ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО: В XYIII веке Дагестан представлял раздробленную на множество государственных объединений страну, протянувшуюся от реки Терек на севере до реки Самур на юге. Исторически здесь сформировались две формы национальной государственности - феодальные владения и союзы сельских общин. В Дагестане имелось более 10 крупных и мелких феодальных владения и более 60 сельских союзов. Между реками Терек и Сулак располагались так называемые владения Засулакской Кумыкии - Костековское, Аксаевское и Эндереевское. На территории равнинного Дагестана от реки Салак до реки Орасай-Булак располагалось шамхальство Тарковское, которое являлось одним из влиятельных дагестанских владений и играло заметную роль во внутриполитической жизни Кавказа. Правитель его - шамхал, часто в дипломатических документах именовался валием или наместником Дагестана. Большую часть населения этих владений составляли кумыки. Шамхальство Тарковское включало в себя мелкие феодальные уделы - бийликства. Например, владение Буйнакское, Эрпелинское и др. Далее, северо-восточнее шамхальства располагалось ханство Мехтулинское. Это было небольшое владение, состоящее из 18 аулов, населенных кумыками и аварцами. Имелись также ханства Аварское, Дербенсткое, Казикумукхское. Дербентское ханство образовалось в середине XYIII в. Несмотря на незначительность своих территорий, оно занимало стратегически важное положение и играла активную роль на международной сцене среди государств, заинтересованных в кавказских территориях. Чуть позже Дербентское ханство попало под власть энергичного Кубинского правителя - Фатали-хана. Казикумухское ханство располагалось в центре Нагорного Дагестана. Его правителям - Сурхай-хану I и Сурхай-хану II Кунь-бутаю, удалось расширить границы своего владения за счет присоединения Кюринского ханства. Аварское ханство располагалось в нагорной части Северного и Западного Дагестана. В период правления энергичного Умма-хана территория государства расширилась, и авторитет его значительно укрепился. В конце XYIII в. Умма-хан вынудил грузинского царя Ираклия II платить ему дань в размере 5000 золотых ежегодно.
Влиятельным Дагестанским владением являлось и уцмийство Кайтагское, которое занимало территорию от реки Орасай-Булак до реки Дарбак и тянулось на запад Каспийского побережья. Уцмийство разделялось на 10 районов - магалов. Здесь проживали кумыки, даргинцы, терекемейцы, таты, горские евреи. Уцмийство разделялось на две части - узденскую и райатскую. Первая была относительно свободной, а вторая платила правителю - Уцмию налоги. В Табасаране имелось два владения - майсумство Табасаранское и владение кадия. В изучаемый период население Табасарана составляло 50 тыс. чел. На границе Грузии, Дагестана и Азербайджана располагалось султанство Элисуйское с центром в Цахуре.
Все владения управлялись наследственными правителями. Они обладали политической, военной и судебной властью. Власть передавалась либо старшему сыну по праву майората, либо старшему по возрасту представителю ханского дома, как было, например, в уцмийстве Кайтагском. При них действовал определенный аппарат управления. Помощники правителей назывались визири. Они иногда составляли совет приближенных, который обладал совещательными функциями. Охрана правопорядка и наказание непокорных возлагалась на личную дружину правителя - нукеров. Заметным влиянием обладал кадий, который осуществлял суд по шариату, выполнял секретарские функции. Местное управление в селах осуществляли старшины.
Союзы сельских общин представляли собой другой тип государственного устройства. Наиболее крупные включали по несколько десятков селений и могли соперничать по своей силе с феодальными владениями. Например, общество Акуша-Дарго состояло из пяти союзов и включало в себя 36 селений. Союзы сельских общин объединялись по этническому признаку. Аварские союзы назывались бо (войско), даргинские - хуребва (войско, ополчение), лезгинские - магалы. Основной социально-экономической и политической составляющей сельского союза являлась самоуправляемая община - джамаат. Основным органом власти являлся сельский сход, который разбирал все наиболее важные вопросы внутреннего управления и внешнеполитической жизни. В состав схода входило все юридически свободное мужское население общины, достигшее совершеннолетия. Во главе джамаата находился старшина, избираемый населением общины. Он обладал правом решающего голоса по основным вопросам управления. В некоторых союзах главным должностным лицом являлся кадий, как, например, в Акуша-Дарго. Главным органом власти сельского союза являлся общий сход, на котором были представлены все села данного союза. На общесоюзном сходе решались вопросы войны и мира, тяжбы и споры между общинами, следили за выполнением адатов. Адаты регулировали всю жизнь общества. Также, здесь выбирали и главного кадия, который разбирал дела по шариату, следил за духовной жизнью общества. Несмотря на кажущийся демократизм, сельские общины Дагестана переживали процесс феодализации, выражавшийся в обособлении общинной верхушки, укреплении позиций влиятельных тухумов.
