Кафедра Управления человеческими ресурсами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра Управления человеческими ресурсами

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор,

Кандидат экономических наук

___________________

А.И. Васильев

«___»________________2014г.

(в редакции №1 от 31.08.2015г.;

в редакции №2 от 31.08.2016г.;

В редакции №3 от 31.08.2017г.)

Рабочая программа дисциплины

«Корпоративная социальная ответственность»

Направление подготовки: 38.03.02 Менеджмент

Профиль подготовки: Управление проектами

Квалификация выпускника: Бакалавр

Форма обучения: очная

Обсуждено

на заседании кафедры

Управления человеческими ресурсами

«31» августа 2017 г.

Протокол № 1

Составитель(-и) программы:

Каменев И.Г., к.э.н., преподаватель кафедры УЧР

Ikamenev @ synergy . ru

Москва 20 17

Содержание

 

I. Аннотация к дисциплине. 3

II. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 5

III. Тематический план. 9

IV. Содержание дисциплины.. 11

V. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 13

VI. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 21

VII. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины.. 21

VIII. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 22

IX. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, в том числе комплект лицензионного программного обеспечения, электронно-библиотечные системы, современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы.. 22

X. Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 23

 

 

I. Аннотация к дисциплине

 

Рабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2016г. № 7.

Изучение дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» ориентировано на получение студентами базовых знаний о принципах организации и способах функционирования корпоративных форм бизнеса в условиях современных институтов; механизмы управления корпорацией по социальным целям.

Объектом изучения выступают социально важные характеристики ведения бизнеса в современном обществе, его этические, экономические, социальные и экологические последствия. Методической особенностью данного курса является проблемно-диалогический подход в обучении.

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Корпоративная социальная ответственность» включена в учебные планы по программам подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 Менеджмент, входит в базовую часть Блока 1.

Для изучения дисциплины требуются знания и навыки обучающихся по дисциплинам: «Правоведение», «Управление человеческими ресурсами».

Знания по дисциплине могут использоваться при изучении дисциплин «Оценка стоимости бизнеса», «Проектный менеджмент».

 

Дисциплина изучается на 4 курсе в 7 семестре.

 

Цель и задачи дисциплины.

Целью изучения дисциплины является приобретение студентами бакалавриата представлений об этических, экономических, социальных и экологических последствиях бизнеса, формирование базовой системы знаний в сфере социальных проблем и социальных характеристик ведения бизнеса в современном обществе, а также формирование практических навыков в области применения методик по разрешению конкретных социальных проблем организации посредством принятия и реализации управленческих решений.

К задачам дисциплины относятся:

· ознакомление с базовыми принципами организации и способами функционирования корпоративных форм бизнеса в условиях современных институтов;

· ознакомление со стратегическими предпосылками корпоративной социальной ответственности;

· ознакомление с распределением функций, полномочий и ответственности между руководством, кадровой службой и руководителями подразделений организации в сфере КСО;

· изучение механизма управления корпорацией по социальным целям;

· изучение механизма взаимодействия персонального менеджмента с другими подразделениями организации и внешними контрагентами в сфере КСО;

· изучение преимуществ и недостатков различных стратегических подходов к организации деятельности современной организации по данному направлению;

· формирование навыков применения инструментов КСО.

II. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и общепрофессиональных (ОПК) компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата).

 

