Александр I (1777—1825), российский император (с 1801 г.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первенец императора Павла I и императрицы Марии Федоровны. Сразу после рождения Александр был взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной II, которая намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела. В воспитатели к Александру по рекомендации Д. Дидро был приглашен швейцарец Ф. Ц. Лагарп, республиканец по убеждениям. Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, сочувствовал полякам, лишившимся государственности после разделов Польши, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал политическую систему российского самодержавия. Вместе с тем в последние годы царствования бабки Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. Свои чувства ему приходилось тщательно скрывать, что способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. Александру постоянно приходилось иметь как бы две маски: одну для бабки, другую для отца. В 1793 г. его женили на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем. В этом браке родилось двое дочерей, но обе умерли малолетними.

Считается, что незадолго до своей смерти Екатерина II предполагала завещать Александру престол в обход сына. По-видимому, внук был в курсе этих ее планов, но принять престол не согласился. После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось, ибо ему приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность. Отношение же Александра к политике отца носило резко критический характер. Именно эти настроения Александра способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят его отцу жизнь и будут добиваться лишь его отречения. Трагические события 11 марта 1801 г. серьезно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней.

Уже после восшествия на престол разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 г. военным министром, и М.М. Сперанского.

Одним из парадоксов внутренней политики Александра послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости. В последние годы жизни Александр вновь нередко говорил о намерении отречься от престола и «удалиться от мира», что после его неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о «старце Федоре Кузьмиче». Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был затем похоронен не Александр, а его двойник, в то время как царь еще долго жил старцем-отшельником в Сибири и умер в 1864 г. Но никаких документальных подтверждений этой легенды не существует.

Непременный совет и негласный комитет. Время преобразований.

Александр Павлович знал о заговоре, который ставил своей целью отстранение его отца, императора Павла I, от власти, но ему было обещано, что будут требовать только отречения от престола, но жизнь Павла должна быть сохранена. В половине первого ночи в его комнату вошел граф Петр Алексеевич Панин и сообщил Александру Павловичу о смерти отца. Александр Павлович чуть не упал в обморок: ведь теперь будут говорить, что он убийца. Но граф жестко потряс его за плечи и прокричал: «Довольно быть мальчишкой! Извольте царствовать!» Однако чувство вины преследовало Александра I до самого конца жизни.

Поскольку власть ему досталась в результате дворцового переворота, он оказался в зависимости от тех, кто добыл ему трон. К тому же за спиной заговорщиков стояла партия старых екатерининских вельмож — влиятельная и многочисленная. Главным для этих людей было сохранение прежних порядков. Не случайно в манифесте о восшествии на престол Александр обещал «управлять Богом нам врученный народ по закону и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей».

Первые указы императора подтверждали это обещание. Были изданы указы об отставке всем уволенным с военной и гражданской службы без суда, объявлена амнистия политическим заключенным и беглецам, укрывшимся за границей, снят запрет на ввоз различных промышленных товаров, отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз из-за границы книг и т. д. В полном объеме было восстановлено действие Жалованных грамот дворянству и городам.

Но разрабатывать план грядущих реформ император собирался не со старыми вельможами, а со своими «молодыми друзьями». Еще в марте 1801 г., он сформировал вокруг себя Негласный комитет из числа «молодых друзей» (граф П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н.Н. Новосильцев). Он носил неофициальный характер, что видно даже из его названия, и действовал недолго — с 1801 по 1805 гг. Главная его задача заключалась в помощи императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Провести данную реформу в полной мере не удалось по целому ряду причин — тут и начавшиеся войны с наполеоновской Францией, и неготовность дворянского сословия к подобным реформам и многое другое. Но в период своего существования Негласный комитет успел приложить руку к целому ряду преобразований: рассмотрел вопросы осуществления сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета», занимался крестьянским вопросом и т.д. Правда, знаний и опыта у членов Комитета явно не хватало, и частенько приходилось пользоваться услугами опытных вельмож, которых Александр «не желал бы иметь у себя и лакеями».

Важнейшей реформой правительства Александра I в сфере государственного управления стала реформа 1802 г., заменившая петровские коллегии министерствами. К началу XIX в. система коллегий уже не могла нормально справляться с управлением жизнью государства. Нередко коллегии подменяли друг друга: так, например, Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии могли выполнять одни и те же функции. Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие области государственной жизни — полиция, просвещение, медицина, почта и др. Ликвидировать эти пробелы и должны были министерства.

Согласно Манифесту от 8 сентября 1802 г., учреждались восемь министерств:

Министерство военных сухопутных сил,

Министерство морских сил,

Министерство иностранных дел,

Министерство юстиции,

Министерство внутренних дел,

Министерство финансов,

Министерство коммерции,

Министерство народного просвещения.

Позднее, за счет реорганизации, количество министерств выросло.

Во главе министерства стоял министр с товарищем (заместителем). При министре работал совет и канцелярия. Само министерство делилось на департаменты, состоящие из отделений, которые делились на столы.

