Скаутский метод «Содержательные линии»
Содержание:
Введение
1. Традиционный скаутский метод в контексте новой методики
1.1. Скаутское обещание
1.2 Игровой метод
1.3 Рефлексия
1.4 Патрульный метод
1.5 Технология группы
1.6 Метод специальностей и разрядов
1.7 Деятельность в среде
1.8 Скаутские традиции
1.9 Обучение через практику
1.10Методика обучения
2. Новации – «4 содержательных линии»
2.1 Путь скаута – путь героя
2.2 Скаут – гражданин России
2.3 Скаутское братство
2.4 Будь подготовлен
2.5 Рекомендации для составления программы индивидуальных достижений (скаутская лестница)
3. Начальная подготовка скаутов
3.1 Испытания «Скаутский бег»
3.2 Рекомендации по составлению программы индивидуальных достижений (скаутская лестница)
3.3. Условия реализации
Заключение
4. Приложение.
Начальная подготовка скаутов
Условия работы скаутского отряда
Тематический план.
В настоящее время, в контексте споров о содержании и актуальности скаутской методики, о задачах российского скаутинга и об отношениях российского скаутинга и скаутинга в мире, мы предлагаем обсудить новые подходы к построению методики работы со скаутами в возрасте 11-15 лет.
Во-первых, эта статья даёт краткий обзор существующего и предлагаемого скаутского метода. Во-вторых, материалы статьи могут использоваться для создания образовательной программы скаутского объединения. И, в-третьих, эта статья – попытка, обобщив существующие новации, предложить сообществу скаутских руководителей методику четырёх новых содержательных линий работы скаутских объединений. Это наше видение трансформировавшегося под влиянием времени и иных факторов скаутского метода.
С целью избежать споров о том, настоящий ли это скаутинг или «ересь» в скаутском мире, мы назвали это метод «содержательными линиями». Такой трансформировавшийся метод можно рекомендовать руководителям скаутских организаций для самостоятельной работы. Он может стать основой программы работы вашего объединения.
В данной статье мы исходим из интересов организации НОРС-Р, как детской общественной скаутской организации, опыта и методов, используемых руководителями данной организации, а также из опыта, накопленного отечественными педагогами в рамках коммунарской методики.
В работе скаутских отрядов традиционно выделяются следующие возрастные группы:
· бобрята (дошкольный возраст, примерно до 7 лет)
· волчата (младший школьный возраст, 7-11 лет)
· скауты (подростковый возраст, 11-15 лет)
· старшие скауты (юношеский возраст, 15-18 лет).
Работа организации направлена преимущественно на скаутов в возрасте 11-15 лет.
В содержании и методике работы предлагается выделить четыре содержательные линии, что позволит добиться лучших результатов в современных условиях. Не предлагается революционных изменений. Однако применение нового подхода станет ответом на современные вызовы перед системой скаутского воспитания.
Поскольку НОРС-Р строится как сетевая организация, в которой каждое объединение формирует собственную систему работы и накапливает уникальный опыт, назрела потребность в выделении общих черт для столь широкого разнообразия педагогических практик. Необходимо разделить понятия «общее» и «частное».
В данном контексте «общее» следует рассматривать как систему единых подходов, которые применяются как в общих мероприятиях и проектах организации, так и в деятельности отдельных групп, которые, при этом, сохраняют свою индивидуальность — такую специфику мы относим к категории «частное».
ТРАДИЦИОННЫЙ СКАУТСКИЙ МЕТОД
В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ МЕТОДИКИ.
Традиционный скаутский метод подразумевает под собой воспитательный метод, построенный на следующих принципах:
- Скаутское обещание,
- Деятельность на природе
- Лестница развития (специальности и разряды)
- Игра
- Патрульный метод
- Традиции.
Эти принципы были заложены ещё Основателем скаутского движения и без существенных изменений были восприняты при возрождении скаутинга в России.
Вместе с тем, в российской педагогической практике, активно развивавшейся с 1960-х гг., появились собственные новации. Так, например, появилась осознанная рефлексия, коллективные творческие дела. Появилось осознание необходимости участвовать в социально-значимых проектах.
Новый
Скаутское обещание.
Обещание скаута звучит следующим образом: «Честным словом обещаю исполнять свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам скаутов-разведчиков». Заложенная формула в скаутском обещании – Долг перед Богом, страной и самим собой — является краеугольной формулой скаутского движения и нашей организации НОРС-Р. Несмотря на некоторые различие в прочтении Обещания, оно является категорией «общего» в наших отношениях. По сути, оно и создает скаутское движение, отличая его от разнообразных образовательных учреждений и традиционного пребывания на природе. Долг перед Богом воспринимается как содействие духовному росту и осознанию жизненных принципов справедливости и веры: как познание и продвижение в той религии, к которой относится участник, широкое понимание и укрепление веры. Противодействие превращения молодежи в поколение «аниме» является нашей нравственной позицией. Долг перед страной в широком понимании говорит о том, что скаут осознает, и это является его жизненной позицией, необходимость оказывать помощь другим людям, своей сообществу, стране — как лично, так и вместе со скаутской группой, не требуя за это особой награды. Скаутинг и эгоизм – понятия не совместимые. Долг перед собой направляет скаута на стремление к собственному развитию и продвижению по программам личного роста, предлагаемым в скаутской организации на пути к «герою», и главное – соответствию «скаутскому духу», создаваемому и поддерживаемому скаутским братством.
