Екатеринбургской Епархии Русской Православной Церкви»
Пастырско-богословское отделение
Кафедра церковно-практических дисциплин
«Допустить к защите»
проректор по учебной работе,
канд. истор. наук, доцент
протоиерей Петр Мангилёв
______________________________
«____»_________________2019 г.
Пятыгин Евгений Васильевич
Курсовая работа
На тему: «Методика работы с мужским хором»
Нормоконтроль
Глазкова Г. В.
_____________________
«____»__________2019 г.
Научный руководитель:
Акишин С.Ю..
Екатеринбург 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………..……………3
Глава 1. Исторические сведения о церковно певческом искусстве……
1.1 Ближний Восток…………………………………………………………………………
1.2 Христианское пение первых веков………………………….
1.3 Церковное пение Древней Руси ………………………………
Глава 2. Методики вокально-хорового обучения…………….
Из опыта работы дирижеров и регентов в России
второй половины XIX века…………………………………………………
2.2 Из опыта работы дирижеров и регентов в России начала XX века……
2.3 Из повседневного опыта. Работа с новичками………………..............
2.4 Работа над хоровым строем……………………………………………………
2.4.1 Основные причины нарушения строя…………………………………..
2.4.2 Рекомендации по улучшению звуковысотности………………………………
2.5 Репетиционный процесс…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………
Священное Писание……………………………………………………………...……..…..
Источники и литература………………………………………………………………...…
ВВЕДЕНИЕ
За прошедшие годы, на всех уровнях медийного пространства Русской Православной Церкви были неоднократные обсуждения о возвращении к истокам хорового пения, о необходимой замене партесного пения с его оперным колоритом на обиходные песнопения богослужебного круга, с приоритетом участия в церковных службах мужских голосов.
Исходя из данной посылки, стоит отметить возможность реализации данной идеи при условии всемерной поддержки обозначенного начинания всех заинтересованных сторон, и в первую очередь Правящего Архиерея, а также настоятелей кафедральных соборов и приходов. В то же время стоит отметить, что регенту мужского хора необходимо знать историю и специфику развития мужского хорового пения, методологию организации и воспитания хорового коллектива в условиях предыдущего времени и современности, сохраняя при этом преемственность традиций монастырей и храмов Русской Православной Церкви
Объект нашего исследования – методические разработки в сфере воспитания хоровых певцов в рамках Обихода Богослужебного круга.
Цель исследования – выявить и охарактеризовать новые возможности мотивирования к участию в Богослужениях в мужском хоровом коллективе.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Произвести аналитическую работу с источниками по истории Богослужебного пения
2. Выявить причины зарождения такого явления как партес и его влияние на специфику в вокальной работе певца
3. Ознакомиться с методиками работы прошлого и настоящего в стенах ведущих семинарий РФ, монастырей и кафедральных соборов
4. Разработать и представить к рассмотрению ряд пилотных проектов по дальнейшей работе с вновь пришедшими на клирос.
В работе использовались следующие методы исследования: исторический анализ документов Православной Церкви и инославных конфессий, периодизация, классификация и сопоставление динамики развития хорового пения, выявление диаметральных противоположностей.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы и приложение.
Глава 1. Исторические сведения о церковно певческом искусстве
Ближний Восток
Сотворение мира ангельского и земного ознаменовалось хвалой Творцу бесплотными силами. Таким образом, небесное пение пред-мирное и вечное не имеет истории для нас как аналог истории развития земной музыки. В противоположность небесным сферам история музыки начинается на земле после грехопадения и изгнания из Рая. Как сообщает нам книга Бытия, «Иувал, потомок Каина был отцом всех играющих на гуслях и свирелях» (Быт.4.21). Само его имя происходит от слова «йовел»-протяжный звук трубы, возвещающий начало нового года. …Он стал родоначальником музыки, которая предназначалась для того, чтобы подменить собою ангельское пение, которым человек наслаждался в Раю.. (Д.Сысоев, Начала стр 159).
