а) Николая I;
б) Александра II;
в) Александра III;
г) Николая II
2. В середине XIX в. для распространения грамотности и знаний в среде взрослого населения были открыты:
а) церковно-приходские школы;
б) земские школы;
в) воскресные школы;
г) частные школы
3. Создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы:
а) И.М. Сеченов;
б) К.А.Тимирязев;
в) И.И. Мечников;
г) И.П.Павлов
4. Создатель теории химического строения органических веществ:
а) Д.И.Менделеев;
б) И.И.Мечников;
в) А.М.Бутлеров;
г) И.М.Сеченов
5. Материалистическую концепцию отстаивали в своих трудах:
а) В.В.Розанов;
б) Н.Г. Чернышевский;
в) Н.А. Добролюбов;
г) Г.В. Плеханов
6. Книга этого ученого «Основы химии» была переведена на все иностранные языки:
а) Н.Н. Зинина;
б) Д.И. Менделеева;
в) А.М. Бутлерова;
г) А.С.Попова
7. Исторический музей на Красной площади был построен по проекту, разработанному:
а) В.О. Шервудом;
б) Д.Н. Чичаговым;
в) И.П. Петровым;
г) А.М. Опекушиным
Во второй половине XIX в. в архитектуре становится преобладающим стиль, названный:
а) эклектикой;
б) ампиром;
в) древнерусским;
г) готикой
9. Подлинными теоретиками и практиками абстракционизма в России начала XX в. стали:
а) К.С. Малевич;
б) В.В. Кандинский;
в) М.Ф. Ларионов;
г) М.З. Шагал
10. В стиле модерн построил МХТ (Художественный театр, 1902) зодчий:
а) А.В. Щусев;
б) К.А. Тон;
в) Р.И. Клейн;
г) Ф.О. Шехтель
Тема №7. Русская культура XX - начала XXI вв.
Вариант 1.
1.Декрет о введении в Советской России всеобщего начального обучения был принят:
а) в октябре 1917 г.;
б) в январе 1918 г.;
в) в ноябре 1917 г;
г) в декабре 1919 г.
2. Главной целью культурной революции в СССР было:
а) пропаганда коммунистических идей;
б) ликвидация неграмотности населения;
в) всесторонний подъем духовной культуры народа;
г) утверждение коммунистической идеологии в качестве государственной
3. Символом страны стала скульптура «Рабочий и колхозница», выполненная для павильона СССР на Международной выставке в Париже скульптором:
а) А.С. Голубкиной;
б) В.И. Мухиной;
в) С.Т. Коненковым;
г) Н.А. Андреевым
4. Первый съезд советских писателей провозгласил новый основной художественный метод советской литературы:
а) советский реализм;
б) социалистический реализм;
в) коммунистический реализм;
г) критический реализм
5. Известный советский кинорежиссер, автор популярных фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь»:
а) С.М.Эйзенштейн;
б) И.А. Пырьев;
в) М.И. Ромм;
г) Г.В. Александров
6. 7-ю («Ленинградскую») симфонию этого композитора называют «хроникой войны». Она подарила веру и надежду не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу. Это композитор:
а) С.С. Прокофьев;
б) В.И. Мурадели;
в) А.И. Хачатурян;
г) Д.Д. Шостакович
7. Сессия ВАСХНИЛ, на которой подверглась разгрому отечественная генетика, состоялась:
а) в 1946 г.;
б) в 1947 г.;
в) в 1948 г.;
г) в 1949 г.
8. Самый мощный в мире синхрофазотрон был создан:
а) в 1955г.;
б) в 1957г.;
в) в 1960г.;
г) в 1962г.
9.В 1962 г. Нобелевская премия за изучение теории жидкого гелия была присуждена:
а) Н.Н. Семенову;
б) А.Д. Сахарову;
в) Н.Г. Басову;
г) Л.Д. Ландау
10. В годы перестройки руководителем Комиссии ЦК КПСС по реабилитации жертв политических репрессий был:
а) М. С. Горбачев;
б) В. А. Медведев;
в) А. Н. Яковлев;
г) А.Д. Сахаров
Вариант 2.
1. Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения в РСФСР» был принят:
а) в декабре 1917г.;
б) в ноябре 1918г.;
в) в декабре 1918 г.;
г) в декабре 1919г.
2. Основным стилем в зодчестве 20-х годов стал:
а) ампир;
б) эклектика;
в) конструктивизм;
г) классицизм
3.Положил начало развитию революционной тематики в художественном кинематографе, автор фильма:
а) «Чапаев»;
б) «Броненосец Потемкин»;
в) « Октябрь»;
г) «Ленин в Октябре»
4.Легендарный советский летчик, совершивший в 1937 г. беспосадочный перелет в Америку:
а) А.И. Покрышкин;
б) В.П. Чкалов;
в) А.П. Маресьев;
г) А.К. Серов
5. В начале Великой Отечественной войны был написан плакат «Родина-мать зовет», его автором был художник:
а) И.М. Тоидзе;
б) С.В. Герасимов;
в) П.Д. Корин;
г) Е.В. Вучетич
6. Главным идеологом страны в послевоенный период был:
а) И.В. Сталин;
б) В. М. Молотов;
в) А. А. Жданов;
г) Н. С. Хрущев
7. Период в истории после смерти И.В.Сталина, длившийся с середины 50-х до середины 60-х гг., назвал «оттепелью», наступившей после суровой сталинской «зимы», писатель:
а) А.А. Фадеев;
б) А.И. Солженицын;
в) И.Г. Эренбург;
г) Б.Л. Пастернак
8. В 1958 г. на площади Маяковского был установлен памятник поэту, созданный скульптором:
а) А.П. Антроповым;
б) Н.Л. Штаммом;
в) В.И. Мухиной;
г) А.П. Кибальниковым
9. Главным идеологом КПСС в 70-х-начале 80-х гг., «серым кардиналом» партии был:
а) К.У.Черненко;
б) Ю.В.Андропов;
в) М.А.Суслов;
г) Д.Ф. Устинов
10. Ученый-физик с мировым именем, правозащитник, получивший в 1986 г. возможность вернуться в Москву после шестилетней ссылки в городе Горьком:
а) А.И.Солженицын;
б) А.Д.Сахаров;
в) М.Л. Ростропович;
г) И.А. Бродский
4.3. Итоговый тест по курсу «История русской культуры»:
Вариант № 1
1.Кто ввел христианство на Руси?
а) Олег;
б) Ольга;
в) Святослав;
г) Владимир;
2. Как назывался первый письменный свод законов древнерусского
государства?:
а) Уложение;
б) Устав;
в) Русская правда;
г) Судебник
3. С 1326 г. Москва становится религиозным центром русских земель после переноса в нее из Владимира резиденции митрополита:
а) Владимира;
б) Петра;
в) Макария;
г) Сергия
4. Белокаменный Кремль в Москве построен при князе:
а) Иване Калите;
б) Данииле Александровиче;
в) Юрии Долгоруком;
г) Дмитрии Донском
5. К правлению Ивана III относятся:
а) появление книгопечатания;
б) строительство Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади;
в) строительство кирпичного Кремля;
г) строительство Казанского собора в Москве
6. Иконы в Киевской Руси писали:
а) по сырой штукатурке;
б) на пергаменте;
в) на холсте;
г) на деревянных досках.
7. Славяно-греко-латинское училище было открыто:
а) в XV в.;
б) в XVI в.;
в) в XVII в.;
г) в XVIII в.
8. Первая книга, которую выпустили в Москве Иван Федоров и Петр Мстиславец в 1564 г. называлась:
а) «Апостол»;
б) «Часослов»;
в) «Азбука»;
г) «Библия»
9. Первые живописные парсуны (портреты) современников появились в России:
а) в XV в.;
б) в XVI в;
в) в XVII в.;
г) в XVIII в.
