Начинать занятия можно с 1 1/2 мес. Заниматься гимнастикой нужно ежедневно 1 раз в день.
Лучшее время для занятий – второй отрезок бодрствования, а именно через 40 минут – 1 час после второго кормления. Нельзя заниматься гимнастикой сразу после еды или после ванны.
Перед каждым занятием мать должна вымыть руки теплой водой с мылом, снять с рук кольца и часы. Занятие нужно проводить на столе, покрытом байковым одеялом, клеенкой и простынкой, поверх которых укладывается раздетый ребенок. Летом гимнастику проводят при открытом окне, в прохладную погоду при открытой форточке, не допуская при этом сквозняков. Температура воздуха во время занятий должна быть не менее 20-220. Во время занятий в комнате полагается соблюдать тишину, чтобы ребенок не отвлекался. При беспокойстве, повышенной температуре, учащении стула, заболеваниях кожи, катаральных явлениях со стороны верхних дыхательных путей и т.д. занятия гимнастикой отменяются.
Виды упражнений: рефлекторные, пассивные, пассивно-активные, активные.
Рефлекторные гимнастические упражнения основаны на включении в движение определенных групп мышц при вызывании врожденных безусловных рефлексов. Применяются в первые 3—4 мес. жизни, когда примитивные рефлекторные механизмы еще не редуцировались. Хватательный рефлекс используют для стимуляции мышц кисти, рефлекторное ползание — при слабости мышц нижних конечностей, рефлекс Галанта — для укрепления мышц спины , рефлекс опоры — для тренировки вертикальной установки тела.
Пассивные упражнения производятся не ребенком, а массажистом (медицинской сестрой, матерью). Они рассчитаны на использование естественной двигательной фазы мускулатуры ребенка: сгибания при сокращении определенной группы мышц и разгибания при их расслаблении. Пассивные упражнения не должны применяться до 3 месяцев жизни ребенка, так как имеется гипертонус мышц сгибателей. После 3 месяцев жизни можно постепенно вводить пассивные движения для рук. Уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей нижних конечностей достигается между 4-5-м месяцами жизни, что дает возможность ввести пассивные движения для ног.
Пассивно-активные- упражнения с помощью. Это движения, которые выполняются ребенком самостоятельно только частично. Например: присаживание при подтягивании ребенка за руки, за кисти, стояние при поддержке под мышками. Активные упражнения — произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно.
Массаж — один из видов пассивной гимнастики. Сущность его состоит в ритмично и систематически наносимых на тело ребенка механических раздражений.
Различают пять основных приемов массажа:
1. Поглаживание. 2. Растирание. 3. Разминание. 4. Поколачивание. 5. Вибрация.
Поглаживание:
При поглаживании кожа освобождается от чешуек эпидермиса, что ведет к открытию протоков сальных и потовых желез. Этот способ улучшает дыхание и питание кожи (кожные сосуды расширяются, улучшается артериальное и венозное кровообращение), повышается ее упругость и эластичность. До 3 месяцев детям проводят массаж исключительно путем поглаживания. После 3 месяцев присоединяют другие приемы массажа.
Растирание:
• Цель-воздействие на опорно-двигательный аппарат ребенка
• Улучшается питание сухожилий и слизистых сумок
• Повышаются эластичность и сократительная способность мышц
• При растирании кожа слегка потягивается пальцами
• Растираются не только кожа, но и ткани, лежащие под ней
• Растирание выполняется в разных направлениях
Разминание:
• Направлено на усиление кровоснабжения и улучшение питания массируемого участка
• Применяется для глубокого массажа мышц
• Мышцы или отдельные пучки захватываются пальцами массажиста, слегка отводятся и разминаются в разных направлениях
Поколачивание:
• Способствует снижению возбудимости периферических нервов, улучшению кровоснабжения и питания мышц
• Прием производится легким поколачиванием отдельных частей тела (более богатых мышцами) кончиками пальцев обеих рук
Вибрация:
• Состоит в передаче телу быстро следующих одно за другим равномерных сотрясений
• В раннем возрасте применяется редко
Дата: 2019-02-25, просмотров: 215.