Гуманизм – 100 лет позже, чем в Италии. Связь с СВ сильнее, чем там. Увлеченность античным наследием + рели -политич. проблемы. Нац-патриотич. гуманизм. Интерес к математике, естествознанию, реже – иск-во, эстетика.
Экспрессия вместо гармонии, назидательность. 1430 – складывание 1490 – расцвет - до первых лет Реформации (1517). Книгопечатание и литература 50 центров к началу 16 века. Вокруг – гуманистические кружки. Большинство гуманистов – из бюргерства. Но есть и другие. Гуманизм тесно связан с воспитанием и образованием, универами и школой. Рудольф Агрикола 1444-1485, Якоб Вимпфелинг 1450-1528 = новые культурные ценности + церковная ортодоксия. Агрикола – учение об общих логических и этических понятиях, научный метод познания с учетом гуманистического опыта. Вимпфелинг - преобразование не должны трогать догму. Разоблачал клир, особенно монашество. Сближение воспитания и образования. Популярен. Конрад Цельтис (1459-1508), = Цельтис – расцвет любовной лирики. Программа коллек. научной работы гуманистов – призывал собирать, издавать, изучать источники по истории Германии, этноисторию, культурные достижения, создал подробное описание Нюрнберга – в стихах! Себастиан Бранд (1456-1521) = “Корабль дураков” (1494), сатирик, поэт – вереница дураков разных сословий, обличение невежества, своекорыстия, мир торжества денег, критика попов, монахов, юристов. Исток целой ветви лит-ры 16 в. – лит-ры о дураках. Критика империи сменяется апологией ее, так как она противостояла папству. Внимание – древние германцы, Карл Великий, Оттоны, б-ба с папством, происхождение и развитие регионов. Виллибальд Пиркгеймер (1470-1530) + Дюрер = дружба. Переводы с греч. на латынь. Философия, лит-ра, география, патристика, математика, астрономия. “Краткое описание Германии”. Свод сведений античных авторов о древних германцах. История Швейцарской войны. Издал сочинения монахини 16 в. Хросвиты Гандерсгеймской (волновала тема достоинства женщин). Конрад Пейтингер (1465-1547) - собиратель монет, статуй, рукописей. Эпиграфику публикует. Историю готов Иордана издал и историю лонгобардов Диакона. Экономис (идея свободы торговли, новые принципы хоз. этики). Иоганн Авентин – Баварская хроника Беат Ренан – комментарий к Тациту и 3 книги германской истории. Ист-филоло критика. Эразм Роттердамский – космпополит. Критика текстов. Применил в издании “Компендиума” (сокращенное изложение основ науки) античные мудрости. 3000 пословиц с комментариями. “Наставление христианскому воину” - “подражание Христу”. Свою позиция назвал “философией Христа”, христианское – все то, что истинно. Можно искать мудрость и добродетель вне церковных рамок, у других народов и людей. Языческая основа будущего развития культуры. Синтез язычества и хр-ва. Надеялся исправить недостатки общества созданием новой культуры и образования (“мирная победа”). Против междоусобных войн. Просвещение = панацея. Педагогика + просвещение = панацея. Популярны – “Похвала глупости” (сатира)= “Разговоры запросто” (дикл диалогов педг, этич, идейных). Рейхлин Иоганн “Письма темных людей”. Рейхлин + Эразм = 2 ока Германии. Пропагандировал изучение древнееврейского языка. В понимании хр-ва опирался на неоплатонизм флорентийских гуманистов, античное пифагорейство и каббалу. “Человек = микрокосм”, получает откровение божьих истин через знаки и символы. Выступил против сожжения всех еврейских религиозных книг – полемика! Рейхлинисты vs кёльнские теологи, инквизиторы. “Письма темных людей” - 1515 (ч.1) и 1517 (ч. 2) = пародия на переписку невежественных, морально убогих монахов и теологов. Противники Рейхлина – “темные