Предприниматель производит товар с целью получения прибыли и пытается максимизировать соотношения между прибылью и затратами, т.е. возможностью увеличения прибыли является снижение затрат. Главная цель рыночного анализа затрат – выявить оптимальные соотношения между издержками и доходами, что является важнейшим условием выживания и благополучия фирмы. Для этого в практике ценообразования принято различать следующие издержки:
Бухгалтерские издержки на производство и реализацию продукции, относимые на себестоимость продукции, формируются в соответствии с положением о составе затрат на производство и реализацию продукции.
В состав затрат входят следующие элементы:
1) материальные затраты;
2) затраты на оплату труда;
3) страховые взносы;
4) амортизация основных фондов;
5) прочие затраты.
Для того чтобы осуществлять деятельность на рынке, предприятие должно нести и учитывать при установлении цены большие расходы, связанные с простым и расширенным воспроизводством, – эти издержки называются предпринимательскими. Они включают:
1) бухгалтерские издержки;
2) нормальную предпринимательскую прибыль;
3) НДС, акцизы;
4) таможенные пошлины на экспортные товары;
5) вмененные (альтернативные) издержки, т.е. денежные потери, связанные с упущенными возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы. Вмененные издержки часто носят скрытый характер, но их всегда следует учитывать при принятии ценовых решений.
Перед предпринимателем стоит задача определения оптимального объема продаж продукции, выпускаемого на предприятии. Поэтому необходимым становится выявление, выделение из валовых (совокупных) издержек следующих затрат:
Постоянные издержки – не зависят от объема переработанного сырья или выработанной продукции в короткие промежутки времени. Постоянные издержки являются затратными на создание условий для конкретной деятельности предприятия – это расходы на содержание зданий, помещений, арендная плата, оплата труда административного персонала, служащих, специалистов, основных и вспомогательных рабочих (т.е. по окладам или за отработанное время), амортизационные отчисления, страховые взносы, на обязательное страхование имущества, износ нематериальных активов.
Переменные издержки – меняются вместе с объемом выпуска продукции и обычно определяются этим объемом. Они связаны с практическим осуществлением деятельности ради, которой создана фирма. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо, технологическую электроэнергию, технологическую воду, пар, холод, расходы при сдельной оплате труда, страховые взносы.
Классификация издержек производства на постоянные и переменные имеет реальный экономический смысл и используется при решении таких проблем, как оценка конкурентоспособности, при выявлении возможности роста финансовой устойчивости, при определении точки безубыточности.
Совокупные издержки представляют собой все предпринимательские расходы, связанные с валовым выпуском продукции – это сумма переменных и постоянных издержек.
Предельные издержки (маржинальные, приростные) – представляют собой прирост издержек при увеличении производства в расчете на единицу продукции. Т.к. постоянные издержки с изменением объема выпуска продукции не меняются, то предельные издержки определяются ростом лишь переменных издержек в результате выпуска дополнительного объема продукции.
Средние издержки – являются издержками на единицу выпуска продукции.
Сср =совокупные издержки / объем реализации товара.
Сравнивая средние издержки с ценой товара можно определить прибыльно ли предприятие П = (Ц – С) х Q.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 231.