Понятие гражданского общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучая взаимодействие политической и социаль­ной сфер, политическая социология рассматривает гражданское общество как одну из центральных, основополагающих категорий. Нельзя не отметить, что в настоящее время существует множество подхо­дов к его определению. Чаще всего под гражданским обществом понимается сфера общества, которая пред­ставлена самоуправлением индивидов и добровольно сформировавшимися ассоциациями и организациями граждан, способными защитить себя от прямого вме­шательства и произвольной регламентации со сторо­ны государственной власти. Для некоторых исследова­телей оно также ассоциируется с существующими за­падными демократиями, которые характеризуются многопартийной парламентской системой, т. е. плюралистической демократией; свободой личности; мно­гообразием отношений собственности; наличием пра­вового государства. Но несмотря на различные интер­претации, с момента своего возникновения и до наших дней понятие «гражданское общество» имеет четко выраженный антиэтатистский импульс и значи­тельный демократический потенциал.

Итак, «гражданское общество» принадлежит к числу понятий социологической и политической теории (наряду с понятиями свободы, справедливости, равен­ства, демократии), которые имеют как теоретическое, так и практическое значение. Такого рода понятия нелегко определять, поскольку в силу чрезвычайной содержательной широты в них наличествует большая «зона» неопределенности, что и порождает значитель­ные различия в их толковании.

Тем не менее можно вычленить два специфических параметра или функции, понятия «гражданское обще­ство»: теоретико-аналитический и нормативный. Пер­вое значение используется как научная категория для анализа и объяснения явлений социальной реаль­ности. В этом смысле гражданское общество — агреги­рованное понятие, обозначающее специфическую со­вокупность общественных коммуникаций и социаль­ных связей, социальных институтов и социальных ценностей, главными субъектами которой являются гражданин со своими правами и гражданские (не госу­дарственные) организации, ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты.

Понятие гражданского общества во втором значе­нии имеет преимущественно статус нормативной кон­цепции, которая объясняет мотивацию граждан и других социальных субъектов в развитии содержания и различных форм гражданской активности. Для трансформируемого общества особое значение имеет именно эта функция.

Понятие гражданского общества уже несколько ве­ков играет стратегически важную роль в европейских и англо-американских странах, чего нельзя сказать о России, в жизни которой оно как в теоретическом, так и в практическом смысле занимало традиционно незначительное место.

В основе идей и опыта исторических концепций и практических моделей гражданского общества ле­жат три достаточно различных источника. Один из них уходит в глубь европейско-средиземноморской традиции, когда в итальянских городах-республиках времен Ренессанса возникали первые зачатки граж­данского общества.

Эта традиция хорошо отражена Н. Макиавелли. Он формулирует и подчеркивает такие важнейшие цен­ности гражданского общества, как мир и безопасность граждан, наслаждение своим имуществом и богат­ством, право каждого иметь и отстаивать свои убеж­дения.

Другой исторический источник связан с континентально-европейской традицией, формировавшейся под влиянием немецкого культурного круга. Появле­нию свободного гражданина во многом способство­вала гильдия как одна из первых форм объединения ремесленников, торговцев, как первая форма ассоциа­ций, защищавших их и оказывавших влияние на про­цесс управления городами.

Третий, наиболее значимый исторический ко­рень — это либеральная англо-американская традиция: Дж. Локк, отстаивавший право частной собственности на основе естественного права и свободы; А. Смит, объявивший модернизацию и саморегуляцию необхо­димыми компонентами гражданского общества; Т. Пейн с его концепцией минимального государства, подразумевающей самостоятельное гражданское об­щество и весьма ограниченную роль государства как необходимого зла; А. де Токвиль, описавший демокра­тию в Америке; Д. С. Милль, создавший образец отно­шений государства и гражданского общества, не зави­сящего от государства. Последовательная трактовка гражданского общества как особой, внегосударственной сферы социума стала утверждаться в Европе вслед за публикацией книги А. Токвиля «О демократии в Америке». Именно в Америке получили оптимальное для своего времени развитие формы политической демократии и элементы гражданского общества, сло­жилось эффективное позитивное взаимодействие между ними. Добровольные ассоциации граждан при­шли на помощь властям. «Свободная сфера» общественной жизни переполнилась так называемыми «об­ществами», негосударственными учреждениями, объединениями вне сферы государственной власти. Государство стало отстраняться (диссоциироваться) от ряда функций, которые оно ранее выполняло, поэтому обществу пришлось ассоциироваться.

С развитием капиталистических отношений уже в конце XIX в. резко возросла эмансипация личности от государства, сократилось пространство прямого ре­гулирующего воздействия последнего. В ходе интен­сивного развития и усложнения горизонтальных со­циальных связей усиливается структурированность общества, появляются все новые и новые общественные организации и движения, что активизировало процесс вытеснения «локковского» толкования граж­данского общества «токвилевской» интерпретацией. После первой мировой войны процесс демократиза­ции государственных и общественных образований усилился.

