«Будь подготовлен!»
ЗАДАЧИ | ФОРМЫ |
Предвидеть и действовать! 1. Знать принцип действия и уметь отключать инженерные системы (газ, вода, электричество). 2. Иметь навыки оказания первой доврачебной помощи. 3. Обученность информационной безопасности, информационная борьба, театральный тренинг. 4. Факторы риска в социуме. Социальные и техногенные. 5. Факторы риска в природной среде. 6. Стрессоры выживания. 7. Современные проблемы безопасности. 8. Тренинги по поисково-спасательным работам. 9. Вызов помощи и подача сигналов бедствия в социальной и природной среде. 10. ПДД (пешеход как участник дорожного движения). (Пешеход всегда прав, но не всегда жив…) 11. Разрядная система (вариативно). |
1. Соревнования.
2. Программа специальностей.
|
Рекомендации по составлению программы индивидуальных достижений (скаутская лестница)
В практике объединений НОРС-Р сложилась трехуровневая программа ступеней для скаутов, прошедших первоначальную подготовку. Но как правило, она не работает активно. Возможно, она требует полного пересмотра и отказа от надежд на самостоятельность скаута с переходом на индивидуальное сопровождение. Но мы предлагаем переосмыслить существующую практику. Для этого мы должны учитывать аспекты, о которых сказано выше – не перегружать. Прежде всего, учитывать требования 4 содержательных линий: изменить программу ступеней в сторону испытаний, приключений, оставить метод специальностей, исходя из своих возможностей и выбранной системы обучения, применить всю полноту скаутского метода, опираться на взаимопонимание и интерес скаутов.
Варианты идей составления ступенек роста:
После этого вы берете за основу какой-либо рекомендованный вариант или прописываете свой и представляете его как свой опыт. Нет задачи, чтобы скауты получили одинаковые, стандартные знания. Есть 4 направления, в которых они должны получить как теоретические знания, так и пройти тренинг, испытание, приключения. Достижения скаутов могут сравниваться с друг другом, но не являются главной целью.
Например, попробуем представить программу ступенек роста скаутов по годам, и к каждой линии мы будем обращаться один раз в год (А , Б, В, Г – соответствующие содержательные линии). Внимание – это вариант!!!
Класс (первый год обучения)
А. лесная наука – практика (лагерь, поход). Инструктаж по снаряжению, тактике. Ремонт снаряжения. Тренинг вместе с патрулем- учебный выход с ночевкой, разводить костры, ставить палатки.
А. Испытание – Самостоятельное патрульное развертывание. Открыть консерву без ножа, развести костер с 1 спички
А. Физическая подготовка – первичное занятие видом спорта, спортивные сборы.
А. Провести бодро 10 суток в условиях лета в палатках (пройти 100 км с рюкзаком).
А. Испытание «Чугунные мозги»
Б. Доброе дело патруля. Проведение 10 часов ОПР.
Б. Знакомство с основами веры, встреча со служителем культа.
Б. Испытание – простоять службу.
Б. Тренинг. Представить Великое Имя из истории России.
В. Уметь проявить скаутский дух по мнению отряда.
В. Выполнить скаутское поручение.
В. Испытание - проходить сутки в форме, рассказывая о скаутах.
В. Опубликовать информацию о скаутах и перепостить…
Г. Зачет по безопасности в городе, после теории.
Г. Прослушать курс ПМП.
Г. Безопасность дома – практические занятия.
Г. Испытание – ночь в самодельном укрытии
2 класс (примерно второй год обучения)
А. Ориентирование, топография, азимутальный ход, стрельба. Испытание - соревнование ориентирование.
А. Тренинг – занятие с веревками на скале.
А. Приключение – поездка в Хибины на горные лыжи.
А. Прожить в зимней палатке не менее 2 суток.
А. Испытание – «три стрелы».
Б. Доброе дело со своим патрулем.
Б. Участие в ОПД любой общественной организации 20 часов.
Б. Выполнить поручение патрульного.
Б. Представить Великое историческое событие из истории России
В. Быть в инициативной группе по подготовке творческого дела.
В. Съездить в гости к скаутам другого региона, найти друга.
В. Испытание: Быть всегда готовым помочь первым!
В. Заработать лесное имя.
Г. Теория выживания в социуме, информационная безопасность.
Г. Испытание — сдать зачет по ПП.
Г. Приключение – Белая куропатка, робинзонада.
Г. Тренинг по выживанию в лесу.
Г. Тренинг выживание на воде.
1 класс (примерно 3 год обучения).