Игровой метод
Понимание необходимости формирования подготовленных к жизни молодых людей распространилось в начале ХХ века повсеместно. Однако многочисленные попытки формирования детского движения оказались не состоявшимися. Одна из причин этого — непонимание того, что взрослые отличаются от детей. Именно недостаточная осознанность необходимости игры с детьми не дала отечественным движениям вроде «потешных» шансов на развитие (государственная поддержка при этом была значительная). Не могут отставные унтер-офицеры, работая с детьми как с новобранцами, дать развитие «детскому» движению, необходимо использовать игру, как элемент работы.
Несомненно, принцип игры должен быть реализован в содержательных линиях «П уть Героя» и « Скаутское братство». Данный принцип, в безопасных условиях, позволяет участникам испытать новые ощущения, усиливает эмоциональную разрядку и сплочение групп. Для обучения действиям в экстремальной ситуации перспективно использовать возможности тренинга, для гражданских и исторических программ — ролевое моделирование.
Рефлексия
С учетом возрастных особенностей рекомендуется стандартный «огонек» с требованием обсуждать не получение, а осознание достижений в скаутской миссии. Стандартный «огонёк» может провести и патрульный. Вопросами, исходя из новой методики, могут стать: «Есть ли сегодня герои среди нас? Что мы сделали сегодня для России? Как мы помогли скаутской организации? Что сумели сделать нового для помощи другим людям?» Это акцент на то, что актуальные содержательные линии должны быть осмысленными в каждом элементе методики. Принципиально новым звеном становится информационная рефлексия – отображение личного участия в социальных сетях. Информационная активность в различных формах должна не только отражать личные достижения участников, но и позиционировать скаутскую организацию в социуме.
Патрульный метод.
Важность его прежде всего в том, что он не позволяет отряду во главе с руководителем сжаться до количества одной референтной группы – 6-8 человек. Распределение компаний по патрулям позволяет сохранять численность отряда и самостоятельность самих скаутов. При этом надо понимать, что на практике очень редко встречаются патрули-долгожители и самостоятельно действующие. Чаще всего в отрядной работе на патрули возлагается участие в соревнованиях, выполнение задач в рамках общего дела (дежурство, работа со снаряжением, подготовка дела и пр.), система оповещения. Для поддержания сплоченности патруля неплохо срабатывают традиции (традиционные праздники, нашивка патруля), добрые дела патрулем, наличие у патруля постоянного инструктора. Как правило, лидерская практика начинается с выполнения поручения быть патрульным. При правильной рефлексии, стремление быть патрульным появляется у многих.
1.5. Технология группы.
Несмотря на то, что классический скаутинг базируется на патрульном методе (метод малых групп), и это является очень важным достижением, мы опираемся на современные технологии работы с неформальными детско-юношескими сообществами. Это не только заложено в Уставе и в структуре нашей организации — это наша практика. Малые группы – патрули не являются постоянной и продолжительной формой, но очень важны в технологии скаутинга. При этом работу патрулей организует именно отряд. В технологию группы входят вопросы: зарождение коллектива, его развитие, ступени роста, кризисы группы. Руководитель должен управлять климатом группы, ее дальними и ближними перспективами, и понятие «скаутский дух» формируется прежде всего в отряде.
Общественный характер деятельности и уровень развития коллектива подтверждается наличием скаутского САМОУПРАВЛЕНИЯ. Важность развития самоуправления продиктована не только законодательством об общественных объединениях. Прежде всего — это инструмент развития участия скаутов в делах своей организации. Скауты вместе должны решать такие вопросы, как прием в скауты, составление планов работы группы, выбор атрибутики группы, выборы руководителя или представителя. В самоуправлении участвуют и родители, которые должны поддержать планы группы, предложить собственную помощь, предлагать вести работу по развитию личных качеств скаутов. Мы должны стремится не к созданию новых кружков в допобразовании, а к развитию детской организации!
1.6. Метод специальностей и разрядов (личный рост участников)
Метод специальностей и разрядов нечасто реализуется на практике в полном объеме. Чаще всего работа сильно осложнена. Скауты не мотивированы на ступенчатое получение разрядов, и, как правило, двигаются по предложенной схеме только благодаря настойчивости руководителей. Самостоятельное освоение специальностей скаутами — малореальный факт. Оптимальным представляется совместное освоение специальностей всем отрядом в ограниченный период времени. Для этого создан сборник специальностей НОРС-Р, с помощью которого группа может выбирать те или иные специальности для изучения.
Нами предлагается.