Результаты освоения ООП (содержание компетенций) Код компе-тенции Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Формы образовательной деятельности, способствующие формированию и развитию компетенции
Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ОК-5 Знать: · теоретические основы принятия управленческих решений при решении социальных проблем организации (З1); · основные практические подходы к использованию положений социальной корпоративной ответственности при разработке стратегии (З2). · теоретические основы социальных инвестиций (З3);   Уметь: · анализировать программы корпоративной социальной ответственности с учетом особенностей конкретной организации и ее стратегии УЧР (У1); · анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию (У2); · разрабатывать программы социального инвестирования (У3);   Владеть: · навыками анализа экологической, экономической и узкосоциальной ответственности (В1); · навыками применения логики RADAR (В2); · навыками организации взаимодействия между руководством, кадровой службой и руководителями подразделений организации, а также организациями гражданского общества с позиций КСР в рамках стратегии развития человеческих ресурсов (В3). Контактная работа: Лекции Практические занятия Самостоятельная работа  
Способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия ОПК-3 Знать: · основы генезиса концепции корпоративной социальной ответственности (З4); · формы социальной ответственности и виды социальных программ (З5) · основные направления интегрирования КСО в теорию и практику стратегического управления (З6); · происхождение, исторические и региональные особенности этики бизнеса (З7); · основные способы достижения социальных целей на различных организационных уровнях (З8). · роль и значение основных международных документов при принятии управленческих решений относительно КСО (З9);   Уметь: · оценивать эффективность социального инвестирования (У4); · диагностировать этические проблемы в организации при построении организационной стратегии, посредством концепции КСО (У5); · идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции КСО (У6); · собирать исходную информацию для принятия управленческих решений с использованием формализованных и неформальных методов (У7); · учитывать особенности этики бизнеса в различных этнических, религиозных, корпоративных и др. культурах (У8); · анализировать социально значимые проблемы и процессы и применять основные методы оценки социальных последствий деятельности организации на основе альтернативного выбора (У9);   Владеть: · навыками оценки эффективности реализации социальных целей организации (В4); · навыками разработки механизма управления стратегией УЧР по социальным целям (В5); · навыками разработки внешней и внутренней политики социальной ответственности организации, формирования системы социальной ответственности (В6). · навыками анализа социально значимых проблем и процессов и предупреждения нарушений социальных прав граждан (В7); · навыками сбора и анализа эмпирических данных о социальных проблемах, в том числе использования правовой статистики (В8); · навыками формирования и поддержания этичного климата в организации, посредством принципов социальной ответственности (В9). Контактная работа: Лекции Практические занятия Самостоятельная работа  

 

III. Тематический план

Наименование тем

Коды формируемых
компетенций


Самостоятельная работа обучающихся

Форма ТКУ

Форма ПА / балл

Лекции

Активные занятия

Интерактивные занятия

Семинары

Практикум по решению задач

Ситуационный практикум  (кейс-стади) Мастер-класс Лабораторный практикум Тренинг Дидактическая игра

Очная форма

Тема 1. Сущность и исторические аспекты корпоративной социальной ответственности. Социальная ответственность бизнеса. ОК-5 (З1, У1, В1, В3) ОПК-3 (З4, З5, У6, В6) 4

2

2

         

10

КЗ: КВ по теме 1 /10 Д по теме 1 /10 ПЗ по теме 1 /12 СРС: Э по теме 1 /20 ТЗ по теме 1 /3 Тема 2. Этика бизнеса. ОПК-3 (З7, У5, У7, У8, В7, В9) 4           10 КЗ: КВ по теме 2 /10 Д по теме 2 /10 ПЗ по теме 2 /6 СРС: Э по теме 2 /20 ТЗ по теме 2 /3 Тема 3. Социальные инвестиции как основная форма проявления корпоративной социальной ответственности ОК-5 (З3, У3, ОПК-3 (З6, У4, В4, В5   3 2

3

          10 КЗ: КВ по теме 3 /10 Д по теме 3 /10 ПЗ по теме 3 /6 СРС: Э по теме 3 /20 ТЗ по теме 3 /3 Тема 4. Социальные стандарты и индексы, социальный аудит в КСО. Социальная отчетность бизнеса ОК-5 (З2, У2, В2) ОПК-3 (З8, З9, У9, В8) 4 2         2 12 КЗ: В по теме 4 /10 Д по теме 4 /10 ДИ по теме 4 /12 ПЗ по теме 4 /12 СРС: Э по теме 4 /20 ТЗ по теме 4 /3

Всего:

15 6 5 2 42 100

Контроль, час

2

Зачет

Объем дисциплины (в академических часах)

72

Объем дисциплины (в зачетных единицах)

2

 

 

IV. Содержание дисциплины

Тема 2. Этика бизнеса.