В конце XIX и в течение XX в. дискуссии об отноше­ниях гражданского общества и политического госу­дарства утихли, а интерес к проблеме снизился.

С начала XIX в. и до наших дней наблюдаются две противоположные линии развития этого понятия в виде частей дихотомической теоретической пара­дигмы: гражданское общество — политическое госу­дарство. Одна линия опирается на германскую куль­турную традицию, достигая кульминации у Гегеля и Маркса. Гегель стремился примирить либерализм и идею универсального государства, утверждая, что государство — это не радикальная негоция общества, находящегося в состоянии непрерывной войны всех против всех (Гоббс), и не инструмент его совершенст­вования (Локк), а новый момент, охраняющий незави­симость гражданского общества с целью его трансформации и трансценденции. Только государство как абсолютный дух и универсальная политическая об­щность способно достичь общего интереса.

Для Гегеля гражданское общество — это противопо­ставляемая семье и государству, но взаимосвязанная с ними система частных и групповых интересов, где каждый стремится только к собственным целям, но без взаимодействия с другими не может достичь их; при этом государство олицетворяет морально-полити­ческое единство и общий интерес.

Маркс предложил свое решение проблемы, сняв различие между гражданским обществом и государ­ством путем так называемого обобществления госу­дарства и политики. Это привело к тому, что государство уравнялось с обществом и, превратившись в единственного защитника общества, поглотило его. Для Маркса гражданское общество — это общество, ос­нованное на частной собственности, в котором со­циальные отношения принимают форму классовых антагонизмов, предопределяющих возникновение го­сударства.

На практике, когда стали строить социализм, это привело к модели этатистского общества. Кроме того, многие заблуждения возникли потому, что Маркс ото­ждествил понятия «гражданское» и «буржуазное» об­щество, поэтому у нас первое долгое время имело негативный идеологический оттенок.

По сути, этот подход характеризуется приматом политического, апофеозом государства, восхвалением институционального порядка, коллективистской ориентацией. Акцент ставится на политическое реше­ние общественных вопросов, т. е. на решение их госу­дарством. Еще Ж.-Ж. Руссо создал классическую форм­улу, согласно которой государство, воплощающее не­посредственное верховенство суверенного народа, выше отдельной личности и обладает правом принуж­дения по отношению к ней. Не в этой ли формуле нашли оправдание террору якобинцы и позже боль­шевики?

Свое дальнейшее развитие эта линия получила в со­циал-демократической традиции. Гражданское общество признается сердцевиной всей политики, здесь традици­онно больше развито стремление к справедливости, равенству. Государство с его властными отношениями должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, чтобы гарантировать их де­мократическое управление, сдерживая рынок, стремя­щийся к поглощению и разрушению всего, что несов­местимо с его логикой.

Этот подход отвергает либеральную идею «государ­ства — ночного сторожа» и подчеркивает, что государ­ство должно быть демократическим и социальным.

Другая — либеральная — линия развития концепции гражданского общества (либеральная традиция) центр тяжести переносит на свободу, ставя ее превыше всех ценностей. Здесь особый упор делается на функцию саморегуляции гражданского общества, выступаю­щего хранителем индивидуальных прав и свобод, за­щитником (гарантом) их от посягательства государ­ства. При таком подходе гражданское общество нужно для того, чтобы создать ряд защитных структур в от­ношениях между индивидом и государством.

Свободная и независимая личность — это централь­ная фигура гражданского общества. Сторонники та­кого подхода свое внимание сосредоточивают на раз­рушительной энергии государства, способной оказывать деструктивное воздействие на такие институты, как семья, церковь, профессиональные и локальные ассоциации и др., забывая при этом, что и сами ин­ституты гражданского общества могут взаимно подрывать друг друга, проявляя экспансионизм (например, рынок). Здесь акцент ставится на примате обществен­ного, апофеозе права и свобод, ассоциативности и са­моорганизации, индивидуалистических ценностных ориентациях. Общественные проблемы решаются гражданами, а государство служит интересам обще­ства и личности.

Получив широкое распространение в США, эта кон­цепция укоренилась там, возможно, благодаря тому, что государственным идеалом было самоуправление свободных людей на свободной земле и сильное недоверие к любой исполнительной власти, которая во время революции ассоциировалась с колониальной администрацией, а бюрократия появилась позже де­мократии и на ее базе. В Европе же демократизация политической системы произошла значительно позд­нее возникновения управленческого аппарата, бюро­кратии, который был разветвленным и довольно безболезненно был инкорпорирован в политические сис­темы демократии.