1. Применять все, что работает: специальности, испытания, приключения, тренинги, «мытье, но не катанье», при этом равномерно двигаться по предложенным четырем содержательным линиям.
2. Если у вас работают разряды, то не надо от них отказываться, но откорректируйте их в направлении четырех содержательных линий и предложите ваш опыт остальным участникам НОРС-Р.
3. Для общего поля и ребрендинга предлагаем ввести понятия КЛАССЫ (скаут – разведчик 3 класса, 2 класса, 1 класса). Это позволит отслеживать в масштабе организации продвижение скаутов по выполнению новой программы Содержательных линий.
4. Нельзя перегружать! Мы за 3-4 года работы со скаутским возрастом не успеем сделать ВСЕ, что можем напридумывать, но мы должны успеть сделать главное. Идея в том, что вы можете самостоятельно сделать микс из методов и форм, но планируйте в предложенных содержательных линиях или используйте рекомендованные варианты.
1.7. Деятельность в среде
В среде не только природной, но и социальной — там, где надо отработать вопросы безопасности в социуме и другие задачи. Несомненно, активность на природе остается самым важным полем в направлении «пути Героя», но при этом не самоцелью, не способом просто выбраться на природу. Предлагается конкретизировать скаутские навыки для продвижения совместных форм итогового зачета в виде «гонок патрулей», соревнований и различных форм обучения, в том числе и на Джамбори. Несмотря на то, что скаутинг – это прежде всего воспитательная технология, мы должны давать и качественные учебные результаты в сфере активной деятельности на природе. Сейчас это становится всё более востребованным, поскольку ниша детского туризма в стране сужается.
Скаутские Традиции
Скаутские традиции — это старый элемент методики, который требует от руководителей строгого следования ритуалам, церемониям, ношения формы, обучения строевым навыкам как части имиджа организации. Но вводить новые традиции сверху крайне нежелательно, чтобы не превратить скаутскую жизнь в одни «ритуалы и церемонии». При этом важно поддержать существующие. «День памяти верных» – хорошая возможность понять скаутское братство и является категорией «общего». Также к этой категории относятся строй, отношение к государственным флагам, скаутский салют, традиция Торжественного обещания, Гимн скаутов-разведчиков, нашивка «НОРС-Р», девиз «Будь готов» и ответ «Всегда готовы за Россию!», скаутская лилия как знак принадлежности ко всемирному скаутскому братству.
Скаутская форма в НОРС-Р не является единой, однако разрабатываются общие требования, и прежде всего — к отношению к форме. Частные традиции могут быть и привнесенными, и собственными, например – скаутские праздники, нашивка своей группы, праздник своей группы, вымпел патруля, лесные имена.
Методика обучения
Система обучения в новом формате может быть цикличной, когда год делится на 4 направления, соответствующие содержательным линиям, и по ним ведется ежегодно обучение и практика, с повторением полученных знаний прошлых лет. Как правило, такая схема дает высокий результат и несомненно, позволяет избежать однобокости обучения. Главное — делать это системно и углубляясь в тему, с использованием новых практических тестов, испытаний, приключений.
Следует признать, что цикличное обучение не вписывается в традиционную систему получения разрядов.
Система обучения может быть последовательной, когда все содержательные линии отрабатываются друг за другом, исходя из практических возможностей руководителя и группы. Системой поддержки обучения могут выступать как «гонки патрулей», так и всероссийские конкурсы и презентации, которые должны препятствовать ослаблению какой-либо содержательной линии.
Комбинированная система обучения может состоять из постоянных цикличных тем для повторов с изменяющимися формами обучения по базовым темам в сочетании с последовательным изучением тем, имеющих «частную», местную или отрядную специфику (очень хорошо подходят специальности).
Виртуальная система обучения – малоэффективна. Печален опыт виртуального обучения по ОБЖ. Такие формы могут давать только информационный и имиджевый результат. Преимущество скаутской организации, несомненно, в индивидуальном подходе к ребенку, который теряется в общении с машиной. Это модель обучения может быть только вспомогательной и тестовой, но имеет право на существование.
Методика содержательных линий позволяет изменить содержание и оставить только то, что соответствует выбранным направлениям. В качестве рекомендации может быть предложено несколько вариантов её практического применения, являющихся наиболее удобными. Сейчас скаутские специальности собраны в сборник. Часть из них может стать базовой и помогать руководителю отрабатывать вопросы обучения. Часть из них — вариативная, и может дополнятся самой группой.
Но если работа затихает, то скауты быстро остывают к этой форме. Подогреть это дело может новая нашивка и ребрендинг систем разрядов. Если их не корректировать, то они не только начнут окончательно провисать, но и будут тормозить. Тогда бы лучше бы их не было.
В практике скаутских групп давно сложился особый период в обучении – подготовка к вступлению в скауты. Программа подготовки описана ниже. Решение о приеме принимается, как правило, на основе:
- результатов индивидуального испытания — проверки скаутских навыков;
- участия в добрых делах;
- мнения скаутов о соответствии кандидата скаутскому духу;
- решения руководителя – провести прием в скауты.