Правом контроля за министрами, которых назначал лично царь, наделялся Сенат. В 1811–1812 гг. Комитет министров получил статус высшего административного органа в империи.

В 1810–11 гг. увидели свет подготовленные М.М. Сперанским законопроекты «О разделении государственных дел на особые управления» и «Общее учреждение министерств». Они разделяли все государственные дела «в порядке исполнительном» на пять главных частей:

· внешние сношения, которые находились в ведении министерства иностранных дел;

· устройство внешней безопасности, которое поручалось военному и морскому министерствам;

· государственная экономия, которой ведали министерства внутренних дел, просвещения, финансов, Государственный казначей, Главное управление ревизии государственных счетов, Главное управление путей сообщения;

· устройство суда гражданского и уголовного, которое поручалось министерству юстиции;

· устройство внутренней безопасности, вошедшее в компетенцию министерства полиции.

Также провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления — министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий. Число министерств и приравненных к ним Главных управлений таким образом достигло двенадцати.

Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Указом о правах Сената он определялся как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовать перед государем. Именно этот пункт через несколько месяцев стал причиной конфликта царя с Сенатом, когда была сделана попытка опротестовать доклад военного министра, уже утвержденный императором; речь шла об установлении сроков обязательной службы дворян, не выслуживших офицерского чина. Сенат усмотрел в этом нарушение дворянских привилегий. В результате конфликта последовал указ, запрещавший Сенату делать представления на вновь изданные законы. Таким образом Сенат был фактически низведен до прежнего положения. В 1805 г. он был преобразован в чисто судебное учреждение с некоторыми административными функциями. Главным органом управления стал, по сути, Комитет министров.

Изменениям подвергся и Святейший Синод. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

В 1803 г. началось осуществление реформы в области образования. Было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внёсшее новые принципы в систему образования:

· бессословность учебных заведений;

· бесплатность обучения на низших его ступенях;

· преемственность учебных программ.

Появилось четыре уровня системы образования: университет, гимназия в губернском городе, уездные училища и одноклассные приходские училища.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Было образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями стояли учёные советы при университетах.

Основаны пять новых университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба — в 1804). Открытый в том же 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в университет позднее — в 1819 г.

В 1804 г. был издан Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: возможность самим выбирать ректора и профессуру, право собственного суда, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

В том же году издан первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Были основаны и привилегированные средние учебные заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 г. — Нежинский на Украине.

Создавались специализированные высшие учебные заведения — Московское коммерческое училище (1804 г.), Институт путей сообщения (1810 г.). По-прежнему, однако, образование оставалось недоступным для значительной части населения, прежде всего крестьян.

Однако уже в 1820 г. в университеты направлена инструкция о «правильной» организации учебного процесса, что говорило о вмешательстве государства в университетскую автономию. В 1821 году началась проверка выполнения инструкции 1820 г., проводившаяся очень жёстко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.

Деятельность М.М. Сперанского.

В 1808–1809 гг. статс-секретарь Александра М.М. Сперанский разработал проект «Введения к уложению государственных законов» — фактически это был план преобразования политического строя в России «в целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя». Реализация плана Сперанского должна была превратить Россию в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным парламентом.

Претворение этого плана в жизнь началось в 1809 г., когда появились указы, по которым прекратилась практика приравнивания придворных званий к гражданским, позволявшая сановникам переходить с придворной службы на высшие должности в государственном аппарате, а также вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. Это должно было упорядочить деятельность государственного аппарата, сделать ее более профессиональной.

Важнейшей частью проекта была идея о необходимости разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Для координации работы всех ветвей власти предлагалось создать Государственный совет в качестве совещательного органа при императоре. Однако император сохранял всю полноту власти, им, к примеру, назначались министры и сенаторы.

В проекте Сперанского прописано и распределение прав между различными сословиями:

· дворянство имеет гражданские и политические права;

· «среднее состояние» — купцы, мещане, государственные крестьяне — имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде);

· «народ рабочий» — помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги — имеет общие гражданские права (гражданская свобода личности).

    Были предусмотрены выборы — четырёхступенные с имущественным цензом для избирателей: помещиков-землевладельцев и верхов буржуазии.

Но проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I принял решение лишь о создании Государственного совета, который и был учрежден 1 января 1810 г. Госсовет стал законосовещательным органом при императоре. В его состав входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемые императором. Фактически Госсовет всего лишь высказывал Александру свое мнение по поводу различных законопроектов, само решение оставалось за царем. Председателем Государственного совета являлся сам Александр I или один из его членов по назначению императора. С 1812 г. председатель Госсовета одновременно становится главой Комитета министров.

В 1810 г. император Александр I утвердил налоговую реформу М.М. Сперанского. С тем чтобы вывести Россию из катастрофического положения, план требовал «сильных мер и важных пожертвований»: 1) изъятия из обращения ассигнаций и образования капитала для их погашения; 2) сокращения расходов всех государственных ведомств; 3) установления жесткого контроля над государственными расходами; 4) устройства монетной системы; 5) развития торговли как внутренней, так и внешней; 6) установления новых налогов.

