Оценка опасности объектов предполагает:
- анализ опасных факторов производства;
- установление численных значений вероятности возникновения опасных ситуаций;
- анализ их развития; прогноз возможного числа погибших людей.
Принятие риска в качестве одного из показателей безопасности ставит несколько важных задач нормирования, таких как обоснование критериальных значений риска, контроля риска, способы верификации расчетных методик.
Среди подходов, предложенных для обоснования критериальных значений риска, следует отметить метод экономического анализа безопасности, основанный на учете затрат на обеспечение безопасности и потерь от возможных аварий. Концепция нормирования безопасности предлагает задание риска с учётом следующих условий:
– абсолютная безопасность не может быть обеспечена, объект может быть только относительно безопасен;
- связи с социально-экономическим состоянием общества как производной этого состояния;
- определение риска осуществляется путем выявления различных факторов, влияющих на безопасность, и их количественную оценку.
Существуют и другие аспекты нормирования безопасности:
- риск не должен превышать уровня, достигнутого для сложных технических объектов с учетом природных воздействий;
- риск должен быть снижен настолько, насколько это практически достижимо в рамках соответствующих ограничений;
- не должно быть составляющих риска, резко превышающих другие (аналог принципа равнонадежности, применяемого при обеспечении надежности изделий).
Поэтому, оценивая приемлемость различных уровней экономического риска на первом этапе, можно ограничиться рассмотрением риска лишь тех вредных последствий, которые, в конечном счете, приводят к смертельным исходам, в связи с достаточно надежными статистическими данными. Тогда, понятие “экологический риск” может быть сформулировано как отношение величины возможного ущерба, выраженного в соответственной смертности людей.
В качестве отправного значения абсолютного риска принимают величину летальных исходов (ЛИ):
RА = 10-4 ЛИ/(чел.год).
В качестве отправного значения допустимого (приемлемого) RД риска при наличии отдельно взятого источника опасности принимают:
RД = 10-5 ЛИ/(чел. год) ; RД = 10-4…10-3 НС/(чел. год) , где НС – случаи нетрудоспособности.
Для населения величина дополнительного риска, вызванного техногенными причинами, не должна превышать отправное значение абсолютного риска:
R ≤ RА.)
Для отдельно взятого источника опасности, учитывая, что индивидуальный риск зависит от расстояния R = R(r), условие безопасности можно записать в виде:
R(r) ≤ RД.
В настоящее время по международной договоренности принято считать, что действие техногенных опасностей (технический риск) должно находится в пределах от 10-7…10-6 (смертельных случаев чел-1*год-1), а величина 10-6 является максимально приемлемым уровнем индивидуального риска. В национальных правилах эта величина используется для оценки пожарной безопасности и радиационной безопасности.
Приемлемый риск сочетает в себе технические, экологические, социальные аспекты и представляет некоторый компромисс между приемлемым уровнем безопасности и экономическими возможностями его достижения, т.е. можно говорить о снижении индивидуального, технического или экологического риска, но нельзя забывать о том, сколько за это придется заплатить и каким в результате окажется социальный риск.
На практике часто используются методы анализа и критерии приемлемого риска, основанные на результатах экспертных оценок специалистов. Рассматриваемый объект ранжируется по степени риска на четыре (или больше) групп. Высокий уровень риска считается неприемлемым, промежуточный требует выполнения программы работ по уменьшению уровня риска, низкий считается приемлемым, а незначительный не рассматривается.
Есть все основания считать, что из всех возможных вариантов подходов к объективному определению приемлемого риска целесообразно выбирать экологический подход, который в качестве объекта опасности рассматривает не только человека, а и весь комплекс окружающей его среды. Остальные подходы: социальный, экономический, технический отличаются произволом, связанным с неэкологическими потребностями и интересами общества, с известными компромиссами.
Управление риском
В соответствии с концепцией безопасности населения и окружающей среды практическая деятельность в области управления риском должна быть построена так, чтобы общество в целом получало наибольшую доступную сумму природных благ.
Управление риском – это анализ рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения, нередко в форме правового акта, направленного на минимизацию риска.
В принципах управления риском заложены стратегические и тактические цели.
В стратегических целях выражено стремление общества к достижению максимально возможного уровня безопасности общества в целом.
В тактических целях выражено стремлении общества к увеличению продолжительности жизни. В них оговариваются как интересы групп населения, так и каждой личности в защите от чрезмерного риска.
В управление риском должен быть включен весь совокупный спектр существующих в обществе опасностей, и общий риск от них для любого человека и для общества в целом не может превышать
“приемлемый” для него уровень.
Политика в области управления риском должна строиться в рамках строгих ограничений воздействий на технические системы, природные экосистемы опасностей, не превышающих по величине предельно допустимых уровней, концентраций и экологических нагрузок.
Для проведения анализа риска, с учётом установленных допустимых пределов в соответствии с требованиями безопасности для принятия управляющих решений необходимо:
- иметь информационной системы, позволяющей оперативно контролировать существующие источники опасности и состояние объектов возможного поражения;
- обладать сведениями о хозяйственной деятельности, проектах и технических решениях, которые могут влиять на уровень техногенной и экологической безопасности и оценки связанного с ними риска;
- осуществлять экспертизу безопасности и сопоставление альтернативных проектов и технологий, являющихся источниками риска;
- составлять рискологические прогнозы и формулировать аналитическое определение уровня риска;
- ориентироваться на объективные оценки риска с целью воздействия на общественное мнение и принятие мер к его минимизации;
- вести пропаганду научных данных об уровнях техногенного и экологического рисков.
Модель управления риском состоит из четырех частей и этапов.
Первый этап – проведение сравнительной характеристики рисков с целью установления приоритетов и установление степени опасности (вредности).
Второй этап – определение приемлемости риска с учётом ряда социально-экономических факторов:
- выгод (потерь), обусловленных видом деятельности;
- регулирующих меры принимаемые к уменьшению негативного влияния производства на среду и здоровье человека.
В выполнении практических действий по созданию оптимального сочетания “нерисковых” факторов с “рисковыми” проявляется суть процесса управления риском.
Возможны три варианта принимаемых решений:
- риск приемлем полностью;
- риск приемлем частично; - риск неприемлем полностью.
В настоящее время уровень пренебрежимого предела риска обычно устанавливают как 1% от максимально допустимого.
В двух последних случаях необходимо установить пропорции контроля, которые входит в задачу третьего этапа процедуры управления риском.
Третий этап – определение пропорции контроля – заключается в выборе одной из “типовых” мер, способствующих уменьшению (в первом и во втором случае) или устранению (в третьем случае) риска.
Четвертый этап – принятие регулирующего решения на основе нормативных актов (законов, постановление, инструкций) и их положений, соответствующих реализации той “типовой” меры, которая была установлена на предшествующей стадии. Этот этап увязывает все стадии оценки риска в единый процесс принятия решений, в единую концепцию риска.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 247.