Главные ориентиры исламского государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Руководствуясь книгой Аллаха и завещанием Пророка Мухаммада (с.а.а) мусульмане вырвались за пределы Аравли и посвятили свою жизнь призыву, претворению в реальность постулатов ислама.

За 100 лет мусульмане завоевали огромные территории в Азии, Африке, Юго-Западной Европе, им покорились провинции иранской династии Сасанидов, большая часть Испании (Андалусия).

Призывая к истине, арабы и не арабы первых поколений не стремились к власти, принимая официальную должность, получали ее как испытание на прочность веры. Объединение миссией веры, без национальных предрассудков, мусульмане создавали в мире условия для духовного развития всех граждан халифата независимо от вероисповедания, нации, сословия.

Вчерашние кочевники, столкнулись с культурой завоеванных стран, начали ее изучать, переводить труды ученых античности, перенимать опыт в материальной сфере, ориентирами в установлении законов и образцом правления были справедливость, равенство, приоритет человеческого достоинства, ответственность за свои деяния. Активная позиция, требование действия имели моральную основу монотеизма. Экономика, политика, суд, дипломатия – все должно было решать задачу установления Царства Божьего на земле. Таковы были цели планы первых поколений мусульман уникального сообщества в истории, которое дало импульс жизни странам, нациям, погрязшим в междоусобных войнах, во мраке магии, колдовства, угнетения, во всевозможных пороках.

Мусульман встречали как освободителей, во многих странах, где простое учение Иисусу Христа было искажено до неузнаваемости богословами, воевавшими друг с другом. Истинных последователей правоведного пророка Исы истребила церковь. Там, где сохранилось чистое представление о единобожии, христиане добровольно принимали ислам. Государство защищало всех своих граждан, независимо от вероисповедания, исходя из Коранического принципа «Нет принуждения в религии» [c 2:256].

Но необходимо заметить, что претворение в жизнь самых справедливых законов всегда встречает сопротивление со стороны темных сил, корыстных, враждебных слуг дьявола, стремящихся расколоть плотные ряды единобожников, что удалось им после правления праведных халифов.

2. Расцвет науки, культуры, образования в Халифате.

Ислам объединил людей всех наций, рас, сословий по принципу веры, преданности и любви к Аллаху. Сподвижники и их последователи, искренность и чистота души подняла их на новый уровень интеллектуального и духовного развития. В них открылись жажда познания, стремление утвердить и прославить атрибуты Бога на земле.

Коран призывает к знанию и расширению сознания, освоению нового, давая толчок развитию общества.

Строительство новых городов, возведение садов, парков, научных центров, больниц по всему Халифату за 100-200 лет было делом государственной важности, что вызывало мощный приток ученых, ремесленников, торговцев из соседних, немусульманских стран. В Багдаде при Халифе Мамуне в IX веке был основан дом мудрости (байталь-хихма), прообраз современных академий и университетов. В нем учились и работали люди разных наций, рас, религиозных убеждений – арабы, тюрки, греки, персы, индийцы, китайцы и др.

При халифах Мансуре, Мамунеи Харуне-ар-Рашиде, ценителях просвещения, науки и искусства, были переведены на арабский язык труды античных, персидских, индийских ученых по медицине, астрономии, математике и многих других отраслей знаний. В первые века Ислама, когда было мало ученых мусульман, ученые-иудеи и христиане ценились очень высоко и отношение к ним было превосходное со стороны властей и общества.

Переводы делались на первом этапе с греческого на арамейский, а на втором – на арабский. Во главе команды переводчиков стоял образованнейший христианин Хунайн иби Исхан (809-873 гг.). Переводы трудов древних греков развили интеллектуальную активность мусульман, вступивших в дискуссии, обмен идеями. Все учение греков тщательно пересматривались и перерабатывались с точки зрения ислама. Появились религиозные мыслители - мусульмане, искавшие в религии рациональные основы.

Первые мусульмане были наивны и бесхистрастны, поэтому у них не возникло вопросов, но по истечению 100-200 лет они задумались над сложными вопросами: природа, атрибуты Бога, значение и сфера действия откровения, свобода воли и предопределения. Появились секты мутазилитов, хариджитов, кадаритов, что вызвало впоследствии много дискуссий, споров, смут в рядах мусульман. IX век был эпохой культурного возрождения, но харифат объединив разнообразие и многочисленные научные культурные аспекты, отличался религиозной терпимостью, провозглашенной Кораном. Со временем развитие науки и культуры стало делом мусульман.

Христианские народы того времени не выдвинули ни одного ученого равного Фараби, Иби Сина, Аль-Кинди, Аль-Араби, Ар-Рази, Аль-Бируни и многие другие. Несмотря на то, что народы покоренные арабами, в культурном отношении стояли намного выше, завоеватели не утратили своей самобытности. Распространение Ислама способствовало внедрению арабского языка в среду мусульманского населения халифата.

