Призыв к религии и методы применения призыва
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
«Чья речь прекраснее, чем у того, кто взывает к Аллаху, вершит доброе дело и говорит: «Воистину, Я - из предавшихся [Аллаху]»? Сура «Фуссылят» 41/33   Таблиг – это распространение религии, разъяснение людям основ религиозного учения Ислама. Цель призыва - привить в сердца людей любовь к истине и способствовать тому, чтобы они руководствовались принципами Ислама в своей повседневной жизни. Эта священная обязанность мусульман в Коране выражена следующими словами: «дават», «инзар», «вааз» и «насиха». Но наиболее распространено выражение «амр бил ма’руф ва нахй аниль мункар». Слово «ма’руф» означает все, что одобряется и поощряется положениями Корана и сунны, тогда как понятие «мункар» включает в себя все, что запрещено религиозными законами. С этой точки зрения, ма’руф – это все, что призывает к Исламу, а мункар означает удерживание людей от безверия и неправедных поступков, от проявления низменных свойств и безнравственности. Призыв к Исламу охватывает все стороны жизни людей. Принципы Ислама имеют огромное значение для всего человечества, поэтому они являют собой основу в процессе распространения Ислама и призыва людей к религии. Эта священная деятельность должна охватывать собой все земное пространство и огромную массу людей, до которых нужно донести истину. Распространение религии было самой главной миссией Пророков, когда-либо живших на земле, и теперь является обязанностью каждого верующего человека. Каждый правоверный должен, используя все средства, включая материальные и духовные, культурные и общественные, юридические и экономические, выполнить свой долг перед человечеством, а для этого нужно, прежде всего, глубоко проникнуться осознанием важности этой миссии. В Коране Всемогущий Аллах повелевает: «Вы - лучшая из общин, созданная на благо людей; вы велите вершить одобряемое [по шариату и разуму], запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха» (Сура «Али Имран» 3/110). Об этой священной обязанности каждого мусульманина в другом аяте Аллах повелевает следующее:   وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ «И образуется из вас община, которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного. И будет таким людям блаженство» (Сура «Али Имран» 3/104).   Знаменитый сподвижник Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Анас (радыйаллаху анху), около десяти лет неотлучно находившийся рядом с Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям), рассказал следующий хадис, в котором повествуется о больших наградах, ожидающих проповедников Ислама на том свете. Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у своих сподвижников: – Рассказать ли вам о том, что ожидает некоторых людей? Они не являются ни Пророками, ни шахидами,[1] но в Судный День все Пророки и шахиды, узнав о том, какую ценность они представляют для Аллаха, будут завидовать им. Они будут восседать на седалищах из нура (света).[2] Сподвижники удивленно спросили: – А кто они, о Посланник Аллаха! Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: – Это такие люди, которые сделали так, что Господь полюбил Своих рабов. Кроме этого, эти люди способствовали тому, что рабы полюбили Аллаха. Они все время бродили по земле и призывали людей к истине. Я (Анас) спросил: – О Посланник Аллаха! Выражение «рабы полюбили Аллаха» мы хорошо поняли, но как понять «сделали так, что Господь полюбил Своих рабов»? Каким образом это можно сделать? Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: – Они повелевают людям то, что угодно Господу и предупреждают людей о том, что может вызвать Его гнев. И как только люди станут следовать этим наставлениям, Аллах полюбит их» (Али аль-Муттаки, 3/685-686; Байхаки, Шуабуль Иман, 3/367). В Коране особенно большое значение придается призыву к истине: فَلَا تُطِعِ الْكَافِرِينَ وَجَاهِدْهُم بِهِ جِهَاداً كَبِيراً   «Не повинуйся неверным и упорно борись с ними при помощи Корана» (Сура «Фуркан», 25/52). Выражение «большой джихад» вовсе не означает, что нужно взять оружие в руки и идти на баррикады. Отнюдь, это значит, что нужно, используя все возможности, как материальные, так и духовные, распространять истину на земле, чтобы таким образом возвеличить слово Господа. Действительно, призывать людей к Исламу посредством слова гораздо эффективнее и результативнее, чем сражаться на поле брани с оружием в руках. Как известно из курса истории, в первые годы Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) призывал людей к Исламу только посредством Корана, и Слово Аллаха стало самым главным «оружием большого джихада», благодаря чему за короткое время истинная религия распространилась по всему миру. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, но если на это не хватит сил, то пусть сделает это своим языком, и если и на это не хватит сил, то пусть своим сердцем. Но это самая низкая ступень веры» (Муслим, Иман, 78). Как видим, в этом хадисе Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) указывает на то, что распространение истины напрямую связано с верой, и что каждый ответствен за это в меру своих сил и возможностей. Кроме того, он показывает все ступени, через которые должен пройти проповедник Ислама. Важность и необходимость распространения Ислама требует, чтобы каждый, кто пренебрег этой священной миссией, был подвергнут самому суровому наказанию. В Коране Аллах повелевает следующее: «Воистину, тех, кто скрывает ниспосланные Нами ясные знамения и истинное руководство, после того как Мы разъяснили все это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие, кроме тех, которые раскаялись, стали вершить добро и разъяснили истину. Я приму их раскаяние, ибо Я - Прощающий и Милосердный» (Сура «Бакара» 2/159-160). Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), объясняя своим сподвижникам смысл этого Божественного откровения, говорил: «Когда среди евреев стало распространяться зло и бесчестие, сначала люди удерживали других от этого, однако, чтобы на следующий день можно было встретиться с ними (кто творил зло) и получить от них какую-либо выгоду, перестали им что-либо говорить. В наказание за это Всемогущий Аллах сделал так, что они все стали похожими друг на друга, и в Коране повелел следующее: «Те из сынов Исраила, которые не уверовали, прокляты устами Дауда и Исы, сына Марьйам, за то, что они ослушались [Аллаха] и преступили границы [религиозного закона]. Они не удерживали друг друга от свершения порицаемых поступков. И как мерзки их деяния!» (Сура «Маида» 5/78-79).   Прочитав этот аят, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) добавил, обращаясь к сподвижникам: «Или вы станете бороться с тиранами, или с вами случиться то же самое, что случилось с сыновьями Исраила» (Тирмизи, Тафсир, 5/7; Ибн Маджа, Фитан, 20). Саййид Сайфуллах, обращаясь к тем, кто ради материальной выгоды перестал выполнять свой долг, писал: «Не лебези перед невеждами и глупцами ради куска хлеба, ибо это есть настоящее невежество. Победи свои страсти, которые мощны, как стены крепости Хайбар, и ты так же, как и халиф Али, станешь героем». В связи с нашей темой известно следующее предупреждение, которое сделал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям): «Клянусь Аллахом, в воле которого находится моя душа, что если вы не станете призывать людей к хорошему и удерживать от плохого, Господь нашлет на вас беду. И если даже в тот момент вы начнете просить Его, Он не примет ваши молитвы!» (Тирмизи, Фитан, 9). Если в обществе не будет людей, призывающих к справедливости и порядку, удерживающих от аморальных и низких поступков, постепенно зло станет для людей привычным и будет восприниматься в порядке вещей. Даже небольшой негативный поступок, своевременно не поправленный, через некоторое время может стать чертой характера или привычкой. Правда перемешается с ложью, и от истины не останется никаких следов, вследствие чего люди забудут Аллаха. Это может привести к уничтожению общества и исчезновению его с мировой арены. Поэтому, чтобы спасти человечество от столь ужасной участи, необходимо уделять большое значение распространению Ислама. Однако хотелось бы заметить, что эта миссия требует огромного терпения и выносливости. Никогда не следует терять надежды, ибо цель правоверного – чтобы на земле не осталось ни одного человека, до которого не донесли слова истины. В связи с этим Всемогущий Творец приводит предание об «Асхаби Сабт». Несмотря на повеление соблюдать субботу и не заниматься ничем, кроме поклонения Господу, некоторые сына Израиля ловили рыбу в этот день. Как только наступала суббота, во время прилива рыбы обычно начинали кишеть в воде. Это объяснялось тем, что они чувствовали себя в этот день в безопасности, поскольку люди отдыхали согласно Божьей заповеди. А в другие дни рыб было мало. И ничтожные люди, позарившись на богатство, нарушили Божественные заповеди и стали ловить рыбу. Через некоторое время народ разделился на две группы. Одну группу составляли грешники, нарушившие запрет субботы, в другую – благочестивые, неукоснительно выполнявшие все религиозные предписания. Они, невзирая на трудности и лишения, неустанно призывали людей остановиться и прислушаться к зову совести. К сожалению, богобоязненных людей было меньшинство. Поэтому их никто не