Современные концепции

Дискуссии об отношениях государства и граждан­ского общества возобновились в конце XX в. и про­должаются по сей день. Так, например, А. Арато счита­ет, что простое разграничение государства и граждан­ского общества идет от английской либеральной традиции. С развитием капитализма государство от­тесняется, освобождая тем самым «волшебную силу рынка». Учитывая данный процесс, Арато предложил заменить дихотомическое противопоставление госу­дарства и гражданского общества моделью, состоящей из трех частей: государства, гражданского общества и экономики. Другой исследователь, Т. Янссон, харак­теризуя отношения государства и гражданского обще­ства, считает, что мы имеем дело с драматическим «треугольником»: государство находится наверху, а внизу, с одной стороны, местное самоуправление, муниципалитеты, относящиеся к общественной сфере и государству; с другой (также внизу) — добровольные объединения, помещающиеся в «частной, социальной, свободной сфере», управляемой по правилу Бентама, согласно которому целью общества является наиболь­шее счастье возможно большего числа граждан.

В результате в одних странах распространение по­лучил коммуналистский тип общества (с акцентом на местное самоуправление), а в других странах обще­ство стало «ассоциативным». Добровольные организации становились общенациональными.

Здесь важно подчеркнуть, что на протяжении ис­тории человечества менялось понимание как при­знаков государства (единая территориальная орга­низация политической власти в масштабах всей стра­ны; особая организация политической власти, обладающая специальным механизмом, системой ор­ганов и учреждений, осуществляющих непосредствен­ное управление обществом; организация обществен­ной жизни на основе права; верховенство государ­ственной власти), так и его сущности, и причин возникновения. Это было обусловлено тем, что на различных этапах исторического развития и в разных культурных средах на первый план выходили те или иные функции государства.

Идея гражданского общества на протяжении по­следних десятилетий расширялась и углублялась, до­полняясь идеями демократии, основанной на полити­ческом плюрализме, консенсусе и партнерстве кон­курирующих социальных групп, идеями ограничения государственной власти установленными правовыми нормами; индивидуальной свободы человека; расши­рения демократии в социальном плане. Широкое рас­пространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача современного демократиче­ского государства состоит в достижении общеграж­данского консенсуса путем учета и координации мно­жества интересов и потребностей различных групп населения, в снятии или смягчении противоречий, поиске гражданского согласия. Государство при этом воспринимается как сообщество свободных индиви­дов, объединяющихся на солидарной основе. Однако, как показывает практика, государственные институты не всегда являются эффективным инструментом демо­кратизации гражданского общества, поскольку их усиление нередко приводит к росту бюрократизации и увеличению власти государства.

Несмотря на то, что понятие «гражданское обще­ство» давно стало для многих западных социологов и политологов олицетворением идеальной модели развития западных обществ, до сих пор не существует общепринятой единой теории этого общества. Такое явление объясняется отсутствием в социальной дей­ствительности завершенного, поддающегося унифицированию экономических, социальных, полити­ческих, моральных параметров нормального состоя­ния гражданского общества. Иными словами, не существует в чистом виде обществ, соответствующих изложенным моделям.

В связи с этим ряд авторов подчеркивают ограни­ченность обеих моделей и традиций, выдвигая идею укрепления границ между различными сферами граж­данского общества без стремления регулировать то, что в них происходит. Государство должно всячески ограничивать воздействие экономического неравен­ства на политическую систему. Зрелое гражданское общество сокращает количество функций, закрепленных за государством, до минимума, сохраняя лишь наиболее важные: обеспечение правопорядка и без­опасности личности, охрану окружающей среды и т. д. Сегодня в России гражданское общество не разви­то, оно находится в стадии формирования, многие его элементы вытеснены или «заблокированы». Иначе го­воря, в нынешней ситуации по содержанию, степени развитости нет гражданского общества, которое было бы адекватно современному открытому и демократи­ческому обществу, но есть его отдельные элементы, вытесненные в небольшие оазисы автономной обще­ственной жизни. Дело в том, что Россия традиционно принадлежит к тем странам, которые больше ориентированы на государство, чем на общество. Среди насе­ления глубоко укоренено убеждение в необходимости сильного государства, что, к сожалению, нередко ото­ждествлялось с самоволием власти. Общество по тра­диции недостаточно автономно и независимо, а граж­дане часто оставлены на милость и немилость госу­дарства и всемогущих политиков. Достаточно вспомнить историю государства Российского, его тра­диции, специфику, где весьма своеобразно перепле­лись элементы восточной и европейской форм госу­дарственного управления. Приведем для иллюстрации образное высказывание А. Грамши: «На Востоке (и в России) государство было всем, гражданское обще­ство находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и гражданским обще­ством были упорядоченные взаимоотношения, и, если государство начинало шататься, тотчас выступала на­ружу прочная структура гражданского общества. Госу­дарство было лишь передовой траншеей, позади кото­рой была прочная цепь крепостей и казематов»1.