А. Тренинг – определение дистанции, высоты, дистанции по звуку, веса.
А. Приключение – участие в российской гонке патрулей.
А. Приключение – учебное альпинистское восхождение.
А. Испытание — участие в горнолыжных соревнованиях.
А. Категорийный пеший поход.
Б. Испытание - участие в государственных церемониях в скаутской форме.
Б. Приключение – паломничество в святые места.
Б. Разведать и представить интересную информацию о разных 3 музеях.
Б. Показать на карте, где действует НОРС-Р и где проходили Джамбори, где бывала твоя группа.
В. Испытание. Познакомиться со скаутами другой страны, сделать 10 находок.
В. Приключение – поучаствовать в событиях зарубежной скаутской организации.
В. Закончить курсы патрульных.
В. Сделать публичную и информационную презентацию «Скаут однажды – скаут навсегда»
Г. Испытание – быть ответственным за ПП в походе, лагере и пр.
Г. Знать теорию выживания
Г. Тренинг: поисково – спасательный.
Г. Приключение – участие в соревнования по ПСС, участие в патрулировании леса.
Пятая идея – создание гибкой программы получения классов. Система обучения — комбинированная.
Выбор производится произвольно из списка в зависимости от интересов и возможностей групп. Сдача зачета на следующий класс идет после выполнения участником любых 15 пунктов, но от каждого направления — минимум 3, чтобы в полном объеме обеспечить выполнение скаутской программы относительно выбранных содержательных линий.
Этот вариант позволяет гибко работать с разновозрастным составом и отстающими. Мы не возвращаемся к проведенным испытаниям, приключениям, которые кто-то пропустил, не поехав в лагерь. Мы идем далее и засчитываем скауту следующие достижения. Может быть, через 3 года придется начать программу с начала. Программа может опираться на цикличную систему обучения.
Программа ступенек роста скаутов в варианте гибкой системы получения классов:
Для получения класса выполни 15 пунктов, но не менее 3 из каждой линии
А. Лесная наука – практика (лагерь, поход). Инструктаж по снаряжению, тактике. Ремонт снаряжения. Тренинг вместе с патрулем: учебный выход с ночевкой, разводить костры, ставить палатки.
А. Испытание: самостоятельное патрульное развертывание. Открыть консервы без ножа, развести костер с 1 спички
А. Физическая подготовка – первичное занятие видом спорта, спортивные сборы.
А. Провести бодро 10 суток в условиях лета в палатках (пройти 100 км с рюкзаком).
А. Испытание «Чугунные мозги».
А. Ориентирование, топография, азимутальный ход, стрельба. Испытание - соревнование ориентирование.
А. Тренинг – занятие с веревками на скале.
А. Приключение – поездка в Хибины на горнолыжную практику.
А. Прожить в зимней палатке не менее 2 суток.
А. Испытание «три стрелы».
А. Тренинг – определение дистанции, высоты, дистанции по звуку, веса.
А. Приключение – участие в российской гонке патрулей.
А. Приключение – учебное альпинистское восхождение.
А. Испытание - участие в горнолыжных соревнованиях.
А. Категорийный пеший поход.
А. Выполнить специальность «Юнга».
Б. Доброе дело патруля. Проведение 10 часов ОПР.
Б. Знакомство с основами веры, встреча со служителем культа.
Б. Испытание – простоять службу.
Б. Тренинг. Представить Великое Имя из истории России.
Б. Доброе дело со своим патрулем.
Б. Участие в ОПД любой общественной организации 20 часов.
Б. Выполнить поручение патрульного.
Б. Представить Великое историческое событие из истории России
Б. Испытание: участие в государственных церемониях в скаутской форме.
Б. Приключение – паломничество в святые места.
Б. Разведать и представить интересную информацию о разных 3 музеях.
Б. Показать на карте, где действует НОРС-Р и где проходили Джамбори, где бывала твоя группа.
Б. Выполнить специальность «Барабанщик».
В. Уметь проявить скаутский дух по мнению отряда.
В. Выполнить скаутское поручение.
В. Испытание - проходить сутки в форме, рассказывая о скаутах.
В. Опубликовать информацию о скаутах и перепостить…
В. Быть в инициативной группе по подготовке творческого дела.
В. Съездить в гости к скаутам другого региона, найти друга.
В. Испытание - быть всегда, там, где сможешь добровольцем!
В. Заработать лесное имя.
В. Испытание. Познакомиться со скаутами другой страны, сделать 10 находок.