Порталы

1. Тематический портал - подборка информации для менеджеров по персоналу. http://www.hrm.ru 2. Тематический портал - новости в сфере КСО. http://www.socotvet.ru 3. Тематический портал - новости в сфере КСО. http://www.rspp.ru 4. Тематический портал – социальная отчетность. http://www.globalreporting.org 5. Тематический портал – социальная отчетность. http://www.accountability.org.uk 6. Сайт журнала «Управление персоналом». http://www.top-personal.ru 7. Сайт журнала «Кадровое дело». http://www.kdelo.ru 8. Тематический портал - новости в сфере КСО. http://www.politcom.ru

VIII. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя:

·  учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования;

· мебель аудиторная (столы, стулья, доска аудиторная), стол преподавателя, стул преподавателя, персональный компьютер, мультимедийное оборудование (проектор, экран), наглядные пособия;

· помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

 

IX. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине , в том числе комплект лицензионного программного обеспечения, электронно-библиотечные системы, современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы

 

Обучающиеся обеспечены доступом к электронной информационно-образовательной среде Университета из любой точки, в которой имеется доступ к сети «Интернет», как на территории организации, так и вне ее.

При проведении образовательного процесса по дисциплине необходимо наличие:

лицензионное программное обеспечение:

· Microsoft Windows 7 pro АКТ №170000997VR от 20 сентября 2017 в соответствии с условиями договора №61020926 от 26 сентября 2016 г.;

· Операционная система Microsoft Windows 10 pro - АКТ №170000997VR от 20 сентября 2017 в соответствии с условиями договора №61020926 от 26 сентября 2016 г.;

· Операционная система Microsoft Windows Server 2012 R2 - АКТ №170000997VR от 20 сентября 2017 в соответствии с условиями договора №61020926 от 26 сентября 2016 г.;

· Программное обеспечение Microsoft Office Professional 13- АКТ №170000997VR от 20 сентября 2017 в соответствии с условиями договора №61020926 от 26 сентября 2016 г.;

· Программное обеспечение Microsoft Office Professional 16 - АКТ №170000997VR от 20 сентября 2017 в соответствии с условиями договора №61020926 от 26 сентября 2016 г.;

· Комплексная Система Антивирусной Защиты Kaspersky Total Security для бизнеса Russian Edition. 25-49 Node 1 year Educational License – АКТ предоставления прав №Tr008692 от 02.02.2018;

электронно-библиотечная система:

· Электронная библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека ONLINE» http://biblioclub.ru/ Договор №131-05/17 от 15.05.2017г. (срок действия 01.06.2017-31.08.2018)

современные профессиональные баз данных:

·  Официальный интернет-портал базы данных правовой информации http://pravo.gov.ru.

· Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru.

информационные справочные системы:

· Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования http://fgosvo.ru.

· Компьютерная справочная правовая система «КонсультантПлюс» - договор об информационной поддержке от 01.01.2015. (Договор оказания информационных услуг № 22649/П от 01.01.2015г. , дополнительное соглашение от 26.05.2017г.).

 

X. Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

Промежуточная аттестация по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность» проводится в форме зачета.

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Компетенции Начальный этап Основной этап Завершающий этап
ОК-5 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Правоведение Психология Мировая экономика   Деловой имидж Психология деловых отношений Страхование Развитие креативности Лидерство Корпоративная социальная ответственность Психология власти Бизнес и политика Трудовое право  
ОПК-3 Способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия Теория менеджмента Управление человеческими ресурсами Управление собственным бизнесом   Трудовое право Научная организация труда персонала Корпоративная социальная ответственность Конкурентоспособный стартап Основы коммерческой деятельности

 

Тема 1.

1. Сущность КСО.

2. Предмет КСО.

3. Содержание КСО.

4. Истоки появления КСО.

5. Этапы развития КСО.

6. Основные сферы проявления КСО.

7. Современные тенденции развития КСО.

8. Социальная система.

9. Типы социальных программ.

10. Инструменты реализации социальных программ.

11. Понятие социальной ответственности бизнеса.

12. Подходы к пониманию сущности социальной ответственности бизнеса.

13. Внутренняя социальная ответственность бизнеса.

14. Внешняя социальная ответственность бизнеса.

15. Мотивы социальной ответственности бизнеса.

16. Перечень мотивов социальной ответственности бизнеса.

17. Современная концепция социальной ответственности бизнеса.

18. Основные направления социальной ответственности компаний.

