Упражнение 3. Ознакомьтесь с образцом реферата-конспекта, обратите внимание на его структурные части, использованные клише (опорные конструкции)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Автор статьи - известный русский ученый, академик Н.В. Мельников. Статья озаглавлена «Геотехнология», опубликована в журнале «Знание -сила», 2001, № 9, содержит 6 страниц.

Данная статья посвящена проблемам геотехнологии, в ней обобщается накопленный наукой опыт безотходного использования полезных ископаемых. Статья состоит из 2-х частей. В начале статьи дается определение геотехнологии как нового направления науки, возникшего на стыке горного дела, техники и производства. Далее характеризуются возможности геотехнологии. В основной части статьи автор подробно останавливается на том, что имеется возможность безотходного извлечения полезных ископаемых. И это особенно важно при комплексном получении и переработке минерального сырья. В статье затронуты и такие проблемы, как более полная разработка богатых, переработка брошенных или выработанных месторождений.      

Итак, в статье описаны новые способы использования полезных ископаемых, не нарушающие естественного состояния природы.

Упражнение 4. Передайте содержание данных предложений в форме, ти­пичной для индикативного реферата, т. е. не называя субъект действия.

Образец: 1. Автор изучал задачу повышения выносливости деталей. — Изучалась задача повышения выносливости деталей. 2. Автор уточнил понятие «инженерно-геологическое райо­нирование». — Уточнено понятие «инженерно-геологическое районирование».

 

1.Мы определяли прочность деталей, работающих при переменных нагрузках. 2. Авторы изучали влияние криогенеза на процессы, про­текающие в земной коре. 3. Ученые биологического факультета МГУ обнаружили новый тип хемосинтеза, при котором установили неизвестное ранее свойство организмов окислять соединения сурьмы и использовать при этом энергию окисления для хемосинтеза. 4. Специалисты подтвердили взаимосвязь между эпидемиями и изменением солнечной активности. 5. Специалисты Института прикладной геофизики АН РФ провели многочисленные измерения яркости внешней короны Солнца. 6. В модельных опытах авторы показали, что азотные удобрения резко повышают метаболизм почвенных организмов. 7. Ученые определили пластичность материала как способность его под внешним воздействием деформироваться без образования трещин и сохранять полученную форму после того, как действие внешней силы устранено.

 

Упражнение 5. Передайте содержание сложных предложений простыми. Ис­пользуйте слова для справок.

 

Образец: Доказано, что на структуру льда влияет площадь сечения его кристаллов. — Доказано влияние площади сечения кристаллов льда на его структуру.

1. Обнаружено, что новый сплав обладает высокой термической устойчивостью. 2. Показано, что аппарат может использоваться в промышленных условиях. 3. Установлено, что скорость реакции зависит от показателей солнечной активности. 4. Обнаружено, что уровень ДНК в клетках увеличивается в два раза через 24 часа после травмы.

Слова для справок: возможность, зависимость, увели­чение, свойство.

 

Упражнение 6 . Прочитайте текст, назовите основные этапы научного познания, запомните. Дайте определение понятию научное открытие, запишите.

                             Этапы научного познания

В мире еще очень много неизведанного, непонятного, таинственного…. Природа и сама действительность ставят перед человечеством столько проблем, что ученые постоянно находятся в поиске. Человеку следует подходить к познанию материального мира, объективной действительности так, чтобы суметь объяснить сущность новых явлений, присущие им признаки, свойства и закономерную связь.

Наука в существе своем состоит в систематическом разыскании и утверждении истины. Поэтому для науки, для научного мировоззрения, для ученого вопрос об истине является основным. Чтобы желание узнать и понять могло осуществиться, оно должно следовать некоторым общим требованиям. Первое из них: ищи истину настойчиво и будь, насколько возможно, объективным, не затемняй свое сознание предвзятыми мнениями, авторитетами, личными соображениями.

Научное открытие – это открытие фактов, связей между ними, принципов и законов, которые являются главным результатом деятельности ученого. Научное открытие составляет важную ступень в движении научного познания от незнания к знанию, это есть установление чего-то нового, ранее неизвестного.