Исходя из периодизации В.И. Мартынова, история земного богослужебного пения делится на три периода;
1) От грехопадения до Моисея-характеризуется тем, что богослужебного пения, как самостоятельной мелодической системы не существовало,
2) От Моисея до Рождества Христова – период ветхозаветного богослужебного пения, характеризуется сменой вектора функциональной принадлежности музыки – от служению язычеству – к служению Истинному Богу,
3) Период новозаветного пения от Рождества Христова – характеризуется вычленением из «земных оков» и кристаллизацией в самостоятельную певческую систему.
(В.И. Мартынов, История Богослужебного пения. Стр 9)
Профессиональное хоровое искусство, состоящее из набора определенных правил и законов, требовало времени, средств и специальной выучки. В Древнем мире таковыми являлись весьма немногие, и по большей части они служили при храмах. Отмечается, что хоровое пение именно в храмах предпочтительнее, в то время как, при дворе фараона, царя, другого начальствующего над людьми предпочитается музыка инструментальная.
Со времён ярких представителей древнегреческой литературы, начиная с Гомера, появляются певцы-сказители, которых называют рапсодами или аэдами. От них и появилась традиция монодии - одноголосного исполнения. Ансамбли же и хоры представлены на театральных подмостках древнегреческой трагедии. Хор, из числа мужчин, в количестве 10-15 человек, представлял собой комментирующую функцию, но опять же одноголосно, изредка в сопровождении авлоса.
В Израиле храмовая музыка звучала всегда, не отменялась даже во время боевых действий, где левиты, в количестве 150 человек шли с трубами впереди войска.
…Звуки труб (хососр) и возглашали отправление Ковчега в путь, и призывали на войну, и обьявляли начало празднования, всесожжения или мирных жертв, и при всем при том звуки труб являлись напоминанием о себе пред Богом, а трубить в эти трубы могли только священники – сыны Аарона…В.И.Мартынов История богослужебного пения стр 21
Что до хорового пения, то оно характеризуется ассиметричностью форм и также одноголосием, ритмика несет в себе отголоски речевой интонации, несущую в себе устную традицию кантилляции или речитативного исполнения библейских текстов.
….Особую проблему в истории ветхозаветного богослужебного пения представляет собой библейское акцентное письмо. Речевые акценты, имеющие специфические графические формы фиксации (графемы), подразделялись на две группы: прозаическую и метрическую (текстовые знаки благозвучия). Самые древние экземпляры Библии писались одними согласными буквами в сплошную строчку без разделения слов, глав и отделов. Затем стали оставлять промежутки между словами, и во время Ездры и Великого Синедриона стали ставить знаки деления на стихи и остановочные акценты. В это время, вероятно, появились и знаки вокализации. В эпоху Второго храма хоровое пение оставалось прерогативой левитов. Певцы и музыканты Иерусалимского храма представляли собой замкнутую касту, или клан, связанный узами родства. Лицу постороннему, не входящему в « певческую» систему родства, невозможно было стать членом этой закрытой корпорации. Храмовым певцом можно было только родиться, и рожденный в этом звании обязан был посвятить этому делу всю свою жизнь. В функции этой родственно-профессиональной корпорации входило не только исполнение установленных песнопений и создание новых, но и обучение и воспитание молодых певчих, осуществлявшиеся на основании личной родственной связи. С 25 до 30 лет хористы учились, с 30 до 50 они могли участвовать в храмовой службе….В.И.Мартынов История богослужебного пения стр 23
А.Маслов
Заслуга Маслова заключается в новизне освещения вопроса звукообразования. Также к особенностям его методики следует отнести требование о красоте пения, указав при этом комплексный подход, создающий условия для поисков тембровой палитры звучания, при помощи изменений средств голосового аппарата. Говоря об атаке звука, обращал внимание на то, что верная атака является залогом чистоты интонирования и правильной вокальной позиции. Как и его предшественники считал, что занятия по пению возможны со всеми детьми, нотная грамота при этом является неотъемлемым вспомогательным средством музыкального воспитания и , самое главное, усилия могут быть потрачены впустую, если не создать предпосылки для творческой активности учащихся.
