Греческая скульптура VI в. до н.э. (изображения богов, куросы, коры)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Зрелая архаика (580 – 530 гг.)

Поздняя архаика (530 -490 гг.)

Куросы:

• Аттический курос:

Деление тела на 3 зоны. Передача движения – чисто механически обозначено. Принцип постепенного уменьшения (пропорции). Потеря монолитности. Нет проработки деталей тела, выделены колени, мышцы, грудь, позвоночник. Стремление понять механику челов-го тела и его движения.

• Аполлон Сунийский (крупнозернистый мрамор).

Рисунком выделены мышцы, ребра и суставы. Показательный памятник: итог и начало нового. Высечен из монолитной глыбы мрамора. Состояние покоя и тяжести. Стремление изобразить атлетически развитое тело (широкие плечи, узкая талия, сильные ноги). Активно явленная энергия пластического сочетания. Пласт-кое напряжение. Камень наполняется объемом.

• Аполлон Тенейский (ок. 560 г.) (Мюнхен, мрамор).

Курос «типа Воломандра». Объемность, при сохр. нек-рой упрощенности. Изменение пропорциональной сетки. Исчезает четкое деление на 3 зоны, более плавные пропорции. Постепенно возникает понимание отдельных частей тела, ее места. Стройность пропорций. Восприятие тектоники тела. Более стройные ноги. Пластическая изящность силуэта. Пропадает камнеподобность. Сохр. пафос грубой мощи, скелета тела. Исчезает монолитность. Уподобление куроса ордеру. Линия плеч перпенд. торсу, гл. оси – статичность.

• Курос с о. Мелос – сер. 6 в. – ионический. Волосы, проработка лица – внимание к деталям, тяга к орнаментальности.

• Курос из Анависоса (надгробие Кройса) – рубеж архаики и классики

Надгробный памятник на могиле воина. Шаг в сторону метрической достоверности пропорций. Изменение модуля, отход от общего принципа золотого сечения. Возможно, модуль – длина локтя. Мускулы даны условно, а не орнаментально. Показ движения чел-кого тела в прос-ве. Модульная сис-ма всегда учитывала высоту пьедестала. Дано диагональное движение, совмещено движение плеч и бедер. Нет симметрии правой и левой частей. Естественность в передаче пластики отд. частей тела. Постепенное оживание. Волосы – орнаментальны, одинаковы. Матовость фактуры. Внутренняя сдержанность, разумная воля. Идеал прекрасной доблести и благолепия.

• Курос из Пирея (бронза, ок. 480, рубеж).

Группа Птуон. Более стройные пропорции, каждая деталь, часть тела выполняла свою функцию. Нет ни одной подобной детали, нет симметричных эл-тов. Отсутствие принципа тождественности. Конец фронтальности. Жест, разрушающий общий абрис фигуры. Вторжение статуи в пространство. Исчезает ось. Руки на разных уровнях. Пластический, а не конструктивный хар-р тектоники. Круговой обход.

Коры:

• Богиня с гранатом (ок. 570г., мрамор)

Поиски объемного решения – через драпировки. Симметрия, механика, но уже – идея вертикального подъема (каннелюры, архитектоника). Предельная тежесть. Фабульность жеста. Костюм: юбка и верхняя накидка – разносоставность.

• Статуя Геры с о. Самос (ок. 560 г.).

Колоннообразная фигура. Круглый пьедестал – смена предстояния обходом.. тектоника, идея подъема и вертикали. Драпировки, складки. Столпообразный силуэт. От фактуры материала зависит пластика. От пластики зависит внутреннее состояние. Либо адорантка, либо сама богиня. Принципиальная статика.

• Кора в пеплосе (ок. 530 г.)

Из Персидского мусора. Выразительность силуэта и предельная обобщенность форм. Вотивные памятники. Руки кор – составные, сдержанный жест. Детали оформления лица и тела теряют симметричность. Ассиметрия волос – конец фронтальности. Принципиальная нетождественность элементов. Стремление передать внутреннее через внешнее. Идея пластического единства. Проявление объемности тела сквозь ниспадающие складки. Ощущение чистоты, душевной ясности. Тема юности. Идеальные, правильные черты. Нежная улыбка.