10. В своих посланиях обвинил Ивана IV в самовластии и гонениях на боярско-княжескую власть:
а) митрополит Филипп;
б) игумен Филофей;
в) князь Андрей Курбский;
г) публицист Иван Пересветов
11. Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве построен в память:
а) победы на реке Угре;
б) рождения Ивана IV;
в) освобождения Москвы от поляков;
г) взятия Казани
12. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге:
а) в 1710 г.;
б) в 1714 г.;
в) в 1720 г.;
г) в 1703 г.
13. Академия наук была открыта в Петербурге в годы правления:
а) Петра I;
б) Екатерины I;
в) Петра II;
г) Екатерины II
14. Ансамбль Александро-Невской лавры создал архитектор:
а) Д.Трезини;
б) М.Г. Земцов;
в) М.О.Аничков;
г) И.К. Коробов
15. Первая в России печатная газета называлась:
а) «Санкт-Петербургские ведомости»;
б) «Известия»;
в) «Ведомости»;
г) «Куранты»
16. Академия наук в 1720 — 1740-х гг. организовала две камчатские экспедиции под руководством:
а) С.Крашенинникова;
б) В. Беринга;
в) Г.Миллера;
г) С.Дежнева
17. Какое здание не относится к классицизму:
а) дом Пашкова в Москве;
б) здание Адмиралтейства;
в) здание Московского университета;
г) здание Таврического дворца
18. Двухтомный труд «Описание земли Камчатки» составил участник второй камчатской экспедиции:
а) С.Крашенинников;
б) В. Беринг;
в) Г.Миллер;
г) С.Дежнев
19. «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»,- сказал о М.В.Ломоносове:
а) В.Г.Белинский;
б) Г.Р.Державин;
в) А.С.Пушкин;
г) Н.М.Карамзин
20. Чье литературное творчество относится к направлению сентиментализма:
а) Г.Р.Державина;
б) Д.И.Фонвизина;
в) Н.М. Карамзина;
г) А.П.Сумарокова
21. Автор многотомной «Истории государства Российского», имевшей в России огромный успех:
а) М.В.Ломоносов;
б) С.М.Соловьев;
в) Н.М.Карамзин;
г) В.А. Жуковский
22. Создатель неевклидовой геометрии, русский ученый:
а) П.П.Аносов;
б) П.Л.Чебышев;
в) Н.И.Лобачевский;
г) М.В. Остроградский
23. Родоначальники жанровой живописи в России:
а) А.Г Венецианов, П.А.Федотов;
б) Ф.А. Бруни, П.А.Федотов;
в) А.Г Венецианов. А.А. Иванов;
г) А.А. Иванов, Ф.А. Бруни
24. Начало высшего женского образования произошло в годы правления:
а) Николая I;
б) Александра II;
в) Александра III;
г) Николая II
25. Выдающийся поэт-реалист пореформенной России:
а) Ф.В. Тютчев;
б) А.А. Фет;
в) Н.А. Некрасов;
г) К.Ф. Рылеев
26. «Товарищество передвижных художественных выставок» было создано по инициативе:
а) И.Н.Крамского;
б) В.Г. Перова;
в) Н.Н. Ге;
г) В.И. Сурикова
27. В литературе начала XX в. возникло авангардное направление - футуризм, ярким представителем которого был:
а) А.А. Блок;
б) А. Белый;
в) К.Бальмонт;
г) В.В. Маяковский
28. Главной целью культурной революции в СССР было:
а) пропаганда коммунистических идей;
б) ликвидация неграмотности населения;
в) всесторонний подъем духовной культуры народа;
г) утверждение коммунистической идеологии в качестве государственной
29. Первый съезд советских писателей провозгласил новый основной художественный метод советской литературы:
а) советский реализм;
б) социалистический реализм;
в) коммунистический реализм;
г) критический реализм
30. В годы перестройки руководителем Комиссии ЦК КПСС по реабилитации жертв политических репрессий был:
а) М. С. Горбачев;
б) В. А. Медведев;
в) А. Н. Яковлев;
г) А.Д. Сахаров
Вариант №2
1. В каком году было принято христианство на Руси?
а) 960 г.;
б) 988 г.;
в) 990 г.;
г) 988 г.