19. Приведите пример социальной ответственности бизнеса.

20. Корпоративная социальная ответственность.

 

Типовая дидактическая игра

Тема/проблема: проведение анализа стейкхолдеров.

Концепция игры: Студенты производят анализ стейкхолдеров, принимают на себя роли основных внутренних и внешних стейкхолдеров и согласуют между собой решение социальной проблемы.

Задачи участников игры:

· произвести анализ и выявить ключевых стейкхолдеров.

· сформулировать цели, интересы и ресурсы каждого выбранного стейкхолдера.

· согласовать общий проект социальной программы, учитывающий интересы стейкхолдеров.

 

Результатом работы группы выступает «Проект социальной программы», а также «Отзыв на социальную программу» каждого из игроков, содержащий аргументированную позицию его стейкхолдера по данной программе.

 

Типовые темы эссе:

1. Корпоративная социальная ответственность: роль в создании положительного имиджа и деловой репутации компании.

2. Социально ответственное поведение как основа развития современной компании.

3. Пути и проблемы повышения социальной ответственности российских компаний.

4. Общественные ожидания от социально ответственной компании.

5. Корпоративная социальная ответственность как фактор роста стоимости компании.

6. Преимущества КСО для бизнеса.

7. Необходимость взаимодействия государства и бизнеса в обеспечении социально ответственного поведения и выполнения социальных обязательств.

8. Организация эффективной системы социальной ответственности в России.

9. Этика бизнеса: российский аспект.

10. Этика бизнеса: международный аспект.

11. Этические нормы в поведении руководителя.

12. Основные инструменты реализации социальных программ.

13. Мотивы социальной ответственности бизнеса.

14. Развитие этики бизнеса в России.

15. Виды социальных программ.

16. Формирование этических норм бизнеса в России.

17. Благотворительные фонды и их влияние на общественное мнение.

18. Роль социального инвестирования в региональном развитии.

19. Внедрение международного стандарта ISO и усиление конкурентных преимуществ компании.

20. Социальная отчетность как инструмент КСО.

21. Социальный аудит как инструмент КСО.

Типовые темы докладов:

1. Теоретические основы корпоративной социальной политики: определение, основные принципы, подходы.

2. Корпоративная социальная ответственность: концепция в развитии.

3. Модель корпоративной социальной деятельности.

4. Модели корпоративной социальной ответственности: современные подходы.

5. Разработка и применение систем рейтинговых оценок деловой репутации на основе социально ответственного поведения.

6. Оценка эффективности корпоративной социальной ответственности в компании

7. Показатели социальной ответственности перед работниками

8. Показатели социальной ответственности перед окружающим сообществом.

9. Показатели экологической ответственности.

10. Показатели (узко)социальной ответственности.

11. Новые технологии решений социальных проблем на корпоративном уровне

12. Социальное инвестирование в корпорациях: сущность, возможности и факторы эффективности.

13. Анализ систем социального инвестирования в корпорациях: российский и зарубежный опыт.

14. Организационно-управленческий механизм социального инвестирования.

15. Социальные стратегические альянсы в современной экономике.

16. Соблюдение стандартов КСО и требований по представлению социальной отчетности.

17. Принципы и примеры внедрения КСО в маркетинговые стратегии: принцип бизнес-этики, правдивость рекламы, предложение специальных этических продуктов или услуг, вторичная переработка.

18. Охрана окружающей среды — производство «зеленых» продуктов.

19. Создание структур, соответствующих этическим принципам.

20. Управление социальной ответственностью бизнеса в условиях реализации приоритетных программ российских компаний

21. Развитие персонала и профессиональная подготовка

22. . Охрана здоровья персонала.

23. Корпоративное пенсионное обеспечение.

24. Корпоративные жилищные программы.

25. Спонсорство и благотворительность как инструменты формирования деловой репутации на принципах корпоративной социальной ответственности

26. Влияние государства на реализацию принципов корпоративной социальной ответственности

27. Роль государства в формировании программ корпоративной социальной ответственности.

28. Эффективность реализации концепции социальной ответственности для предприятия.

29. Ответственное поведение бизнеса.

30. Современная концепция социальной ответственности бизнеса.

31. Стипендиальная программа как социальные инвестиции.