слушал. В конце концов, и праведные люди разделились на две части. Одним из них надоело все это, и они потеряли всяческую надежду на исправление общества. Самая малочисленная группа, состоящая из бодрых и энергичных людей, выказывая терпение и не теряя надежды, продолжала делать наставления и читать проповеди отступившимся. Те люди, которые потеряли всяческую надежду, стали и их уговаривать отказаться от этого дела: «Зачем вы себя так утруждаете? Уделяете им время и призываете грешников опомниться и соблюдать религиозные законы. Вы попусту теряете свое время». Однако благочестивые люди, постоянно помня о том, что в Судный День придется за все отвечать, продолжали проповедовать и призывать людей к соблюдению Божьих законов. В Коране об этом сообщается следующее: «[Вспомни] также, как некоторые люди из их числа вопрошали: «Ради чего вы читаете наставления людям, которых погубит или сурово накажет Аллах?» Они ответили: «Чтобы оправдаться перед вашим Господом. Да к тому же, быть может, они станут богобоязненными» (Сура «А’раф» 7/164). Известный толкователь Корана Алмалылы Хамди Языр этот аят объясняет следующим образом: «Призыв людей к истине - священная миссия, выполнение которой является обязательным для каждого мусульманина до конца дней. Наряду с этим, нельзя ни при каких обстоятельствах терять надежду. Как бы люди морально не опустились, какие бы они не совершали неблаговидные поступки, мусульманин должен переживать за них и искренне желать им добра. Состояние и привычки людей постоянно меняются, и пока не проявится то, что изначально предопределено Аллахом в Книге Судеб, никто не может предугадать судьбу человека. Откуда известно, возможно, эти люди, которые до этой поры никого не слушали, завтра прислушаются к вашим словам и станут избегать грехов? И даже если они полностью не встанут на путь истины, то хоть бросят совершать неблаговидные поступки, и в результате этого им в вечном мире, хоть немного, но будут облегчены муки. В любом случае, чем полностью отказаться от призыва людей к Исламу, лучше продолжать свои проповеди, так как отказ от призыва означает потерю даже малейшей надежды на исправление оступившихся членов нашего общества. Всем известно, что зло, не встречающее на своем пути какого-либо препятствия, быстро распространяется. Поэтому, даже если у мусульманина нет никакой возможности остановить моральное разложение людей, никогда нельзя терять надежду и нужно продолжать проповедовать истину» (Тафсир «Хак дини Куран дили, 4/2313). Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что все, что делается не ради Аллаха, заранее обречено на провал, так как никому от этого нет пользы (Ибн Маджа, Зухд, 21). Поэтому нужно ради Аллаха, искренне и самозабвенно, призывать людей к истине. Чтение проповедей и наставлений с меркантильной целью для Господа не имеет никакой цены, ибо Он, предупреждая о том, что нельзя ни от кого ждать вознаграждения за выполнение своего долга, в Коране повелевает следующее: اتَّبِعُوا مَن لاَّ يَسْأَلُكُمْ أَجْراً وَهُم مُّهْتَدُونَ   «Последуйте за теми, кто не просит у вас вознаграждения. Ведь они - на прямом пути» (Сура «Ясин» 36/21). Миссия Пророков заключается только в призыве людей к истине, а что касается того, исправится человек или нет, то это зависит от воли Аллаха. Относительно этого в Коране сказано: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику. А если вы не [желаете] повиноваться, то ведь посланникам надлежит лишь передать ясное откровение» (Сура «Тагабун» 64/12). Наставление, которое мудрец Лукман прочитал своему сыну, показывает нам, как должен поступать служитель истины, призывая людей встать на верный путь:   يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنكَرِ وَاصْبِرْ عَلَى مَا أَصَابَكَ إِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ   «О сын мой! Совершай обрядовую молитву, зови к добру, отвращай от зла и будь терпелив в том, что постигнет тебя, - именно такова решимость в поступках (Сура «Лукман» 31/17). Благородный Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) самоотверженно трудился на этом поприще. Взяв людей за руки и ведя их к свету истины, он неустанно выполнял свою высокую миссию. При этом он уповал только на Господа и надеялся только на Его вознаграждение. Известно множество хадисов, в которых сообщается о его достоинствах и щепетильности, когда речь заходила о призыве людей к Исламу. [1] Шахид – человек, павший на поле брани и отдавший свою жизнь ради Ислама. [2] Данное выражение широко используется в арабской литературе, чтобы показать величину или ценность чего-либо.
< Предыдущая   Следующая >

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 327.