2. Первый летописный свод на Руси был составлен при князе:
а) Святославе;
б) Владимире Святославовиче;
в) Ярославе Мудром;
г) Владимире Мономахе.
3. Фрески в древнерусских храмах создавали:
а) нанося краску на сырую штукатурку;
б) на деревянных досках, пропитанных смолой;
в) на цветном стекле;
г) на тонко выделанной коже
4. 0 грамотности горожан и широком распространении письменности на Руси свидетельствуют:
а) берестяные грамоты новгородцев;
б) надписи на ремесленных изделиях;
в) надписи на стенах церквей;
г) придорожные камни и кресты с надписями
5. Поэма «Слово о погибели Русской земли» посвящена:
а) распаду Киевской Руси;
б) походу на Русь Чингисхана;
в) нашествию на Русь хана Батыя;
г) польско-шведской интервенции в период Смуты
6. Современный ансамбль Кремля построен при князе:
а) Дмитрии Донском;
б) Иване Калите;
в) Иване III;
г) Иване IV
7. К правлению Ивана IV относится:
а) церковь Покрова на реке Нерли;
б) Успенский собор в Москве;
в) церковь Покрова в Филях;
г) церковь Вознесения в Коломенском
8. Симон Ушаков, крупнейший иконописец:
а) XV в.;
б) XVI в.;
в) XVII в.;
г) XVIII в.
9. Казанский собор на Красной площади в Москве был построен в честь:
а) взятия Казани;
б) воцарения Романовых;
в) иконы Казанской Божьей матери;
г) победы на Куликовом поле
10. Для высшего придворного круга в XVII в. нерегулярно выпускалась рукописная газета, которая называлась:
а) «Ведомости»;
б) «Куранты»;
в) «Новости»;
г) «Летопись»
11. Самым непримиримым противником церковной реформы середины
XVII в. был:
а) царь Алексей Михайлович;
б) протопоп Аввакум;
в) патриах Никон;
г) боярин А.Л. Ордин-Нащокин
12. Навигацкая школа была открыта в Москве:
а) в 1700 г.;
б) в 1701 г.;
в) в 1715 г.;
г) в 1721 г.
13. В первой четверти XVIII в. были открыты цифирные школы - государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян:
а) в 30 городах;
б) более чем в 40 городах;
в) более чем в 50 городах;
г) в 100 городах
14. План регулярной застройки Петербурга был разработан архитектором:
а) Д. Трезини;
б) И. Коробовым;
в) М. Земцовым;
г) Ж-Б. Леблоном
15. Петром I был издан указ, по которому молодым дворянам без свидетельства об окончании школы запрещалось:
а) поступать на гражданскую службу;
б) поступать на воинскую службу;
в) ) посещать дворянские ассамблеи;
г) жениться
16. Собрал огромную коллекцию копий документов по истории Сибири и написал ценный для науки труд «Описание Сибирского царства», участник второй Камчатской экспедиции, историк:
а) С.Крашенинников;
б) В. Беринг;
в) Г.Миллер ;
г) С.Дежнев
17. Основоположником драматической системы русского классицизма стал:
а) М.В.Ломоносов;
б) Д.И.Фонвизин;
в) Г.Р.Державин;
г) А.П.Сумароков
18. Архитектор, автор проектов Зимнего дворца и Смольного монастыря в Петербурге:
а) Д.В. Ухтомский;
б) В.В.Растрелли;
в) М.Ф.Казаков;
г) В.И.Баженов
19. «Петром Великим русской литературы» называл:
а) В.Г.Белинский - А.С.Пушкина;
б) В.Г.Белинский - М.В Ломоносова;
в) А.С.Пушкин - М.В Ломоносова;
г) Л.Н.Толстой - Г.Р.Державина
20. Издателем сатирических журналов «Трутень» и «Живописец»
был (а):
а) Е.Р.Дашкова;
б) Екатерина II;
в) Н.И.Новиков;
г) А.П.Сумароков
21. Основоположником научной педагогики в России стал:
а) П.Я. Чаадаев;
б) К.С. Аксаков;
в) К.Д. Ушинский;
г) П.В. Киреевский
22. По проекту архитектора А.Н.Воронихина в Петербурге были построены:
а) Исаакиевский собор;
