Источники формирования финансовых ресурсов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовые ресурсы– это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВВП, главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Финансовые ресурсы имеют материальную форму (наличные деньги), их можно физически ощутить. В качестве источников финансовых ресурсов предприятий выступают: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

С учетом структуры капитала торговых организаций источники финансовых ресурсов можно разделить на три группы: собственные, заемные и привлеченные (см. рис. 13.1). Их основное отличие состоит в условиях привлечения средств и режиме использования.

Собственные средства могут привлекаться как из внешних, так и внутренних источников, они полностью принадлежат организации, следовательно их привлечение и использование носит бесплатный характер. Среди внешних источников формирования собственных ресурсов основное место принадлежит привлечению дополнительного паевого (путем дополнительных взносов в уставной фонд) или акционерного (дополнительная эмиссия акций) капитала.

Однако гораздо чаще используются внутренние источники формирования собственных финансовых ресурсов. По степени важности основное место среди них занимает прибыль, остающаяся в распоряжении организации, которая является источником отчисления средств на развитие, пополнение собственных оборотных средств и другие цели.

Однако на практике, в связи с низкой прибыльностью многих организаций (см. п.16.1), размер этого источника невелик. Большее значение в настоящее время имеют для торговых организаций амортизационные отчисления и суммы дооценки основных средств, нематериальных активов, запасов товаров и других материальных ценностей, особенно в случае наличия у организации дорогостоящих основных средств и нематериальных активов. Размер этих сумм в значительной степени зависит от избранной организацией амортизационной политики.

Заемные средства привлекаются только из внешних источников на определенный период на условиях платности и возвратности. Основная роль среди них принадлежит финансовому кредиту (банковский, налоговый кредит, денежный кредит других субъектов предпринимательской деятельности). Могут иметь место также прочие источники (выпуск облигаций, предоставление на беспроцентной основе средств государственных и негосударственных программ и фондов и др.).

 

Привлеченные средства не принадлежат организации, однако используются ею в финансово-хозяйственном обороте длительное время, в связи с чем получили название устойчивых пассивов. Как правило, их использование осуществляется на безвозмездной основе, хотя иногда плата является скрытой. Большую часть привлеченных средств занимают внешние источники, представляющие собой средства поставщиков ресурсов, закупленных на условиях последующей оплаты разной периодичности. В составе внутренних источников основное место занимает прирост устойчивых пассивов. Механизм их образования состоит в том, что начисление соответствующих средств осуществляется ежедневно, а выплаты — с определенной периодичностью.

В настоящее время в подавляющем большинстве торговых организаций размер заемных и привлеченных финансовых ресурсов превосходит внутренние. Объективной причиной этого является сам характер торговой деятельности, заключающийся в быстром обороте средств, вложенных главным образом в товарные запасы. Субъективной причиной является неудовлетворительное финансовое положение многих торговых организаций, связанное с низкой рентабельностью и недостаточным уровнем развития материально-технической базы. Недостаток собственных ресурсов вынуждает организации использовать заемные и привлеченные средства, что порой даже выгодно. В связи с этим управление привлечением средств из внешних источников является одной из важнейших функций торгового менеджмента.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 295.