А.В.Никольский-профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, композитор-хоровик, педагог-регент, ученый. Спустя два года после издания книги «Голос и слух хорового певца» (1916), автор представляет новую работу, дополняющую предыдущую конкретизацией методического подхода из опыта работы в Синодальном училище. В методическом пособии «План практических занятий пением в школе и хоре» автор знакомит нас с вопросами организации хора, спецификой индивидуального вокального обучения, проблематикой репетиционного процесса. Пособие выстроено по двухступенчатой системе : на первой отрабатывается интонирование по слуху, на второй-по нотам.
Слуховая работа начинается с выработки унисона на букву (А) по отдельности, потом группами и далее всем хором до появления нужного результата. Для выработки чистоты интонирования в качестве материала использовались народные песни, причем, во избежание притупления слуха и внимания рекомендовалось петь одну и ту же песню в разных тональностях.
Представляет интерес программа первых регентских 3-годичных курсов для взрослых певчих, составленная проф. А. В.Никольским. На эти курсы, организованные при Синодальном училище, поступали слушатели с низким уровнем музыкальной подготовки. Программа включала:
· Элементарную теорию в связи с сольфеджио –I курс
· Гармонию диатонического лада II курс
· Гармонию свободного стиля, контрапункта III курс
· Сольфеджио, регентское дело, организация и теория хорового пения, постановка голоса, анализ фактуры и стилей духовных музыкальных сочинений, методику школьного пения, историю общей музыки, историю церковного пения в России, уроки фортепиано и скрипичной игры, историю народной песни…Ник-Бер стр 80-81
В России начала XX века
А.А Егоров « Теория и практика работы с хором». В этой работе даются рекомендации по тренировке нижнедиафрагматического типа дыхания, предпочитая в разных вариациях работе над ним в первую очередь по отношению к другим видам хоровой работы. Метод выработки дыхания заключался в чередовании различных приемов пения; legato, marcato, staccato, а также пение более мелкими длительностями с филировкой.
Н.И. Демьянов «Школа хорового пения». Метод, описанный в данной книге сводится к выявлению природы голоса у поющих и развитию способности контролировать качество и характер своего звукообразования. Автор придавал значение осознанности восприятия и воспроизведения звуковысотных и ладовых соотношений. Еще один положительный момент в методике Демьянова – метод «темповой выразительности». Заключается в контрастной смене темповых сдвигов, акцентируя при этом звуки и подчеркивая смысл музыкальных фраз. На наш взгляд таковой метод и сегодня применяется при ослабленном восприятии в работе с музыкальным материалом и инертности психомоторики отдельно взятого хориста в составе коллектива.
К.П.Виноградов «Работа над дикцией в хоре». В представленном пособии для регентов и светских дирижеров описываются не только особенности дикции и орфоэпии в пении и речи, но и работу над словом. Примечательно, что автор неоднократно ссылается на исследования К.С.Станиславского. По мысли обоих для каждого хориста есть прямая необходимость усвоить законы логики и в особенности логику речи, и пользоваться этим знанием для того, чтобы вместе отдельных слог и слов выстраивались фразы, а через них- и мысль, заложенная в текст. Когда сам хорист видит и понимает о чем он поет, тогда и произойдет эффект «словесного действия» (по Станиславскому) на слушателя.
Работа над хоровым строем
Строй хора называется интонирование лада и его ступеней. Для достижения полноценного строя необходимы точность ритма, темпа, работа над динамикой и дикцией.
При работе над строем можно использовать следующие методы:
· Работа над унисоном
· Пение звукорядов в пределах октавы
· Филирование звука на ровном дыхании, без толчков
· Пропевание стихир на одной высоте звука.