Доходы, поступавшие во все ведомства, отныне могли расходоваться только с разрешения министра финансов с последующим утверждением Государственным советом. Особый капитал погашения, необходимый для покрытия ассигнаций, создавался за счет распродажи государственного имущества в частную собственность (казенные леса, арендные имения и др.). Купцам первой гильдии и иностранным капиталистам разрешалось покупать казенные имения с крестьянами. Вводилась пошлина на винокурение, была проведена новая перепись, выявившая четкое число налогоплательщиков.

Стало более серьезным и само налоговое бремя. Подушная подать увеличилась с одного рубля до трех, выросли косвенные налоги (так, цена на соль выросла с 40 коп. до 1 руб. за пуд). Был введен прогрессивный налог на доходы помещиков: от 500 руб. дохода и выше он составлял 1%, с 18 тыс. руб. он возрастал, доходя до 10%. Важной мерой по стабилизации финансового состояния явилось и установление налогов с дворянских имений, ранее освобожденных от податей. Дворяне впоследствии этого Сперанскому не простят.

За главную монетную единицу был принят серебряный рубль. Принимались меры для увеличения количества мелкой серебряной монеты, которой он предлагал заменить медную. Таким образом, он пытался восстановить доверие к ассигнациям, облегчив их размен на монету.

В итоге к 1811 г. дефицит государственного бюджета сократился до 6 млн. руб. (в 1809 г. он равнялся 105 млн. руб.), доходы возросли до 300 млн. руб. Но не удалось предполагаемое сокращение расходов, так как полным ходом шли приготовления к войне с Наполеоном.

Все эти меры сопровождались разработкой таможенного тарифа и торгового уложения. Эти меры помогли выстоять промышленности России в тяжелые годы континентальной блокады. Тариф Сперанского сыграл очень важную роль в борьбе с торговой экспансией Франции, когда впервые целый ряд французских товаров был обложен солидной пошлиной.

Сперанским впервые в отечественной истории внесены начала отчетности и проверки финансового состояния страны. Теперь бюджет России обсуждался не одним или двумя лицами, а Государственным советом, министерством финансов. В какой-то мере устанавливался контроль за бюджетом, устранялся произвол в финансовых делах.

В 1809 г. вышел разработанный Сперанским указ о новом порядке получения чина коллежского асессора (8-й класс). Этот чин давал своему владельцу право перехода в дворянство. Теперь для получения этого 8-го класса был необходим либо диплом об окончании университета, либо сдача специального, довольно сложного, экзамена. Это нововведение вызвало серьезное раздражение у массы чиновников и восстановило их против Сперанского.

Так или иначе, проекты Сперанского были обречены на неудачу. Дворянство боялось любых перемен, справедливо подозревая, что в конечном итоге эти перемены могут привести к ликвидации крепостного права. Дело осложнялось и приближением войны с Наполеоном. Отчаянное сопротивление верхушки дворянства, интриги и доносы на Сперанского (его обвиняли в масонстве, в революционных убеждениях, в шпионаже) в конечном итоге нашли неожиданную поддержку со стороны историка Н.М. Карамзина, передавшего императору «Записку о древней и новой России» — своего рода обобщенное выражение взглядов консервативного направления русской общественной мысли.

По мнению Карамзина, самодержавие — единственно возможная для России форма политического устройства. На вопрос, можно ли хоть какими-то способами ограничить самовластие в России, не ослабив спасительной царской власти, он отвечал отрицательно. Любые перемены, «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Однако, признавал Карамзин, «сделано столько нового, что и старое показалось бы нам опасною новостью: мы уже от него отвыкли, и для славы государя вредно с торжественностью признаваться в десятилетних заблуждениях, произведенных самолюбием его весьма неглубокомысленных советников... надобно искать средств, пригоднейших к настоящему». Спасение же автор видел в традициях и обычаях России и ее народа, которым вовсе не нужно брать пример с Западной Европы. Одна из таких традиционных особенностей России — крепостничество, возникшее как следствие «естественного права». Карамзин спрашивал: «И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам, откупщикам и судьям бессовестным? Нет сомнения, что крестьяне разумного помещика, который довольствуется умеренным оброком или десятиною пашни на тягло, счастливее казенных, имея в нем бдительного попечителя и сторонника».

Развязка наступила в марте 1812 г., когда Александр объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей, и он был сослан в Нижний Новгород, а затем и в Пермь.

Указом Александра I от 30 августа 1816 г. Сперанский все-таки был прощен и назначен пензенским губернатором. Позже, в 1819-1822 гг., он стал генерал-губернатором Сибири. По результатам ревизии Сибири Сперанский в сотрудничестве с будущим декабристом С.Г. Батеньковым разработал «Сибирское уложение» — свод законов по управлению Сибирью. В нем впервые был изложен правовой статус коренных сибирских народов и принципы правительственной политики в отношении их. Почти в неизменном виде это «Уложение» действовало вплоть до начала ХХ в.

В 1822 г. Сперанский по протекции Аракчеева вернулся в Петербург.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 188.