Не приняв ислама, большинство населения приняло язык. Этот успех объяснялся тем, что арабы не опирались только на силу и оружие. Развитый литературный язык, красноречие арабов, утонченная поэзия, честность, преданность идеалам, выносливость первых поколений мусульман снискали уважение, вызвали большой интерес у не арабов и не мусульман.

Арабы-мусульмане делали все, чтобы вера, культура, знания стали доступны другим народам. Многие знатоки хадисов как Бухари, Самарканди и другие – не арбы. Во всем этом сказалось воспитание Пророка (с.а.с), непрерывная пропаганда исламских идеалов.

Ученые-мусульмане были универсаломи, например Иби Сина, Иби –Рушд – врачи, опередившие свое время, их труды изучаются до сих пор во всем мире. «Каноны врачебной науки» в 5-ти томах Иби Сина были известны всей Европе, ставшие учебным пособием во многих медицинских учебных заведениях в Средневековой Европе, Азии, Африке.

Отар Хайям (1048-1122) – самый известный поэт – мусульманин. Главным его занятием была наука: математика, астрономия, философия.

К сожалению, его , поэтические произведения, переведенные западными, в том числе русскими переводчиками не с языка оригинала, поэтому носят смысловое искажение, рисуя якобы гедонистический характер поэта, любящего вино, женщин. Вино, любовь – это метафоры, олицетворяющие состояние души поэта, опьяненного любовью к Богу.

Например:

Цель творца и вершина творения – мы,

Мудрость, разум, источник прозрения – мы,

Этот круг мироздания перстню подобен,

В нем граненый алмаз, без сомнения –мы.

Вольнодумство, бунт против пошлости, лжи, глупости выражалось, поэтому осмеянием невежества, пороков, лицемерия, внешней набожности, напусканной важности чиновников в формах скептического изображения действительности. Но воспевание любви, торжества красоты природы, возвышенных идеалов, утонченных чувств, преобладает в поэзии арабов-мусульман.

Ислам создал цивилизацию, в которой искусство занимает главное место. Исламский эстетический взгляд на жизнь пронизывает все ее сферы. «Господь красив и любит красоту,» - говорил Пророк (с.а.а). Призыв к соблюдению чистоты, опрятности, хорошего поведения, восхваления гармонии, красоты Вселенной - открыто говорят о том, как важно понимание прекрасного, возвышает душу человека, воспитывая, направляя его мысли и дела. Градостроительство, архитектура, поэзия, литература в целом в Исламе отражает мысль и дух откровения, являются его отзвуком. Великие шедевры исламской цивилизации такие как соборная в Кордове, дворец Альгамра в Гранаде (Испания), мечеть Гирбан в Тунисе – архитектурные памятники Самар Канда и многие другие свидетельствуют о неповторимости, непревзойденности исламского зодчества.

Искусство в Исламе не самооценка, его цель и смысл – отразить единственность Всевышнего без создания чего-либо, похожего на иконы.

Изобразительное искусство воздействует на внутренний мир человека через слово.

Каллиграфия и архитектура – это синтез исламского искусства, проецирующий слово Аллаха на общество. Архитектура создает место для произношения Слова Божьего – мечеть, медресе, каллиграфия выражает Его.

Перемешиваясь с растительным орнаментом и геометрическими знаками, искусство слова обрело символический смысл. Квадрат олицетворяет Каабу, пятиугольник – пять столпов Ислама, восьмиугольник – бесконечность Вселенной…

Арабская вязь напоминает ритмически плавный бег морских вояк на песчаный берег из бесконечности и возвращающихся в нее… ритм, вибрация, пульсация Вселенной связаны со звуком, музыкой и математикой, которые вытекают из самой мусульманской эстетики. Все прекрасное, что создано мусульманами ценно не само по себе, как музейные экспонаты, а как свидетельство веры, единства мусульман всех поколений, призыв к нравственному совершенству, верности Божественному пути, импульс развития, заложенный в основу коранического Ислама.

3. Причины упадка и отсталости мусульманских государств.

Все достижения мусульман первых веков хиджры во всех отраслях знания, науки, культуры, экономики были обусловлены способностью того общества справляться с решением проблем и требованиями быстро меняющейся жизни. В эпоху первых халифов и их приемников, учеников Пророка (с.а.а) власть сохраняла религиозную ориентацию, не делилась на духовную и светскую, поэтому не было места для столкновений. Правители четко осознавали в чем их миссия, определяя стратегию и тактику своих действий. Халифы понимали глобальность исламского сопротивления многобожию в разных формах, которые окружали их мир. Против смуты, заблуждений они противопоставили свое благочестие, добродетель, личный аскетизм, верность исламским идеалам. Они умели говорить с народом, обсуждать актуальные задачи, не стыдились советоваться с ним, а не только с ближним окружением. Поэтому народ доверял и поддерживал их.