32. Управление корпоративными социальными программами.

33. Пожертвования сотрудников как модель социальной ответственности бизнеса.

34. Социальные инвестиции бизнеса.

35. Социальная отчетность и ее влияние на развитие бизнеса.

36. Технология реализации программ частных пожертвований.

37. Корпоративный кодекс и его влияние на бизнес.

38. Инвестиционный проект как объект социального управления.

39. Социальные инвестиции как особый вид вложения средств.

40. Особенности инновационных социальных инвестиций.

41. Основные отличительные особенности социальных инвестиций от традиционных финансовых инвестиций.

42. Эволюция международных стандартов КСО.

43. Внедрение международных стандартов российскими компаниями.

Типовое тестовое задание для самостоятельной работы по теме 1.

1. Социальная политика современной организации включает …

а) финансирование науки, образования, культуры, здравоохранения

б) сокращение расходной части бюджета организации

в) выплату бонусов топ-менеджерам

г) маркетинговую деятельность и рекламу

2. Реализуя социальную ответственность, организации должны действовать …а) осуществляя защиту среды обитанияб) реализуя маркетинговую деятельностьв) с целью максимизации прибыли

3. Понятие «корпорация» в современной российской экономике трактуется как …

а) совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели, которая является юридическим лицом

б) объединенная группа, круг лиц одной профессии, одного сословия

в) форма организационной предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму

 

4. В научной среде активная разработка теоретико-методологических подходов к пониманию КСО начинается …

а) во второй половине ХХ в.

б) в начале ХХ в.

в) в начале ХХI в.

 

5. Теория, которая гласит, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни людей, называется теорией …

а) корпоративного эгоизма

б) ответственного поведения

в) социальной ответственности

г) благотворительности

 

6. Концепция социально ответственного бизнеса включает в себя …

а) членство в различных предпринимательских и общественных ассоциациях и союзах

б) соблюдение трудового законодательства

в) налогообложение корпораций

г) теории корпоративного альтруизма и корпоративного эгоизма

 

7. Социальная ответственность бизнеса проявляется путем …

а) уплаты налогов в фонд медицинского страхования

б) формирования премиального фонда

в) своевременной выплаты заработной платы работникам

г) социально ориентированной политики в отношении сотрудников корпорации

 

8. Теория, традиционно подчеркивающая, что единственная ответственность бизнеса – увеличение прибыли для своих акционеров, – это теория …

а) корпоративного эгоизма

б) корпоративного альтруизма

в) ответственного поведения

г) социальной ответственности

д) благотворительности

 

9. Форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и совместных партнерских социальных программ, направленных на повышение уровня жизни различных слоев общества, называется …

а) корпоративным фондом

б) социальными инвестициями

в) спонсорством

г) денежными грантами

д) социально значимым маркетингом

 

10. Теория, утверждающая, что социальная ответственность бизнеса – это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли, называется теорией …

а) корпоративного эгоизма

б) корпоративного альтруизма

в) ответственного поведения

г) социальной ответственности

д) разумного эгоизма

е) благотворительности

Типовое практическое задание

Задание по теме 1

Задание 1

Известно, что не существует единого общемирового определения Корпоративной социальной ответственности. Изучите различные определения корпоративной социальной ответственности (по материалам пособия и дополнительных источников), сведите полученную информацию в таблицу.

В качестве вывода, после таблицы, приведите то определение, которые Вы лично считаете наиболее ёмким.

Классификация определений КСО

№ п/п Базовая концепция Определение КСО
1 Корпоративный эгоизм Business for Social Responsibility: взаимосвязанный набор политик, практики и программ, которые интегрированы в процесс бизнеса, цепочки поставок, процедуры принятия решений на всех уровнях компании.
2 Корпоративный альтруизм Европейская комиссия: добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды.
3 Разумный эгоизм 1) Объединение корпораций США: достижение коммерческого успеха способами, основанными на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде. 2) Л. Холм, Р. Уаттс: постоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время улучшая качество жизни своих работников и их семей, как и общества в целом. 3) Европейский союз: компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес операции и их взаимоотношение со всем кругом связанных с компанией организаций и людей. 4) Кривоносов А.Д.: формирование эффективной системы коммуникаций социального субъекта с его общественностью, обеспечивающей оптимизацию социальных взаимодействий со значимыми для него сегментами среды.

