На начальном этапе разработки ценовой политики предприятию необходимо решить, каких именно хозяйственных целей оно стремится достичь с помощью выпуска конкретного товара. Обычно выделяют три основные цели ценовой политики:
1. Обеспечение сбыта (выживаемости) – главная цель предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке представлено много производителей аналогичного товара. Выбор этой цели возможен в тех случаях, когда спрос потребителей по цене эластичен, а также в тех случаях, когда предприятие ставит задачу добиться максимального роста объема сбыта и увеличения совокупной прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара. Предприятие может исходить из предположения, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта, что дает возможность увеличить сбыт продукции. С этой целью предприятие занижает цены – использует так называемые цены проникновения – специально занижаемые цены, способствующие расширению сбыта и захвату большой доли рынка.
2. Максимизация прибыли. Ее постановка означает, предприятие производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное возмещение затрат.
3. Цель, преследующая удержание рынка, предполагает сохранение предприятием существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности, что требует принятия различных мер для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.
Указанные выше цели ценовой политики обычно являются долгосрочными, рассчитанными на относительно продолжительный период времени. Кроме долгосрочных предприятие может ставить и краткосрочные цели ценовой политики: стабилизация рыночной ситуации;
· снижение влияния изменения цен на спрос;
· сохранение существующего лидерства в ценах;
· ограничение потенциальной конкуренции;
· повышение имиджа предприятия или продукта;
· стимулирование сбыта тех товаров, которые занимают слабые позиции на рынке, и т.д.
Таблица 1 – Варианты политики цен и их последствия
Альтернативные варианты политики цен | Возможные обоснования | Последствия |
Удерживать цену и потребительскую оценку, но потерять часть потребителей | Высокое доверие потребителя. Фирма согласна отдать конкурентам часть хороших клиентов | Сокращение доли рынка, снижение прибыли |
Поднять цену и потребительскую оценку, улучшив продукт и его рекламу | Высокая цена необходима для покрытия затрат. Повышение цен оправдано улучшением качества | Сокращение доли рынка, прибыль сохраняется |
Удерживать цену и улучшить отношение к товару потребителя | Дешевле поднять уровень потребительской оценки, чем снизить цену | Сокращение доли рынка, краткосрочное снижение прибыли, затем – подъем |
Немного снизить цену и повысить потребительскую оценку | Приходится снизить цену, хотя потребительская оценка повышена | Доля рынка сохраняется, но прибыль и далее растет за счет увеличения выпуска |
Снизить цену до цены конкурента, сохраняя высокую эффективность продукции | Подавить конкурента ценовой атакой | Доля рынка сохраняется, но прибыль краткосрочно снижается |
Снизить и цену, и эффективность продукции до уровня конкурента | Подавить конкурента ценовой атакой и сохранить общую сумму прибыли | Доля рынка и норма прибыли сохраняются, далее – снижаются |
Удерживать цену и снижать эффективность продукции за счет качества | Снижение расходов на маркетинг, экономия издержек | Сокращение доли рынка, норма прибыли сохраняется, далее прибыль снижается |
Определение спроса
Закономерности спроса анализируются с помощью кривых спроса и предложения, а также коэффициентов эластичности по цене.
Чем менее эластично реагирует спрос, тем более высокую цену может установить продавец товара. И наоборот, чем эластичнее реагирует спрос, тем больше оснований использовать политику снижения цен на производимую продукцию, т.к. это приводит к увеличению объемов сбыта, а, следовательно, и доходов предприятия.
Цены, рассчитанные с учетом эластичности спроса по цене, можно рассматривать как верхнюю границу цены.
Оценка издержек
Для осуществления продуманной ценовой политики необходимо анализировать уровень и структуру издержек, оценивать средние издержки на единицу продукции, сопоставлять их с планируемым объемом производства и существующими на рынке ценами. Если на рынке действует несколько конкурирующих предприятий, то необходимо сравнить издержки предприятия с издержками основных конкурентов. Издержки производства образуют нижнюю границу цены. Они определяют возможности предприятия в области изменения цен в конкурентной борьбе. Цена не может опускаться ниже определенной границы, отражающей издержки производства и приемлемый для предприятия уровень прибыли, в противном случае производство является экономически невыгодным.
Анализ цен и товаров конкурентов
Разницу между верхней границей цены, определяемой платежеспособным спросом, и нижней границей, образуемой издержками, иногда называют полем игры предпринимателя по установлению цен. Именно в этом интервале обычно и устанавливается конкретная цена на тот или иной производимый предприятием товар.
Уровень устанавливаемой цены должен быть сопоставим с ценами и качеством аналогичных или подобных товаров.
Изучая продукцию конкурентов, их ценовые каталоги, опрашивая покупателей, предприятие должно объективно оценить свои позиции на рынке и на этой основе корректировать цены на продукцию. Цены могут быть выше, чем у конкурентов, если производимый товар превосходит их по качественным характеристикам, и наоборот, если потребительские свойства товара уступают соответствующим характеристикам товаров конкурентов. Если предлагаемый предприятием товар аналогичен товарам основных конкурентов, то его цена будет близка к ценам товаров конкурентов.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 211.