Последствия Октябрьской революции для развития культуры. Культурная революция. Борьба за утверждение марксистской идеологии. Интеллигенция и власть. Политика в отношении религии и церкви. В борьбе за пролетаризацию искусства (Пролеткульт,РАПП,МАПП). ВХУТЕМАС. Монументальная пропаганда. Реорганизация системы народного образования. Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Право на «полное, всесторонне и бесплатное образование» по Конституции РСФСР. Перестройка высшей школы в целях формирования новой рабоче-крестьянской интеллигенции. Рабфаки. Обязательное изучение марксизма-ленинизма. Организация научной деятельности. Архитектура (конструктивизм): М.Я.Гинзбург, П.А.Погосов и др.). Театр и кинематограф. В.Э.Мейерхольд и программа «Театральный Октябрь». С.Э.Эйзенштейн (автор фильмов «Броненосец Потемкин», «Октябрь») - начало развитие революционной тематики в художественном кинематографе. Музыка. Русское зарубежье.
Идеологизация всех направлений культурного развития с середины 20-х годов. Авторитарно-бюрократический стиль руководства культурой. Унификация и регламентация культуры. Индустриализация и коллективизация. Борьба за повышение грамотности. Всеобщее обязательное начальное образование. Всеобщее семилетнее (неполное среднее образование). Ускоренная подготовка кадров. Промышленные академии, вузы. Повышение роли преподавателей и научных работников. Техникумы. ФЗУ. Наука под контролем партии и государства. Создание научно-исследовательских центров. Развитие отраслевой науки. Марксизм-ленинизм. Краткий курс истории ВКП (б). Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Социалистический реализм. Союз советских писателей (1934). Творчество М. Горького, В. Маяковского, С. Есенина, М. Булгакова, М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Н. Островского, М. Зощенко. Культурно-просветительская работа. Атеистическая пропаганда. Борьба с инакомыслием. Итоги культурной революции.
Культура в период Великой Отечественной войны. Жесткая регламентация культуры в послевоенные годы. «Оттепель». Начало процесса десталинизации в культурной политике. Реформирование средней школы. Рост числа вузов. Система коммунистического воспитания. Расширение сети исследовательских учреждений, создание новых отраслевых институтов. Развитие производительных сил Сибири и Дальнего Востока. Развитие радиофизики, электроники, теоретической физики. Л.Д.Ландау, А.П.Александров, И.В.Курчатов, Д.И.Блохинцев. Ракетно-космическая область. С.П.Королев. Ю.А.Гагарин. Новые тенденции в художественной жизни страны. Реабилитация. Проблема незаконных репрессий в произведениях В.Гроссмана, В.Дудинцева, А.Солженицына. Творчество Д.Гранина, Ю.Германа, К.Симонова. Мемуарная литература. Поэзия Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, Р.Рождественского. Авторская песня Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого. Самиздат. Спектакли «Современника», театра на Таганке. Конфликт между Н.Хрущевым и творческой интеллигенцией. Диссиденты.
Конец «оттепели» и усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью. Неосталинизм в культуре. Эмиграция. Система образования. Научно-техническая революция в СССР. Советские исследования в области радиотехники электроники, термодинамики, прикладной механики и автоматики. Научные открытия в области физики: П.Л.Капица. «Деревенская проза»: произведения Ф.Абрамова, Б.Можаева, В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина. «Городская проза» в творчестве Ю.Трифонова. Драматургия В.Розова, А.Вампилова, А.Володина.
«Перестройка». Демократизация и гласность. Приоритет общечеловеческих ценностей, плюрализм мнений. Реабилитация жертв необоснованных репрессий. Возвращение религии в жизнь общества. Пробуждение общественной активности. Возникновение неформальных движений. Развитие альтернативной прессы. Газетно-журнальный бум. Изменение стиля работы телевидения. Передачи «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Распад СССР, его последствия для культурной жизни. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992 г.). Закон «Об образовании» (1992 г.). Деидеологизация и вариативность образования. Возникновение системы платного образования. Сокращение финансирования образования и науки и культуры в 90-е годы. «Утечка мозгов» за рубеж. Альтернативные источники финансирования. Спонсорство. Коммерческая деятельность.
Россия в начале XXI в. Укрепление федеративной власти. Закон о национальных символах России. Указ «О федеральных университетах». Реформа образования (2010 г.). ЕГЭ. Интернет. Возрождение ряда сфер культуры. Кинематограф и театр. Постмодернизм. Массовая культура. Поиск «национальной идеи». «Основы государственной культурной политики Российской Федерации» (2014 г.). Одна из главных задач РФ – сохранение русской культуры, главного богатства страны и залога возрождения России.
2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Дата: 2019-02-25, просмотров: 237.