б) Казанский собор;
в) здание Адмиралтейства;
г) здание Манежа
23. Сентиментальной направление в русской литературе начала XIX в. возглавлял:
а) А.С. Пушкин;
б) Н.М.Карамзин;
в) В.А.Жуковский;
г) Г.Р. Державин
24. Циркуляр о «кухаркиных детях» был издан в годы правления:
а) Николая I;
б) Александра II;
в) Александра III;
г) Николая II
25. Книга этого ученого «Основы химии» была переведена на все иностранные языки:
а) Н.Н. Зинин;
б) Д.И. Менделеев;
в) А.М. Бутлеров;
г) А.С.Попов
26. Во второй половине XIX в. в архитектуре становится преобладающим стиль, названный:
а) эклектикой;
б) ампиром;
в) древнерусским;
г) готикой
27. Подлинными теоретиками и практиками абстракционизма в России начала XX в. стали:
а) К.С. Малевич;
б) В.В. Кандинский;
в) М.Ф. Ларионов;
г) М.З. Шагал
28. Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения в РСФСР» был принят:
а) в декабре 1917г.;
б) в ноябре 1918г.;
в) в декабре 1918 г.;
г) в декабре 1919г.
29. В начале Великой Отечественной войны был написан плакат «Родина-мать зовет», его автором был художник:
а) И.М. Тоидзе;
б) С.В. Герасимов;
в) П.Д. Корин;
г) Е.В. Вучетич
30. Ученый-физик с мировым именем, правозащитник, получивший в 1986 г. возможность вернуться в Москву после шестилетней ссылки в городе Горьком:
а) А.И.Солженицын;
б) А.Д.Сахаров;
в) М.Л. Ростропович;
г) И.А. Бродский
4.4. Примерные темы рефератов:
1. Культура восточных славян в дохристианский период.
2. Принятие Русью христианства и его роль в развитии русской культуры.
3. Духовный мир русских былин.
4. Архитектура и живопись Древней Руси.
6. Прикладное и ювелирное искусство Древней Руси.
7. Литература Древней Руси.
8. Русское народное деревянное зодчество.
9. Духовный мир русского монастыря.
10. Древнерусский город.
11. Особенности развития русской культуры в период феодальной раздробленности.
12. Житийная литература XII-XIII вв.
13. Новгородская школа зодчества.
14. Владимиро-Суздальская школа зодчества.
15. Монголо-татарское нашествие и его воздействие на историко-культурный процесс.
16. Литература Московской Руси XIII-XV вв. и ее особенности.
17. Прикладное и ювелирное искусство Московской Руси.
18. Архитектура XIII-XV вв.
19. Юродство и юродивые в средневековой Руси.
20. Живопись Московской Руси XIII-XV вв.
21. Жизнь и творчество Андрея Рублева.
22. Жизнь и творчество Феофана Грека.
23. Смеховая культура древней и средневековой Руси.
24. Московский Кремль Ивана III.
25. Жизнь и быт горожан XVI в.
26. Начало книгопечатания в России.
27. Общественно-политическая мысль в России в XVI в.
28. Литература России XVI в.
29. Архитектура России XVI в.
30. Живопись России XVI в.
31. Духовный мир русского горожанина XVII в.
32. Особенности и основные тенденции культурного процесса XVII в.
33. Просвещение и образование России в XVII в.
34. Общественно-политическая мысль в России XVII в.
35. Литература в России XVII в.
36. Архитектура в России XVII в.
37. Живопись в России XVII в.
38. Реформа патриарха Никона и церковный раскол.
39. Творчество Симона Ушакова.
40. Музыка и театр в России в XVII в.
41. Культура старообрядчества.
42. Образование и наука в петровское время.
43. Быт и нравы в петровское время.
44. Изобразительное искусство в России в XVIII в.
45. Наука и научные учреждения в России в XVIII в.
46. М.В. Ломоносов и его вклад в русскую науку и культуру.
47. Санкт- Петербург – культурная столица России.