В. Приключение – поучаствовать в событиях зарубежной скаутской организации.
В. Закончить курсы патрульных.
В. Сделать публичную и информационную презентацию «Скаут однажды – скаут навсегда»
Г. Зачет по безопасности в городе, после теории.
Г. Прослушать курс первой помощи.
Г. Безопасность дома – практические занятия.
Г. Испытание – ночь в самодельном укрытии
Г. Теория выживания в социуме, информационная безопасность.
Г. Испытание — сдать зачет по ПП.
Г. Приключение – Белая куропатка, робинзонада.
Г. Тренинг по выживанию в лесу.
Г. Тренинг выживание на воде.
Г. Испытание – быть ответственным за ПП в походе, лагере и пр.
Г. Знать теорию выживания
Г. Тренинг – поисково – спасательный.
Г. Приключение – участие в соревнования по ПСС, участие в патрулировании леса.
Г. Выполнить специальность «Матрос».
Итак, в категорию «общего» попадают деятельность по 4 содержательным линиям и понятие «классы скаута-разведчика». В категорию «частного» попадают формы, методы, разряды и другие педагогические технологии.
Если предложенные категории «общего» противоречат с вашей успешной практикой, то суть системности в НОРС-Р в том, чтобы представить ваш опыт и поддержать его конкурентность. Так, у нас есть группы с классической методикой ОРЮР, совершенствующие ее, и стоит задача организовать взаимодействие, чтобы обогатить нашу скаутскую практику. По сути, поле методик, форм и практик в НОРС-Р остается сетевым, но определяются векторы – содержательные линии. Если маршрут верен, то он усилит деятельность организации в воспитании детей в современных условиях.
В заключение отмечу, что в данном обзоре мы постарались сделать общее описание метода с целью заинтересовать руководителя в обучении этому методу. Метод работы скаутских объединений универсален. Он лежит в основе крупнейшей международной детской общественной организации. Он позитивен и ведёт к развитию как каждого в отдельности участника движения, так и к развитию общества. Обучить методу можно молодых людей с активной жизненной позицией и нацеленных на педагогическую работу. Организация НОРС-Р системно ведёт такую работу, периодически проводя обучение руководителей.
Приложение
НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СКАУТОВ
(Требования к подготовке кандидата в скауты)
Система работы в организации имеет ряд преимуществ. Одно из этих преимуществ – возможность «подглядеть» хорошие идеи у соседних групп. Одна из таких идей – скаутский бег. Из таких идей порою проявляются единые требования.
Общая логика развития ребят в скаутском отряде по годам:
Первый год, или полгода (в зависимости от возраста) – подготовка к принятию в скауты.
Второй год – первая ступень
Третий год – вторая ступень
Четвертый год – третья ступень.
Таким образом, требования, которые сформулированы как требования к скауту – это общие требования к результатам первого года обучения.
Подготовка вступающего в скауты преследует следующие задачи:
Образовательные
· законы и принципов скаутинга
· история организации
· иметь знания, умения и навыки для конкретной деятельности группы
Воспитательные
· Необходимо понимать и проявлять «скаутский дух», сделать это необходимо в конкретной, не учебной деятельности (парня в горы тяни, рискни…).
· Необходимо понимать свою роль как волонтёра, участвовать в каком-либо общественно-полезном деле
Развивающие
· Развитие лидерских навыков в конкретной деятельности
· Развитие профессиональных навыков в рамках конкретной деятельности скаутской группы
· Развитие навыков, позволяющих оказать помощь себе и окружающим в трудной ситуации
Традиционным для многих групп стал зачет «Скаутский бег». Когда участник обегает пункты – задания и набирает баллы. По окончании совещание руководителей решает уровень баллов достаточный для подтверждения готовности к вступлению, или решает индивидуально ситуацию с каждым участником. Особенно, проводящими точки оценивается отношение кандидата к деятельности и скаутский дух.
«Скаутский дух» понятие, конечно, не конкретное, и технологий его измерений не существует.
В одной из групп существовала традиция – накануне приёма в скауты дать неожиданное задание, по итогам которого вручается скаутский галстук, как символ приёма в организацию. И вот, вечером, просят принести бревно. У костра ждут товарищи, а парень выходит из леса с бревном и бухтит недовольно. Галстук вручили спустя полгода...
Примерные задания по подготовке кандидата к «Скаутскому бегу»
- уметь уверенно рассказать какие-либо факты из истории скаутов. Вариант зачета – рассказать 10 фактов из истории скаутов (написать, ответить на контрольный вопрос)
- знать традиции скаутов и уметь их продемонстрировать. Показывает и рассказывает проводящему. Тот задает вопрос – а почему такая традиция?