Требования к вступлению: обещание произносится индивидуально, отдается салют, присутствуют символы государства, отряда. Присутствующие скауты по команде отдают салют и слушают обещание. Это должно запомнится будущему скауту. Чтобы не повторяться, придумывайте испытание вместе со скаутами, но оно не должно унижать кандидата!
НОВАЦИИ:
«4 содержательных линии».
2.1 ПУТЬ СКАУТА – ПУТЬ ГЕРОЯ!
Учитывая новые требования безопасности, мы должны предложить молодежи эмоционально сильную программу, позволяющую представить окружающим устойчивый и героический образ скаутской жизни и достижений. Это поддержит интерес участников к различным формам испытаний, приключений, сделает организацию в их восприятии более уникальной. Это позволить проверить на практике результаты обучения за рамками формального образования. В содержание этого направления входит вся скаутская практика, которая требует постоянного изменения. Акцент делается на индивидуальную подготовку.
В настоящее время данная содержательная линия становится всё более востребованной, и не учитывать это в работе нельзя. Массовый туризм, столь популярный ранее, ежегодно сокращается на 30 процентов. Для скаутской организации открывается возможность восполнить этот дефицит, что потребует дополнительной подготовки руководителей в области безопасности. Для развития программ массового туризма руководителям и инструкторскому составу полезно получить личный опыт инструкторской, категорийной подготовки.
В настоящее время имеются различные варианты организации практической деятельности скаутов. Это и волонтерское участие в таких проектах, как «Лиза Алерт», организация дежурств в рамках программы «Лесной патруль».
Класс (первый год обучения)
А. лесная наука – практика (лагерь, поход). Инструктаж по снаряжению, тактике. Ремонт снаряжения. Тренинг вместе с патрулем- учебный выход с ночевкой, разводить костры, ставить палатки.
А. Испытание – Самостоятельное патрульное развертывание. Открыть консерву без ножа, развести костер с 1 спички
А. Физическая подготовка – первичное занятие видом спорта, спортивные сборы.
А. Провести бодро 10 суток в условиях лета в палатках (пройти 100 км с рюкзаком).
А. Испытание «Чугунные мозги»
Б. Доброе дело патруля. Проведение 10 часов ОПР.
Б. Знакомство с основами веры, встреча со служителем культа.
Б. Испытание – простоять службу.
Б. Тренинг. Представить Великое Имя из истории России.
В. Уметь проявить скаутский дух по мнению отряда.
В. Выполнить скаутское поручение.
В. Испытание - проходить сутки в форме, рассказывая о скаутах.
В. Опубликовать информацию о скаутах и перепостить…
Г. Зачет по безопасности в городе, после теории.
Г. Прослушать курс ПМП.
Г. Безопасность дома – практические занятия.
Г. Испытание – ночь в самодельном укрытии
2 класс (примерно второй год обучения)
А. Ориентирование, топография, азимутальный ход, стрельба. Испытание - соревнование ориентирование.
А. Тренинг – занятие с веревками на скале.
А. Приключение – поездка в Хибины на горные лыжи.
А. Прожить в зимней палатке не менее 2 суток.
А. Испытание – «три стрелы».
Б. Доброе дело со своим патрулем.
Б. Участие в ОПД любой общественной организации 20 часов.
Б. Выполнить поручение патрульного.
Б. Представить Великое историческое событие из истории России
В. Быть в инициативной группе по подготовке творческого дела.
В. Съездить в гости к скаутам другого региона, найти друга.
В. Испытание: Быть всегда готовым помочь первым!
В. Заработать лесное имя.
Г. Теория выживания в социуме, информационная безопасность.
Г. Испытание — сдать зачет по ПП.
Г. Приключение – Белая куропатка, робинзонада.
Г. Тренинг по выживанию в лесу.
Г. Тренинг выживание на воде.
1 класс (примерно 3 год обучения).
А. Тренинг – определение дистанции, высоты, дистанции по звуку, веса.
А. Приключение – участие в российской гонке патрулей.
А. Приключение – учебное альпинистское восхождение.
А. Испытание — участие в горнолыжных соревнованиях.
А. Категорийный пеший поход.
Б. Испытание - участие в государственных церемониях в скаутской форме.
Б. Приключение – паломничество в святые места.
Б. Разведать и представить интересную информацию о разных 3 музеях.
Б. Показать на карте, где действует НОРС-Р и где проходили Джамбори, где бывала твоя группа.
В. Испытание. Познакомиться со скаутами другой страны, сделать 10 находок.
В. Приключение – поучаствовать в событиях зарубежной скаутской организации.
В. Закончить курсы патрульных.
В. Сделать публичную и информационную презентацию «Скаут однажды – скаут навсегда»
Г. Испытание – быть ответственным за ПП в походе, лагере и пр.
Г. Знать теорию выживания
Г. Тренинг: поисково – спасательный.