Для того чтобы строй хора держался на богослужениях, следует обращать внимание на очевидную разность качественного состава Архиерейского и семинарского хоров. Архиерейский хор звучит на порядок громче, ярче и насыщеннее, привнося в службу торжественность за счет имеющихся исполнительских и художественных средств. Семинарскому хору необходимо учитывать специфику своего состава и от этого отталкиваться, делая звучание более спокойным и плавным. Лёгкий, свободный, негромкий и в меру прикрытый звук-залог стройного пения и слитного звучания мужского хора. Мягкие, сочные басы, точно интонирующие баритоны, не давящие на голос вторые тенора, и светлое, фальцетное звучание первых-всё это также создает предпосылки для чистоты хорового звучания.
Рекомендации по улучшению звуковысотности
Строй в хоре зависит не только от точности интонирования интервалов и отдельных ступеней, но также от тесситурных особенностей, расположения голосов, темпо-ритма, ясности гармонического языка. В качестве метода достижения чистоты в репетиционном процессе используется ,,взаимообращение”:
1. Произведения быстрого темпа проучиваются в медленном,
2. При высокой тесситуре понижается тональность, высокие или очень низкие мелодические звенья пропеваются октавой ниже у теноров и октавой выше соответственно у басов,
3. При нюансах f и ff песнопение проучивается в умеренной динамике.
Необходимо иметь в виду, что данный метод будет малоэффективен, если нет верной постановки голоса и правильного звукообразования, а индивидуальная работа над певческим аппаратом может затянуться, если ранее не усвоен или усвоен, но плохо, понятийный аппарат музыкальной теории, о чем говорилось выше.
Огромное значение в работе с хором-ясность дирижерского посыла и управление процессом пения во время службы. Управлять хором-это значит перед исполнением привлечь внимание хора, настроить, установить связь, обеспечивающую тонкое, взаимное понимание…П.Г.Чесноков. Хор и управление им. Стр 41
Также используется метод ,,солирующей” партии, когда одна партия поет в голос, остальные-закрытым ртом или на пиано. Трудные места, (скачки, хроматизмы, диссонансы и сложные гармонии), пропеваются отдельно, в медленном темпе, можно вычленять аккорды, но при этом стараться не терять главной мелодической линии развития.
Для чистоты интонирования безусловно необходимо понимание звучащей логики развития музыкальной фактуры. Для понимания логики развития используется два пути; ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ (слуховой). Теоретический не для всех подходит, учитывая уровень музыкального образования, а вот практический существенно облегчает работу на репетициях. Он заключается в озвучивании хоровой партитуры или же её наиболее сложных фрагментов при игре за фортепиано.
Интонирование звуков должно осуществляться с учетом принадлежности их к функциональным созвучиям с учетом их ладового тяготения. П.И.Сикур церковное пения стр 310
О точности интонирования отдельно взятых ступеней в ладу хорошо раскрыто в трудах Н.М. Данилина и П.Г. Чеснокова, поэтому считаем, что не стоит ,,переписывать историю заново”, а перейдём непосредственно к вопросам организации репетиционного процесса.
Екатеринбургской Епархии Русской Православной Церкви»
Пастырско-богословское отделение
Кафедра церковно-практических дисциплин
«Допустить к защите»
проректор по учебной работе,
канд. истор. наук, доцент
протоиерей Петр Мангилёв
______________________________
«____»_________________2019 г.
Пятыгин Евгений Васильевич
Курсовая работа
На тему: «Методика работы с мужским хором»
Нормоконтроль
Глазкова Г. В.
_____________________
«____»__________2019 г.
Научный руководитель:
Акишин С.Ю..
Екатеринбург 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………..……………3
Глава 1. Исторические сведения о церковно певческом искусстве……
1.1 Ближний Восток…………………………………………………………………………
1.2 Христианское пение первых веков………………………….
1.3 Церковное пение Древней Руси ………………………………
Глава 2. Методики вокально-хорового обучения…………….
Дата: 2019-02-25, просмотров: 221.