Семинар №5. Русская культура первой половины XIX в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План семинарского занятия

1.Основные особенности развития культурно-исторического  процесса в России в первой половине XIX в.

2. Система образования в Российской Империи. Развитие научного знания. Географические открытия.

3. Основные направления в литературе: классицизм, романтизм, реализм. Литературные журналы. Творчество А.С. Пушкина,  А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя и др.

4. Архитектура в первой половине XIX века: от ампира к эклектике (А.Воронихин, А.Захаров, К.Росси, О. Бове, Д. Жилярди, К.Тон и др.).

5.  Изобразительное искусство. Становление романтизма и реализма в живописи. Творчество О.Кипренского, А.Венецианова, К.Брюллова, А.Иванова и др.

Вопросы для повторения:

1. Почему первую половину XIX в. называют «золотым веком» русской литературы?

2. Как развивалась система образования в России в первой половине XIX в.?

3. Назовите автора многотомного труда «История государства Российского»?

4. Почему Карла Брюллова называли еще при жизни «великим Карлом»? Каковы особенности его живописи?

5. Что изменилось в архитектурном облике Москвы после преодоления последствий пожара 1812 г.?

6. Кто стал основоположником научной педагогики в России?

7. В память какого события был возведен Храм Христа Спасителя?

8. Определите особенности архитектуры ампира и назовите ведущих мастеров этого архитектурного стиля в России?

9. Какие факторы обусловили высокие темпы развития науки в рассматриваемый период?

10.Лобачевского справедливо называли « Коперником геометрии». Как вы думаете почему?

 

Дополнительная литература:

1. Волков В.А. Российская профессура XVIII- начала XX вв. - СПб., 2003

2.История русской литературы XI – XIX веков. В двух частях. - М., 2000

3.Кошман Л.В. Город и городская жизнь в России XIX столетия. - М., 2008

4. Лотман  Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). - СПб., 1997.

5. Марченко Н.А. Быт и нравы пушкинского времени / Н.А.Марченко. - СПб., 2005.

6.Петров  Ф.А. Формирование системы университетского образования в России - М., 2003.

7. Петровская  И.Ф. Концертная жизнь Петербурга, музыка в общественном и домашнем быту. 1801-1859гг. - СПб., 2000.

8. Рябцев  Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII – XIX вв. / Ю.С.Рябцев. - М., 2001.

9. Судьбы творцов русской науки. - М., 2002.

10. Турчин  В.С. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX столетия / В.С.Турчин. - М., 1981.

11. Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век: Учебное пособие.- СПб., 2000.

 

Семинар №6. Культура России второй половины XIX - начала XX вв. Серебряный век.

План семинарского занятия:

1.Социально-экономическая модернизация России и демократизация культуры:

1)развитие системы образования:

а) начальное и среднее образование; общее и специальное высшее образование; женское высшее образование; « народные университеты»;

в) внешкольные формы народного просвещения;

г) рост периодических изданий и книжного дела;

2) Наука:

а) новые документальные открытия в области физики, математики, химии, биологии и их влияние на общественное развитие;  

б) новое в быту.

2. Литература и искусство. Своеобразие духовной жизни русского общества в начале ХХ в.:

а) реализм и модернизм в литературе, живописи, архитектуре, кино;

б) «серебряный век» русской поэзии;

г) «искусство для искусства».

 

Вопросы для повторения:

1.Какие особенности имела русская культура пореформенного периода?

2. Какое влияние на развитие русской культуры оказали либеральные реформы 60-70-х годов XIX в.?

3. Какие изменения произошли в женском образовании во второй половине XIX в.?

4. Почему начало XX в. обычно называют «серебряным веком» русской культуры?

5. Что такое декаденство, модернизм в литературе и в чем его отличие от реализма?

6. Когда возникло и какое имело значение творческое объединение художников «Мир искусства»?

7.  Назовите причины образования и цели «Товарищества передвижных художественных выставок»? Каково его значение?

8. Что объединяло творчество передвижников и композиторов «Могучей кучки»?

9. Назовите известных вам меценатов. Какую роль играло меценатство в развитии русской культуры?

10. Почему 60- начало70-х годов называют «золотым веком» русской химии?

 

Дополнительная литература:

1. Басаргина Е.Ю. Императорская Академия наук на рубеже XIX-XX вв.: очерки истории.- М., 2008

2. Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства.- М., 2006

3. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники 1870–1917. – М.,1988.

4.  Волков  В.А. Российская профессура XVIII- начала XX вв. - СПб., 2003.

5. Деятели русской науки XIX-XX веков. - СПб., 2001

6. Лебедева В.Г. Судьбы массовой культуры в России: вторая половина XIX- первая треть XX вв.- СПб, 2007

7. Лисовский В.Г. Особенности русской архитектуры конца XIX – начала ХХ

века. – Л., 1976.

8. Ильина  Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учебник. - М., 2007.

9. История русской культуры / отв. ред. Н.Дубенок.- М., 2007

10. История русского театра.- М., 2011

11. Карпова Е.В. Русская и западноевропейская скульптура XVIII- начала XX вв.: новые материалы, находки, атрибуции.- СПб., 2009

12. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта.- 2-е изд.- М., 2006

13. Купцова И.В. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в годы

первой мировой войны. – СПб, 2004.

14.Никитина  Л.Д. История русской музыки. - М., 2000

15. Очерки русской культуры XIX в. Власть и культура.- М., 2000

16. Русская культура/ А.Д. Волков, Б.П. Голдовский, Ю.А. Дмитриев и др. - М., 2007

17.Художники-передвижники.- М., 1975

Дата: 2019-02-25, просмотров: 247.