Г. Приключение – участие в соревнования по ПСС, участие в патрулировании леса.
Пятая идея – создание гибкой программы получения классов. Система обучения — комбинированная.
Выбор производится произвольно из списка в зависимости от интересов и возможностей групп. Сдача зачета на следующий класс идет после выполнения участником любых 15 пунктов, но от каждого направления — минимум 3, чтобы в полном объеме обеспечить выполнение скаутской программы относительно выбранных содержательных линий.
Этот вариант позволяет гибко работать с разновозрастным составом и отстающими. Мы не возвращаемся к проведенным испытаниям, приключениям, которые кто-то пропустил, не поехав в лагерь. Мы идем далее и засчитываем скауту следующие достижения. Может быть, через 3 года придется начать программу с начала. Программа может опираться на цикличную систему обучения.
Программа ступенек роста скаутов в варианте гибкой системы получения классов:
Для получения класса выполни 15 пунктов, но не менее 3 из каждой линии
А. Лесная наука – практика (лагерь, поход). Инструктаж по снаряжению, тактике. Ремонт снаряжения. Тренинг вместе с патрулем: учебный выход с ночевкой, разводить костры, ставить палатки.
А. Испытание: самостоятельное патрульное развертывание. Открыть консервы без ножа, развести костер с 1 спички
А. Физическая подготовка – первичное занятие видом спорта, спортивные сборы.
А. Провести бодро 10 суток в условиях лета в палатках (пройти 100 км с рюкзаком).
А. Испытание «Чугунные мозги».
А. Ориентирование, топография, азимутальный ход, стрельба. Испытание - соревнование ориентирование.
А. Тренинг – занятие с веревками на скале.
А. Приключение – поездка в Хибины на горнолыжную практику.
А. Прожить в зимней палатке не менее 2 суток.
А. Испытание «три стрелы».
А. Тренинг – определение дистанции, высоты, дистанции по звуку, веса.
А. Приключение – участие в российской гонке патрулей.
А. Приключение – учебное альпинистское восхождение.
А. Испытание - участие в горнолыжных соревнованиях.
А. Категорийный пеший поход.
А. Выполнить специальность «Юнга».
Б. Доброе дело патруля. Проведение 10 часов ОПР.
Б. Знакомство с основами веры, встреча со служителем культа.
Б. Испытание – простоять службу.
Б. Тренинг. Представить Великое Имя из истории России.
Б. Доброе дело со своим патрулем.
Б. Участие в ОПД любой общественной организации 20 часов.
Б. Выполнить поручение патрульного.
Б. Представить Великое историческое событие из истории России
Б. Испытание: участие в государственных церемониях в скаутской форме.
Б. Приключение – паломничество в святые места.
Б. Разведать и представить интересную информацию о разных 3 музеях.
Б. Показать на карте, где действует НОРС-Р и где проходили Джамбори, где бывала твоя группа.
Б. Выполнить специальность «Барабанщик».
В. Уметь проявить скаутский дух по мнению отряда.
В. Выполнить скаутское поручение.
В. Испытание - проходить сутки в форме, рассказывая о скаутах.
В. Опубликовать информацию о скаутах и перепостить…
В. Быть в инициативной группе по подготовке творческого дела.
В. Съездить в гости к скаутам другого региона, найти друга.
В. Испытание - быть всегда, там, где сможешь добровольцем!
В. Заработать лесное имя.
В. Испытание. Познакомиться со скаутами другой страны, сделать 10 находок.
В. Приключение – поучаствовать в событиях зарубежной скаутской организации.
В. Закончить курсы патрульных.
В. Сделать публичную и информационную презентацию «Скаут однажды – скаут навсегда»
Г. Зачет по безопасности в городе, после теории.
Г. Прослушать курс первой помощи.
Г. Безопасность дома – практические занятия.
Г. Испытание – ночь в самодельном укрытии
Г. Теория выживания в социуме, информационная безопасность.
Г. Испытание — сдать зачет по ПП.
Г. Приключение – Белая куропатка, робинзонада.
Г. Тренинг по выживанию в лесу.
Г. Тренинг выживание на воде.
Г. Испытание – быть ответственным за ПП в походе, лагере и пр.
Г. Знать теорию выживания
Г. Тренинг – поисково – спасательный.
Г. Приключение – участие в соревнования по ПСС, участие в патрулировании леса.
Г. Выполнить специальность «Матрос».
Итак, в категорию «общего» попадают деятельность по 4 содержательным линиям и понятие «классы скаута-разведчика». В категорию «частного» попадают формы, методы, разряды и другие педагогические технологии.
Если предложенные категории «общего» противоречат с вашей успешной практикой, то суть системности в НОРС-Р в том, чтобы представить ваш опыт и поддержать его конкурентность. Так, у нас есть группы с классической методикой ОРЮР, совершенствующие ее, и стоит задача организовать взаимодействие, чтобы обогатить нашу скаутскую практику. По сути, поле методик, форм и практик в НОРС-Р остается сетевым, но определяются векторы – содержательные линии. Если маршрут верен, то он усилит деятельность организации в воспитании детей в современных условиях.