- Знать церемонию и правила отношения к флагу РФ (репетируется на каждой линейке). Кандидаты должны продемонстрировать умение обращаться с флагом и знать его историю.
- Завязать несколько узлов (у каждого руководителя свои любимы тараканы)
- уметь ставить палатку
- применение аптечки первой помощи
- Знать обещание, Законы скаутов и объяснить своими словами.
- уметь разводить костер.
- продемонстрировать безопасное пользование НТП (нож, топор, пила).
До скаутского бега -
- участвовать с патрулем в добром деле (это отдельно до скаутского бега).
- побывать вместе с группой в походе с ночевкой или другом длительном событии, что его старания могли оценить.
- родителями подписано заявление в начале занятий и с ними проведена беседа.
Решение о приеме складывается из решения скаутов, из результатов скаутского бега.
С проведением обучения прекрасно справляют начинающие руководители из состава патрульных и хорошо, когда у них окончены курсы патрульных. Как наглядный материал каждому кандидату можно выдать путеводитель, в котором делается отметка или штамп о выполнении тех или иных требований на занятиях. На взрослого руководителя желательно возложить самые содержательные вопросы, такие как скаутские ценности данные в обещании (долг перед Богом, добрые дела, твой скаутский путь), история скаутов, церемонию флага и скаутский строй. Работа с родителями -обязанность руководителя. Крайне важно, чтобы в период подготовки кандидат побывал на сборе (лагере) с большим количеством скаутов и может быть их других групп, чтоб увидеть скаутское единство. Важно, чтобы это первое посещение запомнилось исключительно правильным скаутским духом.
Приложение 2
УСЛОВИЯ РАБОТЫ СКАУТСКОГО ОТРЯДА.
Скаутинг – это хобби. Однако, это и серьёзная работа для руководителя. Только так это может одновременно существовать в наше время!
Самый распространенный вариант – существование скаутских групп при центрах дополнительного образования, либо в школе, как группы дополнительного образования. Тогда нет проблем с местом для проведения сборов и занятий, также просто решать задачи организационного плана (приказы, диалог с родителями и т.п.).
Один из вариантов – существование группы при общественных организациях, например, при церковных общинах.
На наш взгляд, необходима регулярная работа, в течение недели, и регулярные, не реже один раз в месяц, выездные мероприятия.
Самый сложный вопрос – подготовка руководителя. Работа скаутского руководителя ключевой фактор развития группы.
С этой целью в организации НОРС-Р, да и все остальные организации, ведут разнообразные курсы руководителей:
· курс патрульных (направленные на подготовку скаутских лидеров из ребят)
· курс начинающих скаутских руководителей (направленный на подготовку скаут-лидеров из педагогов и потенциальных руководителей групп). Может одновременно проводится с курсом патрульных.
· курс скаут-инструкторов (курс обмена опытом и повышения квалификации существующих руководителей)
· курс скаут-мастеров (разработка новых технологий, обобщение опыта, разработка перспективных методов развития, ознакомления с последними достижения общественных технологий).
Итак, в категорию «общего» попадают деятельность по 4 содержательным линиям и понятие «класс скаута-разведчика. В категорию «частного» попадает формы, методы, разряды и другие педагогические технологии. Если, предложенные категории «общего» противоречат с вашей успешной практикой, то суть системности в НОРС-Р в том, чтобы представить ваш опыт и поддержать его конкурентность. Так, у нас есть группы с классической методикой ОРЮР, совершенствующие ее и стоит задача организовать взаимодействие, чтобы обогатить нашу скаутскую практику. По сути, поле методик, форм и практик в НОРС-Р остается сетевым, но определяются вектора – содержательные линии. Если маршрут верен, то он усилит деятельность организации в воспитании детей в современных условиях.
В заключение отмечу, что в данном обзоре мы постарались сделать общее описание метода, с целью заинтересовать читателя в обучении этому методу. Метод работы скаутских объединений универсален. Он лежит в основе крупнейшей международной детской общественной организации. Он универсален и подходит к разным формам деятельности. Он позитивен и ведёт к развитию как каждого в отдельности участника движения, так и к развитию общества. Обучить методу можно молодых активных людей с активной жизненной позицией и направленных на педагогическую работу. Организация НОРС-Р ведёт системно такую работу, проводя периодически обучение руководителей.
Приложение 3.
Возможный тематический план:
Содержание программы.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 214.