48. Рождение русского профессионального театра в России.
49. Развитие архитектуры в XVIII в. как отражение культурных идей
времени.
50. Архитектура барокко в России первой трети XVIII в.
51. Расцвет архитектурного стиля барокко в России середины XVIII в.
52. Скульптура первой половины и середины XVIII в.
53. Скульптура русского классицизма второй половины XVIII в.
54. Развитие живописи в XVIII в.: отражение нового типа общественных
отношений и нового типа личности.
55. Живопись и графика в первой половине и середине XVIII в.
56. Деятельность российских просветителей конца XVIII в.
57. Романтизм в культуре России. «Золотой век» дворянской культуры.
58. Книжное дело и печать в XVIII в.
59. Образование и воспитание в XVIII в.
60. Культура дворянской усадьбы.
61. Живопись в России в первой половине XIX в.
62. Декоративно-прикладное искусство в России в первой половине XIX в.
63. Архитектура России в первой половине XIX в.
64. Литература России первой половины XIX в.
65. Декабризм и культура.
66. Общественно-политическая мысль России в первой половине XIX в.
67. «Могучая кучка» в истории русской музыки.
68. Декабристы и развитие культуры в Сибири.
69. Книгоиздание в России первой половины XIX в
70. Общественно-политическая мысль России второй половины XIX в.
71. Архитектура России второй половины XIX в.
72. Литература России второй половины XIX в.
73. Образование и просвещение в России XIX в.
74. Наука и техника России второй половины XIX в.
75. Театр России второй половины XIX в.
76. Музыкальное искусство России второй половины XIX в.
77. Изобразительное искусство России второй половины XIX в.
78. Книгоиздание в России во второй половине XIX в.
79. Золотой век русской литературы.
80. «Передвижничество» в истории русской живописи.
81. Модернизация XIX в. и образование в России.
82. «Серебряный век» русской культуры.
83. Русская культура и меценатство.
84. Театр и музыка в России в конце XIX – начале ХХ в.
85. Русские меценаты конца XIX - начала ХХ в.
86. Модернизм в русской культуре на рубеже XIX-XX вв.
87. Образование и просвещение России на рубеже XIX-XX вв.
88. Наука и техника на рубеже XIX-XX вв.
89. Идейные течения в художественной культуре на рубеже XIX-XX вв.
90. Декадентские течения в литературе на рубеже XIX-XX вв.
91. «Русские сезоны» в Европе в начале ХХ в.
92. Поэты «серебряного века».
93. Первые шаги русского кинематографа.
94. Просвещение и образование в СССР в 20-30-е гг.
95. Художественная культура СССР в 20-30-е гг.
96. Культура русского зарубежья.
97. Эксперименты 1920-х гг. в области культуры.
98. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны.
99. Духовная культура в период Великой Отечественной войны.
100. Советская наука.
101. Культура СССР в 60-80-х гг.
102. «Перестройка» и культура.
103. Проблемы культуры постсоветской России.
104. Особенности развития, основные стилевые направления и выдающиеся памятники современной культуры России.
105. Русская культура и меценатство.
106. Сохранение культурного наследия России.
107. Глобализация и особенности культурного развития в современную эпоху.
4.5. Примерные вопросы к зачету.
1. Дохристианская отечественная культура.
2. Значение принятия христианства для отечественной культуры.
3. Древнерусская письменность и литература.
4. Архитектура и живопись домонгольской Руси.
5. Монголо-татарское нашествие и его влияние на историко-культурный процесс.
6. Русская культура второй половины XIII-XV вв.
7. Живопись Московской Руси. Творчество А.Рублева и Ф.Грека.
8. Храмы Московского Кремля.
9. Государство и церковь на Руси (XIV-XVI вв.)
10. Основные тенденции культурного процесса в конце XV-XVI вв.
11. Формирование национального идеала власти в XVI в.
12. Литература и общественно-политическая мысль в XVI в.
13. Начало книгопечатания в XVI в.
14. Архитектура и изобразительное искусство XVI в.: основные тенденции развития.