В заключение отмечу, что в данном обзоре мы постарались сделать общее описание метода с целью заинтересовать руководителя в обучении этому методу. Метод работы скаутских объединений универсален. Он лежит в основе крупнейшей международной детской общественной организации. Он позитивен и ведёт к развитию как каждого в отдельности участника движения, так и к развитию общества. Обучить методу можно молодых людей с активной жизненной позицией и нацеленных на педагогическую работу. Организация НОРС-Р системно ведёт такую работу, периодически проводя обучение руководителей.
Приложение
НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СКАУТОВ
(Требования к подготовке кандидата в скауты)
Система работы в организации имеет ряд преимуществ. Одно из этих преимуществ – возможность «подглядеть» хорошие идеи у соседних групп. Одна из таких идей – скаутский бег. Из таких идей порою проявляются единые требования.
Общая логика развития ребят в скаутском отряде по годам:
Первый год, или полгода (в зависимости от возраста) – подготовка к принятию в скауты.
Второй год – первая ступень
Третий год – вторая ступень
Четвертый год – третья ступень.
Таким образом, требования, которые сформулированы как требования к скауту – это общие требования к результатам первого года обучения.
Подготовка вступающего в скауты преследует следующие задачи:
Образовательные
· законы и принципов скаутинга
· история организации
· иметь знания, умения и навыки для конкретной деятельности группы
Воспитательные
· Необходимо понимать и проявлять «скаутский дух», сделать это необходимо в конкретной, не учебной деятельности (парня в горы тяни, рискни…).
· Необходимо понимать свою роль как волонтёра, участвовать в каком-либо общественно-полезном деле
Развивающие
· Развитие лидерских навыков в конкретной деятельности
· Развитие профессиональных навыков в рамках конкретной деятельности скаутской группы
· Развитие навыков, позволяющих оказать помощь себе и окружающим в трудной ситуации
Традиционным для многих групп стал зачет «Скаутский бег». Когда участник обегает пункты – задания и набирает баллы. По окончании совещание руководителей решает уровень баллов достаточный для подтверждения готовности к вступлению, или решает индивидуально ситуацию с каждым участником. Особенно, проводящими точки оценивается отношение кандидата к деятельности и скаутский дух.
«Скаутский дух» понятие, конечно, не конкретное, и технологий его измерений не существует.
В одной из групп существовала традиция – накануне приёма в скауты дать неожиданное задание, по итогам которого вручается скаутский галстук, как символ приёма в организацию. И вот, вечером, просят принести бревно. У костра ждут товарищи, а парень выходит из леса с бревном и бухтит недовольно. Галстук вручили спустя полгода...
Примерные задания по подготовке кандидата к «Скаутскому бегу»
- уметь уверенно рассказать какие-либо факты из истории скаутов. Вариант зачета – рассказать 10 фактов из истории скаутов (написать, ответить на контрольный вопрос)
- знать традиции скаутов и уметь их продемонстрировать. Показывает и рассказывает проводящему. Тот задает вопрос – а почему такая традиция?
- Знать церемонию и правила отношения к флагу РФ (репетируется на каждой линейке). Кандидаты должны продемонстрировать умение обращаться с флагом и знать его историю.
- Завязать несколько узлов (у каждого руководителя свои любимы тараканы)
- уметь ставить палатку
- применение аптечки первой помощи
- Знать обещание, Законы скаутов и объяснить своими словами.
- уметь разводить костер.
- продемонстрировать безопасное пользование НТП (нож, топор, пила).
До скаутского бега -
- участвовать с патрулем в добром деле (это отдельно до скаутского бега).
- побывать вместе с группой в походе с ночевкой или другом длительном событии, что его старания могли оценить.
- родителями подписано заявление в начале занятий и с ними проведена беседа.
Решение о приеме складывается из решения скаутов, из результатов скаутского бега.
С проведением обучения прекрасно справляют начинающие руководители из состава патрульных и хорошо, когда у них окончены курсы патрульных. Как наглядный материал каждому кандидату можно выдать путеводитель, в котором делается отметка или штамп о выполнении тех или иных требований на занятиях. На взрослого руководителя желательно возложить самые содержательные вопросы, такие как скаутские ценности данные в обещании (долг перед Богом, добрые дела, твой скаутский путь), история скаутов, церемонию флага и скаутский строй. Работа с родителями -обязанность руководителя. Крайне важно, чтобы в период подготовки кандидат побывал на сборе (лагере) с большим количеством скаутов и может быть их других групп, чтоб увидеть скаутское единство. Важно, чтобы это первое посещение запомнилось исключительно правильным скаутским духом.
Приложение 2
УСЛОВИЯ РАБОТЫ СКАУТСКОГО ОТРЯДА.
Скаутинг – это хобби. Однако, это и серьёзная работа для руководителя. Только так это может одновременно существовать в наше время!
