Г.Я.Ломакин (1812-1885), руководитель капеллы Шереметева
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Будущий деятель хорового искусства родился на Белгородчине, в семье крепостного крестьянина. С десяти лет пел в капелле графа Шереметева, там же обучался музыкальной грамоте. В Петербурге изучал теоретические дисциплины у итальянского композитора Сапиенцы. В восемнадцатилетнем возрасте преподавал пение в капелле Шереметева, после чего, получив вольную, в течении двадцати двух лет руководил капеллой графа, а также у училище правоведения, театральном училище и других учебных заведениях Петербурга. Знакомство с М.А.Балакиревым послужило началом основания первой в России Бесплатной музыкальной школы (1862), первым директором которой он становится, в ней же Ломакин преподает хоровой класс. Является автором теоретических работ -,,Краткая метода пения” и ,,Руководство к обучению пения в народных школах”. В.М Галенков стр 170

…Заслуга Ломакина в том, что он первый ввел в хоре настоящее профессионально-музыкальное обучение. Н.Г.Трубин Духовная музыка

Совместно с Балакиревым разработал программу обучения, включающую в себя; хоровой класс, вокал, теорию музыки, сольфеджио, а также инструментальные и оркестровые классы.

В своей ,,Краткой методе пения” в вокальном воспитании разделяет взгляды поздне-итальянской школы и русского мэтра композиторского дела М.И.Глинки. В частности, в воспитании голоса он шел от ровного по силе звуковедения, применяя вокализацию на гласные. Он обучал певцов от гласной (А), требуя при этом свободного, округленного, мягкого, льющегося, опертого на дыхание звука. …Ник-Берег..стр 54 Высокие звуки он формировал от головного регистра, применяя для вокализации гласную (У), способствующую вызову головного голоса.

Во второй половине XIX века появляются следующие руководства по обучению пению, как то:

· А.Рожнов – «Руководство для обучающих пению в народных и патриотических школах, детских приютах, уездах и приходских училищах. СПб.,1872».

· И.Казанский - «Общепринятое руководство к изучению нотного церковного хорового и одиночного пения».

· Н. Брянский - «Метод обучения хоровому пению»

· Д.Зарин - «Методика школьного хорового пения»

· А.Маслов (1876-1914) – «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экпериментальной педагогики» (1913).

· А.В.Никольский (1874-1943) – «Голос и слух хорового певца» (1916). Книга предназначена для преподавателей учительских институтов, духовных семинарий, епархиальных женских училищ, регентских школ.

Перейдем к краткому рассмотрению представленных методических пособий вокально-хоровой школы второй половины XIX века.

А.Рожнов – преподавал в Придворной певческой капелле. Ответственно относился к охране детского голоса, большое внимание уделяя филированию звука и выработке певческого дыхания. В хоровом пении, учитывая специфику цепного дыхания, рекомендовал вступать в хор негромко, вполголоса, чтобы не нарушить ансамбль. Весьма ценен его совет не увлекаться преждевременным освоением верхних нот, считая, что верхний участок сам по себе раскроется со временем. Рекомендовал заниматься с каждым голосом отдельно, указывая при этом на пользу сольфеджирования на первом этапе разучивания произведения.

Новизна методики Рожнова заключается в приеме дирижирования во время пения; таковая выучка была характерна в Придворной певческой капелле. Также, в случаях когда ученик постоянно не добирал по высоте, ему предлагались упражнения с диезными тональностями.

И.Казанский прежде пения советовал ознакомиться с текстом и на втором этапе уже обращаться к технической стороне, что указывает на важность эстетической составляющей для него. Педагог ратовал за сохранение индивидуальной тембровой окраски поющего, которая лишь обогащает звуковую палитру в хоре. В вопросах пения детей в хоре по большей части был солидарен с Рожновым, но при этом считал, что к профессиональному пению необходимо допускать только музыкально одаренных детей.

Н.Брянский придавал немалое значение координации слухового контроля и внутримышечных ощущений голосового аппарата, ставя при этом на первое место развитие осознанного слухового представления и контроля над певческим процессом. Пение а-капелла предлагается как один из приемов воспитания слуха. Для развития ритмического чувства прибегал к приему дробления длительностей, тактированию. Впервые с приемом ритмической пульсации в вокальном обучении мы встречаемся в книге «Полная школа пения» А.Варламова, перенявшего в свою очередь у своего учителя Д.С.Бортнянского.  Произведение, после предварительного анализа его характера и смысла, пропевалось сначала на какой либо гласный звук, с тактированием и ударением, после чего на legato и с текстом. Является автором специальных хоровых упражнений, рассчитанных не для выработки богатых голосовых средств отдельно поющего, а для различных видов ансамбля; ритмического, слогового, агогического, динамического.

Д.Зарин настаивал на раннем введении необходимых сведений по вокалу в детском возрасте, воспитывая тем самым интерес к обучению. Рекомендовал избегать однообразных упражнений, вводить обучение от простого к сложному, от неизвестного к известному, всячески внося элементы новизны и разнообразия. На первое место ставил развитие голоса и слуха и лишь затем дикции. Работая над выразительностью, обращал особое внимание на разнообразие оттенков. Грамотное распределение дыхания, эмоциональной разности произношения текста в зависимости от смысла и характера сочинения.

А.Маслов

Заслуга Маслова заключается в новизне освещения вопроса звукообразования. Также к особенностям его методики следует отнести требование о красоте пения, указав при этом комплексный подход, создающий условия для поисков тембровой палитры звучания, при помощи изменений средств голосового аппарата. Говоря об атаке звука, обращал внимание на то, что верная атака является залогом чистоты интонирования и правильной вокальной позиции. Как и его предшественники считал, что занятия по пению возможны со всеми детьми, нотная грамота при этом является неотъемлемым вспомогательным средством музыкального воспитания и , самое главное, усилия могут быть потрачены впустую, если не создать предпосылки для творческой активности учащихся.

А.В.Никольский-профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, композитор-хоровик, педагог-регент, ученый. Спустя два года после издания книги «Голос и слух хорового певца» (1916), автор представляет новую работу, дополняющую предыдущую конкретизацией методического подхода из опыта работы в Синодальном училище. В методическом пособии «План практических занятий пением в школе и хоре» автор знакомит нас с вопросами организации хора, спецификой индивидуального вокального обучения, проблематикой репетиционного процесса. Пособие выстроено по двухступенчатой системе : на первой отрабатывается интонирование по слуху, на второй-по нотам.

Слуховая работа начинается с выработки унисона на букву (А) по отдельности, потом группами и далее всем хором до появления нужного результата. Для выработки чистоты интонирования в качестве материала использовались народные песни, причем, во избежание притупления слуха и внимания рекомендовалось петь одну и ту же песню в разных тональностях.

Представляет интерес программа первых регентских 3-годичных курсов для взрослых певчих, составленная проф. А. В.Никольским. На эти курсы, организованные при Синодальном училище, поступали слушатели с низким уровнем музыкальной подготовки. Программа включала:

· Элементарную теорию в связи с сольфеджио –I курс

· Гармонию диатонического лада                     II курс

· Гармонию свободного стиля, контрапункта III курс

· Сольфеджио, регентское дело, организация и теория хорового пения, постановка голоса, анализ фактуры и стилей духовных музыкальных сочинений, методику школьного пения, историю общей музыки, историю церковного пения в России, уроки фортепиано и скрипичной игры, историю народной песни…Ник-Бер стр 80-81

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 218.