Факторы возникновения стрессов в организациях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Международное агентство по подбору персонала Kelly Services году провело глобальное исследование по диагностике уровня стресса, испытываемого сотрудниками на работе. Исследование охватило большинство европейских стран, число опрошенных превысило 19 тыс. человек. Респонденты отвечали на вопрос: "Насколько напряженная у Вас работа? Как часто Вы испытываете стресс в течение рабочего дня?" По результатам исследования, самый высокий уровень стресса наблюдается у менеджеров (34%) и сотрудников отделов продаж (32%). В странах Европы наблюдается очень интересная ситуация: чем благополучнее и спокойнее страна, тем сильнее стресс у работающего населения. Так, напряженнее всего работают жители Швеции и Швейцарии – 33% опрошенных в этих странах полагают, что уровень рабочего стресса очень высокий. В России этот показатель значительно ниже – всего 24%. В Испании же и в Нидерландах меньше всего людей, считающих, что их работа очень напряженная – 19% и 16% соответственно.

Очень стрессовая и напряженная работа В меру напряженная работа Недостаточно напряженная работа Затрудняюсь ответить
Бельгия 23% 39% 13% 25%
Дания 22% 49% 13% 16%
Франция 28% 46% 5% 21%
Германия 28% 42% 14% 16%
Италия 26% 47% 17% 10%
Нидерланды 16% 45% 17% 22%
Норвегия 31% 55% 7% 7%
Россия 24% 56% 16% 4%
Испания 19% 43% 16% 22%
Швеция 33% 57% 6% 4%
Швейцария 33% 42% 10% 15%
Великобритания 20% 50% 14% 16%
Европа 27% 48% 9% 16%

www.hrm.ru

 

Факторы, которые влияют на возникновение стресса личности в организации, можно подразделить на организационные, внеорганизационные и личностные.

Организационные факторы определяются позицией сотрудника в организации, в частности, отсутствием работы в соответствии с его квалификацией; плохими взаимоотношениями с окружающими; отсутствием перспектив роста; наличием конкуренции на рабочих местах и др. Примерами организационных факторов являются:

- Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой ему не предоставляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере. Такая ситуация часто встречается, например, во многих отечественных организациях, перешедших на сокращенный режим работы или вынужденных сокращать объемы работ из-за неплатежей заказчиков;

- Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация обычно бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста;

- Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления;

- Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию деятельности организации в период резкого изменения направлений ее активности. Такое положение характерно для значительного количества крупных и средних российских предприятий, на которых не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса принятия решений. На многих фирмах Запада существуют целые программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий;

- Изменение задач наемного работника при переходе на работу в частные структуры, осознание этим работником своей основной задачи - увеличение прибыли владельца фирмы.

ФАКТОРЫ СТРЕССА, СВЯЗАННЫЕ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ:

- политика и стратегия администрации (сокращение штатов, требования конкуренции, система оплаты труда по результатам, бюрократические правила, передования технология, чистема оценки персонала)

- организационная структура (централизация и формализация, конфликты между линейным и штабгым персоналом, специализация, неопределенность ролей, оотсутствие возможностей для проближения, организационная культура)

- организационный процесс (жесткий контроль, односторонние коммуникации – сверху вниз, отсутствие обратной связи в оценке деятельности, централизованное приняние решений, неучастие в принятии решений, система мотивации, основанная на наказании)

- рабочие условия (теснота на рабочем месте, шум, жара или холод, несвежий воздух, сильные запахи, несоблюдение мер безопасности труда, плохое освещение, физическое или умственное напряжение, токсичные элементы или радиация)

ТИПИЧНЫЕ ПРИЧИНЫ СТРЕССОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА :

- рабочие перегрузки (или слишком малая рабочая нагрузка)

- давление факторов времени

- низкое качество управления

- атмосфера незащищенности на рабочем месте

- несоответствие полномочий и обязанностей

- неинтересная работа

- ролевые конфликты и неопределенность

- различие между системой ценностей компании и работника

- изменения любого типа

- плохие физические условия

ГРУППОВЫЕ ФАКТОРЫ СТРЕССА:

- отсутствие групповой сплоченности

- отсутствие взаимной поддержки

- наличие внутриличностных и внутригрупповых конфликтов

Внеорганизационные факторы вызывают возникновение стрессов в результате действия следующих обстоятельств:

- Отсутствия работы или длительного ее поиска;

- Конкуренции на рынке труда;

- Кризисного состояния экономики страны в целом и региона в частности;

- Семейных трудностей.