• «Задумчивая кора» (№ 674) (ок. 500 г.)

Большая детализация. Орнаментальность. Новое тектоническое решение. Вертикальные и горизонтальные ритмические решения, диагональ. Нет четкой геометрии – «овал». Пластическая лиричность. Нет жесткой дидактики. Плавное перетекание, предельная гибкость. Игра драпировок. Максимальное оживление образа. Статика как частный случай движения.

• Хиосская кора.

«Строгий стиль». Переход от архаики к классике. Круговой обход. Сквозь драпировки сквозит тело. Иллюзия шага. При полной статике. Волны драпировок. Состояние подвижного покоя. Лицо: постепенно исчезает архаическая улыбка, иная пластически-духовная конструкция.

Скульптурная группа:

• Клеобис и Битон (нач. 6 в.)

Тема статуарной группы. Мастер Полимед Аргосский. Прототип – курос. Ощущение зеркального подобия 2х фигур. Несколько осей: между ними и по центру каждой, 2 зеркала. Идентичность, копийность. Единст. объед-щий мотив – общий пьедестал.

• Всадник Рампена (Лувр – Акрополь).

• Мосхофор (ок. 560 г.)

Тонкая одежда – просвечивает тело. Напряжение мышц, тяжесть жертвы и сила человека. Предельная орнаментальность (волосы). Цветовое решение оч. смелое: теленок – синий, борода – зеленая, глаза – красные).????

4) Гармодий и Аристогитон – наст. скульп. группа, уже ранняя классика.

19. Греческий скульптурный рельеф в архаический период. а) Ранние фронтонные и метопные композиции (фронтон храма Артемиды на и. Корфу, Гекатомпедон на Афинском акрополе, сокровищница сифносцев в Дельфах).

Фронтонные и метопные композиции.

Обозначает принадлежность храма. Оформляет арх-ру. Изначальный синтез искусств.

• Храм Артемиды на о. Корфу.

Все фронтоны – единая тема. Иллюстрация на тему борьба Космоса и Хаоса. Конструкция мироздания через сложносочиненные программы.

Голова Медузы Горгоны – центр. Медуза в окружении леопардов. Руки Медузы простерты, под ними – Пегас и ее сын Крисанф. По бокам: «Сражение олимпийцев и титанов» и «Нападение титанов на олимпийцев». В углах – титаны. Многоуровневый универсум.

• Сокровищница сифносцев в Дельфах.

Послойная ком-ция, слои накладываются один на другой, не пересекаются, нет иллюзии пространства, зато появляется многофигурность.

3) Гекатомпедон на Афинском Акрополе.

б) Вотивный и надгробный рельеф в греческом искусстве VI в. до н.э.

Надгробия: 2 типа – дорические и ионические. В рельефе. Синтез арх-ного и скул-ного языков. Особая композиция. Вертикальная, прямоугольная стела. Всегда арх-но оформлена.Идея передачи особого состояния. Нейтральный фон. Низкий рельеф (надгробие, мир теней). Идея входа, оформление границы. Технология обработки мрамора: покойник – матовая пов-ть, живой – полировка. Тема памяти, гражданственность. Идея диалога – прощания, гражданский пафос. Тема героического и доблестного.

Ионические: жанровость, уход, тема встречи в дороге, передача какого-либо предмета. Элегическое настроение. Светотень, неровные фоны, более выпуклый.

Надпись – эпитафия.

1) Надгробная стела Аристиона (ок. 510 г., мрамор). Мастер Аристокл.

Пример аттической стелы. Воин в полном вооружении гоплита. Герой полиса, идеальный гражданин. Фигура идеально вписана в прямоугольный формат. Ощущение торжественной успокоенности. Героический пафос.

20. Греческая вазопись VI в. до н.э. Расцвет чернофигурного стиля (Клитий, ваза Франсуа).

- Чернофигурный стиль:

Рубеж 7-6 вв. – художественный образ начинает освобождаться от орнаментальных одежд, приобретать конкретность реальных контуров. Возросший интерес к сюжетным изображениям, желание художника больше рассказать, сильнее взволновать и ярче выразить ту или иную идею заставили вазописцев отойти от орнаментальности 7 в.