Самый распространенный вариант – существование скаутских групп при центрах дополнительного образования, либо в школе, как группы дополнительного образования. Тогда нет проблем с местом для проведения сборов и занятий, также просто решать задачи организационного плана (приказы, диалог с родителями и т.п.).
Один из вариантов – существование группы при общественных организациях, например, при церковных общинах.
На наш взгляд, необходима регулярная работа, в течение недели, и регулярные, не реже один раз в месяц, выездные мероприятия.
Самый сложный вопрос – подготовка руководителя. Работа скаутского руководителя ключевой фактор развития группы.
С этой целью в организации НОРС-Р, да и все остальные организации, ведут разнообразные курсы руководителей:
· курс патрульных (направленные на подготовку скаутских лидеров из ребят)
· курс начинающих скаутских руководителей (направленный на подготовку скаут-лидеров из педагогов и потенциальных руководителей групп). Может одновременно проводится с курсом патрульных.
· курс скаут-инструкторов (курс обмена опытом и повышения квалификации существующих руководителей)
· курс скаут-мастеров (разработка новых технологий, обобщение опыта, разработка перспективных методов развития, ознакомления с последними достижения общественных технологий).
Итак, в категорию «общего» попадают деятельность по 4 содержательным линиям и понятие «класс скаута-разведчика. В категорию «частного» попадает формы, методы, разряды и другие педагогические технологии. Если, предложенные категории «общего» противоречат с вашей успешной практикой, то суть системности в НОРС-Р в том, чтобы представить ваш опыт и поддержать его конкурентность. Так, у нас есть группы с классической методикой ОРЮР, совершенствующие ее и стоит задача организовать взаимодействие, чтобы обогатить нашу скаутскую практику. По сути, поле методик, форм и практик в НОРС-Р остается сетевым, но определяются вектора – содержательные линии. Если маршрут верен, то он усилит деятельность организации в воспитании детей в современных условиях.
В заключение отмечу, что в данном обзоре мы постарались сделать общее описание метода, с целью заинтересовать читателя в обучении этому методу. Метод работы скаутских объединений универсален. Он лежит в основе крупнейшей международной детской общественной организации. Он универсален и подходит к разным формам деятельности. Он позитивен и ведёт к развитию как каждого в отдельности участника движения, так и к развитию общества. Обучить методу можно молодых активных людей с активной жизненной позицией и направленных на педагогическую работу. Организация НОРС-Р ведёт системно такую работу, проводя периодически обучение руководителей.
Приложение 3.
Возможный тематический план:
Содержание программы.
III. МЕТЕОРОЛОГИЯ.
1. Признаки изменения погоды от плохой к лучшей.
2. Признаки устойчивой хорошей погоды.
3. Признаки изменения погоды от хорошей к худшей.
4. Признаки устойчивой плохой погоды.
ПРАКТИКА.
Практическое ведение наблюдения за изменениями погоды.
IV. Основы спортивного ориентирования.
1. Условные знаки спортивных карт.
2. Масштабы спортивных карт.
3. Линейные и площадные ориентиры.
4. Привязка карты к местности, использование компаса.
5. Виды условий соревнований по ориентированию: «заданный маршрут», «выбор», «азимутальный ход», «маркированный маршрут», «лабиринт»…
6. Тактические приёмы прохождения дистанции:
а). Движение по тропам.
б). Движение в «мешок».
в). Срезание углов. Точка возврата.
г). Точка возврата.
д). Ход конём.
е). Тропа сбоку.
ж). Выбираемся из чащи.
з). Полосатый лес.
7. Приёмы повышения точности азимутального хода.
ПРАКТИКА.
Тренировки и участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
V . Личная гигиена и ЗОЖ.
Тренировка организма, развитие выносливости, силы, быстроты. Адаптация к длительным физическим нагрузкам.
Знакомство с видами спорта
Здоровое питание в походе. Сбалансированность питания.
О вреде наркотических средств, алкоголя и энергетиков и табакокурения.
Б. Скаут – гражданин России!
Скаут-разведчик верен Богу.
1. Традиционные религии в России: Православие, Ислам, Буддизм, Иудаизм.
2. Роль Христианства в развитии Европейской и Русской культуры.
3. Храм. Архитектурные особенности.
4. Правила поведения в храме.
5. Культовые праздники.
6. Святой Георгий-покровитель Российских скаутов.
7. Праздники и святые, в честь которых освящены храмы нашего региона.
8. Скауты, причисленные к святым.
ПРАКТИКА.
Участие в праздничных службах.
Встреча со священнослужителем.
Помощь храму. Трудовой десант.
Паломничество.
I. Родиноведение.
1.Великие исторические события Российской истории.
2.Великие имена Российской истории.
Периоды:
- Русь изначальная.
- Объединение русских земель.
- Смутное время.
- Российская империя.
- Русская культура и наука.
- Февральская и октябрьская революция
- Создание Советского государства.
- Великая Отечественная война
- Развитие страны в Советский период.