К историческим, или традиционным, основаниям, сдерживающим развитие гражданского общества в России, следует добавить современные причины, блокирующие возможности его развития.

Термин «гражданское общество» вновь стал ак­туальным в 80-е годы XX в., когда в социалистических странах проявились экономическая стагнация и кри­зис легитимности власти как результат негативных эффектов ригидной экономической, социально-по­литической и правовой системы, идеологического диктата. В России, Польше, Югославии начались многочисленные дискуссии о назревших реформах. В ходе дискуссий был выдвинут тезис о необходимо­сти сужения сферы вмешательства государства и поли­тических институтов вообще в экономическую и об­щественную жизнь и о развитии на этой основе гражданского общества как особой сферы социальной жизни, относительно свободной от государственного принуждения. Гражданское общество стало в опреде­ленном смысле регулятивной идеей, определившей возможное направление общественных реформ. В данном контексте эта категория приобрела нор­мативный характер, описывая не нечто существующее, но то, что должно осуществиться. Она выражала по­требность в изменениях и их направленность, аль­тернативу, иное состояние иного общества. К размышлениям и анализу, способствовавшим все более широкому ее применению, подталкивала неудовлетво­ренность общим положением дел в бывших социалис­тических странах. Поэтому не будет преувеличением обозначить современную, «ожившую» в последнее десятилетие концепцию «гражданского общества» в качестве демократической альтернативы авторитар­ному социализму.

В свое время социализм появился на исторической сцене с двумя великими целями-обещаниями, пробу­дившими большие надежды: 1) новой демократии, бо­лее широкой и содержательной, чем все предшествую­щие; 2) новых экономических отношений, ведущих к равенству и благосостоянию, т. е. удовлетворению человеческих потребностей на основе принципа распределения по труду (и по потребностям в перспек­тиве).

На практике же с самого начала вместо расширения демократии началось ее сужение, а с установлением пролетарской диктатуры произошло не только отри­цание прав человека и его свобод, но проявились без­законие и насилие. Что касается второго обещания, то реальный социализм вместо удовлетворения челове­ческих потребностей ввел различного рода «диктатуру над потребностями», создал жесткую и авторитарную систему социально-экономического и политического регулирования, основной целью которой стало уста­новление контроля над обществом. В результате сузи­лась и угасла инициатива масс, ослабла их мотивация к созидательной деятельности в рамках нового строя, которая вначале была реальной политической и мо­ральной движущей силой. Данная движущая сила, с одной стороны, опиралась на привлекательные цели, а с другой — на так называемую негативную легитима­цию, т. е. на непопулярность старых режимов, что и привело их к кризису. Поскольку в социалистиче­ских странах общество оказалось полностью подчи­ненным авторитарному государству, т. е. олигархиче­ским структурам, в иерархии которых весьма важную роль играла коммунистическая партия, то проистекав­шие из этого политический волюнтаризм и полити­ческая вседозволенность вытеснили идею о верховен­стве права.

В социалистических странах длительное время гос­подствовало убеждение, что государство — лучший «сторож» общества и соответственно социализма. Раз­личные социалистические теории об отмирании го­сударства отмирали сами, а государство не только оставалось, но и укреплялось, все больше обюрокрачи­ваясь и отчуждаясь от граждан. Парадокс социалистического государства заключался в том, что его руково­дители и коммунистическая партия, которая им управ­ляла, не осознавали, что, усиливаясь таким образом, в общественном плане они становились слабее. Со­циалистическое государство существенно сузило авто­номию социальности и гражданского общества, обес­печив себе контроль над всеми сферами общества. К сожалению, со временем усилились также регулятивные, политические, идеологические, репрессивные и другие функции государственного аппарата.

Когда сегодня употребляется термин «гражданское общество», то это не означает «возврат назад». Речь идет о термине, который дает возможность охватить, включить предшествующее знание о социалистических и других обществах и исправить то, что в социа­лизме было ошибочно, например отношения государ­ства и общества. Гражданское общество опирается на достижения и опыт развитых стран, на результаты современных научных исследований. Любая попытка механического копирования, трансплантации или имитации бесплодна. Необходимо анализировать ли­беральную и социалистическую традиции, их взаимовлияние и синтез в известных школах и теориях, имея в виду, что либерализм эволюционировал к социаль­ному либерализму, а социализм стал более восприимчив к некоторым либеральным ценностям.

