Христианское пение первых веков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На протяжении 1-2 веков Церковь не особенно касалась вопроса о степени пригодности той или иной системы пения, давая тем самым свободу следовать тому роду пения, который более употребителен для данной местности. Общедоступность и понимание – вот критерии какого либо рода пения в Церкви. Истоки православного богослужебного находятся и в храмовом и синагогальном пении иудеев, и в ладовой системе греков, и в сирийской орнаментике. Его новизна заключается в том, что источником звука становится не инструмент, но обновленное христианским учением само существо человека-его сердце. Если песнопение состояло из одной мелодии, то исполнение её было или унисонное или антифонное. Принцип антифонного пения состоял в том, что мелодия, исполненная одним составом хора без изменения исполнялась другим составом.

Антифонное пение было трёх видов:

1. Гипофоническое – при котором второй хор заканчивал пение первого хора последними словами стиха,

2. Эпифоническое – второй хор заканчивал пение первого хора отдельными смысловыми фразами, например; аминь, аллилуйя,

3. Антифоническое – точная имитация пропетого первым хором.

 К IV веку в связи с развитием литургического творчества усложняется язык и мелос богослужебного круга, на базе специально отобранных греческих ладов создаются предпосылки для развития Осмогласия, уже специально обученные певцы участвуют в богослужениях. Всенародное пение хоть и не отвергается на словах, на деле же умаляется пред прецендентом зарождающейся церковно-хоровой культуры. Например, св. Иоанн Златоуст, неудовлетворенный качеством всенародного пения, уже утверждал клир певцов для служб….Архиепископ Филарет (Гумилевский)Исторический обзор песнопевцев..стр 140.

Церковная музыка Византии часто находилась под влиянием народной музыки и наоборот. В мелодическую ткань произвольно и непроизвольно вносились интонации народного творчества, что даже вынудило на VI Вселенском соборе сделать постановление (75 правило) о запрете любого проявления народного творчества в Церкви. В ранней византийской церкви имелось несколько видов культового пения:

1. Мелодекламация, или чтение нараспев, характеризуется однообразием ритма и интонации, по диапазону- не более кварты,

2. Псалмодия-мелодическая линия более развита и эмоционально насыщена, заключительные обороты раскрашены орнаментальными вокализами,

3. Тропарь-музыкально-поэтическая композиция на библейские тексты, часто сочиненный в народных ладах и нередко напоминавший светскую народную песню.

…На ранней стадии развития народной практики хорового пения дирижирование возлагалось на одного певца-запевалу. Он задавал строй и лад мелодии, указывал темп и динамические оттенки. При этом приходилось отсчитывать такт, ударяя в ладоши или топая ногой, для организации совместного исполнения.

В древней Византии в церковной хоровой практике широко распространилось управление хором с помощью хейрономии. В основе её лежала система условных движений руками и пальцами руководителя хора. Тем самым дирижер указывал певчим темп, метр и ритм, зрительно ,,рисовал” контуры исполняемой мелодии. Упоминания о хейрономии проходят через всю историю византийской музыки. В рукописи Типикона константинопольской церкви св. Софии, созданной в Х веке, при описании литургии констатируется: «Поют и читают под руководством доместика, одетого в специальную одежду и хирономирующего на середине, с амвона».

Византийский писатель и политический деятель рубежа XI-XII веков Николай Mecaput в своих воспоминаниях о константинопольской высшей школе, расположенной на территории церкви св. Апостолов, описывает поющих юношей: «Они руководят, направляя новичка по интервалам и ихосам рукой, чтобы он не ускользал из строя и не выпадал из ритма, а также не отклонялся от созвучия и не ошибался в музыкальном движении»…В.М.Галенков Русская духовная музыка стр 28.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 174.