Для дифференцированного проведения лечебно-оздоровительной работы выделяют три группы диспансерного наблюдения:
Первая группа (Д-1) - дети, у которых при обследовании не выявлено функциональных нарушений со стороны отдельных органов или они незначительны, или имеются отклонения в образе жизни.
Эта группа включает следующие категории детей:
здоровые дети, у которых все физиологические параметры и результаты тестов находятся в пределах устойчивой нормы, а функциональные резервы соответствуют средним показателям для данного возраста и пола;
дети с незначительными отклонениями от нормы в некоторых физиологических характеристиках, что не влияет на функциональную деятельность организма;
дети с неустойчивыми показателями, имеющие факторы риска или отклонения в образе жизни.
Эту группу диспансерного наблюдения обследуют на ежегодных профилактических осмотрах, выполняя предусмотренный минимум лабораторно-инструментального обследования. Планируемые медицинские и социальные мероприятия направлены на устранение факторов риска, мобилизацию функциональных резервов, то есть на первичную профилактику заболевания.
Вторую группу (Д-2) составляют практически здоровые дети с пограничными состояниями, у которых функциональные показатели периодически отклоняются от нормы, физиологические резервы снижены, однако нет явной клиники заболевания.
Для своевременного выявления возможного перехода пограничного состояния в органическое заболевание осмотр детей этой группы следует проводить не реже 2-х раз в год. Желательно максимально широко использовать методы функциональной диагностики с выполнением нагрузочных проб.
В третью группу (Д-3) входят больные дети:
в стадии полной компенсации, как правило, в начальном периоде хронического заболевания при минимальных функциональных нарушениях, с редкими обострениями и возможностью достижения стойкой длительной ремиссии. Осмотр осуществляется 2-4 раза в год в зависимости от нозологической формы и характера течения заболевания, по результатам обследования назначается противорецидивное лечение;
в стадии субкомпенсации хронического заболевания;
в стадии декомпенсации хронического заболевания с частыми или длительными обострениями, резким снижением функциональных резервов организма, нуждающиеся в периодическом стационарном лечении и постоянной поддерживающей медикаментозной терапии. Все лечебные мероприятия направлены на стабилизацию патологического процесса.
Для комплексной оценки характеристики состояния здоровья ребенка и эффективности лечебно-оздоровительной работы учитывают следующие критерии:
Наличие или отсутствие хронического заболевания.
Уровень функционального состояния основных систем организма.
Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.
Уровень физического, психического и гармоничного развития личности.
Для оценки качества здоровья детей принято выделять 5 групп здоровья:
1. Здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем здоровья.
2. Здоровые дети, имеющие функциональные или морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, факторы риска.
3. Больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма.
4. Больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями.
5. Больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями.
При наличии нескольких заболеваний окончательную оценку проводят по наиболее тяжелому из них. Если у больного имеется ряд заболеваний, относящихся к III группе здоровья, его относят к IV группе. Определение групп здоровья позволяет оценить качество здоровья детей.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 205.