Научное открытие начинается с постановки проблемы исследования, выявления задач и попыток их решения. Это самый важный этап, который проходит мысль ученого в процессе поиска ответа на поставленный вопрос. На следующем этапе исследования выдвигается гипотеза, т.е. научное предположение о способах решения проблемы. Затем проводится эксперимент для проверки выдвинутой гипотезы. Завершающий этап работы над открытием (изобретением) – окончательные выводы, теоретические положения по данной проблеме или новая теория.

Научное исследование постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки предмета, связи его элементов и их взаимодействие друг с другом. В ходе исследования используются следующие методы работы – наблюдение, описание, сравнение, эксперимент. Цель исследования достигается с помощью таких операций, как анализ и синтез, которые лежат в основе человеческого мышления.

Далее выделяются следующие приемы познания – абстрагирование, т.е. образование различного рода понятий, категорий, их системы; обобщение, в результате чего устанавливаются общие свойства и признаки объектов; аналогия – на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках; моделирование – это изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели). В процессе исследования часто приходится, опираясь на уже имеющиеся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от известного к неизвестному, мы можем либо использовать знания об отдельных фактах, восходя при этом к открытию общих принципов, либо, наоборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных явлениях (индукция и дедукция).

Основой индукции являются опыт и наблюдение, в ходе которых собираются отдельные факты. Затем, изучая эти факты, анализируя их, устанавливаются общие и повторяющиеся черты ряда явлений, входящих в определенный класс. На этой основе строится индуктивное умозаключение. Так, например, изучая свойства воды, спиртов, жидких масел, устанавливают, что все они обладают свойством упругости. Зная, что вода, спирты, жидкие масла принадлежат к классу жидкостей, делают вывод, что жидкости упруги.

Дедукция отличается от индукции прямо противоположным ходом движения мысли. В дедукции, опираясь на общее знание, делают вывод частного характера. Например, если мы знаем, что все металлы электропроводны, и если установлено, что медь относится к группе металлов, то из этих двух посылок следует заключение о том, что медь электропроводна.

Научные открытия, по мнению В.И. Вернадского, не являются в готовом виде, и научное творчество есть медленный и вековой процесс общечеловеческого развития. Весь процесс исследовательской работы требует от ученого колоссальных физических, моральных, эмоциональных усилий, таких усилий, что не под силу вынести каждому. Только в таком случае будет достигнута поставленная цель – открытие или новая теория (По Фролову И.Т. и др.).

Упражнение 7. Обратите внимание на образец резюме , на клише , необходимые для его составления.

Статья «Этапы научного познания» посвящена проблеме научных исследований.

В ней рассматриваются основные этапы научного познания: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, подведение итогов, характеризуются методы и приемы исследования; анализ и синтез, абстрагирование, наблюдение, моделирование, описание и др., для их иллюстрации приводятся примеры. Уделяется особое внимание способам рассуждения - индукции и дедукции.

В итоге говорится, что научное открытие – это трудный процесс, который требует колоссальных усилий, и только при этом условии может быть достигнута поставленная цель.

Упражнение 8. Ознакомьтесь с рефератом-резюме по тексту «Как делаются научные открытия». Сравните его с предыдущим вариантом, объясните, чем они отличаются.

 В тексте «Как делаются научные открытия» рассматриваются проблемы природы научных открытий и творчества, отмечается, что толчком для поисков является наличие неизученного, неизвестного, скрытого, что требует все более глубокого познания мира, его закономерностей.

Автор освещает поэтапный процесс исследовательской работы, приводящий ученого к открытию. Дается определение мыслительного творческого процесса, подчеркивается, что в исследовательской работе находит наиболее яркое выражение способность и талант человека к продуктивному мышлению. Основное внимание в тексте уделяется тому, как ученый приходит к открытию от постановки задачи к поиску путей решения задачи. А также о состоянии вдохновения ученого, которому он отдает всю силу своего интеллекта.

 В заключение можно сказать о том, что в тексте формулируется вывод: подлинное научное открытие – это всегда итог огромного творческого темперамента, характера.

 Упражнение 9.  Прочитайте текст реферата. Определите его тип.

«Адам Смит», «Давид Рикардо» по книге «Юность науки».

Статьи имеют общую тематическую направленность. В названных статьях дается описание научной деятельности А. Смита и Д. Рикардо, представителей английской классической политической экономии. Автор называет основные труды ученых и рассматривает вопросы, разработанные А. Смитом и Д. Рикардо.

