Раздел 4 – «Ролевые функции в рабочих группах»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Формальные рабочие группы как основной фокус организационного изменения

Формальная группа – социальная группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями.

В формальных группах социальные отношения носят безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли. Эти роли имеют тенденцию к формализации в соответствии с нормами внешней среды и культуры.

Группы – это своего рода «связки» людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения. Такие взаимоотношения между людьми, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени, называются социальной взаимосвязью.

Социальная взаимосвязь бывает двух типов: экспрессивная и инструментальная. Экспрессивные связи – это связи, образующиеся на основе эмоционального соучастия в делах других людей. Связи такого рода существуют между родственниками, друзьями, товарищами, всеми, кто находится друг с другом в отношениях эмоциональной значимости. Инструментальные связи – это связи, лишенные эмоционального аспекта и образующиеся в ходе сотрудничества индивидов, направленного на достижение какой-то цели. Таким связям мы обычно не придается эмоционального значения. Называются такие связи чисто деловыми.

В соответствии с этими критериями делятся на типы и сами социальные группы. Таких типов два: первичные группы и вторичные. Под первичной группой мы понимаем группу, члены которой объединены связью первого типа, то есть эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни. Вторичные группы – это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, находясь между собой в безличных отношениях. Например, семья – это первичная группа, а студенческая группа - вторичная.

Между первичной и вторичной группами возможны взаимопереходы. Часто бывает так, что люди, первоначально собравшиеся для достижения конкретной цели, тесно сближаются в процессе групповой деятельности и становятся необходимыми друг для друга. Так в среде, допустим, студенческой группы возникают дружеские союзы и любовные пары.

Возвращаясь к формальной группе можно сделать вывод о том, что она является вторичной построенной на инструментальных межличностных связях. Именно развитие этих связей и переход к эмоциональным связям составляют сущность развития организационной культуры (от бюрократии к адхократии).

Формальные группы бывают внутренние и внешние, что реализуется в понятие «свои», «чужие» или «мы» и «они».

В рамках формальных групп могут возникать неформальные. Причём, если связи неформальных групп начнут доминировать над формальными, то может страдать управляемость формальных групп. При этом становятся значимыми проявления формального и неформального лидера.

 

Лидерство

Лидер (от англ. leader – ведущий, первый, идущий впереди) – лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

· по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

· по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

· по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д.

Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.

Различают:

· формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности (можно назвать инструментальным лидером);

· неформальное лидерство – процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Выделяют стили лидерства:

· Авторитарный – установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.

· Демократичный – лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.

· Анархичный – лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.

В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают, и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

Если руководитель группы и её лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счёте, определяется уровнем группового развития. Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидер в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества.

 

Роли в групповой работе

Отношения в группе возникают между людьми как носителями определенных социальных ролей, предполагающих постоянство поведения в соответствии с более или менее четко установленным эталоном. Роль предопределяет, как нужно вести себя по отношению к другим и что можно ожидать от них. С ролью всегда связываются определенные права, обязанности и ожидания, и индивид, не оправдывающий их, подвергается санкциям, а оправдывающий – поощрению. Разные люди часто имеют различные ценности, представления об одной и той же роли и неодинаково ведут в ней себя.

Роли в группе подразделяются на «производственные» (функциональные и социальные) и «межличностные». Производственных ролей специалисты выделяют восемь.

1. Координатор обладает наибольшими организаторскими способностями и становится обычно в силу этого руководителем коллектива независимо от своих знаний и опыта. Его главная обязанность – уметь работать с теми, кто такими знаниями и опытом обладает, и направлять их активность на достижение поставленных целей.

2. Генератор идей, как правило, самый способный и талантливый член коллектива. Разрабатывает варианты решения любых стоящих перед ним проблем, но в силу своей пассивности, несобранности и т.п. не способен реализовать их на практике.

3. Контролер сам творчески мыслить не способен, но вследствие глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по ее дальнейшему совершенствованию.

4. Шлифовальщик обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами коллектива.

5. Энтузиаст – самый активный член коллектива, он увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.

6. Искатель выгод – посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное единство действиям членов коллектива.

7. Исполнитель добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании.

8. Помощник – человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим в работе и в жизни

Могут иметь место также «вспомогательные» роли (например, шут).

Считается, что коллектив будет нормально функционировать при полном распределении и добросовестном исполнении перечисленных ролей. Если его членов окажется меньше восьми, то кому-то придется одновременно играть две и более роли, что неминуемо приведет к возникновению конфликтов. Это обстоятельство является одной из причин недостаточной устойчивости небольших групп. В первичных оно до некоторой степени компенсируется теснотой связей между людьми, близостью их взглядов и целей, а вот группы числом от пяти до восьми человек оказываются наиболее уязвимыми и чаще всего раскалываются на две враждующие части. В этом смысле предпочтительнее коллективы, насчитывающие в своих рядах 10 – 12 человек, в которых внутреннее равновесие достигается гораздо легче, но при дальнейшем росте числа членов они становится менее управляемым.

 

Вопросы к разделу 4

1. Что такое формальная группа работников?

2. Виды социальных взаимосвязей.

3. Типология лидеров.

4. Типология ролей в групповой работе.

5. «Координатор»: сущность и содержание роли в рабочей группе.

6. «Шлифовальщик»: сущность и содержание роли в рабочей группе.

7. «Искатель выгоды»: сущность и содержание роли в рабочей группе.

8. «Помощник»: сущность и содержание роли в рабочей группе.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 303.