Задание 2.

В прошлом году организация «Икс» получила приз «Хрустальную сову» на конкурсе «Предприятие года». Награду компании дали потому, что директор заплатил организаторам «липового» конкурса немаленькие деньги. При этом, по словам HR-директора компании «Икс», зарплаты у сотрудников ниже рыночных, и условия труда оставляют желать лучшего.

«Награда», присуждение которой было объявлено при всем честном народе, пропиарено в корпоративной газете, у персонала не вызвала восторга и трудового энтузиазма. Как и следовало ожидать, сотрудники стали еще хуже работать, принялись с удвоенным рвением опаздывать и прогуливать. Участились случаи появления в офисе персонала в нетрезвом виде, выросло количество претензий от заказчиков.

HR-директор расценивает действия руководства как попытку «пустить пыль в глаза». По его мнению, награда должна быть заслуженной, только тогда она сыграет свою положительную роль. Те, у кого компания как бы «выиграла» данный приз, на взгляд HR-директора, действительно лидеры рынка, с них можно брать пример.

В результате получилась очень двусмысленная ситуация: «Икс» с численностью 250 человек, которую никто не знает, становится предприятием года. А действительно признанный лидер, организация, где работает 5000 сотрудников, пол-очка не дотянула до первого места в конкурсе. Последняя поучаствовать в конкурсе согласилась в расчете на объективные критерии, поскольку была уверена в своих преимуществах, и платить за награду отказалась.

Предприятие «Икс» объективно никогда не заняло бы первого места. Как признался HR-директор, в компании высокая текучесть кадров, оклады ниже средних по рынку, задержки выплат, плохие условия труда и т.д. Но руководство согласилось оплатить первое место. Во время церемонии награждения в зале стоял такой свист, что выходить на сцену за «Хрустальной совой» было стыдно.

В этом году компанию «Икс» снова приглашают принять участие в том же самом конкурсе. Руководство обеими руками за, только HR-директор против, но при этом не знает, как донести до управленческого звена мысль, что награды не покупаются, а «липовые» призы ни к чему хорошему не приведут. Жюри конкурса состоит из независимых консультантов, чьи имена даже в Интернете сложно найти.

Как HR-директору убедить руководство не участвовать в конкурсе? Какие меры можно принять, чтобы улучшить внутреннюю среду компании и положение на рынке?

 

Типовые задания для проведения промежуточной аттестации обучающихся

Промежуточная аттестация по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность» проводится в форме зачета.

Задания 1 типа

Теоретический вопрос на знание базовых понятий предметной области дисциплины, а также позволяющий оценить степень владения обучающимся принципами предметной области дисциплины, понимание их особенностей и взаимосвязи между ними.

1. Раскройте понятия «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная социальная восприимчивость», «корпоративная социальная деятельность». Этапы развития КСО.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (З4, З5, З6))

 

2. Качество трудовой жизни и удовлетворенность трудом.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (З1))

 

3. Социальная политика государства и ее влияние на организацию.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (38))

 

4. Система социальной защиты населения.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (38))

 

5. Система социального партнерства.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (З2), ОПК-3 (З5))

 

6. Коллективный договор: сущность, функции, структура.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (З1); ОПК-3 (З5))

 

7. Основные задачи и направления социальной политики организации.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (З1, З2); ОПК-3 (З5))

 

8. Подходы к пониманию сущности социальной ответственности бизнеса. Внутренняя и внешняя социальная ответственность бизнеса.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (З4, З5, З6))

 

9. Раскройте содержание основных моделей КСО: С. Вартика и Ф. Кохрена, Д. Вуда, Д. Свансона.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (З4, З5, З6))

 

10. Типы социальных программ. Инструменты реализации социальных программ.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (З5))

 

11. Понятие и сущность социальных инвестиций. Отличие инвестиций от капиталовложений. Приоритетные области и классификация социальных инвестиций.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (З3))

 

12. Основные отличия понятий «этика», «мораль» и «этика бизнеса».