Между феодальными владениями и сельскими союзами существовали сложные отношения, варьирующиеся от экономических связей до открытых вооруженных столкновений. Примером первого варианта отношений могут служить связи шамхальства Тарковского и Акушинского общества. Примеры же враждебного отношения встречаются на протяжении всего изучаемого периода и основываются на притязаниях правителей на свободу и независимость сельских союзов.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: На экономическое развитие Дагестана в этот период оказывали влияние несколько факторов и, в первую очередь, внутри и внешнеполитическое положение Дагестана, так как феодальные распри и междоусобицы, противостояние иноземным завоевателям - все это негативно сказывалось на состоянии экономики. Лишь во второй половине XYIII в. с окончанием пагубного нашествия иранского шаха Надира и установлением относительно мирного периода в истории Дагестана, население его получает возможность заниматься мирным трудом.
Основным занятием населения Дагестана в этот период оставалось земледелие и скотоводство. Земледелие получило преимущественное развитие в равнинном Дагестане. Но и в нагорном Дагестане, несмотря на природные трудности, полеводство также играло важную роль в хозяйстве. В горных районах развивалось традиционное террасное земледелие. Основными зерновыми культурами оставались пшеница, ячмень, но также получает распространение выращивание риса, кукурузы. В горном Дагестане выращивали бобовые культуры. Из технических культур получили распространение лен, хлопок, конопля, марена. Среди ведущих занятий населения Дагестана были также садоводство и виноградарство. В основе животноводства находилась отгонная система, которая позволяла с наибольшей пользой учитывать кормовые ресурсы Дагестана. На равнине существовала стационарная система скотоводства. В Дагестане разводили крупный и мелкий рогатый скот. В качестве транспортного средства использовали лошадей, мулов. В ногайских степях разводили верблюдов. В качестве подсобных отраслей выступали огородничество, бортничество, рыболовство. Развивались и горные промыслы, добыча полезных ископаемых. В Кайтагском уцмийстве и в отдельных районах Дагестана добывали нефть, используя естественные выходы ее из колодцев. В шамхальстве Тарковском добывали соль из Туралинских соляных озер, которая шла и на продажу. Также добывали селитру, торф, серебро и другие полезные ископаемые.
Большое распространение получили домашние промыслы, которые в отдельных районах становились основным источником существования, особенно, в горном Дагестане. Значительную роль играл обрабатывающий промысел. Обработке подвергались различные материалы - шерсть, камень, глина, дерево, кость и др. В этом виде ремесла участвовали как женщины, так и мужчины. Высокий уровень мастерства привел к образованию специализированных центров ремесленного производства, многие из которых формировались по этническому признаку. Признанными центрами оружейного, ювелирного производства являлись даргинские аулы Кубачи, Харбук, Амузги, аварское село Голотль, лакское - Кумух и др. Центрами бурочного производства являлись аварские села Анди, Ботлих. Искусство деревообработки получило развитие в Унцукуле. Производство глиняной посуды развивалось в Балхаре, Испике. Ковроткачество получило распространение в Южном Дагестане. Ремесло в Дагестане преодолело стадию домашнего промысла и переросло в мелкотоварное производство. Предметы ремесленного производства реализовывались не только на внутреннем рынке, но и поступали на продажу и за пределами Дагестана. Продолжало развиваться отходничество. Экономическая необеспеченность вынуждала дагестанцев покидать родные места и искать заработок иногда и за пределами края. Они поступали на различные работы в городах Закавказья, ближайших русских городах. С развитием ремесла развивалась и торговля. Натуральный характер экономики обусловил тот факт, что внутренняя торговля продолжала оставаться меновой. Крупными торговыми центрами являлись Дербент, Тарки, Чиркей, Хунзах и т.д. В кумыкском селении Эндерей располагался крупнейший на Северном Кавказе невольничий рынок. Внешняя торговля имела товарно-денежный характер. В Дагестане имели хождение иранские, турецкие, русские, голландские и так называемые ханские деньги. Последние чеканились в Закавказских ханствах. В связи с усилением русско-дагестанских внешнеполитических контактов в XYIII в. приоритетное влияние приобретает русский рубль. На развитии торговых связей между Россией и Дагестаном положительно сказались введение беспошлинной торговли в 1725 году после похода Петра I и указы Екатерины II в 1762 и 1765 г. г. об освобождении от таможенных пошлин товаров, привозимых из Дагестана и приобретаемых горцами у русских купцов. Предметами вывоза из Дагестана являлись скот, продукты животноводства, марена, ремесленные изделия, сухофрукты. А предметами ввоза служили хлеб, рис, металлы, ткани, пряности и т.д. Развитию торговли препятствовали постоянные войны, отсутствие связей между районами и плохие дороги, высокие таможенные пошлины, натуральный характер экономики.