Ранние чернофигурные росписи Коринфа – Кратер «Сцена отравления царя Амфиарая»: большая графическая выразительность, силуэты фигур – драматизм ситуации и характер персонажей (мужественный А, зловещая фигура жены и скорбящий старец). Между основными фигурами – мелкие, но тшательные изображения птиц, змей и т.д. (орнаментальность).

Килик с росписью «Возвращение с битвы» (сер. 6 в., Берлин) – из Южной Греции, суровей и жестче. Декоративность отодвинута на второй план сюжетом, силуэтность фигур не смягчена белой краской, процарапанные, обозначающие мышцы линии не гибкие, а жесткие. Гоплиты подобны архаических куросам.

Иония: «Килик с изображение птицелова» - лирическая тематика, гибкие и грациозные линии. Орнаментальность (деревья, ветки). Плавные, певучие линии веток. Хорошо вписаны в круг.

Аттика: к началу 6 в. чернофигурный стиль окончательно изжил ориетализирующий. В основу сис-мы положен простой контраст темных силуэтов и светлого фона, кот. оживляется пятнами белой и пурпурной краски. Темная глазурь – металлический блеск. Тон глины – тепло-коричневый оттенок. Из дек-ции изгоняется все пестрое и лишнее, нет стремления заполнить пустые места между фигурами. Орнамент – второстепенная роль, подчеркивает конструктивное членение сосуда. Мотивы орнамента: абстрактный, тектонический характер. Осн. интерес – человеческая фигура, действие, сюжет. Хаар-ны темы охоты, битвы, подвигов миф-ких героев. Любимый герой ч/ф стиля – Дионис. Окончательно оформился в Афинах. Расцвет: сер. 6 в., в творчестве Амазиса и Эксекия. Господство сюжета, в осн. мифологического, цент. композиция. Лиричность и героика.

1) «Ваза Франсуа» Клития (ок. 560 г. до н.э., Флоренция). (Клитий – родоначальник настоящего чернофигурного стиля в Афинах). Кратер.

6 регистров – древнегреческие мифы. Горло – охота на Калидонского вепря, игры в честь Патрокла. Центральная ком-ция – свадьба Пелея и Фетиды, под ней – Ахилл, убивающий Троила. Ручка – богиня зверей и Аякс, выносящий тело Ахилла с боя. Узкая полоса внизу: битва пигмеев с журавлями.

Широкий, несколько тяжеловесный по формам кратер. Тонкость рисунка. Множество жанровых подробностей. Угловатость и графичность рисунка. Чрезмерная пространность рассказа. Ширина верхних и нижний фризов уменьшается по сравнению с центральным. Самые значительные образы – в средней композиции, менее важные – вверху или внизу. Показана бурная, кипучая жизнь людей. Энергичное движение.

21. Греческая чернофигурная вазопись 2 половины VI в. до н.э. (Экзекий, Мюнхенский килик, Ватиканская амфора); другие мастера этого периода

Амазис – восточное происхождение, стиль более архаичен. Рисунок – бездеятельность и неподвижность, чисто декоративное равновесие стоящих фигур. Композиции строго подчинены сферической поверхности сосуда и воздействуют, главным образом, своим орнаментальным ритмом. «Амфора с изображение Диониса и двух менад» .

Эксекий соединяет тонкость деталей с обобщенным размахом целого. Композиция: впервые идея самостоятельного, законченного произведения. Свойственна драматичность и психологизм.

• Амфора с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости (сер. 6 в., Ватикан).

Сокращенная композиция, ничего лишнего. в центре – столик с игрой, над ним склонились фигуры героев, к нему устремлены взгляды, руки, к столику сведены древки копий, здесь вершится их судьба, боги предрешают трагический исход. Такие сюжеты говорят о силе божественного предопределения, назидательный смысл. Полная свобода композиционного ритма: пустое пространство в центре композиции и тонкий контраст копий – у Аякса они помещены перед фигурой, у Ахилла – позади. Сходство, единообразие (например, в силуэтах), но нюансы (шлем).