Российские проблемы

Рассматривая основные элементы гражданского об­щества применительно к российским реалиям, следует исходить из того, что право и свободы человека и гражданина являются основной детерминантой политической системы общества, которое стремится быть открытым и демократическим. Положение чело­века в социалистическом и постсоциалистическом об­ществах намного важнее, чем другие элементы, через которые определяли социализм до сих пор. Это были собственность на средства производства, господство­вавший тип общественного распределения, монополь­ное положение коммунистической партии. В рамках теоретической посылки, что постсоциалистическим обществам следует возвратить «человеческое лицо», должно быть реабилитировано и понятие граждан­ства, т. е. следует возвратить человеку политическую и экономическую субъектность, моральную, религиоз­ную и творческую автономию. Трудно предположить, что человек может быть свободным, когда экономиче­ская монополия любого рода неизбежно служит ограничением его активности.

За годы реформирования в России произошли су­щественные изменения в направлении формирования гражданского общества. Возникли элементы рыноч­ной инфраструктуры, в первую очередь банковской и торговой, был ликвидирован в значительной мере товарный дефицит, приостановлен интенсивный рост цен. Однако на фоне позитивных изменений проис­ходят падение производительности труда и ослабле­ние его мотивации, сокращается объем производства, снижаются качество и уровень жизни широких масс населения.

На протяжении последнего десятилетия в России идет массовое обнищание населения в целом, и осо­бенно тех социальных слоев (средние слои, моло­дежь), которые должны быть наиболее заинтересова­ны в развитии гражданского общества. Положение тех, у кого основным источником доходов остается заработная плата и социальные выплаты, продолжает ухудшаться несмотря на то, что большинство работаю­щих продолжают трудиться добросовестно. Около 22% населения России в 1997 г. имели денежные доходы ниже прожиточного минимума2. Одна треть населе­ния едва сводит концы с концами. Значительно ухуд­шилось положение работников бюджетной сферы (особенно если учесть постоянно сохраняющуюся за­долженность по выплате заработной платы). В настоя­щее время размер ставок (окладов) работников первых 14 разрядов единой тарифной сетки ниже прожиточ­ного минимума. Межотраслевое и межрегиональное неравенство в заработной плате также продолжает углубляться, составив в 1997 г. отношение 1:10. К этому еще следует добавить и рост безработицы — 9% эконо­мически активного населения. А если учесть скрытую безработицу, то этот процент значительно возрастет. Ситуация резко усложняется, если вспомнить о слабой материальной базе культуры, образования, искусства, всей духовной жизни в целом как важнейшей предпо­сылке развития гражданской культуры и гражданского общества. Равенство в бедности в обществе, которое традиционно не было склонно к социальным различи­ям, создает солидную социальную основу для автори­тарного режима, комбинируемого с националистиче­ским популизмом.

Процесс ускоренного социального расслоения охватывает российское общество неравномерно. Все резче верхние слои отделяются от массовых слоев, концентрирующихся на полюсе бедности. Наклады­вающиеся друг на друга процессы обнищания населе­ния и растущего социального расслоения приводят к гипертрофированным формам социального нера­венства и, образно говоря, создают «поле слез» и «поле чудес». Разрыв в уровнях зарплаты 10% самых низко­оплачиваемых и 10% высокооплачиваемых россиян в декабре 1997 г. был 13-кратным (по официальным данным, которые существенно занижены). В странах с рыночной экономикой такое соотношение не пре­вышает, как правило, 5 раз. Следует отметить, что приведенные цифры характеризуют легальный сегмент экономики. Подобное соотношение чревато социаль­но-политическими потрясениями, а не социальным миром.

Результаты социологических исследований под­тверждают, что в массовом сознании создается пред­ставление о том, что богатство в наше время приоб­ретено многими индивидами и группами несправед­ливо. На вопрос: «Что помогло разбогатеть многим людям сегодня?», заданный в рамках ежегодного ис­следования Института социологии РАН, 88% ответили, что помогла занимаемая ранее влиятельная долж­ность; 84% — разграбление и присвоение государ­ственной собственности; 84% — родственные связи и лишь 14% ответили, что помогла предприимчивость.

В современном российском обществе средний класс, как он понимается в западных сообществах, находится в зародышевом состоянии. Если процесс реформирования России удастся направить в благо­приятное русло, то вследствие изменений в экономи­ческой структуре средние слои будут все более погло­щать прежние социальные слои и классы и станут важной социальной силой. Правда, сегодня трудно сказать, станут ли они гарантом развития гражданско­го общества, как на Западе, поскольку «новые русские» ориентированы пока не на производство, а на пере­распределение благ, и это обстоятельство может ока­заться решающим для будущего страны.

Большинство российского населения стало равным в бедности и сильно зависимым от государства, вер­нее, от государственных чиновников, бюрократии (за­держки с выплатой зарплаты, отсутствие частной собственности у большинства населения и т. д.).