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДАГЕСТАНА: Данный период характеризуется дальнейшим развитием феодальных отношений. Социальная структура общества подвергается определенным изменениям. На верхушке иерархической лестницы находились владетели - ханы, шамхалы, уцмии и т.д., которые обладали политической властью и земельными владениями. Следом за ними шли феодалы - беки или бии, которые подразделялись на несколько категорий. Различались младшие представители ханских домов, которые владели частью наследственного удела. Имелись служивые беки, находившиеся в вассальной зависимости от ханов и получавшие от них земельные владения на правах условной собственности. Особую прослойку составляли Карачи - беки, представители древних родов, чьи корни уходили к тем временам, когда в Дагестане еще не имелось шамхалов, ханов и т.д. Низшую ступень этого сословия составляли чанка-беки, дети правителей или беков от неравных браков с простыми женщинами. Они имели право на имущество, завещенное им при жизни отца. Если такового не имелось по смерти родителя, чанки не имели право предъявлять претензии на наследство. К высшему сословию относились представители верховных слоев мусульманского духовенства - кадии и муллы. Также сюда входило такое сословие как первостепенные уздени, так называемые сала-уздени, существовавшие во владениях Засулакской Кумыки и цимирдал - у лакцев.
Основную часть населения Дагестана составляли лично свободные крестьяне - уздени. Данное сословие также не являлось однородным. Различались богатые, средние и бедные уздени. Первые в своем положении приближались к правящим сословиям. Бедные уздени примыкали к зависимым категориям населения, являясь при этом юридически свободными. В аварских районах различались уздени, находившиеся на службе у правителя и имевшие земли на правах феодалов. Также имелись уздени, принадлежавшие к сельским союзам и владевшие мюльками. В кумыкских владениях существовали несколько категорий узденей, которые имели некоторые различия в своем положении - круглые уздени, кара-уздени и азат-уздени. Круглые уздени, так называемые догерек-уздени были лично свободными, но не имели собственной земли и, вследствие этого, они попадали в зависимость от феодалов. Азат - уздени или вольноотпущенники формировались из освободившихся крепостных или рабов. Существовало и зависимое население, обязанное различными налогами и повинностями в пользу феодала. Здесь в наиболее тяжелом положении находились крепостные крестьяне, находившиеся в личной и земельной зависимости от феодала. Эта категория населения формировалась за счет рабов, отпущенных на волю, закабалившихся узденей и различных переселенцев. Низшую ступень общества занимали рабы-кулы, лаги и караваши. В Дагестане существовало патриархальное рабство. Рабы являлись придомными работниками, слугами, выполняли сельскохозяйственные работы. Главными источниками рабства являлись войны, а также долговое рабство. Рабами становились и те, кто совершал определенные преступления, кто не мог выплатить штрафы или нуждавшиеся в покровительстве кровники. Рабами могли владеть не только отдельные лица, но и целые джамааты, тухумы. Собственниками рабов являлись не только представители высших сословий, но и уздени. Раб находился в безраздельной собственности хозяина и не обладал никакими гражданскими правами. В сельских обществах положение было несколько иным. Существовали совершенно независимые сельские союзы, все население которых было однородным узденским. Те же сельские общества, которые были покорены феодалами, попадали от них в зависимость. В тоже время во многих владениях Дагестана существовали две части узденская и райатская. Первая не несла повинностей в пользу правителя, в то время как вторая находилась в полной зависимости от них. Так было в Кайтагском уцмийстве. Но и в независимых сельских общинах Дагестана существовало имущественное неравенство. Большинство пахотных и пастбищных земель принадлежало общинной верхушке.
В этот период, как и в предыдущий, основной ценностью остается земля. Существуют различные формы земельной собственности, но основной становится частное землевладение, известное как мюльк. Мюльками назывались частновладельческие земли, находившиеся как в собственности феодалов, так и в собственности лично свободных крестьян. Сохранялось и условное землевладение, которое существовало в трех видах: земли, пожалованные на срок службы, земли, пожалованные в пожизненное пользование и земли, пожалованные с правом передачи по наследству. В последнем случае они превращались в мюльк. Сохранялось и общинное землевладение. Ее представляли несколько категорий земель - это собственность нескольких общин, тухумная собственность, собственность одной общины, собственность нескольких политических образований. Крупным земельным собственником являлась церковь, так называемые вакуфные земли, принадлежавшие мечетям.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 252.