люди”, письма сначала приняли за “нормальную” переписку, противники стали их пропагандировать и тем сами себя высмеяли. Издание было анонимно, а написала это - группа гуманистов – Ульрих фон Гуттен, Крот Рубиан. Развитие культуры в условиях Реформации. Раскол. Обе церкви хотят исп-ть гуманистов как эрудитов для преподавания. Гуманизм из-за этого затухает (кто куда идет). Согласование гуманизма и новых конфессий – Филипп Меланхтон ё1497-1560. Систематизировал Лютера. “Общие понятия теологии”. Принимал участие в выработке Аугсбургского исповедания веры 1530. Но – гуманист. Античник, философ, филолог, историк. географ. Педаго Теоретик и организатор педагогики. По его планам основан ряд латинских школ и 8 универов. “Наставник Германии”. Шел на компромисс с кальвинистами ? конфликты с лютеранами. От первой трети 16 в. 5000 летучих листков. Памфлеты, диалоги. Многие – на немецком, но преобладает латынь. За 5 лет 1520-1525 – 4-кратный рост книгопечатания. Лютер 1483-1546. Основные работы по-немецки. Перевод Нового завета (“Сентябрьская Библия” - 1522), Ветхого Завета (1534). Общий тираж – 100.000 экземпляров! Заложил основы письменного немецкого литературного языка. Воздействие Реформации противоречиво. ¯ интереса к образованию (зачем посылать детей в школу, если монахом уже не стать?). Для перемен нужны годы и выступления в защиту образования. Новая система до-университетского образования. Гимназия в Страсбурге (Яштрум, 1538) = 10 классов, единая программа, латинский, греческий, грамматика, риторика, диалектика. Культура в период Контрреформации. Преследование ересей. Уничтожение. запрещение книг, противоречащих Тридентскому собору. Массовая эмиграция протестантов. Но – обновление педагогических средств. Иезуиты. 16-17 вв. – взяли под контроль все ун-ты католической Германии.
Гуманистич. элементы – оттеснены в доуниверситетскую подготовку. Периферия обучения – этика, математика, древнееврейский. Внимание в гимназиях – латынь, греческий, риторика = подготовка к главным дисциплинам философ. фак-тов – логике, физике (по Аристотелю), метафизике. Философия ориентирована на теологию. Нет места истории. Сер 16 в. – Кёльн – первые иезуитские гимназии, учеба бесплатна, ср-ва – от властей + пожертвования. Конфессиональная окрашенность – императив все-х гуманитарных наук. История церкви. Лютер – всемирная история. Меланхтон – историю в программы университетов! 1564-1565 – первый учебник Меланхона, на 100 лет – главное учбеное пособие во всех протестантских землях и странах. Меланхтон – и церковная, и гражданская история. “Церковная история, изложена по столетиям.” Самый крупный исторический труд протестантов. Коллективная работа, под рук. Матфея Флакка (Власича) = Магдебургские центурии (век = центурия = изложено по столетиям). Собирали материалы, в том числе и в католич. землях. Отбор и анализ источников. цель – показать процесс порчи церкви после раннего христианства под главенством пап. Католический ответ – 12 томов церковных Анналов. Автор – кардинал Чезаре Баронио. Использовал архивы Ватикана. Себастиан Франк 1499-1542 - право искать истину в разных верованиях, даже сектантских учениях. Основывался на мистике. Бог = духовное начало человека. Отрицание обрядовости, догматов, религиозной обязательности. Пантеизм + пацифизм = критика всех властей и церквей. Теософия Якоба Бёме. “Аврора или Утренняя заря в восхождении”. Понятия, образы, символы, поэтические картины – как Бог соотносится с миром. Бог в каждом, кто живет свят. Преследуем. Пытались запретить ему писать. Застой политической мысли. Кальвинист Алтузий. Защита суверенитета народа. Перед народом отвечают правители. Народ волен свергать,, карать правителей, коль они покушаются на его интересы. Естественные науки. Агрикола – горное дело. Систематизация, описания. География – “Космографии” - Мюнстера популярна. 