второй половины XIX века…………………………………………………
2.2 Из опыта работы дирижеров и регентов в России начала XX века……
2.3 Из повседневного опыта. Работа с новичками………………..............
2.4 Работа над хоровым строем……………………………………………………
2.4.1 Основные причины нарушения строя…………………………………..
2.4.2 Рекомендации по улучшению звуковысотности………………………………
2.5 Репетиционный процесс…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………
Священное Писание……………………………………………………………...……..…..
Источники и литература………………………………………………………………...…
ВВЕДЕНИЕ
За прошедшие годы, на всех уровнях медийного пространства Русской Православной Церкви были неоднократные обсуждения о возвращении к истокам хорового пения, о необходимой замене партесного пения с его оперным колоритом на обиходные песнопения богослужебного круга, с приоритетом участия в церковных службах мужских голосов.
Исходя из данной посылки, стоит отметить возможность реализации данной идеи при условии всемерной поддержки обозначенного начинания всех заинтересованных сторон, и в первую очередь Правящего Архиерея, а также настоятелей кафедральных соборов и приходов. В то же время стоит отметить, что регенту мужского хора необходимо знать историю и специфику развития мужского хорового пения, методологию организации и воспитания хорового коллектива в условиях предыдущего времени и современности, сохраняя при этом преемственность традиций монастырей и храмов Русской Православной Церкви
Объект нашего исследования – методические разработки в сфере воспитания хоровых певцов в рамках Обихода Богослужебного круга.
Цель исследования – выявить и охарактеризовать новые возможности мотивирования к участию в Богослужениях в мужском хоровом коллективе.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Произвести аналитическую работу с источниками по истории Богослужебного пения
2. Выявить причины зарождения такого явления как партес и его влияние на специфику в вокальной работе певца
3. Ознакомиться с методиками работы прошлого и настоящего в стенах ведущих семинарий РФ, монастырей и кафедральных соборов
4. Разработать и представить к рассмотрению ряд пилотных проектов по дальнейшей работе с вновь пришедшими на клирос.
В работе использовались следующие методы исследования: исторический анализ документов Православной Церкви и инославных конфессий, периодизация, классификация и сопоставление динамики развития хорового пения, выявление диаметральных противоположностей.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы и приложение.
Глава 1. Исторические сведения о церковно певческом искусстве
Ближний Восток
Сотворение мира ангельского и земного ознаменовалось хвалой Творцу бесплотными силами. Таким образом, небесное пение пред-мирное и вечное не имеет истории для нас как аналог истории развития земной музыки. В противоположность небесным сферам история музыки начинается на земле после грехопадения и изгнания из Рая. Как сообщает нам книга Бытия, «Иувал, потомок Каина был отцом всех играющих на гуслях и свирелях» (Быт.4.21). Само его имя происходит от слова «йовел»-протяжный звук трубы, возвещающий начало нового года. …Он стал родоначальником музыки, которая предназначалась для того, чтобы подменить собою ангельское пение, которым человек наслаждался в Раю.. (Д.Сысоев, Начала стр 159).
Исходя из периодизации В.И. Мартынова, история земного богослужебного пения делится на три периода;
1) От грехопадения до Моисея-характеризуется тем, что богослужебного пения, как самостоятельной мелодической системы не существовало,
2) От Моисея до Рождества Христова – период ветхозаветного богослужебного пения, характеризуется сменой вектора функциональной принадлежности музыки – от служению язычеству – к служению Истинному Богу,
3) Период новозаветного пения от Рождества Христова – характеризуется вычленением из «земных оков» и кристаллизацией в самостоятельную певческую систему.
(В.И. Мартынов, История Богослужебного пения. Стр 9)
Профессиональное хоровое искусство, состоящее из набора определенных правил и законов, требовало времени, средств и специальной выучки. В Древнем мире таковыми являлись весьма немногие, и по большей части они служили при храмах. Отмечается, что хоровое пение именно в храмах предпочтительнее, в то время как, при дворе фараона, царя, другого начальствующего над людьми предпочитается музыка инструментальная.
Со времён ярких представителей древнегреческой литературы, начиная с Гомера, появляются певцы-сказители, которых называют рапсодами или аэдами. От них и появилась традиция монодии - одноголосного исполнения. Ансамбли же и хоры представлены на театральных подмостках древнегреческой трагедии. Хор, из числа мужчин, в количестве 10-15 человек, представлял собой комментирующую функцию, но опять же одноголосно, изредка в сопровождении авлоса.
В Израиле храмовая музыка звучала всегда, не отменялась даже во время боевых действий, где левиты, в количестве 150 человек шли с трубами впереди войска.
…Звуки труб (хососр) и возглашали отправление Ковчега в путь, и призывали на войну, и обьявляли начало празднования, всесожжения или мирных жертв, и при всем при том звуки труб являлись напоминанием о себе пред Богом, а трубить в эти трубы могли только священники – сыны Аарона…В.И.Мартынов История богослужебного пения стр 21
Что до хорового пения, то оно характеризуется ассиметричностью форм и также одноголосием, ритмика несет в себе отголоски речевой интонации, несущую в себе устную традицию кантилляции или речитативного исполнения библейских текстов.
….Особую проблему в истории ветхозаветного богослужебного пения представляет собой библейское акцентное письмо. Речевые акценты, имеющие специфические графические формы фиксации (графемы), подразделялись на две группы: прозаическую и метрическую (текстовые знаки благозвучия). Самые древние экземпляры Библии писались одними согласными буквами в сплошную строчку без разделения слов, глав и отделов. Затем стали оставлять промежутки между словами, и во время Ездры и Великого Синедриона стали ставить знаки деления на стихи и остановочные акценты. В это время, вероятно, появились и знаки вокализации. В эпоху Второго храма хоровое пение оставалось прерогативой левитов. Певцы и музыканты Иерусалимского храма представляли собой замкнутую касту, или клан, связанный узами родства. Лицу постороннему, не входящему в « певческую» систему родства, невозможно было стать членом этой закрытой корпорации. Храмовым певцом можно было только родиться, и рожденный в этом звании обязан был посвятить этому делу всю свою жизнь. В функции этой родственно-профессиональной корпорации входило не только исполнение установленных песнопений и создание новых, но и обучение и воспитание молодых певчих, осуществлявшиеся на основании личной родственной связи. С 25 до 30 лет хористы учились, с 30 до 50 они могли участвовать в храмовой службе….В.И.Мартынов История богослужебного пения стр 23
Дата: 2019-02-25, просмотров: 224.