С другой стороны – «Возвращение Диоскуров». Трогательные детали, вроде ласкающейся к хозяину собаки, замечательно тонко нарисованной лошадью (в центре). Складки одежды Тиндарея дают почувствовать тело.

• Килик с изображением Диониса (ок. 540 г. до н.э., Мюнхен).

На дне – изображение ладьи Диониса. На бортах – глаза Горгоны. Простота, точно найденные пропорции. Композиция иделаьно вписана в круг. Миф о превращении в дельфинов похитивших Диониса пиратов. Апофеоз победившего Диониса: зрелый муж с бородой и в короне. Линия – пунктир. Принцип эвритмии. 9 виноградных лоз – 9 дельфинов. Изогнутые очертания корабля соотносятся с упругими контурами окружающих его дельфинов. Ясная и четкая, свободная расстановка фигур подчинена строгому ритму Ритм – круг, замыкается на Дионисе. По обе стороны от ручки изображено по 3 героя в доспехах гоплитов, сражающиеся за тело павшего в бою.

• Мелкофигурные килики – по сис-ме росписи делятся на 2 типа: 1 тип – украшены 2мя фризами на тулове и по краю (вверху – фигурный, внизу – пальметты); 2 – фигурная роспись на тулове, край – черный лак. Внутри – и всех типов – круглое «клеймо» с многофигурной композицией (иногда просто лак и пустой кружок в центре). Хар-ны миниатюрные рисунки в полосе незакрашенной глины.

1 тип : Килик с изображением охотника и лани (Аттика, 540-530 гг. ГМИИ) – круг мастера «отставленных локтей».

Изысканно утонченный рисунок миниатюр. Роспись по краю. Изображен всадник, преследующий лань. Рисунок отличается удивительной тонкостью исполнения (массивные тела животных и тонкие ноги, шея лани – пурпур, у одного из коней – пурпурный хвост и белая грива, у другого – наоборот. Обнаженные хрупкие фигуры юношей. Нижний фриз – пальметты по сторонам от ручек.

2 тип: Килик с изображением оленя и козла (Аттика, тр.четв. 6 в. ГМИИ) – мастер Тлесон.

Роспись сосредоточена во фризе на уровне ручек, остальная часть покрыта лаком. 3хфигурные группы с каждой стороны килика, обрамленные вертикальными пальметтами. В центре – пасущийся олень, по сторонам от него – сфинксы, сидящие с поднятой передней лапой. С другой стороны – пасущийся козел, по сторонам – гуси с развернутыми крыльями. Четкий, очень тонкий рисунок, изящный и аккуратный (животные с вытянутыми туловищами и стройными конечностями)

Килик с изображением охотника и оленей (мастер Тлесон)

Глубокая, эхинообразная форма. Центральный фриз – животные (птица, лебедь, козел – связь с Артемидой, погребальным культом). Ритм: динамика, плавность. Восстановление гармонии. Бытовая сцена – на уровень сакрального изображения. Сюжет – знак, символ. Нет объема, пластики.

22. Греческая вазопись 2 половины VI в. до н.э. Зарождение краснофигурной техники. Первые крупные мастера – Евфроний, Евфимид. (Кратер с изображением битвы Геракла и Антея из Лувра).

- Краснофигурный стиль:

Переходный период – архаика:

В период поздней архаики – переход к к/ф стилю. Мастер Андокид: 2 росписи в разных техниках («Пир Геракла»). Чернофигурный – больше фигру, детали процарапаны, орнамент. Краснофигурный – акцент на главном, лаконичность, детали пером, естественнее позы, объемней и пластичней. + Геракл, похищающий из Аида Цербера.

Евфроний также работал в разных техниках. Пелика с изображением торговца оливковым маслом – чернофигурная. Пелика с изображением прилета ласточки (ок. 500 г.). Бытовые зарисовки далеки от жанровости, в них ощутими значительность смысла, стоящего за внешне простым силуэтом. Возвышенные сюжеты: «Борьба Геракла и Антея», «Тесей и Амфитрита»

Евфимид – эпические сцены. «Амфора с проводами Гектора» (нач. 5 в.) – ощущение возвышенности происходящего, в то же время – житейски проста, тепла обычными человеческими чувствами. Гармония.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 253.