Формирование и развитие институтов гражданско­го общества предполагает наличие свободных, эконо­мически независимых, самостоятельных и самоосоз­нающих себя граждан. Это сложно сказать о гражда­нах России, поскольку сужается пространство индивидуальной свободы и прав (скажем, право на труд фактически поставлено под угрозу).

Существенным элементом гражданского общества является верховенство права. Это шире, чем идея пра­вового государства. Идея правового государства при­шла из немецкой политической и правовой теории и вначале означала ограничение государственной ад­министрации правом, законом. Но само государство могло быть авторитарным, так как концепция право­вого государства не ограничивает принимающего законы в том, каковы должны быть эти законы и до каких границ по отношению к правам человека они могут распространяться. Поэтому правовое государство могло быть не только авторитарным, если зако­нодательный орган не избран демократически, но и тоталитарным, когда законы простираются на все стороны общественной и частной жизни, т. е. возмож­на так называемая «тоталитарная демократия», или ти­рания большинства с помощью закона.

Немецкая теория была подчеркнуто этатистской. И у Гегеля государство понимается как сфера обобще­ствления, которая в ценностном и в правовом смысле стоит над обществом. В свою очередь идея о господ­стве права, развиваемая в англосаксонской полити­ческой и правовой философии, намного шире и боль­ше соответствует пониманию правового государства в наше время. Верховенство права подразумевает, что ни один субъект не может нарушать установленные правила, в том числе и законодатель. Меньшинству также гарантированы необходимые права, а сами пра­вила устанавливаются в соответствии с определенны­ми принципами и в рамках демократических учрежде­ний. «Ни для одного человека, находящегося в граж­данском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества»,— писал в свое время Дж. Локк. Единые требования предъявляются ко всем чле­нам гражданского общества, где двойной стандарт не­приемлем и морально осуждается. Но в то же время, как писал в свое время В. О. Ключевский, «право — ис­торический показатель, а не исторический фактор, термометр, а не температура... Закон — рычаг, который движет тяжеловесный, неуклюжий и шумный паровоз общественной жизни, называемый правительством, рычаг, но не пар». И тем не менее без правового госу­дарства, когда само государство, все социальные об­щности, отдельный индивид уважают право и находят­ся в одинаковом отношении к нему, нет гражданского общества. Право здесь выступает способом взаимосвя­зи государства, общества и индивида. Верховенство закона, гарантии прав личности, взаимная ответствен­ность государства и личности, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судеб­ную — необходимые условия невмешательства госу­дарства в дела гражданского общества.

В настоящее же время в России чиновничий ап­парат, представляющий государство на всех уровнях, воспользовавшись «смутным» переходным временем, осуществил «приватизацию государства», «переписав на себя» гигантские «ломти» бывшей госсобствен­ности (например, «Газпром» и др.). Парадоксальным образом у нас реализовалась Марксова оценка прус­ского государства как «частной собственности бюро­кратии».

В российском обществе получила широкое распро­странение коррупция. Криминализированное и кор­румпированное государство — основное ^препятствие для развития гражданского общества. Т. Пейн в свое время справедливо предупреждал, что деспотическое государство — вид гриба, вырастающего на «почве» коррумпированного общества.

Все это вместе взятое в условиях правового бес­предела привело к разрушению целостности россий­ского общества, росту в нем аномии, если воспользо­ваться термином Э. Дюркгейма. Свидетельством чему является то кризисное состояние, которое фиксиру­ется по всем социально-экономическим и другим по­казателям ООН и существенно сужает рамки развития гражданского общества в России. В настоящее время население в своем большинстве не доверяет ни од­ному из институтов власти (правительство, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, руководите­ли регионов, суд, милиция, прокуратура и т.д.): от 50 до 6896 опрошенных в мае 1996 г. отказали им в доверии. И данная тенденция еще усилилась в по­следующие годы.

Ослабление государственной власти в условиях не­развитого гражданского общества — большая пробле­ма. Только тогда, когда человек как индивид превращается в экономического и политического субъекта, он естественно включается в более широкие эконо­мические и политические ассоциации и общности, результатами деятельности которых обменивается с другими людьми. Это ведет к усложнению эконо­мической жизни.

Отношения личного, частного и общественного в гражданском обществе должны быть уравновешены, ибо концепция гражданского общества подразумевает и определенную автономию общественных сфер.

Автономия общества — важный элемент граждан­ского общества, означающий самостоятельность и са­модеятельность различных общественных сфер и ас­социаций: экономики, т. е. производства в широком смысле, профсоюзов, университетов, печати, науки, общественных объединений граждан, церкви, религи­озных объединений и т. д. Роль государства по от­ношению к этим общественным агентам должна сво­диться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила игры, которых не­обходимо придерживаться, чтобы сохранить права и свободы для всех членов общества. Экономический, социальный, политический и культурный плюрализм, являющийся альфой и омегой гражданского общества, устанавливается на основе автономии общественных факторов, прав и свобод человека и гражданина.

