Государственные и международные стандарты и системы качества. Система управления качеством, ее сущность и функции. Модель системы управления качеством. «Петля качества»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стандарт - нормативно-технический документ, содержащий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный признанным органом (или предприятием). Стандарт может быть разработан на материальные предметы (продукцию, образцы веществ, эталоны), на нормы, правила и требования различного характера. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.

Категория стандартов:

- ГОСТ Р – государственный стандарт РФ

- ОСТ – отраслевой стандарт

- ТУ – технические условия

- СТП – стандарты предприятия

- СТО – стандарты научно-технических и инженерных обществ

- ИСО – международный стандарт качества.

В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания, разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:

• стандарты основополагающие;

• стандарты на продукцию, услуги;

• стандарты на процессы;

• стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

Стандарт на продукцию – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем, чтобы обеспечить её соответствие своему назначению.

Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы:

- классификация, основные параметры и/или размеры

- общие технические требования

- правила приёмки

- маркировка, упаковка, транспортирование, хранение.

Петля качества – замкнутая последовательность мер, определяющих качество товара или процессов на этапах их производства и эксплуатации.

 

Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции, включающий следу­ющие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. Качество создаётся и поддерживается на всех этапах петли качества, начиная с исследования потребностей и рыночных возможностей, т.е. с маркетинга, и заканчивается утилизацией продукта, отслужившего свой срок.

Качество начинается с исследования потребностей. Это самый важный этап жизненного цикла любого товара, так как именно на нём решается общий замысел товара, формируется образ, определяются общие характеристики. Ошибки на данном этапе наиболее критичны, так как если определить потребности, в конце производственной цепочки можно получить товар, который просто не будут покупать.

В управлении качеством есть «Правило десятикратных затрат». Оно гласит, что затраты на производство некачественной продукции, на обнаружение брака возрастают десятикратно при переходе со стадии маркетинга, проектирования на стадию производства, а также со стадии производства к стадии эксплуатации.

 

Утилизация товара после срока окончания срока службы – тоже задача производителей. Производитель должен спроектировать товар так, чтобы можно было безопасно и максимально быстро утилизировать. Задачей производителя является выработка правил утилизации продукции ещё при разработке. Данное требование особенно актуально в свете современной концепции устойчивого развития.

Из всего сказанного выше можно сделать следующий вывод: качество заключается в товар с самого начала и контролируется на всех стадиях, качественный товар получается только, если на всех стадиях соблюдаются необходимые требования.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 259.