Материальная культура Дагестана XIX - начала XX вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Материальная культура является подлинно народной культурой, так как в ней отражается каждодневная жизнь населения Дагестана. Особенно показательны в этом отношении архитектура Дагестана и домостроительство. В изучаемый период в этих областях культуры происходят определенные изменения. Связано это с тем, что с присоединением к России утрачивает свое значение оборонительный фактор, который неизменно учитывался в домостроительстве народов Дагестана с древнейших времен. Этот период связан с развитием таких процессов, как проникновение капиталистических отношений, усиление подвижности населения, что приводило к возникновению новых населенных пунктов. Сталь меняться внутренне убранство дома, а также планировка жилищ, которые стали гораздо просторнее. Архитектура горных и равнинных районов несколько отличалась. В горах преобладали традиционные горские дома, которые возводились из камня, бревен. Поселения горного и нагорного Дагестана строились амфитеатром или террасообразно на склонах гор. С уменьшением значения оборонительного фактора на первый план в домостроительстве выдвигается экономические и географические факторы, такие как наличие водоемов, дорог, солнечная сторона и др.

В равнинной зоне дома строились, в основном, из самана. Они огораживались заборами. В Дагестане этого периода были распространены несколько видов жилищ - горские сакли, четырехугольные дома на равнине, войлочные юрты у ногайцев ив поселениях казаков - деревянные избы. Первоначально, стандартное дагестанское жилище равнинной и предгорной зоны было одноэтажным, полутороэтажным, двухэтажным. Во 2-ой половине XIX в. они становятся более открытыми, применяются большие окна взамен узких предыдущих отверстий. Используются новые архитектурные элементы - галерея, лоджии, балконы. С развитием капиталистических отношений и появлением состоятельных местных людей появляются особняки, отличающиеся прекрасным качеством постройки а и архитектурой. В то же время в некоторых случаях наблюдается нарушение стилистической направленности домов и ухудшение архитектурного вкуса в связи с перегруженностью различными излишествами.

Определенные изменения происходят в одежде, в особенности, в равнинных районах, более всего испытывавших влияние проникавших из России веяний. В отличие от распространенной ранее домотканой одежды, сейчас стали применяться привозные фабричные ткани или фабричная одежда. Взамен традиционной национальной одежде, в городах стала бытовать одежда европейских покроев. Состоятельные дагестанцы носили одежду из дорогих тканей - шелка, атласа, бархата. В то же время из России усиливается приток дешевых фабричных тканей - ситца, нанки бязи. Мужской костюм дагестанца носил черты традиционности. Стандартный костюм состоял из свободной рубахи типа туники и простого покроя штанов. Поверх рубахи надевался бешмет. В качестве парадной одежды использовалась Черкесска. На груди с двух сторон нашивались карманы, в которых имелись отделения для газырей. Постепенно газыри превратились в декоративный элемент одежды. На талию надевался узкий ремень, который украшался пряжкой. Украшением мужского костюма являлся кинжал. Кинжал свидетельствовал о благосостоянии человека, равно как и поясная пряжка. В качестве верхней одежды выступала овчинная шуба. В Дагестане производилось несколько типов шуб. Центрами бурочного производства являлись аварские села, в частности, Анди. Традиционным головным убором являлась папаха, по которой также можно было судить о материальном положении хозяина. Состоятельные горцы надевали папахи из привозного дорогого каракуля. Остальные надевали папахи из овчины. В холодное время года поверх папахи надевался башлык. Обувь также была разнообразной, в основном, местного производства. Признанными мастерами обувного дела являлись жители лакских и даргинских обществ. Большим разнообразием отличался женский костюм, который в горных и равнинных районах имел свои локальные особенности. У женщин - горянок основу костюма составляла длинная рубаха - туника, под которую надевались шаровары или штаны. В равнинных районах девушки одевались в приталенные платья. Нарядным платьем являлся "къабалай". Особенностью этого наряда являлось наличие двойных рукавов. Нижний рукав доходил до кисти и был узким. Верхний рукав был широким и длинным. Нарядные платья изготавливались из дорогих тканей. Особенностью женского праздничного наряда являлось обилие металлических - серебряных, позолоченных украшений. Верхней одеждой служила шуба, как правило, из овчины. Представительницы состоятельных семей носили шубы из привозных русских мехов. Обувь была, в основном, местного производства. Надевались вязаные носки и чулки, мягкие кожаные сапоги, кожаные галоши, искусно расшитые войлочные сапоги и башмаки. Традиционным головным убором являлась "чухта" или "чохто". Этот элемент одежды отличался большим разнообразием. Поверх чухты надевался платок или покрывало, которое представляло собой длинное широкое полотно. На чохто нашивались различные украшения налобные, теменные, височные подвески. Местные ювелиры изготавливали замечательные украшения, которые пользовались большим спросом у дагестанок.

Пища дагестанцев, в большинстве случаев, оставалась традиционной. Использовались мясо - молочные продукты, злаковые культуры в виде муки, различных круп. Присоединение к России отразилось и на этой области быта дагестанцев. Пища приобретает определенное разнообразие, все больше применяются овощные культуры, достаточно новые для Дагестана - картофель, томаты, капуста, свекла. От русских поселенцев дагестанцы заимствуют методы засолки овощей, выпечки.