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (37))

 

13. Основные международные стандарты КСО.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (39))

 

14. Раскройте сущность и основные положения концепции корпоративного эгоизма М.Фридмана.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (З4, З5, З6))

 

15. Модели взаимодействия власти и бизнеса. Классификация социальной активности компаний в местном сообществе/ на территориях присутствия компаний.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (З2); ОПК-3 (З5, З6, 38))

 

16. Роль спонсорства и благотворительности как инструментов формирования деловой репутации.

17.(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (З5))

 

18. Модели государственных политик в области КСО в ЕС.

19.(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (39))

 

20. Сущность и методология социального аудита.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (З1, З2); ОПК-3 (З6, 39))

 

21. Основные международные стандарты КСО.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (39))

 

22. Типы социальных программ.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (З5))

 

23. Инструменты реализации социальных программ.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (З5))

 

24. Основные направления социальной ответственности компаний.

25.(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (З4, З5, З6))

 

26. Эффективность социального инвестирования.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (З3)))

 

27. Приоритетные области социального инвестирования.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (З3)))

 

28. Классификация социальных инвестиций по целям инвестирования.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (З3)))

 

Задания 2 типа.

Задание на анализ ситуации из предметной области дисциплины и выявление способности обучающегося выбирать и применять соответствующие принципы и методы решения практических проблем, близких к профессиональной деятельности:

1. Перечислите основные проблемы чаще всего возникающие при реализации КСО.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (У1, У2))

 

2. Перечислите экономические и социальные положительные и отрицательные эффекты реализации программ КСО.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (У3); ОПК-3 (У4))

 

3. Раскройте понятие «Мотивы социальной ответственности бизнеса».

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (У3); ОПК-3 (У4))

 

4. Этические нормы в поведении руководителя.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (У8))

 

5. Дайте характеристику моделей корпоративной социальной ответственности (американской, европейской, азиатской и пр.)

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (У1, У2, У3))

 

6. Структура управления КСО в зарубежных компания, функции менеджеров по КСО.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (У1, У2, У3))

 

7. Цели и структура социального отчета компании.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (У1, У2, У3))

 

8. Классификация документов, определяющих и регламентирующих КСО.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (У1, У2, У3))

 

9. Значение и сферы применения логики RADAR.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (У5, У6, У9))

 

10. Основные подходы к концепции корпоративной устойчивости. Критерии корпоративной устойчивости.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (У1, У2, У3))

 

11. Сформируйте профиль компетенций специалиста по КСО.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (У5, У6, У9))

 

12. Идеология и принципы социального предпринимательства: сущность и примеры.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (У1, У2, У3))

 

13. Раскройте сущность стратегической и реагирующей КСО (М. Портер и М. Крейнер).

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (У2); ОПК-3 (У6, У7, У9))

 

14. Современные методики социального аудита. Методика SmithOBrien.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (У2); ОПК-3 (У6, У7, У9))

 

15. Аудит корпоративной ответственности (CRA).

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (У2); ОПК-3 (У6, У7, У9))

 

16. Классификация документов, определяющих и регламентирующих КСО.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (У2); ОПК-3 (У6, У7, У9))

 

17. Основные факторы, обуславливающие необходимость проведения социального аудита.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (У5, У6, У9))

 

18. Гуманитарная экспертиза.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (У5, У6, У9))

 

19. Специфика и методика проведения социального аудита в РФ.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (У5, У6, У9))

 

20. Индекс и рейтинг КСО: практическая значимость для современных организаций.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (У2); ОПК-3 (У6, У7, У9))

 

21. Социально-психологический климат как фактор социальной среды организации.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (У1, У2))

 

22. Социальная защита работников как фактор социального развития.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (У1, У2))

 

23. Социальная инфраструктура как фактор социальной среды организации.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (У6, У7, У9))

 

24. Социальная служба организации: функции, задачи, структура.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (У6, У7, У9))

 

25. Сущность социального планирования в организации.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (У6, У7, У9))

 

Задания 3 типа.

Задание на анализ ситуации из предметной области дисциплины и выявление способности студента выбирать и применять соответствующие принципы и методы решения практических проблем, близких к профессиональной деятельности

1. Можно ли утверждать, что проблемы реализации КСО всегда можно решать автономно от других проблем организации? Почему? Аргументируйте свою точку зрения примерами.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (В4, В5, В7, В8))

 

2. Какие шаги необходимо предпринять руководителю в целях успешной подготовки своей компании к разработке и реализации КСО?

