Коран о стойкости, терпении на пути духовного роста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сабр – это не тупое терпение невольника, а мужество, стойкость в разных обстоятельствах: условиях жизни, умение перебороть страх и неуверенность, лишения, чтобы двигаться вперед.

«О, те которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми…». «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых…» (Св. Коран 2:153,155)

Всевышний говорит, верующие – братья и призывает не разделяться, не враждовать друг с другом, прощать взаимные обиды. Самый большой джихад – борьба со своими страстями, эгоизмом, ленью.

Верующие должны побуждать друг друга к добрым деяниям, поощряя терпеливых, на обращая внимания на несущественные недостатки.

Труд, упорство, великодушие, щедрость, терпение – ценны не сами по себе, а по воздействию этих качеств на возвышение души, внутренней красоты верующего.

«Терпи душою с теми, которые взывают к их Господу утром и вечером, стремясь к Его Лику…». (Св. Коран 18:28)

На протяжении тысячелетий пророки и посланники Всевышнего Аллаха были проводниками Его законов в жизнь, воспитателями, наставниками своих народов. Все они являлись примером для подражания в вере, благочестии, мужества, стойкости, несмотря на труднейшие испытания с достоинством исполняли свой долг перед Создателем.

Последний из них, самый совершенный человек – Пророк Мухаммад (с.г.а).


Пророк Мухаммад (с.л.а) – пример высоконравственной личности на все времена.

«Отмеченный свыше чист

и правдив, утратам сем вопреки,

ночами от долгих молитв

его слезы на землю арабов

текли…»

О пророке Мухаммаде (с.а.а) написано очень много. Наверное, ни одна историческая личность не вызывала и не вызывает такого колоссального интереса у людей разных мировоззрений, религиозных взглядов: одни его любят, другие ненавидят, третьи критикуют, но равнодушных нет. Поражает то, что даже враги невольно пишут о нем с уважением, подчеркивая мужество пророка (с.а.а), его великодушие, верность, милосердие, личность великого человека продолжает оказывать влияние на миллионы людей, на их взгляды, нравственное развитие. Иначе и не может быть, потому что он совместил в себе качества, казалось бы несовместимые:

Пророк, полководец, государственный деятель, воспитатель народа, семьянин – и везде он преуспел.

Рассмотрим разные стороны личности пророка (с.а.а)подробнее:

^ 1. Пророк (с.а.а) муж, отец, дед.

Первое впечатление, какое производит образ пророка Мухаммада (с.а.а) при начальном знакомстве, это то что он тихий скромный семьянин, привязанный к своим близким, удивительно мягкий, добрый, но все-таки несколько отрешенный, ни такой как все.

До получения Откровения он слыл человеком правдивым, уважаемым в своем племени. Красивый, мягкий в обращении, серьезный, обязательный молодой Мухаммад (с.а.а) вызвал симпатию у богатой вдовы Хададжи бинт Хувайлид, которая наняла его на работу. Женившись в 25 лет на сорокалетней женщине, он, не знавший материнской заботы и ласки, нашел в ней нежную, ласковую мать, семейное счастье. Наверное, никто как он тогда не дорожил своей женой, детьми, семейным покоем, стабильностью, умиротворением в кругу близких. Но ему был предначертан особый путь, высшее предназначение в жизни.

В 40 лет получив откровение, выведшее его из равновесия, испугавшее до крайности, посланник Аллаха (с.а.а) бежит к жене и просит укрыть его, т.к. он трясся от холодного страха. Хадиджа была умная женщина, успокоила и уверила его, что он чист, любит свою семью, помогает родственникам, держит слово и никакие темные силы не могут овладеть его душой. Она первая поверила, что он избранник Бога, поэтому до конца жизни он сохранил к жене любовь и благодарность. Аллах подготовил его к пророческой деятельности, дав ему верную супругу, прекрасных детей, укрепив его дух, что в дальнейшей трудной жизни сильно его подпитывало. Нежные доверительные отношения с Хадиджей, любовь и привязанность к дочерям, внукам залечили раны и боль его сиротского детства, давали силы в тяжелых ситуациях.

Передавая Послания, воспитывая, обучая народ, фактически выращивая новую людей Пророк (с.а.а) ни на миг не забывал об ответственности перед семьей.