Призывая к джихаду против лжи, суеверий, язычества, они придерживались принципов иджмы. Халиф Умар учил распознавать куфр в разных обличиях, говоря: «Я боюсь, что тот кто был воспитан в исламе и не имеет знания язычества, разрушит сам ислам». К сожалению, опасения халифа Умара сбылись в эпоху последующих правителей. У наследников не было тех личных качеств, моральной высоты предшественников. Они не смогли преодолеть пристрастия, искушения, привычки своей нации, расы, склонности к роскоши, лени, презрения к подданным. Влияние развратного поведения поздних Халифов, их жестокости, несправедливости привело к падению нравов во всем обществе.

Повеление Корана «побуждать к доброму и удерживать от злого утратило свое значение, не опираясь на поддержку государства.

Кроме этого, ислам принимал, немало людей не из-за убеждений, а из корыстных целей, когда у мусульман появились богатства, земли, власть.

Лицемеры, корыстолюбцы, карьеристы, всегда стремятся к власти и богатству в любом обличие. Но было и не мало врагов ислама. С падением нравов антиисламские традиции проникли к слабым мусульманам, запутав их мышление. Наверху и внизу люди стали вести праздную жизнь, их обуяла страсть к роскоши, удовольствиям, лени. Все это привело общество к интеллектуальному застою, подмене понятий, псевдоисламским учениям. Культ предков, народных традиций стал почитаться более, чем религиозные обязанности. То впечатление, которое ислам производил на не мусульман в первые века, было сведено на нет. В то время, когда христиане, многое, взяв из исламских наук, искусств, технологий стали отходить от схоластики, ученые – мусульмане выступали в споры между собой, впустую растрачивая силы и время часто на бесполезные споры вместо распространения ислама. За каждой школой, течением стояли рядовые верующие, которые также вовлекаются в дискуссии, все это обессилело мусульман. Крестовые походы, монгольские нашествия, междоусобица, войны разрушили духовное единство мусульман. Установление монархий, эмиратов, султанов по национальным регионам принесло много бед, войн между мусульманскими странами. Это все то, чего добивались враги ислама.

Современные мусульмане продолжают ошибки своих предков.

^ V . Нравственность мусульман в современном мире

За последние сто лет весь мир переживает сильнейшие потрясения. Войны, революции, экономический спад, голод, утрата тысячелетних ценностей в морали, коренные изменения в образе жизни, ослабление родственных связей, феминизация, алкоголизм, распространение наркотиков многое другое негативно повлияли на все человечество.

Христианство на Западе за этот период также сильно ослабло, что существенно повлияло на мусульман. Ислам в первые века хиджры положительно повлиял на мусульман, которые многому научились у монотеистов в нравственной этике, культуре, науке. После крестовых походов, увидев достижения мусульман, христиане вступили в дискуссии между собой, пересмотрели многие церковные догмы, стали заниматься наукой, образованием, что привело к просветительству Запада.

Эпоха Возрождения, реформации просветительства, технического прогресса, научных открытий за 500 лет на западе активно способствовало отходу большинства людей от христианских принципов. Французская революция 18 века завершила раскол общества и религии. Западный мир объявил материальные блага, свободу главными ценностями, а веру – частным делом.

Практика исповеди, благотворительность успокаивали совесть, внутреннее недовольство верующих, часть которых уходила из мира в монашество.

Мусульмане, живущие рядом с многоверцами, быстро перенимали их привычки, образ жизни, антиисламске традиции, если нет знания, духовного руководства, связи поколений, нравственного примера. Это особенно видно в России, упадок нравов всех народов здесь налицо. Этнические мусульмане либо становятся совершенно светскими, научившись курить, пить, называя себя «современными» людьми, а религию – занятием старших поколений перед страхом смерти, либо уходят в различные секты, принимая крещение, либо в псевдоисламские течения.

Традиционные мусульмане – наиболее многочисленная часть в нашей стране и за рубежом. Они верят в Бога, обладают определенными теоретическими знаниями, необязательные акты поклонения ставят выше главных, которые ими не исполняются.

Споры, критика других, зацикливание на обрядовой части, одежде, еде и т.д. не дает им перешагнуть через барьеры невежества.

Когда им напоминают о намазе, они отвечают, что у них нет времени, т.к работают, вот выйдут на пенсию…

Мало, кто из них задумывается о том, что смерть ходит за нами, и мы не знаем, когда она перегородит нам дорогу… но есть еще долг перед потомством подавать ему собственный пример: вставать на заре на намаз, читать Коран, вести образ жизни правоверного. Дети, внуки все впитывают постепенно.