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В3); ОПК-3 (В6))

 

3. Перечислите с примерами и пояснениями основные показатели по разделам, включаемые в социальный отчет.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В1, В2))

 

4. Положения и применение этического кодекса предпринимателя.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (В7, В8, В9))

 

5. Перечислите конкурентные преимущества компаний, внедривших международные стандарты.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (В4, В5, В7, В8))

 

6. Благотворительные фонды и их влияние на общественное мнение.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (В7, В8, В9))

 

7. Корпоративный кодекс: структура и влияние на бизнес.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (В7, В8, В9))

 

8. Матрица социальных интересов российского бизнеса.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (В7, В8, В9))

 

9. Структура управления и механизм функционирования Фондов местных сообществ в России.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В2); ОПК-3 (В4, В7))

 

10. Приведите примеры фондовых индексов устойчивого развития, рейтингов КСО компаний.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В1, В2))

 

11. Раскройте на примерах связь КСО с прозрачностью ведения бизнеса, диалогом с заинтересованными сторонами и социальной отчетностью

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В1, В2))

 

12. Перечислите конкурентные преимущества компаний, внедривших международные стандарты.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В1, В2))

 

13. Докажите на примере, что существует определенная взаимосвязь экономических результатов и социального развития организации.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (В4, В5, В7, В8))

 

14. Приведите примеры ситуаций, когда социальное партнерство в области условий труда выгодно как для наемного работника, так и для работодателя.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОПК-3 (В4, В5, В7, В8))

 

15. Приведите примеры ситуаций, когда социальное партнерство в области экологии выгодно как для компании, так и для общества.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В1, В2))

 

16. Приведите примеры ситуаций, когда социальная политика организации является инструментом для привлечения, удержания и развития работников.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В1, В2))

 

17. Приведите типовую структуру социального отчета организации и заполните ее показателями деятельности по важнейшим элементам, пояснив их влияние на деятельность организации.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В1, В2))

 

18. Докажите, что составление социального нефинансового отчета есть элемент внутреннего PR организации.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В1, В2))

 

19. Приведите примеры организаций или ситуаций, в которых сильная, положительная организационная культура является одним из факторов повышения качества трудовой жизни работников.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В1, В2))

 

20. Как вы считаете, почему так необходима государственная поддержка развития корпоративной социальной ответственности? Сформулируйте, что на ваш взгляд должно стать основной задачей органов государственной власти в данном процессе?

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В2); ОПК-3 (В4, В7))

 

21. В форме таблицы перечислите конкретные преимущества использования корпоративной социальной ответственности для компании, как они проявляются? По одному (любому, на выбор) пункту таблицы приведите конкретный пример из практики.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В2); ОПК-3 (В4, В7))

 

22. Чем социальная ответственность отличается от юридической? Ответ проиллюстрируйте примерами.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В1, В2))

 

23. На конкретном примере раскройте механизм взаимодействия бизнеса с местным сообществом.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В2); ОПК-3 (В4, В7))

 

24. На конкретном примере раскройте специфику работы социальных фондов и механизм эндаумента.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В2); ОПК-3 (В4, В7))

 

25. На примерах разъясните взаимосвязь и взаимодействие корпоративной благотворительности и общественных организаций.

(Оцениваемые компетенции и их части: ОК-5 (В2); ОПК-3 (В4, В7))

 

 

 

Кафедра Управления человеческими ресурсами

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор,

Кандидат экономических наук

___________________

А.И. Васильев

«___»________________2014г.

(в редакции №1 от 31.08.2015г.;

в редакции №2 от 31.08.2016г.;

В редакции №3 от 31.08.2017г.)

Рабочая программа дисциплины

«Корпоративная социальная ответственность»

Направление подготовки: 38.03.02 Менеджмент

Профиль подготовки: Управление проектами

Квалификация выпускника: Бакалавр

Форма обучения: очная

Обсуждено

на заседании кафедры

Дата: 2019-02-25, просмотров: 263.