Двадцать четыре часа в сутки он не принадлежал себе, исполняя волю Аллаха, с великим терпением, мужеством, благородным великодушием, присутствием духа. Разумеется, во всем он ощущал помощь и поддержку Всевышнего, так как не был простым смертным. Но живой человек со своими горестями и радостями, не может быть бесчувственным рабом, он сердился и гневался на , когда дело касалось вопросов веры, но по личному пристрастию никого не судил. Показывая примеры ровного обращения со всеми, поощряя наиболее щедрых, усердных, умелых, бесстрашных, порицая глупость, невежество, грубость. Люди его знали и любили не издалека, он был для всех доступным, несмотря на занятость. Даже женщины могли придти к нему, задать вопрос. Его жены иногда спорили с ним, выражая какое-либо недовольство, ревность, но он находил слова и способы успокоить их, обучая образу жизни, поднимая их статус как матерей правоверных, призванных, распространять знание и нравственность в своем народе.

Он нежно любил своих дочерей, внуков, ласкал, целовал их. Арабы были воинственны и грубы, стеснялись выражать чувства и удивлялись тому, как Пророк (с.а.а) целует детей.

Как-то один спросил: «О, посланник Аллаха. Ты целуешь детей? А мы никогда не ласкаем и не целуем их». Пророк Мухаммад (с.а.а) ответил, что ничего не может поделать если Аллах лишил их милосердия и любви. (Бухари).

Пророк (с.а.а) говорил, что родители ответственны за воспитание детей, передачу им религиозных, нравственным ценностей, а дети должны заботиться о родителях в старости. Особое внимание он уделял женщине-матери.

Известно его изречение:

«Рай находится там под ногами ваших матерей»

Самое главное что касается отношения к женщине – Пророк (с.а.а), что она равноправна с мужчиной. Ум, способности, права женщин должны только развиваться и защищаться мусульманами в интересах всего общества. Забитая, униженная, малоразвитая женщина не может быть воспитательницей, матерью духовно свободного, здорового потомства.

Пророк Мухаммад (с.а.а) – универсальная, многогранная личность, вызывающая любовь верующих своей живостью, естественность, он незримо присутствует в жизни мусульман, как когда-то среди своих близких, друзей, сподвижников.


^ 2. Сподвижники и друзья сахабов, современников.

Пророка Мухаммада (с.а.а) – люди самой счастливой эпохи. Знания, таухид, жизнь рядом с Пророком Ислама (с.а.а) кардинально преобразила за два десятка лет некогда необузданных людей с вековыми суевериями, дикими обычаями и нравами. За короткое время они прошли путь духовного обновления, благодаря примеру Посланнику Аллаха (с.а.а) Стремясь приблизиться к его нравственности, сахабы отказались от многих старых привычек, учились новому пониманию жизни, во всем подражая своему учителю. Чудеса героизма они совершали на поле битвы с язычниками, но то, что совершали на духовном поле несравнимо ни с чем. Достигая высот духа, они торжествовали своим эгоизмом, расширяли свой кругозор. Свет истины, уроки Пророка (с.а.а) служение Аллаху зародили новую, невиданную в истории плеяду личностей. Его верный друг Абу Бахр, богатый образованный купец, все свое состояние отдал делу Ислама, двоюродный брат и зять Пророка (с.а.а) Апи, которого называли львом Ислама, бесстрашный воин, ученый, мудрец, преданный вере с отрочества, готовый умереть за Пророка (с.а.а) и десятки других сахабов – ядро исламской нации, показавшие миру примеры высоконравственной жизни, высший смысл, которой заключается в предании себя воле Всевышнего. Все проблемы, житейские задачи, эти рабы Аллаха решали исходя из своей богобоязненности, смирения и солидарности друг с другом.

Исламское братство понесло знамя таухида во все четыре стороны света, водружая его в далеких землях, преобразуя их народы, передавая его из поколения в поколение.

Во всех перипетиях истории Ислам выдержал все жесткие наступления врагов благодаря верности, мужеству и искренности своих воинов света.

Абу Суфьян – богатый, знатный мекканец двадцать лет враждовал с Пророком (с.а.а), он принес много горя и вреда мусульманам. Но несмотря на это, Пророк (с.а.а) простил его, видя искренние раскаяние, верную службу, бесстрашие в бою с язычниками. Конечно, Пророк (с.а.а) очень страдал, когда убивали его ближайших родственников, соратников.

Все, кто когда-то сражались против Ислама, раскаявшись, всячески старались впоследствии совершить много подвигов, благих дел ради Аллаха. Прощение способствовало объединению арабов, которые на деле увидели милость и милосердие истинной веры, тогда как языческие законы повелевали казнить пленных или продавать в рабство семьями. Пророк (с.а.а) должен был учитывать все аспекты быстро меняющейся жизни, закладывая фундамент Исламской государственности.

^ 3. Полководец, правитель, наставник.

