Рассматриваемое время – эпоху расцвета английского абсолютизма и рождения англиканской церкви. Параллельно с процессами государственной консолидации складывался единый литературный английский язык, формировалась национальная культура, открытая общеевропейским верованиям.
Важную роль в становлении новой ренессансной культуры сыграли университеты. Особенно Оксфордский – колыбель англ. гуманизма. Здесь – высокообразованные интеллектуалы – Линэкр, Гросин, Лили – знатоки латыни, греческого, сторонники классического образования в школах, Джон Колет – теолог, теоретик педагогики (один из первых ан гуманистов, критиковал церковь с моральных позиций, ратовал за ее обновление, высоко оценивал способности человека, свободная воля – путь к достижению духовных идеалов, хотел реформировать образование, которое хотел основать не на средневековых схоластах, а на Платоне и Аристотеле, естественных и прикладных научных знаниях). Эразм Роттердамский - член оксфордского кружка английских гуманистов (называл кружок “республикой ученых”), посещал лекции Колета, считал, что в Англии начала форм-ся “философия Христа” . Томас Мор (1478-1535)– тоже ученик Колета Антропоцентризм, вера в достоинство человека – но при этом большое внимание теологии, сильное влияние традиционной христ-ской этики (в этом отличие английского гуманизма, которое роднит его с гуманизмом “северноевропейским”). Этическая доктрина Томаса Мора основана на понятии “христианская добродетель”. Именно она требует служить обществу, а не просто созерцать. Юрист по образованию. Избирался в парламент. При Генрихе VIII – канцлер. Мечтал облегчить жизнь малоимущим. В то же время – эпикурейство в мировоззрении и прославление земных радостей. “Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройств государства и о новом острове Утопия” (1516). Главный герой – путешественник Рафаил Гитладей. Его устами Мор критикует английские порядки, а потом рисует идеальное общественное устройство. Государство = заговор богатых. Собственность отвращает людей от христианской любви. В Утопии все владеют всем и все трудятся. Труд легкий. Много времени на досуг, искусство, науку. Уравнительности нет, но потреблять больше, чем надо, никому не хочется. Распределение без денег по заслугам перед обществом. Политическое устройство – принцип выборности. На высших должностях – люди безупречной морали. Веротерпимость. Архитектура. Генрих VII и Генрих VIII приглашали в Англию иностранцев, особенно из Италии. При них были построены Виндзор, Ричмонд, Вестминстер, но несмотря на присутствие итальянцев, английская архитектура сохранила традиции “перпендикулярной готики”. Лучший образец – капелла Королевской колледжа в Кембридже. Живопись. Много средневековых черт, но интерес к светской жизни. Начало портретной живописи – Ганс Гольбейн мл. Придворный художник Генриха VIII. Музыка и театр. Ведущие композиторы Тевернер и Таллис. ГVIII – ценитель музыки и сам автор популярных баллад. Театральные представления. Аллегорические и морально-дидактические пьесы. Майские забавы с переодеваниями. Игры о Робин Гуде. Театрализованные рыцарские турниры. Сражения кавалеров и дам, которые обыгрывали идею рыцарской преданности дворянства монарху. Поэзия.
Двор ГVIII – “храм муз” (Э.Роттердамский). Влияние сонетов Петрарки. Со второй ½ XVI в. елизаветинский век – золотой век литературы. Ф.Сидни. Сонеты. Жанр пасторали. Поэма “Майская королева”. Трактат “Защита поэзии” (против пуританской идеи о развращении поэзии). Э.Спенсер. Сонеты. Поэмы “Королева фей”, “Пастушеский календарь”. Образ идеальной державы, где благородные рыцари совершают подвиги добродетели. “Королева фей” - Елизавета. Ей же и посвятил. В жанре сонетов работали У.Рейли, У.Шекспир, К.Марло и др. Литература. географическая. Хаклюйд. “Основные плавания, путешествия и открытия английской нации” новелистика Делони. Поэмы для бюргерства. Честный труд, благонравие. Т.Нэш. Сатирические новеллы и плутовской роман “Злополучный скиталец”. Высмеивал ханжество, пуританскую добропорядочность и пр. историческая Холиншед. “Хроники Англии, Шотландии, Ирландии”. Кемден. Выдающийся историограф елизаветинской поры. Создатель научного кружка антиквариев. Собиратель документов древности. драма Ведущий литературный жанр. Сложился профессиональный театр. Труппы “Глобус”, “Лебедь”, “Театр”, “Куртина”. Для них писали Марло, Шекспир, Джонсон и др. Кристофер Марло. Трагедия “Тамерлан Великий”. Драма “Трагическая история доктора Фауста”. “Мальтийский еврей” - актуальные морально-этические проблемы. Все произведения назидательны. Главные герои показаны без оков христианской морали, а потому гибнущие. Уильям Шекспир (1564-1616). Адвокат сильной королевской власти. Философские драмы “Гамлет”, “Отелло”, “Король лир”. Мало радостного оптимизма. Мироощущение окрашено трагизмом. Вместе с Гамлетом сомневается: человек – венец природы? В сомнениях – кризис ренессансного сознания. Обуздание страстей по Шекспиру – гарантия гармонии. В последних своих пьесах, особенно “Зимней сказке”, создает образы людей, царящих над природой, наделенных большими знаниями, но сам понимает утопичность этих надежд, а потому это и есть сказка. Бен Джонсон. Автор бытовых комедий “Алхимик”, “Варфоломеевская ярмарка”. Основоположник английской морализирующей литературы, хотя и в жанре комедии. Естественные науки. Врач Горвей = большой круг кровообращения. Гилберт = магнетизм, электричество. Нэпер = система логарифмов. Хэлиот, астроном = пятна на солнце. Философия. Бэкон Фр. = крупнейший философ. Профессиональны юрист. Лорд-канцлер. Вера в человека. Гуманистический индивидуализм. Вопрос о месте науки в жизни об-ва. “Новая Атлантида” = утопический роман, где всеобщая гармония основана не на социальных, а на научно-технических преобразованиях. Его идеальным обществом руководит “Дом Соломона” - лаборатория открытий и знаний. Предсказал использование солнечной энергии, селекцию, летательные аппараты для передвижения, консервацию органов для медицины. В отличии от дедукции, Бэкон разработал новую теорию научного познания – индукцию, движение от частного к общему, от наблюдения к эксперименту. Учение Бэкона оказало влияние на всех последующих философов. Декоративно-прикладное искусство. Век расцвета. Миниатюрная живопись – аллегория и символизм. При Елизавете – художники (Поливер, Хиллиард), использовавшие светотень, пейзажный фон, реализм в портретной живописи. Архитектура XVII в. – классицизм. Эниго Джонс.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 260.