15. Особенности культурного развития России в ХVII в.
16. Накопление научных знаний (ХVII в.) и предпосылки становления российской науки.
17. Реформа патриарха Никона и церковный раскол.
18. Новые явления в русской культуре ХVII в. (общественно-политическая мысль и литература).
19. Развитие школы и просвещения в ХVII в.
20. Русская архитектура и живопись ХVII в.: тенденции «обмирщения».
21. Новшества в быту в ХVII в.
22. Музыка и театр в России XVII в.
23. Основные тенденции развития русской культуры первой половины
XVIII в.
24. Культурные преобразования петровского времени. Роль личности Петра I.
25. Вклад М.В. Ломоносова в русскую культуру.
26. Просвещение и книгоиздательство в XVIII в.
27. Становление российской науки в XVIII в.
28. Новые явления в русской литературе XVIII в.
29. Образование и просвещение в XVIII в. Московский университет.
30. Общественно-политическая мысль в XVIII в.: основные идеи и направления.
31. Просвещенный абсолютизм и его влияние на развитие русской культуры во второй половине XVIII в.
32. Барокко в русской культуре XVIII в. (архитектура, живопись, скульптура).
33. Классицизм в русской культуре XVIII в. (архитектура, живопись, скульптура).
34. Музыка и театральное искусство в XVIII в.: основные особенности.
35. Книжное дело и печать в XVIII в.
36. Основные тенденции и особенности культурного развития России в первой половине XIX в.
37. Общественно-политическая мысль России в первой половине XIX в.
38. Наука и научные учреждения в России в первой половине XIX в.: особенности развития.
39. Образование и просвещение в России первой половины XIX в.: основные тенденции.
40. Литература в первой половине XIX в.: основные особенности, стилевые направления.
41. Изобразительное искусство в первой половине XIX в.: основные особенности, стилевые направления.
42. Архитектура в первой половине XIX в.: основные особенности, стилевые направления.
43. Театр и музыкальное искусство в первой половине XIX в.: основные тенденции развития.
44. Особенности развития русской культуры в пореформенный период.
45. Либеральные реформы Александра II: образование и просвещение.
46. Политика Александра III в области просвещения.
47. Наука и техника во второй половине XIX в.: особенности развития.
48. Литература во второй половине XIX в.: основные особенности, стилевые направления.
49. Музыкальное искусство в России второй половины XIX в. «Могучая кучка».
50. Живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство в России во второй половине XIX в.
51. Архитектура во второй половине XIX в.: основные особенности, стилевые направления.
52. Театр – духовный центр русского общества. Основные особенности, развитие театральной сети.
53. Особенности культурного процесса на рубеже XIX-XX вв.
54. Модернизм в русской культуре XIX-XX вв.
55. Художественная культура «серебряного века»: характерные черты.
56. «Серебряный век» в русской поэзии.
57. Русский театр и кинематограф на рубеже XIX-XX вв.
58. Культурная революция в СССР: основные задачи, отличительные особенности.
59. Художественная культура СССР в 20-30-е гг.
60. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны.
61. Культура СССР в 60-80-х гг.
62. «Перестройка» и культура.
63. Культурный процесс в России на рубеже XX-XXI вв.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………….3
1. Объем и содержание учебной дисциплины………………………………6
1.1. Объем дисциплины………………………………………………………..6
1.2.Содержание дисциплины………………………………………………….6
2. Планы семинарских занятий………………………………………………13
Учебно-методическое и информационное обеспечение
учебной дисциплины………………………………………………………….23
3.1. Основная литература……………………………………………………23
3.2. Дополнительная литература……………………………………………24
3.3. Электронные издания……………………………………………………25
4. Практикум…………………………………………………………………..26
4.1. Примерные задания для контрольных работ……………………….26
4.2. Примерные тесты по курсу……………………………………………..29
4.3. Итоговый тест по курсу «История русской культуры»……………53
4.4. Примерные темы рефератов……………………………………………64
4.5.Примерные вопросы к зачету по курсу
«История русской культуры»………………………………………………67
Дата: 2019-02-25, просмотров: 395.