1. ПУТЬ СКАУТА – ПУТЬ ГЕРОЯ! Учитывая новые требования безопасности, мы должны предложить молодежи эмоционально сильную программу, позволяющую представить окружающим устойчивый и героический образ скаутской жизни и достижений. Это поддержит интерес участников к различным формам испытаний, приключений, сделает организацию в их восприятии более уникальной. Это позволить проверить на практике результаты обучения за рамками формального образования. В содержание этого направления входит вся скаутская практика, которая требует постоянного изменения. Акцент делается на индивидуальную подготовку.
2. СКАУТ – ГРАЖДАНИН РОССИИ! Направление призвано воспитать альтруиста в широкой практике добрых дел, позиционирующего себя как гражданина страны, уважающего окружающих, интересующихся непростой историей Отечества. Несомненным завершением образа гражданина России должно стать стремление к осознанию духовных ценностей.
3. СКАУТСКОЕ БРАТСТВО. Можно также сказать: «Скаут однажды - скаут навсегда!» Линия, призванная усилить значимость скаутской организации в глазах участников, сделать ее сплочённее, добиться повышения интереса скаутов к самой организации и смены потребительского отношения на альтруистическое. По сути, надо усилить тенденции и формы сплочения внутри организации.
4. БУДЬ ПОДГОТОВЛЕН! Учитывая запросы общества и родителей, возможные конкурентные преимущества организации НОРС-Р, предлагающей систему обучения через практику, организация может системно заниматься подготовкой скаутов в вопросах выживания и безопасности, а также формировать их готовность к оказания помощи людям в экстремальных ситуациях. Это должно стать системой обучения и социально значимой практики.
ТРАДИЦИОННЫЙ СКАУТСКИЙ МЕТОД
В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ МЕТОДИКИ.
Традиционный скаутский метод подразумевает под собой воспитательный метод, построенный на следующих принципах:
- Скаутское обещание,
- Деятельность на природе
- Лестница развития (специальности и разряды)
- Игра
- Патрульный метод
- Традиции.
Эти принципы были заложены ещё Основателем скаутского движения и без существенных изменений были восприняты при возрождении скаутинга в России.
Вместе с тем, в российской педагогической практике, активно развивавшейся с 1960-х гг., появились собственные новации. Так, например, появилась осознанная рефлексия, коллективные творческие дела. Появилось осознание необходимости участвовать в социально-значимых проектах.
Новый
Скаутское обещание.
Обещание скаута звучит следующим образом: «Честным словом обещаю исполнять свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам скаутов-разведчиков». Заложенная формула в скаутском обещании – Долг перед Богом, страной и самим собой — является краеугольной формулой скаутского движения и нашей организации НОРС-Р. Несмотря на некоторые различие в прочтении Обещания, оно является категорией «общего» в наших отношениях. По сути, оно и создает скаутское движение, отличая его от разнообразных образовательных учреждений и традиционного пребывания на природе. Долг перед Богом воспринимается как содействие духовному росту и осознанию жизненных принципов справедливости и веры: как познание и продвижение в той религии, к которой относится участник, широкое понимание и укрепление веры. Противодействие превращения молодежи в поколение «аниме» является нашей нравственной позицией. Долг перед страной в широком понимании говорит о том, что скаут осознает, и это является его жизненной позицией, необходимость оказывать помощь другим людям, своей сообществу, стране — как лично, так и вместе со скаутской группой, не требуя за это особой награды. Скаутинг и эгоизм – понятия не совместимые. Долг перед собой направляет скаута на стремление к собственному развитию и продвижению по программам личного роста, предлагаемым в скаутской организации на пути к «герою», и главное – соответствию «скаутскому духу», создаваемому и поддерживаемому скаутским братством.
Игровой метод
Понимание необходимости формирования подготовленных к жизни молодых людей распространилось в начале ХХ века повсеместно. Однако многочисленные попытки формирования детского движения оказались не состоявшимися. Одна из причин этого — непонимание того, что взрослые отличаются от детей. Именно недостаточная осознанность необходимости игры с детьми не дала отечественным движениям вроде «потешных» шансов на развитие (государственная поддержка при этом была значительная). Не могут отставные унтер-офицеры, работая с детьми как с новобранцами, дать развитие «детскому» движению, необходимо использовать игру, как элемент работы.
Несомненно, принцип игры должен быть реализован в содержательных линиях «П уть Героя» и « Скаутское братство». Данный принцип, в безопасных условиях, позволяет участникам испытать новые ощущения, усиливает эмоциональную разрядку и сплочение групп. Для обучения действиям в экстремальной ситуации перспективно использовать возможности тренинга, для гражданских и исторических программ — ролевое моделирование.
Рефлексия
С учетом возрастных особенностей рекомендуется стандартный «огонек» с требованием обсуждать не получение, а осознание достижений в скаутской миссии. Стандартный «огонёк» может провести и патрульный. Вопросами, исходя из новой методики, могут стать: «Есть ли сегодня герои среди нас? Что мы сделали сегодня для России? Как мы помогли скаутской организации? Что сумели сделать нового для помощи другим людям?» Это акцент на то, что актуальные содержательные линии должны быть осмысленными в каждом элементе методики. Принципиально новым звеном становится информационная рефлексия – отображение личного участия в социальных сетях. Информационная активность в различных формах должна не только отражать личные достижения участников, но и позиционировать скаутскую организацию в социуме.
Патрульный метод.
