Вычисленные на основе расчетов на ЭВМ параметры риска следует рассматривать как приближенные. Отклонения расчетных параметров от действительных представляют собой случайные величины, которые зависят от условий задачи.
Вероятностный метод вычисления риска позволяет получить новую информацию о том, какое влияние на величину риска оказывают разные источники неопределенности на показатели риска. Принцип сбалансированного риска требует, чтобы все объекты проектировались на одинаковую степень риска.
Риск определяется на основе обработки статистическими методами большого числа наблюдений. Величина риска зависит от ожидаемой выгоды. Повышение показателя вероятности риска (например, с 10-6 до 103) приводит к снижению расходов на создание конструкций, оборудования, устройств и т.д. и увеличению ожидаемой выгоды, к снижению надёжности конструкций и их разрушению через более короткий срок. Поэтому принятие величины риска является ответственной задачей, которая может быть решена только в результате проведения глубокого статистического анализа.
Риск, характеризуемый числом 10-3 случаев на одного человека в год, является совершенно неприемлемым. Уровень риска 10-4 требует принятия мер.
Риск в автомобильных авариях в США достигает уровня 2,8*10-4. Уровень риска 10-5 соответствует естественным случайным событиям и соответствует риску несчастных случаям при купании в море (3,7*10-5). Несчастные случаи, обусловленные риском 10-6 относятся к приемлемому избежать этот риска может каждый, соблюдая элементарные правила предосторожности.
Аналогичные показатели риска могут быть установлены для всех изделий и конструкций с учетом срока службы, стоимости, срока восстановления и т.д.
В специальной литературе подробно рассматривается экономический риск, связанный с планированием промышленного производства, называемый хозяйственным риском. Величина хозяйственного риска определяется на основании опыта и соответствующей обработки накопленных статистических данных, которые экстраполируются на проектируемый объект. Это помогает найти численное выражение для ожидаемого риска. Стоимость сооружения зависит от принятой при проектировании величины риска.
Таким образом, увеличение показателя риска приводит к удешевлению конструкций, а уменьшение показателя риска вызывает удорожание объекта. При большом риске снижается стоимость первоначальных затрат на создание объекта, однако в дальнейшем в связи с повышением аварийности, которая неизбежна в связи с понижением надёжности объекта, расходы на ликвидацию последствий которой могут значительно превысить запланированные.
Лекция 16 Правовые основы анализа риска и управления промышленной безопасностью
Общие положения
Усложнение технологий, использование широкой номенклатуры химических веществ привело к тому, что происходящие техногенные аварии стали носить всё более катастрофический характер, оказывая пагубное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду. Крупные промышленные аварии 1970 – 1980-х гг. заставили законотворцев и промышленников пересмотреть своё отношение к вопросам промышленной безопасности. Возникла очевидная необходимость появления законов, регулирующих специфические вопросы промышленной безопасности, которые не нормируются ни трудовым, ни экологическим правом. В 1980-е гг. стало развиваться законодательство по промышленной безопасности во многих странах (ЕС, США, Канаде, Японии). Структура систем законодательства в большинстве случаев, в том числе и в России и ДНР, представляет многоступенчатую пирамиду, в вершине которой располагается Основной закон страны (Конституция) или Головной закон, имеющий либо объединяющие вопросы охраны труда, экологии, гигиены труда и промышленной безопасности. Ниже расположены законы по промышленной безопасности (не во всех странах), которые принимаются либо парламентом, либо региональными органами власти. На следующей ступени межотраслевые нормативные документы, принимаемые правительством на основании законов. Следующая ступень – отраслевая нормативная и нормативно-техническая документация, утверждённая соответствующими компетентными государственными органами. За ними следуют различные ведомственные инструкции, положения, правила и т.д.
Основные элементы правового регулирования промышленной безопасности, составляющие национальные системы регулирования национальной безопасности, сводятся к следующим требованиям.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 283.