Автономия различных сфер общества подразумевает, что они могут самоорганизовываться в соответствую­щие ассоциации, демократическая внутренняя жизнь которых имеет важное значение для гражданского общества. Существующие ныне в российском обществе многочисленные самостоятельные ассоциации, обще­ства, организации, движения создают неплохие предпо­сылки для дальнейшего развития гражданского обще­ства. Однако опыт развития трансформирующихся об­ществ, в том числе и России, свидетельствует о том, что появление добровольных ассоциаций, направленных против господства государства, нередко приводило к их соперничеству друг с другом за право представлять народ, результатом чего было и «огосударствление», т. е. превращение в составную часть государственной влас­ти (например, военизированные отряды казачества). Бесспорен также и факт, что в борьбе за народную поддержку значительное влияние приобретали движе­ния, выступавшие с националистическими лозунгами.

Это вело к негативным последствиям, блокирую­щим и вытесняющим гражданское общество, когда вместо формирования различных демократически ориентированных движений, инициатив, партий, идей возникают противостоящие друг другу демокра­тические и национальные идеи и движения, причем сегодня в России национально ориентированные субъекты (движения, партии, идеи) нередко домини­руют над демократическими.

Это обстоятельство объективно работает против самой идеи гражданского общества, которая, по опре­делению, не«,может быть реализована в политических границах закрытого национального государства. Гражданское общество в полном смысле этого слова должно быть открытым обществом. Декларируемое национальное общество, как правило, — это подтвер­ждает опыт европейской истории — закрытое и авто­ритарное общество.

Важным элементом гражданского общества являет­ся «гражданская культура», основу которой составляет демократическая политическая культура. В странах Восточной Европы преобладает авторитарный менталитет, проявляющийся в авторитарной политической культуре. Консенсус по поводу основных социальных ценностей, без чего невозможно развитие граждан­ского общества, подлинная интеграция людей в обще­стве до сих пор не достигнуты. На этой почве возникла ситуация аномии, когда одна ценностно-нормативная система разрушена, а другая еще не сформировалась. Значительное число граждан ощущает отчуждение от социальных процессов, свою социальную невостребованность. В обществе нет устоявшейся политической системы, нет четкой экономической политики, нет общей идеологии, нет общепринятой системы ценно­стей. В этих условиях проявляется новая тенденция, характеризующаяся комбинацией элементов новой гражданской культуры с элементами старой традици­онной авторитарной культуры. Из первой берется идея (преимущественно номинально) об участии граждан в управлении, которая, однако, все более раз­мывается в пользу господствующих элит путем насаждения теории о необходимости предоставления реаль­ных рычагов управления избранным и подготовлен­ным и о рациональности как легитимной основе (в веберовском понимании). В условиях нарастания аномии усиливаются авторитаристские настроения — воз­растает потребность в сильном лидере, в авторитар­ном государстве.

Эта постоянно присутствующая сегодня в россий­ском обществе опасность значительно возрастает, ко­гда вместо дихотомии «гражданское общество (поли­тическое) — государство» все четче прослеживается дихотомия «элита — масса». На вопрос: «В чьих интересах действует правительство в настоящее время?» — 52% респондентов ответили: «В интересах отдельных групп», 25,8% — «В интересах богатых слоев» и только 3,8% — «В интересах общества»3.

Экономическое положение в обществе высшего слоя, составляющего по разным исследованиям от 5 до 10% населения, резко отличается от положения остальных слоев. Этот слой концентрирует в своих руках как экономическую, так и политическую власть, что в условиях отсутствия демократических институ­ций серьезно влияет на социоэкономическое положе­ние остального населения.

В последнее время все активнее на первый план выдвигается идея соединения правового и социаль­ного государства с целью синтеза институтов либера­лизма (свобода, верховенство права и т. д.) и некото­рых традиционных требований социализма (забота о благосостоянии граждан; создание достойных усло­вий их существования, благоприятной среды обита­ния для всех; обеспечение определенной степени со­циального равенства; солидарность, общественная за­бота о слабых, поддержка талантливых и т. д.).