«И воин, правитель, Пророк

В ответе за все и за всех,

Он дал 23-летний урок

Обреченный на вечный успех»

В человеческой истории тысячи ярких, неординарных личностей, оказавших влияние на ее развитие. Одни из них стремились прославить свое имя, род, народ ими двигали амбиции, жажда власти, богатства, а другие избранники Бога, слуги человечества. Таковыми были и посланники и пророки. Каждый из них решал множество вопросов своего времени, ведя народ сквозь дебри невежества, варварства к истине, сопротивляясь потоку лжи, клеветы. Учителя, наставники человечества, пройдя через муки, утраты, лишения, выполняли свою миссию перед Всевышним, да буден доволен ими Аллах!

Завершающий цепь пророков – Мухаммад (с.а.а) был и учителем, полководцем, правителем, основателем первого исламского государства в Аравии.

Майкл Харт, автор книги «Сто великих людей», пишет: «…это единственный человек в истории, чья деятельность была чрезвычайно успешной и в религиозной и в светской областях…. Среди важных исторических событий есть такие, о которых можно утверждать, что они произошли бы и без участия определенных лидеров… Но об арабском завоевании этого нельзя сказать. Ничего подобного не случалось до Магомета, и нет основания полагать, что эти завоевания могли быть осуществлены без его участия… Итак, последствия арабских завоеваний VII века продолжают оказывать существенное влияние на жизнь человечества и сегодня. Вот это соединение огромного религиозного и светского влияний и заставило меня выделить Магомета как уникальное историческое лицо».

Почти все военные походы мусульман возглавлял сам Посланник Аллаха (с.а.а) его стратегия и тактика ведения войны, говорят, что, не будучи профессиональным военным, он был талантливым полководцем.

Прозорливость, здравомыслие, умение выбрать командиров, советников позиции боя вызывали удивление у профессионалов.

Все сражения с его участием были выиграны, кроме битв при Ухуде, поражение которых объясняется нарушением приказов Пророка (с.а.а) и слабостью воинов. Пророк Мухаммад (с.а.а) воспитывал много талантливых военоначальников, как Усама бин Зайд, Халид бин Валид, Амр иби аль Ас, Сад иби Аби Ваккас и многие другие.

Благодаря походам Пророка (с.а.а) удалось потеснить многобожников, заставить их считаться с мусульманами, установить мир между племенами, контроль над стратегическими путями, собирать налоги. Мусульмане обрели земли, работу, жилье, устанавливались международные связи.

Исламский призыв перешагнул пределы Арабского полуострова. В эпоху джахалии война была средством грабежа, насилия, угона пленных, женщин, детей, а Ислам объявил войну средством освобождения от несправедливости, избавления от вероломства, вражды, рабства.

«О, Аллах, сделай нрав мой столь же прекрасным, сколь прекрасным сделал ты тело мое» (Ахмад).

Пророк всячески избегал того, чтобы его отношения с людьми походили на отношения между правителем и подданными. Он сам делал домашнюю работу, загонял овец, чистил сандалии, играл с детьми, помогал жене по хозяйству, сидел среди вдов, бедняков, а в пути сажал в свое седло слабых и т.д.

В Коране Аллах говорит ему: «Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд» (7:199).

Пророк обязан был в точности передавать слова Господа миров, а когда мусульмане задавали вопросы по неясным аятам, давал по ним комментарии, которые составили многочисленные хадисы.

Грамотная молодежь записывала Коран, а его изречения фиксировались из-за опасности путаницы. Поэтому сподвижники тщательно заучивали их, передавая их из поколения в поколение.

Учитель и наставник человечества, который говорил: «У пророков спят только глаза, а сердце их бодрствует». Он понимал, что после его ухода из земной жизни будет много споров, раздоров между мусульманами, поэтому старался научить их выдержке, мудрости, великодушию, неспешному обдумыванию вопросов, дипломатии. За каждым его шагом, каждым словом следили тысячи глаз, понимая это, Пророк (с.а.а) просил в долгих ночных молитвах Господа о помощи.

Отправляя командиров поход, Пророк (с.а.а) предупреждал: «… выступайте в поход и не преступайте пределы, не поступайте вероломно и не убивайте детей…». Он запретил грабить селения, уничтожать посевы, скот, убивать послов.

Посланник Аллаха установил много достойных правил ведения войны, благодаря чему воины мусульман ради освобождения от невежества и несправедливости стали называться священными.

Перед битвой Пророк (с.а.а) всегда молился, просил помощь у Аллаха, советуясь по конкретным вопросам с асхабами, хорошо знающими военное дело. В битве при Ухуде он был ранен, так как сражался вместе со всеми, несмотря на плотное кольцо соратников, готовых жизнью пожертвовать ради него. Смелость, решительность и бесстрашие Пророка (с.а.а) вселили уверенность в мусульманских воинов.

