Из опыта работы дирижеров и регентов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В России начала XX века

А.А Егоров « Теория и практика работы с хором». В этой работе даются рекомендации по тренировке нижнедиафрагматического типа дыхания, предпочитая в разных вариациях работе над ним в первую очередь по отношению к другим видам хоровой работы. Метод выработки дыхания заключался в чередовании различных приемов пения; legato, marcato, staccato, а также пение более мелкими длительностями с филировкой.

Н.И. Демьянов «Школа хорового пения». Метод, описанный в данной книге сводится к выявлению природы голоса у поющих и развитию способности контролировать качество и характер своего звукообразования. Автор придавал значение осознанности восприятия и воспроизведения звуковысотных и ладовых соотношений. Еще один положительный момент в методике Демьянова – метод «темповой выразительности». Заключается в контрастной смене темповых сдвигов, акцентируя при этом звуки и подчеркивая смысл музыкальных фраз. На наш взгляд таковой метод и сегодня применяется при ослабленном восприятии в работе с музыкальным материалом и инертности психомоторики отдельно взятого хориста в составе коллектива.

К.П.Виноградов «Работа над дикцией в хоре». В представленном пособии для регентов и светских дирижеров описываются не только особенности дикции и орфоэпии в пении и речи, но и работу над словом. Примечательно, что автор неоднократно ссылается на исследования К.С.Станиславского. По мысли обоих для каждого хориста есть прямая необходимость усвоить законы логики и в особенности логику речи, и пользоваться этим знанием для того, чтобы вместе отдельных слог и слов выстраивались фразы, а через них- и мысль, заложенная в текст. Когда сам хорист видит и понимает о чем он поет, тогда и произойдет эффект «словесного действия» (по Станиславскому) на слушателя.

 

Из повседневного опыта. Работа с новичками

Для скорейшего введения вновь поступивших в семинарию в процесс участия в хоре на богослужениях необходимо следующее:

1. При ознакомлении с музыкальной подготовкой каждого абитуриента выяснить, что он конкретно знает из музыкальной теории, для понимания того, какие методы и приемы включать в дальнейший процесс его индивидуального музыкального развития,

2. Создать предпосылки для скорейшего освоения музыкальной грамоты, как то;

· Сжатый курс теории музыки для заучивания на память, где даны основные термины и понятия из певческо-хоровой дисциплины,

· Данные термины и понятия обеспечить конкретными нотными примерами из того материала, который употребляется на данном клиросе,

· Провести Вводный урок со всеми абитуриентами по методологии изучения Курса самостоятельно, в домашних условиях.

Полученные студентом знания через месяц-два проявятся в осмысленном представлении того, что он делает на клиросе и, в свою очередь, даст импульс к развитию творческого потенциала.

3. При обучении семинариста на первом этапе участия в Богослужебном хоре необходимым подспорьем может послужить распечатанное последование службы недельного гласа к предстоящим выходным (стихиры, тропари, кондаки, канон).В воскресенье заблаговременно раздается для самостоятельного разбора текстов с тем, чтобы дня через три к спевке все было проучено и, соответственно облегчить репетиционный процесс участвующих в нём.

 

Работа над хоровым строем

Строй хора называется интонирование лада и его ступеней. Для достижения полноценного строя необходимы точность ритма, темпа, работа над динамикой и дикцией.

При работе над строем можно использовать следующие методы:

· Работа над унисоном

· Пение звукорядов в пределах октавы

· Филирование звука на ровном дыхании, без толчков

· Пропевание стихир на одной высоте звука.

Для того чтобы строй хора держался на богослужениях, следует обращать внимание на очевидную разность качественного состава Архиерейского и семинарского хоров. Архиерейский хор звучит на порядок громче, ярче и насыщеннее, привнося в службу торжественность за счет имеющихся исполнительских и художественных средств. Семинарскому хору необходимо учитывать специфику своего состава и от этого отталкиваться, делая звучание более спокойным и плавным. Лёгкий, свободный, негромкий и в меру прикрытый звук-залог стройного пения и слитного звучания мужского хора. Мягкие, сочные басы, точно интонирующие баритоны, не давящие на голос вторые тенора, и светлое, фальцетное звучание первых-всё это также создает предпосылки для чистоты хорового звучания.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 177.