Важность его прежде всего в том, что он не позволяет отряду во главе с руководителем сжаться до количества одной референтной группы – 6-8 человек. Распределение компаний по патрулям позволяет сохранять численность отряда и самостоятельность самих скаутов. При этом надо понимать, что на практике очень редко встречаются патрули-долгожители и самостоятельно действующие. Чаще всего в отрядной работе на патрули возлагается участие в соревнованиях, выполнение задач в рамках общего дела (дежурство, работа со снаряжением, подготовка дела и пр.), система оповещения. Для поддержания сплоченности патруля неплохо срабатывают традиции (традиционные праздники, нашивка патруля), добрые дела патрулем, наличие у патруля постоянного инструктора. Как правило, лидерская практика начинается с выполнения поручения быть патрульным. При правильной рефлексии, стремление быть патрульным появляется у многих.
1.5. Технология группы.
Несмотря на то, что классический скаутинг базируется на патрульном методе (метод малых групп), и это является очень важным достижением, мы опираемся на современные технологии работы с неформальными детско-юношескими сообществами. Это не только заложено в Уставе и в структуре нашей организации — это наша практика. Малые группы – патрули не являются постоянной и продолжительной формой, но очень важны в технологии скаутинга. При этом работу патрулей организует именно отряд. В технологию группы входят вопросы: зарождение коллектива, его развитие, ступени роста, кризисы группы. Руководитель должен управлять климатом группы, ее дальними и ближними перспективами, и понятие «скаутский дух» формируется прежде всего в отряде.
Общественный характер деятельности и уровень развития коллектива подтверждается наличием скаутского САМОУПРАВЛЕНИЯ. Важность развития самоуправления продиктована не только законодательством об общественных объединениях. Прежде всего — это инструмент развития участия скаутов в делах своей организации. Скауты вместе должны решать такие вопросы, как прием в скауты, составление планов работы группы, выбор атрибутики группы, выборы руководителя или представителя. В самоуправлении участвуют и родители, которые должны поддержать планы группы, предложить собственную помощь, предлагать вести работу по развитию личных качеств скаутов. Мы должны стремится не к созданию новых кружков в допобразовании, а к развитию детской организации!
1.6. Метод специальностей и разрядов (личный рост участников)
Метод специальностей и разрядов нечасто реализуется на практике в полном объеме. Чаще всего работа сильно осложнена. Скауты не мотивированы на ступенчатое получение разрядов, и, как правило, двигаются по предложенной схеме только благодаря настойчивости руководителей. Самостоятельное освоение специальностей скаутами — малореальный факт. Оптимальным представляется совместное освоение специальностей всем отрядом в ограниченный период времени. Для этого создан сборник специальностей НОРС-Р, с помощью которого группа может выбирать те или иные специальности для изучения.
Нами предлагается.
1. Применять все, что работает: специальности, испытания, приключения, тренинги, «мытье, но не катанье», при этом равномерно двигаться по предложенным четырем содержательным линиям.
2. Если у вас работают разряды, то не надо от них отказываться, но откорректируйте их в направлении четырех содержательных линий и предложите ваш опыт остальным участникам НОРС-Р.
3. Для общего поля и ребрендинга предлагаем ввести понятия КЛАССЫ (скаут – разведчик 3 класса, 2 класса, 1 класса). Это позволит отслеживать в масштабе организации продвижение скаутов по выполнению новой программы Содержательных линий.
4. Нельзя перегружать! Мы за 3-4 года работы со скаутским возрастом не успеем сделать ВСЕ, что можем напридумывать, но мы должны успеть сделать главное. Идея в том, что вы можете самостоятельно сделать микс из методов и форм, но планируйте в предложенных содержательных линиях или используйте рекомендованные варианты.
1.7. Деятельность в среде
В среде не только природной, но и социальной — там, где надо отработать вопросы безопасности в социуме и другие задачи. Несомненно, активность на природе остается самым важным полем в направлении «пути Героя», но при этом не самоцелью, не способом просто выбраться на природу. Предлагается конкретизировать скаутские навыки для продвижения совместных форм итогового зачета в виде «гонок патрулей», соревнований и различных форм обучения, в том числе и на Джамбори. Несмотря на то, что скаутинг – это прежде всего воспитательная технология, мы должны давать и качественные учебные результаты в сфере активной деятельности на природе. Сейчас это становится всё более востребованным, поскольку ниша детского туризма в стране сужается.
Скаутские Традиции
Скаутские традиции — это старый элемент методики, который требует от руководителей строгого следования ритуалам, церемониям, ношения формы, обучения строевым навыкам как части имиджа организации. Но вводить новые традиции сверху крайне нежелательно, чтобы не превратить скаутскую жизнь в одни «ритуалы и церемонии». При этом важно поддержать существующие. «День памяти верных» – хорошая возможность понять скаутское братство и является категорией «общего». Также к этой категории относятся строй, отношение к государственным флагам, скаутский салют, традиция Торжественного обещания, Гимн скаутов-разведчиков, нашивка «НОРС-Р», девиз «Будь готов» и ответ «Всегда готовы за Россию!», скаутская лилия как знак принадлежности ко всемирному скаутскому братству.
Скаутская форма в НОРС-Р не является единой, однако разрабатываются общие требования, и прежде всего — к отношению к форме. Частные традиции могут быть и привнесенными, и собственными, например – скаутские праздники, нашивка своей группы, праздник своей группы, вымпел патруля, лесные имена.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 226.