Но, Ислам всегда сохранял в чистоте свои принципы, благодаря защите Всевышнего и той части мусульман, которые через века пронесли свое вероубеждение, передавая из поколения в поколение, вопреки всем гонениям, лишениям, запрещениям.

Из столетия в столетие, из народа в народ, из страны в страну, семена знаний, наставничества, богоугодных поступков, нравственной красоты распространяются по всему миру. Рядовые верующие, преданные Исламу, должны не только совершать обязательные предписания и успокаивать себя, а стремиться изменить свой внутренний мир, быть внимательнее к окружающим, сострадательнее.

Различные секты проповедуют открыто, подкармливая бедных, слабых, в их ловушках оказалось немало татарской, башкирской молодежи.

К сожалению мусульмане проигрывают не только им, но и христианам в умении общаться, дискутировать, анализировать, говорить друг с другом, несмотря на взаимные разногласия внутри конфессий. Создавшимся положением мусульман пользуются определенные силы по принципу «Разделяй и властвуй» стремясь свести ислам к примитивному внешнему благочестию, чтобы не возникло мощное движение правоверных, которые вдруг стали бы осознавать своей ответственности.

Причины отсталости мусульманских государств – множество. Самые главнее из них – не солидарность, нравственный упадок правоверных и погоня за материальным успехом, неглубокое знание вероучения, непонимание смысла призыва Корана этическими мусульманами, разделение лидеров, слабая просветительская деятельность среди мусульманских народов.

^ VI . Выводы

История Ислама первых веков хиджры овеяна славой подвигов благочестивых учеников, сподвижников Пророка (с.а.а) и их приемников, воспитанием им личным примером. Их потомки продолжали распространять свет веры в разных частях земли, преодолевая трудности, благодаря закалки духа, осознанию цели и смысла жизни. Они черпали мудрость в книге Аллаха и сунне Пророка Мухаммеда (с.а.а), поставив превыше личных желаний и интересов распространение Ислама и строительство справедливого гармоничного общества, сахабы и их приемники готовили смену, кадры для будущего, наставляя их на праведный путь. Будучи аскептами в личной жизни, несмотря на ошибки, споры, недостатки строящегося общества, окруженного со всех сторон врагами, лидеры мусульман своим образом жизни, действий заслуживали доверие, уважение народа, что способствовало укреплению монотеистического государства. Заботясь о благе всех и каждого, независимо от убеждений, рас, наций, они объединяли людей. Управление государством, не имеющим аналогов в истории, требовало огромного умственного напряжения. Ежедневно возникали новые вопросы, проблемы, которые необходимо было решать незамедлительно, руководствуясь во всех делах Кораном и Сунной, надо было создать законодательство – шариат. Для этого требовалось мыслящие, нравственно возвышаемые умы.

Во всех сферах жизни происходило созидательное обновление, наращивался мощный мусульманский генофонд, способный в будущем изменить жизнь человечества.

Но последующие поколения мусульман в силу разных объективных и субъективных причин не смогли удержать высокую планку духовного совершенства. Это и языческое окружение, и внутренние враги, предательство и лицемерие, алчность, жестокость поздних правителей, возникновение смут, лжеучений, невежество вчерашних язычников, принявших ислам из-за выгод и т.д.

К счастью, Ислам жив, несмотря ни на что. Аллах обещал сохранить Коран до Судного Дня. Вся история мусульман свидетельствует о борьбе верных рабов Всевышнего с тьмой язычества, несправедливости, лжи.

Как бы языческий мир не пытался уничтожить идеалы ислама, все его усилия напрасны. Ислам в душах, в крови народов, которые сохранили почти полтора тысячелетия вопреки всем гонениям, запретам, страданиям. Нравственный призы, прозвучавший 1429 лет назад из уст Пророка Мухаммада (с.а.а) не умолкнет никогда

В наши смутные, сложные времена, когда многобожие в разных обличиях и формах стремится обладать умами, душами людей, извратить законы Творца, превратить в биороботов целые народы, а мир содрогаясь от сатаны жаждет света истины, торжества Закона справедливости, высоконравственных принципов Ислама. В Азии, Европе, Америке люди возвращаются в единобожие, среди которых много ученых, священников, студентов. Это говорит о том, что Ислам – живая религия, как океан, в который сливаются воды рек, озер, морей…

Сегодня мусульмане должны объединиться, невзирая на все недоразумения, учиться договариваться, учиться дипломатии, тактике и стратегии Пророка Ислама (с.а.а), учитывая современные реалии. Нужно заниматься большой просветительской деятельностью, призывом к Исламу, привлекая способных, эрудированных специалистов. «Человечество движется в направлении социальной модели, которую можно назвать идеальным исламским государством» - пишут зарубежные социологи.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 226.