Изменяется и домашняя утварь. Более распространенной продолжает оставаться деревянная, гончарная, медная посуда. В то же время состоятельные дагестанцы начали применять привозную фабричную фарфоровую, стеклянную посуду. В домах все большее распространение получает использование таких предметов мебели, как столы, стулья.

Особо следует отметить ремесленное производство и кустарные промыслы, которые занимали одно из ведущих мест в хозяйственных занятиях населения. Период XIX - XX в. в. характеризуется дальнейшим развитием таких традиционных видов ремесла, как оружейное ювелирное, гончарное производство, ковроткачество.

ОРУЖЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: Эта отрасль ремесленного производства в Дагестане имеет богатейшие исторические традиции. В этой отрасли производства выделяются изготовление защитного вооружения, холодного и огнестрельного оружия. Защитное снаряжение изготавливалось, в основном, до XIX в. Изготовление холодного и огнестрельного оружия осуществляется на всем протяжении изучаемого периода. Из холодного оружия производились кинжалы, сабли, шашки. Из огнестрельного - ружья и пистолеты. В XIX в., по данным отдельных авторов, существовало около 30 центров оружейного производства. Наиболее известными являлись Кубачи, Амузги, Харбук, Кумух, Казанище и др. Большое влияние на развитие этого промысла оказала Кавказская война. Период с начала и особенно середину XIX в. многие исследователи считают временем расцвета оружейного производства. Особенно ходовым товаром на рынке становиться пистолеты. Со второй половины данного столетия конкуренцию дагестанскому традиционному оружию начали составлять новейшие виды фабричного оружия, поступавшие из России. Поэтому в пореформенный период наблюдается ухудшение боевых качеств производимого в Дагестане оружия и на первый план выступает декоративная часть. Кинжалы, шашки являются обязательным аксессуаром повседневной и парадной одежды горцев. Растет популярность сложной отделки, инкрустации, позолоты ножен кинжалов.

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО: Ювелирное дело зародилось в Дагестане еще на ранних этапах развития и является одним из самых древних занятий населения. XIX в. знаменуется дальнейшим развитием этой отрасли. Наиболее известными ремесленными центрами, специализирующимися на развитии ювелирного дела, являлись села Кубачи, Кумух Чох, Согратль, Гоцатль Харбук и др. Дагестанские ювелиры изготавливали различные изделия - традиционные женские украшения, оправы для оружия, поясные пряжки, газыри, галантерейные изделия - броши, запонки, мундштуки, кошельки и т.д. Высокого уровня развития достигла обработка серебра. Дагестанские мастера применяли такие сложные технологические приемы, как зернь, чернь, насечки золотом и серебром. Также стали применяться инкрустации самоцветными камнями, поступавшими из России. Изделия дагестанских мастеров довольно часто принимали участие в различных выставках за пределами Дагестана. Большой известностью пользовался мастер из Кубачи Ибрагим - оглы, который с 1898 по 1900 г. г. участвовал в выставках Петербурга, Парижа, Тегерана и Константинополя, и получил 5 медалей.

КОВРОТКАЧЕСТВО: Ковроткачество в Дагестане явление сложное и многообразное. Исследователи различают несколько видов производимых в Дагестане ковров - безворсовые, ворсовые, махровые, вышитые, войлочные и изделия, выполненные на комбинированной основе. Несмотря на традиционное представление о распространении этого вида производства в Южном Дагестане, исследователи различают ковры Центрального, Северного и Южного Дагестана. Но преимущественно эта отрасль развивалась в лезгинских и табасаранских районах. В числе наиболее развитых промыслов присутствует изготовление ворсовых ковров. Большую популярность они приобретают, как элемент интерьера и часть приданного. Широкую известность получили ворсовые ковры, изготовленные в таких центрах ковроткачества, как Ахты, Микрах, Рутул, Хучни, в аварском высокогорье. Центры ворсового ковроткачества появились и в Центральном Дагестане - Эрпели, Казанище, Верхний Дженгутай и др. Большую популярность приобретают сумахи - односторонние безворсовые ковры, изготавливаемые при помощи специальной техники ткачества. Среди безворсовых ковров выделялись паласы - безворсовые двусторонние ковры. Большую известность получили паласы с замкнутой композицией, изготавливаемые в Хунзахе, кумыкские и тляратинские ковры. В этот же период бытовало и изготовление махровых ковров. Эти ковры ткали в даргинских, аварских, цахурских, агульских селах. В этих изделиях преобладал растительный орнамент. Также получает распространение плетение циновок и изготовление войлочных ковров. Получают известность орнаментированные войлочные ковры мозаичного типа с вшитым узором, которые получили тюркское название "арбабаш".

Среди дагестанских промыслов этого периода определенное место занимали обработка шерсти, глины, камня, кости, дерева и др. материалов. Дагестан по степени развития и насыщенности народных промыслов занимал одно из первых мест на Северном Кавказе. Следует отметить, что данный период являлся достаточно сложным для народных промыслов Дагестана, так как с проникновением сюда более качественной и относительно дешевой фабрично - заводской продукции, некоторые отрасли начали приходить в упадок. Но все же богатые традиции ремесленного производства Дагестана сохранились и по нынешний день.

В целом, культура народов Дагестана XIX - начала XX в. в. переживала как процесс расцвета, так и достаточно сложный момент в своем развитии. Она вобрала в себя лучшие народные традиции и в то же время обогатилась за счет влияния, как арабской, так и русской культуры.



Часть II

 

Лекция I: "Революционное движение Дагестана в начале XX в."

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 199.