Социально ориентированное государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основан­ный на принципах социальной справедливости, со­циального сотрудничества и гражданского согласия. Оно берет на себя ответственность за поддержание стабиль­ного социально-экономического положения своих граждан и социального мира в обществе. Многие индуст­риально развитые страны сегодня стремятся реализовать такой подход в государственном строительстве. При подобном подходе государство понимается как меха­низм управления делами общества, т. е. регулирования общественных отношений и учета интересов различных групп населения, снятия или смягчения противоречий и поиска гражданского согласия, иными словами, как механизм, осуществляющий функцию интегрирования общества, в котором сталкиваются групповые интересы не только на классовой основе, но и на национальной, конфессиональной, экономической и др. При этом государство воспринимается не как безликое коллектив­ное сообщество граждан, в котором индивидуальность растворена, а как объединение свободных индивидов на солидарной основе. Этот синтез нелегок и непрост, так как часто речь идет о противоположных идеях. Нелегко примирить, например, конкуренцию и рынок с неко­торыми идеями о ликвидации эксплуатации и с участи­ем в управлении производителей; идею социального партнерства — с прибылью как мотивацией к труду и т. д. Либеральное государство не оглядывается на «социальный вопрос», который должно было решать социалистическое государство, а последнее не обеспе­чивало свободу человеку и творчество (в том числе и экономическо-производительное), поэтому поиск путей синтеза внешне полярных идей труден, но не­обходим. Концепция правового государства сегодня должна дополняться и корректироваться, по крайней мере минимальными элементами социального государ­ства, хотя вполне очевидно, что фактические гарантии, особенно социально-экономических прав и свобод, зависят не только от принятых подходов и деклариру­емых принципов, но и от реальных возможностей самого государства.

Встает вопрос: в какой мере концепция гражданско­го общества и правового государства вписывается в нашу действительность, где политическую жизнь ха­рактеризуют авторитарность и всплески националистических и популистских заявлений политических лидеров? Современное российское общество является квазигражданским, его структуры и институты, обла­дая многими формальными признаками гражданского общества, не выполняют в полной мере его функции. С этим и связана часто звучащая пессимистическая оценка перспектив развития гражданского общества в современной России, объясняющая это российской спецификой. В преодолении такого состояния, обусловленного процессом трансформации, вклю­чающим в себя противоречия процессов деэтатизации, деидеологизации, приватизации, и состоит спе­цифика современного этапа развития всех постсоци­алистических обществ, включая Россию.

Дело в том, что перед государствами этих стран встала задача создания новых взаимоотношений с гражданским обществом, находящимся в стадии ста­новления. У населения традиционно сильны надежды на помощь со стороны государства, так как ценности свободы, частной собственности, индивидуализма длительное время не имели широкого распространения в общественном сознании. Поэтому ослабление социальной функции государства привело к росту конфликтов на постсоветском пространстве. Камнем преткновения становится и аппарат государственного управления, который явно «не дотягивает» до веберовских стандартов рациональной бюрократии, допуская такую степень индифферентности по отношению к обществу, которую в наше время не может себе позволить даже самое либеральное из современных западных обществ4. Сегодня этот аппарат фактически бесконтролен.

Подводя некоторые итоги, можно сделать вывод, что для создания необходимых предпосылок развития гражданского общества в России требуется выполне­ние ряда условий, и прежде всего учета того, что длительное подавление элементов гражданского обще­ства определило неуправляемый, нередко разруши­тельный характер демократических преобразований в России, ориентированных по преимуществу на уничтожение созданных ранее социальных институ­тов (как сферы «несвободы») и поощрение стихийных тенденций общественного развития («свободы»), что в условиях неупорядоченности правовой составляю­щей приводит к хаотичному состоянию общества, усиливаемому эффектом поликультурности, поликонфессиональности и полиэтничности.

Цитируемая литература

1 Грамши А. Избр. соч. Т. 3. М., 1957. С. 200.

2 Россия в цифрах. М., 1997. С. 51.

3 См. подробнее: Гражданское общество: теория, история, современность / Отв. ред. 3. Т. Голенкова. М., 1999. С. 25.

4 См.: Облонский А Бюрократия: теория, история, современность // Знамя. 1997. № 7.

Глава четвертая                                  

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Политическая культура является одной из наиболее распространенных и вместе с тем неоднозначных концепций в современной политологии и полити­ческой социологии. В последнее десятилетие наблюдается активизация научных поисков содержания ее составляющих, а также определения новых приложе­ний в рамках различных дисциплин. Термин «полити­ческая культура» стал широко использоваться не толь­ко в научном, но и в политическом языке средств массовой информации. Поэтому в поисках ответов на практические вопросы исследователи с неизбежно­стью сталкиваются с необходимостью теоретико-ме­тодологического осмысления феномена полити­ческой культуры на основе нового знания и нового опыта в связи с тем, что этот феномен рассматрива­ется в обществознании в рамках различных исследо­вательских парадигм. Предлагаемый обзор теоретиче­ских подходов позволит, кроме того, более точно выстроить как теоретико-методологические, так и прикладные основания анализа политической культуры в рамках политической социологии с учетом сложившихся исследовательских традиций.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 212.