частной специальной задачи исследования изучаемого педагогического курса, позволит ему приобщиться к новейшим достижениям науки и практики, разовьёт у студента многие ценные личностные качества (прежде всего такие, как целеустремленность, самостоятельность, чувство ответственности, инициативность и др.)
При написании курсовой работы студент знакомится с логикой научных исследований в области педагогики, учится анализировать психолого-педагогическую литературу, пользоваться теоретическими и эмпирическими методами исследований.
В процессе подготовки курсовой работы студент совершенствует умения и навыки использования приобретенных психолого-педагогических знаний, научной и справочной литературы, ГОСТов, таблиц, а также овладеет необходимой техникой обработки полученных данных современными методами математической статистки.
ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями, рассматривается и утверждается на заседаниях кафедры. При разработке тематики учитываются актуальные проблемы педагогического образования, содержание учебных дисциплин, направление работы кафедры, студенческих научных обществ, а также интересы и склонности студентов.
При выборе темы курсовой работы студентам следует руководствоваться:
· своими возможностями и научными интересами;
· глубиной знания по выбранному направлению;
· желанием выполнить работу теоретического, практического или опытно-экспериментального характера;
· возможностью преемственности курсовой работы с выпускной квалификационной работой.
После утверждения темы важно продумать и составить план ее изучения и написания вместе с научным руководителем.
ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ РАБОТЫ
Этапы написания работы
· Выбор темы
· Составление плана работы
· Работа с литературой, сбор фактического материала по теме
· Написание работы
· Сдача работы научному руководителю
· Работа студента над замечаниями научного руководителя и подготовка к защите работы
Этапы написания работы - это консультации с преподавателем кафедры, осуществляющим руководство курсовой работой:
1 консультация. На данном этапе студент должен:
1. Уточнить тему курсовой работы.
2. Составить первичный список литературы по изучаемой теме.
3. Представить первый вариант плана исследования, который обсуждается с руководителем.
4. Начать сбор и анализ информации по теме исследования.
2 консультация. На данном этапе студент должен представить:
1. Первый вариант введения с определением актуальности, объекта, предмета цели, задач и методов исследования.
2. Дополненный список литературы: книги, статьи, материалы конференций; аналитические обзоры ведущих специалистов в данной области; нормативные, статистические, отчетные документы по теме исследования.
3. Структуру основной части работы: названия глав и параграфов.
4. Собранный первичный материал по теме.
3 консультация. На данном этапе студент должен представить:
1. Черновой вариант основной части курсовой работы и заключения.
2. Самостоятельные исследования по изучаемой теме.
3. Материалы для презентации.
4 консультация (допуск к защите). На данном этапе студент должен представить:
1. Чистовой вариант курсовой работы.
2. Материалы для презентации.
3. Текст выступления.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Дата: 2019-02-25, просмотров: 220.