1544 26 карт. Точная карта Кубы. Коперник издал в 1543 в Нюрнберге свою теорию. Математика + астрономия – Иоганн Кеплер. За гелиоцентризм Коперника. Кеплер опубликовал открытые им законы обращения планет вокруг солнца. В то же время составлял гороскопы. Боролся одновременно с суевериями. Охота на ведьм. Было и ранее, но в Контрреформации обострилось, посл треть 16 в. Рост нищеты. Межцерковные конфликты, давление власти ? попытки найти виновных. Жертвы – турки, иудеи, женщины. В реальности верили в ведьм и сторонники папы, и лютеране. Доносительство. Преследования ¯ только после 30-летней войны, завершились в Просвещение. Литература. Народные книги = традиции СВ, рыцарские легенды, чудеса. 1598 – “Шильдбюргеры” = сатира на тупоумие немецкого мещанства. 1587 – “История о докторе Иоганне Фаусте, чародее и чернокнижнике” 1602 – “Повествование о вечном страннике Агасфере” Поэзия – Ганс Сакс основа – фольклор, певец житейского, бюргерские идеалы, уют, благополучие, устойчивый порядок. Комизм повседневных сцен. К началу 17 в. распространение жаргонных смесей. При дворе – франц. язык, ученые – на латыни, бюргеры – 3 языка. Провинциализация культуры. Стремление провести нормализацию литературно-немецкой речи. 1617 – “Плодоносящее общество” = Опиц, Грифиус. Опиц – поэт. Б-ба за развитие нацкультуры. Грифиус тоже поэт. Барокко. Контраст, пафос, динамика, сгущение красок. Всех шокировала 30летняя война, все о ней писали. Искусство, архитектура. 15- начало 16 вв. – расцвет ренессансной живописи и графики. Связь с готикой. Альбрехт Дюрер 1471-1528. Гравюры. Ученый (линейная перспектива, пропорционирование тела), теоретик иск-ва. 2жды был в Италии, овладел итальянским подходом к живописи, гравюры на дереве (“Апокалипсис”, “Большие страсти”, “Малые страсти”), на меди (“Рыцарь, смерть и дьявол”, “Ироним в келье” “Меланхолия”). Один из создателей портретного жанра в Германии. Автопортреты. Матиас Митхардт = Грюневальд 1460(1470)-1528. Религиозная живопись. Многостворчатый Изенгеймский алтарь. Распятие. Больше Дюрера связан с готикой. Грандиозность ощущений природы. Колористическое богатство. Лукас Кранах Старший. Связан с Реформацией. Ранние работы – ренессансные, поздние – маньеристские, подчиненные дидактическим целям. Дунайская школа - Альтдорфер “Битва Македонского с Дарием”. С.-вторая половина 16 в. упадок. Только к концу 17 в. подъем – Эльсхеймер - маленькие, тонкие пейзажики с библейскими и античными персонажами. Архитектура - преимущественно светская, княжеские дворцы и замки, гильдейские дворцы горожан. Ратуши, цейхгаузы, склады. Ренессансная традиция пришла поздно. Позднеготическая основа и ренессансные формы и орнамент декора. Строительство по четкому плану в духе итальянских идеальных городов. В Вюртемберге – Фрейденштадт – для протестантов из Австрии – целый город по этому плану. Музыка – итальянские мадригалы и французская полифоническая песня. Инструментальная музыка. Влияние Нидерландов. Полифонизм. Изаак. Его ученик – Л.Зенфль - любимый композитор Лютера. Фольклор исп-л.. Немецкие тексты песнопений. поют всей общиной. В городах объединяются минстерзингеры, при дворах – капеллы. К концу 16 в. рост роли сольного пения. Расцвет органистов-импровизаторов. Герих Шютц – “Священная симфония” на библейские темы – путь к Баху и Генделю.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 259.