Компания Avaya объявила об итогах исследования, проведенного среди предприятий малого бизнеса в России, США, Великобритании, Италии и Франции, посвященного причинам спада производительности труда сотрудников. В ходе исследования, которое проводилось с февраля по апрель 2008 года, было опрошено 277 компаний малого бизнеса (примерно по 55 на страну). Респонденты представляли различные отрасли: финансы, недвижимость, розничные сети, складские компании, поставщиков бизнес-услуг и пр. В опросе участвовали руководители среднего и высшего звена. Среди основных причин потери производительности респонденты из всех стран-участниц опроса называют стресс — в России этот фактор отметили больше половины опрошенных (58%). Во многом стресс связан со сложностями, которые испытывают сотрудники, ежедневно тратящие большое количество времени на дорогу до работы. Так, подавляющее большинство россиян (95%) считает, что именно транспортные проблемы негативно влияют на работоспособность[12].

Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием нереализованных потребностей личности, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки и др.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СТРЕССА:

- ролевой конфликт и неопределенность

- характеристики устойчивости личности к стрессу

- личностный контроль и психологическая устойчивость

- самоэффективность (оценка собственной эффективности)

- страх быть обойденным другими или не справиться с работой

- страх потерять работу

Таким образом, стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой и др. Вместе с тем, действие стрессоров может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности

 

 

Доктора Холмс и Рейх изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий более чем у пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека, и на основании своего исследования составили следующую шкалу, в которой каждому важному жизненному событию приписано определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Шкала социальной адаптации

Жизненные события Значение события в баллах
1. Смерть супруга 100
2. Развод 73
3. Разъезд супругов (без оформления развода) 65
4. Тюремное заключение 63
5. Смерть близкого члена семьи 63
6. Травма или болезнь 53
7. Женитьба 50
8. Увольнение с работы 47
9. Примирение супругов 45
10. Уход на пенсию 45
11. Изменение в состоянии здоровья члена семьи 44
12. Беременность 40
13. Сексуальные проблемы 39
14. Появление нового члена семьи 39
15. Реорганизация на работе 39
16. Изменение финансового положения 38
17. Смерть близкого друга 37
18. Изменение профессиональной ориентации 36
19. Усиление конфликтности отношений с супругом 35
20. Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) 31
21. Окончание срока выплаты ссуды или займа 30
22. Изменение должности 29
23. Сын или дочь покидают дом 29
24. Проблемы с родственниками мужа (жены) 29
25. Выдающееся личное достижение 28
26. Супруг бросает работу (или приступает к работе) 26
27. Начало или окончание обучения в учебном заведении 26
28. Изменение условий жизни 25
29. Отказ от каких-то индивидуальных привычек 24
30. Проблемы с начальством 23
31. Изменение условий или часов работы 20
32. Перемена места жительства 20
33. Смена места обучения 20
34. Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска 19
35. Изменение привычек, связанных с вероисповеданием 19
36. Изменение социальной активности 18
37. Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора и т.д.) 17
38. Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном 16
39. Изменение числа живущих вместе членов семьи 15
40. Изменение привычек, связанных с питанием 15
41. Отпуск 13
42. Рождество 12
43. Незначительное нарушение правопорядка 11

Теперь постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с вами в течение последнего года, и подсчитать общее число "заработанных" вами очков. В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означает 50% вероятности возникновения какого-либо заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.

Сколько баллов вы набрали? Есть ли какие-то жизненные события, которых вы могли бы избежать? Хотели бы вы избежать их? "Зачем выяснять причины стрессового напряжения?", - можете спросить вы. Дело в том, что когда вам удастся определить свой личный стресс и до конца выявить конкретные причины, его вызывающие, это будет означать: вы готовы к тому, чтобы научиться управлять стрессом.

Стрессы непременно сопровождают организационные и социально-трудовые конфликты. Столь же естественно их возникновение в результате эмоциональных срывов в межличностных отношениях, вызываемых бестактностью и грубостью сослуживцев, в первую очередь руководителей, лицемерием и обманом со стороны людей с нечистой совестью. Любое состояние борьбы с чем-то уже есть стресс.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 202.