Походы, призыв, общинные, семейные, бытовые проблемы – все требовало немедленного решения в условиях переустройства общества. Разумеется, это было очень сложно и нелегко даже для великого человека, подкрепленного божественной помощью. Ночами он долго молился – «О, Аллах, поистине, я только человек, и кого бы из мусульман ни оскорбил и ни проклял я, зачти ему это как очищение и вознагради его за это!» (Муслим).

В прощальной проповеди Пророк (с.а.а) обратился к паломникам: «… ваша жизнь и ваше имущество должны быть для вас столь же священными, сколь священным является этот день… отменяется все, что было во времена джахилии, отменяется месть за кровь… отменяется ростовщичество времен джахилии.

И бойтесь Аллаха в том, что касается женщин, ибо взяли вы их как то, что доверено вам Аллахом, и сделали их дозволенными для себя по слову Аллаха… я оставил вам книгу Аллаха, благодаря которой вы никогда не собьетесь с пути, если будете крепко держаться ее» (Муслим. Сахих, 1-397).

Самые близкие его друзья заплакали, понимая, что Книга завершена, а им предстоит прощание с пророком.

Влияние личности Пророка Мухаммада на арабов было столь велико, что за короткий период из полуварварских, враждующих между собой племен они превратились в цивилизованный народ, удививший весь мир. Многие люди того времени и более позже приняли Ислам, только из-за уважения и любви к Пророку (с.а.а). Его сподвижники, последователи, освященные любовью к Аллаху и Его Пророку(с.а.а) распространяли Ислам в самых отдаленных концах мира, за четырнадцать веков эта любовь не угасла, а продолжала разгораться в сердцах правоверных, освещая путь к Истине другим… Пророк Ислама (с.а.а) воспитал людей изучающих свет веры, знания, культуры.


В первой части «Нравственные ценности Корана» приведены самые основные принципы, положенные коранического призыва к нравственному росту каждого араба и всего общества. Коран – основа воспитания нового человека, моральный кодекс уммы, эта мысль выделена в Книге во всех сурах.

Во второй части работы «Пророк Мухаммад (с.а.с) – пример высоконравственной личности на все времена», в ней необходимо было показать в конкретных примерах, ситуациях, в разные периоды образ жизни, поведения, логику мысли и действий Пророка (с.а.с) в окружении мусульман, влияние его посланческой деятельности, нравственных качеств на современников, на становление мусульманского общества. Его чувствуется до сих пор, поэтому в работе приводятся отзывы о Пророке (с.а.с) единоверцев и иноверцев разных времен.

В третьей части « Нравственно-духовный рост исламского общества и научно-культурный подъем». В I-е века хиджры нужно было более подробно показать расцвет исламской культуры, науки, экономики, когда мусульмане крепко держались за веру и следовали шариату.

Задача 4-й части

Показать моральное состояние не только мусульманских народов, но и всего человечества, в котором оно оказалось за последние 100 лет. Все в мире взаимосвязано, наше общество вольное, эпидемия нравственности охватывает все больше людей, не различая никого. Мусульманам нужно осознание своей ответственности перед Аллахом и всем миром, который истосковался по нравственному примеру, показанному Пророком Мухаммадом (с.а.с). духовное, нравственное возрождение мусульман возможно только при переработке и усвоении наследия, заложенного в Коране, совершенствование современных знаний на основе исламских принципов, и глубокого просветительства. Только образованное, нравственное, прогрессивно-мыслящее общество способно завоевать уважение, доверие всего человечества и вести его по прямому пути.

^ III . Духовные ценности до Ислама.

Доисламские арабы, будучи суверенными невежественными людьми, совершали дурные поступки: закапывая рожденных девочек, процветало рабство, пьянство.

Но у них было и много достоинств: их щедрость, гостеприимство вызывали восхищение; поэты воспевали смелость, великодушие, верность. Умение красиво говорить у древних арабов ценилось очень высоко. Поэтические турниры при дворах царей собирали массу народа. Сражение словом с противником равнялось почти воинскому подвигу на поле брани, а восхваление благородства царей, героизма воспевание любви говорило об утонченности поэтической мысли. Суровая жизнь в пустыне, выработала у арабов терпение, простоту, стойкость, отвагу, твердую решимость. Чувство собственного достоинства и справедливости заставляли арабов выступать на рискованные бои, но их ничто не останавливало от избранного пути.

Крепкая память заменяла им библиотеку, из поколения в поколение они передавали свою историю.


^ IV . Нравственно-духовный рост исламского общества и научно-культурный подъем в I -е века хиджры.





Дата: 2019-02-25, просмотров: 236.