- Гласность. Перестройка. Демократизация.
- Новейшая История России.
ПРАКТИКА.
1. Использование исторических сюжетов в КТД, при планировании лагерей , сборов и сюжетно-ролевых игр.
2. Участие в памятных мероприятиях.
3. Посещение музеев, памятных мест и исторических достопримечательностей.
4. Выезды на реконструкции исторических событий.
II. География
ПРАКТИКА.
Походы, поездки, путешествия.
Живое знакомство с географией России.
IV .КРАЕВЕДЕНИЕ.
1. Что изучает краеведение.
2. Я и моя семья.
3. Мой дом, школа, дорога от дома до школы.
4. Мой микрорайон. Транспорт. Магазин. Поликлинника. Аптека. Полиция. Пожарная часть. Спасатели.
5. Улицы нашего города.
6. Географическое положение нашего района, региона. Природные объекты нашего региона: реки, озёра, урочища, пещеры, горы….
7. Дороги нашего региона. Исторические и современные.
8. История промышленных предприятий региона.
9. Историко-архитектурные памятники нашего региона.
ПРАКТИКА.
Знать полный адрес своего места жительства, Ф.И.О. членов своей семьи.
Вести семейный альбом с семейными фотографиями, историями.
Уметь показать путь до ближайшей аптеки, поликлиники, и т.д.
Знать и уметь пользоваться инфраструктурой общественного транспорта.
Экскурсия в местный краеведческий музей.
Экскурсия по значимым историко-культурным объектам района.
Участвовать в походах по родному краю и его окрестностям.
Скаутский метод «Содержательные линии»
Содержание:
Введение
1. Традиционный скаутский метод в контексте новой методики
1.1. Скаутское обещание
1.2 Игровой метод
1.3 Рефлексия
1.4 Патрульный метод
1.5 Технология группы
1.6 Метод специальностей и разрядов
1.7 Деятельность в среде
1.8 Скаутские традиции
1.9 Обучение через практику
1.10Методика обучения
2. Новации – «4 содержательных линии»
2.1 Путь скаута – путь героя
2.2 Скаут – гражданин России
2.3 Скаутское братство
2.4 Будь подготовлен
2.5 Рекомендации для составления программы индивидуальных достижений (скаутская лестница)
3. Начальная подготовка скаутов
3.1 Испытания «Скаутский бег»
3.2 Рекомендации по составлению программы индивидуальных достижений (скаутская лестница)
3.3. Условия реализации
Заключение
4. Приложение.
Начальная подготовка скаутов
Условия работы скаутского отряда
Тематический план.
В настоящее время, в контексте споров о содержании и актуальности скаутской методики, о задачах российского скаутинга и об отношениях российского скаутинга и скаутинга в мире, мы предлагаем обсудить новые подходы к построению методики работы со скаутами в возрасте 11-15 лет.
Во-первых, эта статья даёт краткий обзор существующего и предлагаемого скаутского метода. Во-вторых, материалы статьи могут использоваться для создания образовательной программы скаутского объединения. И, в-третьих, эта статья – попытка, обобщив существующие новации, предложить сообществу скаутских руководителей методику четырёх новых содержательных линий работы скаутских объединений. Это наше видение трансформировавшегося под влиянием времени и иных факторов скаутского метода.
С целью избежать споров о том, настоящий ли это скаутинг или «ересь» в скаутском мире, мы назвали это метод «содержательными линиями». Такой трансформировавшийся метод можно рекомендовать руководителям скаутских организаций для самостоятельной работы. Он может стать основой программы работы вашего объединения.
В данной статье мы исходим из интересов организации НОРС-Р, как детской общественной скаутской организации, опыта и методов, используемых руководителями данной организации, а также из опыта, накопленного отечественными педагогами в рамках коммунарской методики.
В работе скаутских отрядов традиционно выделяются следующие возрастные группы:
· бобрята (дошкольный возраст, примерно до 7 лет)
· волчата (младший школьный возраст, 7-11 лет)
· скауты (подростковый возраст, 11-15 лет)
· старшие скауты (юношеский возраст, 15-18 лет).
Работа организации направлена преимущественно на скаутов в возрасте 11-15 лет.
В содержании и методике работы предлагается выделить четыре содержательные линии, что позволит добиться лучших результатов в современных условиях. Не предлагается революционных изменений. Однако применение нового подхода станет ответом на современные вызовы перед системой скаутского воспитания.
Поскольку НОРС-Р строится как сетевая организация, в которой каждое объединение формирует собственную систему работы и накапливает уникальный опыт, назрела потребность в выделении общих черт для столь широкого разнообразия педагогических практик. Необходимо разделить понятия «общее» и «частное».
В данном контексте «общее» следует рассматривать как систему единых подходов, которые применяются как в общих мероприятиях и проектах организации, так и в деятельности отдельных групп, которые, при этом, сохраняют свою индивидуальность — такую специфику мы относим к категории «частное».
Дата: 2019-02-25, просмотров: 263.