В первой статье «Адам Смит» автор рассматривает сущность экономического учения А. Смита. Он анализирует двойственность его методологии, которая отразилась на рассмотрении всех экономических категорий. Автор исследует и основные категории А. Смита: стоимость, заработную плату, прибыль, ренту и др. Автор отмечает, что учение А. Смита является вершиной экономической мысли в Англии начала промышленного переворота.

Во второй статье «Д. Рикардо» автор отмечает, что Рикардо является ученым, завершившим развитие классической буржуазной политической экономии. Автор подчеркивает, что Рикардо сумел отказаться от двойственности, присущей учению А. Смита, что позволило ему более последовательно рассмотреть экономические категории.

Оценивая труды А. Смита и Д. Рикардо, ученый мир признает их значение для развития экономической науки.

Упражнение 10. Прочитайте текст. Напишите реферат-резюме к прочитанному тексту.

            ГИПОТЕЗА – ЭКСПЕРИМЕНТ – ПРАКТИКА

  ГИПОТЕЗА о способах решения исследуемой проблемы выдвигается в процессе исследовательской (поисковой) работы, правильность гипотезы проверяется в эксперименте, а новое научное решение исследуемой проблемы внедряется в практику. Первый этап исследовательской работы – это выдвижение гипотезы. Гипотеза должна содержать элементы новизны и оригинальности. Она должна подтверждаться экспериментально и соответствовать общим законам диалектики. Гипотетический метод исследования является самым распространенным. Гипотеза составляет суть, методологическую основу, стержень предпринятых исследований. Являясь руководящей идеей всего исследования, она определяет направление и объем теоретических разработок. Сформулировать четко и полно рабочую гипотезу, как правило, трудно, но этим определяется степень ее приближения к окончательному решению проблемы, а также трудоемкость и продолжительность теоретических разработок. Успех зависит от четко сформулированных целей и задач, от полноты собранной информации. Когда выдвинута гипотеза, наступает этап ее экспериментальной проверки, который является важнейшей частью научных исследований.

  ЭКСПЕРИМЕНТ служит для получения новых научных знаний. От обычного пассивного наблюдения эксперимент отличается активным воздействием исследователя на изучаемое явление. Основная цель эксперимента – проверка теоретических положений, подтверждение рабочей гипотезы, а также более широкое и глубокое изучение темы научного исследования. Различают эксперименты естественные и искусственные. Первые эксперименты характерны для социальных явлений, например, производства. Искусственные эксперименты широко применяются, в первую очередь, в технических науках.

  Экспериментальные исследования в свою очередь делятся на лабораторные и производственные. Лабораторные опыты проводят с применением типовых приборов, специальных моделирующих установок с целью изучения одних характеристик при варьировании других. При достаточно полном научном обосновании эксперимента они позволяют получить хорошую научную информацию с минимальными затратами времени и средств. Однако такие опыты не всегда полностью моделируют реальный ход изучаемого процесса, поэтому возникает необходимость в проведении производственного эксперимента Производственные эксперименты нужны для изучения процесса в реальных условиях с учетом воздействия различных факторов производственной среды. Их проводят на различных производственных объектах. Разновидностью такого эксперимента является сбор материалов в организациях, которые накапливают по стандартным формам те или иные данные. Ценность этих материалов заключается в том, что они систематизируются в течение ряда лет по единой методике статистики и теории вероятности. Если результаты экспериментальной проверки гипотезы подтверждают ее, то итогом исследования является применение полученных новых данных на практике.

   ПРАКТИКА есть прежде всего материально-производственная деятельность людей, ибо от нее зависит существование общества, она есть основа жизни людей. Практические данные, имеющиеся в распоряжении людей, ограничены конкретными историческими условиями и не могут считаться исчерпывающими. Новые исторические условия расширяют практическую деятельность людей и требуют пересмотра тех или иных теоретических положений в свете. Следовательно, без практики нет и не может быть научной теории. Практика ставит перед теорией вопросы, на которые теория должна дать ответ.

 Таким образом, практика является не только первоосновой и источником развития науки, теории, но и единственно научным критерием истинности.

Источник: http://kursak.net/osnovy-kompressii-nauchnogo-teksta/
© kursak.net


Дата: 2019-02-25, просмотров: 794.