План семинарского занятия
1.Основные особенности развития культурно-исторического процесса в России в первой половине XIX в.
2. Система образования в Российской Империи. Развитие научного знания. Географические открытия.
3. Основные направления в литературе: классицизм, романтизм, реализм. Литературные журналы. Творчество А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя и др.
4. Архитектура в первой половине XIX века: от ампира к эклектике (А.Воронихин, А.Захаров, К.Росси, О. Бове, Д. Жилярди, К.Тон и др.).
5. Изобразительное искусство. Становление романтизма и реализма в живописи. Творчество О.Кипренского, А.Венецианова, К.Брюллова, А.Иванова и др.
Вопросы для повторения:
1. Почему первую половину XIX в. называют «золотым веком» русской литературы?
2. Как развивалась система образования в России в первой половине XIX в.?
3. Назовите автора многотомного труда «История государства Российского»?
4. Почему Карла Брюллова называли еще при жизни «великим Карлом»? Каковы особенности его живописи?
5. Что изменилось в архитектурном облике Москвы после преодоления последствий пожара 1812 г.?
6. Кто стал основоположником научной педагогики в России?
7. В память какого события был возведен Храм Христа Спасителя?
8. Определите особенности архитектуры ампира и назовите ведущих мастеров этого архитектурного стиля в России?
9. Какие факторы обусловили высокие темпы развития науки в рассматриваемый период?
10.Лобачевского справедливо называли « Коперником геометрии». Как вы думаете почему?
Дополнительная литература:
1. Волков В.А. Российская профессура XVIII- начала XX вв. - СПб., 2003
2.История русской литературы XI – XIX веков. В двух частях. - М., 2000
3.Кошман Л.В. Город и городская жизнь в России XIX столетия. - М., 2008
4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). - СПб., 1997.
5. Марченко Н.А. Быт и нравы пушкинского времени / Н.А.Марченко. - СПб., 2005.
6.Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России - М., 2003.
7. Петровская И.Ф. Концертная жизнь Петербурга, музыка в общественном и домашнем быту. 1801-1859гг. - СПб., 2000.
8. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII – XIX вв. / Ю.С.Рябцев. - М., 2001.
9. Судьбы творцов русской науки. - М., 2002.
10. Турчин В.С. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX столетия / В.С.Турчин. - М., 1981.
11. Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век: Учебное пособие.- СПб., 2000.
Семинар №6. Культура России второй половины XIX - начала XX вв. Серебряный век.
План семинарского занятия:
1.Социально-экономическая модернизация России и демократизация культуры:
1)развитие системы образования:
а) начальное и среднее образование; общее и специальное высшее образование; женское высшее образование; « народные университеты»;
в) внешкольные формы народного просвещения;
г) рост периодических изданий и книжного дела;
2) Наука:
а) новые документальные открытия в области физики, математики, химии, биологии и их влияние на общественное развитие;
б) новое в быту.
2. Литература и искусство. Своеобразие духовной жизни русского общества в начале ХХ в.:
а) реализм и модернизм в литературе, живописи, архитектуре, кино;
б) «серебряный век» русской поэзии;
г) «искусство для искусства».
Вопросы для повторения:
1.Какие особенности имела русская культура пореформенного периода?
2. Какое влияние на развитие русской культуры оказали либеральные реформы 60-70-х годов XIX в.?
3. Какие изменения произошли в женском образовании во второй половине XIX в.?
4. Почему начало XX в. обычно называют «серебряным веком» русской культуры?
5. Что такое декаденство, модернизм в литературе и в чем его отличие от реализма?
6. Когда возникло и какое имело значение творческое объединение художников «Мир искусства»?
7. Назовите причины образования и цели «Товарищества передвижных художественных выставок»? Каково его значение?
8. Что объединяло творчество передвижников и композиторов «Могучей кучки»?
9. Назовите известных вам меценатов. Какую роль играло меценатство в развитии русской культуры?
10. Почему 60- начало70-х годов называют «золотым веком» русской химии?
Дополнительная литература:
1. Басаргина Е.Ю. Императорская Академия наук на рубеже XIX-XX вв.: очерки истории.- М., 2008
2. Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства.- М., 2006
3. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники 1870–1917. – М.,1988.
4. Волков В.А. Российская профессура XVIII- начала XX вв. - СПб., 2003.
5. Деятели русской науки XIX-XX веков. - СПб., 2001
6. Лебедева В.Г. Судьбы массовой культуры в России: вторая половина XIX- первая треть XX вв.- СПб, 2007
7. Лисовский В.Г. Особенности русской архитектуры конца XIX – начала ХХ
века. – Л., 1976.
8. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учебник. - М., 2007.
9. История русской культуры / отв. ред. Н.Дубенок.- М., 2007
10. История русского театра.- М., 2011
11. Карпова Е.В. Русская и западноевропейская скульптура XVIII- начала XX вв.: новые материалы, находки, атрибуции.- СПб., 2009
12. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта.- 2-е изд.- М., 2006
13. Купцова И.В. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в годы
первой мировой войны. – СПб, 2004.
14.Никитина Л.Д. История русской музыки. - М., 2000
15. Очерки русской культуры XIX в. Власть и культура.- М., 2000
16. Русская культура/ А.Д. Волков, Б.П. Голдовский, Ю.А. Дмитриев и др. - М., 2007
17.Художники-передвижники.- М., 1975
Дата: 2019-02-25, просмотров: 272.