Динамика конфликта – это процесс развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие конфликта проходит три стадии - предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную, каждая из которых в свою очередь делится на фазы.

Предконфликтная стадия включает следующие фазы:

· 1-я фаза - конфликтная ситуация, в ходе которой выявляются противостоящие стороны

· 2-я фаза – инцидент - действия, столкновение, приводящие стороны, вовлеченные в конфликтную ситуацию, в движение

Конфликтная стадия включает следующие фазы:

· 1-я фаза - начало конфликта - стороны атакуют друг друга

· 2-я фаза – развитие конфликта - противоборство интенсифицируется, происходит мобилизация всех ресурсов (материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических)

· 3-я фаза - пик конфликтапротиводействие продолжается, достигнута точка максимальной интенсивности конфликта

· 4-я фаза – затухание конфликтапостепенное ослабление противостояния

· 5-я фаза – прекращение конфликта - окончание, прекращение конфликта вследствие устранения объективных и/или ослабления субъективных причин, породивших конфликтную ситуацию

· 6-я фаза - Урегулирование конфликта — это, как правило, приведение конфликтного взаимодействия в русло примирения путем переговоров, участия посредников или арбитражного вмешательства

Послеконфликтная стадия включает следующие фазы:

· 1-я фаза – ослабление противостояния - напряженность ситуации спадает;

· 2-я фаза – подведение итогов, оценка результатов - осознание сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия, преодоление негативных установок, установление доверия.

При остром и длительном конфликте фазы могут циклически повторяться. После фазы «затухание конфликта» или даже «прекращение конфликта» может начаться фаза «начало конфликта» с прохождением фаз пика, затухания, прекращения конфликта, затем может начаться следующий цикл и т.д. При этом с каждым циклом пик конфликта становится все выше, степень остроты и интенсивности увеличивается, а длительность фаз может расти и возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются и его становится все трудней урегулировать.

Циклы повторяются до тех пор, пока конфликт не будет урегулирован (рис.14.1).

   Степень интенсивности конфликта

 


t
                                                                                                                                 


 1)      2)   3)   4) 1)    2) 3) 4) 5)   1)    2)  3)    4)    5)  1) 2)    3) 4) 5) 6)

Первый цикл  Второй цикл    Третий цикл       N цикл

           Условные обозначения:

t – длительность протекания конфликта, N – число циклов развития конфликта (цикл включает все или часть фаз конфликта)



Начало конфликта

Развитие конфликта

Пик конфликта

Затухание конфликта

Прекращение конфликта

Урегулирование конфликта

Рисунок 14.1. Циклическое развитие конфликта на конфликтной стадии



Функции конфликта

Функции конфликтаэто роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям – социальным группам, организациям, индивидам.

Функции конфликта проявляются в характере значимых изменений - последствий конфликта. Конфликт относится к тем явлениям, которые не поддаются однозначной оценке. Он выступает способом социального взаимодействия в условиях обострения напряженности между людьми, когда обнаруживаются несовместимые взгляды, позиции и интересы, происходит противоборство сторон, преследующих далеко отстоящие друг от друга цели. Следует также подчеркнуть, что оценка функций конфликта в качестве позитивных или негативных всегда носит конкретный характер. С точки зрения одного из участников конфликта он может рассматриваться как позитивный, с точки зрения другого – как негативный.

Позитивными, функционально полезными результатами конфликта считаются решение той проблемы, которая породила противоречие и вызвала столкновение, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и доверия, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к превосходству. К негативным, дисфункциональным последствиям конфликта относятся неудовлетворенность людей общим делом, уход от решения назревших проблем, нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, ослабление сплоченности сотрудников и т.п.

По своему содержанию функции конфликта охватывают как материальную сферу (связаны с экономическими интересами, выгодой или потерями), так и духовно-нравственную сферу (способны повышать или ослаблять социальную активность, поощрять или подавлять оптимизм, воодушевление людей). Всё это эмоционально сказывается на эффективности совместной деятельности, может облегчать либо затруднять процесс управления организацией. Жизнь представляет бесчисленное количество фактов, подтверждающих функциональное разнообразие конфликтов по направленности, полезным и вредным последствиям. Можно выделить ряд функций, имеющих, в частности, наиболее существенное значение в деле управления организацией и поведением персонала (см.табл. 14.1).

Но только тщательное осмысление конфликтного процесса, его результатов может с большей точностью указать ведущий вектор происходящих изменений. Лишь через призму тщательного анализа и осознание последствий определяется преобладающая функция конкретного конфликта. Тем более что последствия конфликта зависят от многих факторов объективного и субъективного порядка, характера поведения сторон, методов преодоления расхождений, умения тех, кто управлял конфликтом.

Таблица 1

Дата: 2019-02-25, просмотров: 252.